Подготовила:
Учитель начальных классов
МБОУ лицея №3
Васькина В. С.
“Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”
Что, по мнению психологов, методистов, учителей называют игрой?
Игра - это форма непродуктивной деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. Я полагаю, что это определение раскрывает сущность игры, как таковой. В игре как в особом виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, т е она обеспечивает познание и усвоение самой действительности, способствует интеллектуальному, эмоциональному и нравственному развитию личности.
Планируя любые уроки не надо забывать, что хорошо бы использовать игру в процессе урока, так как игра дает возможность облекать познание мира в иные формы, не похожие на обычное обучение: здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответа, и новый взгляд на известные уже факты и явления, пополнение и расширение знаний, установление связей сходства и различия между отдельными событиями.
Следует напомнить, что игра способствует усвоению знаний не по необходимости, а по желанию самих учащихся и проходит не формально, а заинтересованно. Говорят, что учеба часто строится на принуждении и тогда игра воспринимается особенно радостно, а радость в свою очередь стимулирует расположение к учебному предмету, повышает интерес к нему. Ни в коем случае нельзя принуждать учащихся играть. Вследствие этого не будет ни интереса к игре, ни желаемого результата, ни удовольствия от игры. Внося игру в обычную повседневную учебную деятельность мы способствуем развитию интереса к самому учебному предмету, а также обогащаем учебную деятельность разнообразием новых форм и видов. Заинтересованность внешней стороной игровых явлений может перерасти в интерес к внутренней сути игровых явлений. А. С. Макаренко писал, что усилия, которые ученик делает в игре, плодотворны, что в игре незаметно для себя учащиеся вырабатывают навыки и умения, необходимые для данного предмета.
Игры помогают не только проявлять способности, но и совершенствовать их. В игре учащийся имеет возможность оценить себя на фоне других учеников. Оценивать самого себя - это важная способность человека. Недооценка своих способностей мешает человеку быть инициативным, решительным, энергичным. Игра как бы выдвигает новый критерий оценки. Ведь победителем чаще всего бывает не тот, кто больше знает, а тот кто, к тому же, умеет наблюдать, у кого развито воображение, быстрее и точнее умеет реагировать в игровой ситуации, не тот у кого хорошая память, а кто умеет с умом пользоваться своей памятью
Любая игра на уроках русского языка решает две главные задачи: мотивационную и собственно языковую: одной стороны, играющий решает языковые проблемы, выполняя вполне реальные действия; с другой стороны, ряд моментов этой деятельности носит театрализованный условный характер, что позволяет отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью, наказуемостью и дать волю фантазии, сняв барьеры страха, боязнь быть смешным, получить плохую отметку и т д.
Игра заставляет взаимодействовать весь коллектив. Она создает атмосферу уверенности, преодоления трудностей, соревнования, мобилизует творческие возможности учащихся, ведь каждый участник игры понимает, что от его ответа зависит не только личная отметка, но и победа команды. Следовательно, игра вырабатывает у учащегося чувство долга перед коллективом. Помните, игра в руках хорошего организатора превращается в действенное орудие как обучения, развития, так и воспитания, требуя от участников большого умственного напряжения и принося в то же время большое удовлетворение.
Игра – это “дитя труда”. Ребенок, наблюдая за деятельностью взрослых, переносит ее в игру. Играя, ребенок принимает на себя социальную функцию взрослого и воссоздает ее в своих действиях. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она стимулирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно представляют значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Не всякая игра имеет существенное образовательное и воспитательное значение, а лишь та, которая приобретает характер познавательной деятельности. Дидактическая игра обучающего характера сближает новую, познавательную деятельность ребенка с уже привычной для него, облегчая переход от игры к серьезной умственной работе.
По характеру познавательной деятельности дидактические игры можно отнести к следующим группам:
1. игры, требующие от детей исполнительной деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу.
2. игры, требующие воспроизведения действия. Они направлены на формирование вычислительных навыков и навыков правописания.
3. игры, с помощью которых дети изменяют примеры и задачи в другие, логически связанные с ним.
4. игры, включающие элементы поиска и творчества.
Указанная классификация дидактических игр не отражает всего их разнообразия, тем не менее она позволяет учителю ориентироваться в обилии игр. А также важно различать собственно дидактические игры и игровые приемы, использующиеся при обучении детей. По мере “вхождения” детей в новую для них деятельность – учебную – значение дидактических игр как способа обучения снижается, в то время как игровые приемы по-прежнему используются педагогом. Они нужны для привлечения внимания детей, снятия у них напряжения. Самое главное заключается в том, чтобы игра органически сочеталась с серьезным, напряженным трудом, чтобы игра не отвлекала от учения, а, наоборот, способствовала бы интенсификации умственной работы.
Дидактическая игра имеет определенную структуру. Структура – это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Можно выделить следующие структурные составляющие дидактические игры:
· дидактическая задача;
· игровые действия;
· правила игры;
· результат подведения итогов.
Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность.
Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла.
Игровые действия – основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направлению и по отношению к играющим.
Правила игры. Их содержание и направление обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.
Подведение итогов. Проводится сразу по окончанию игры. Это может быть подсчет очков, выявление детей, которые лучше выполнили игровые задания; определение команды – победительницы и так далее. Необходимо при этом отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.
При проведении игры необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи.
Таким образом, дидактическая игра – это игра только для ребенка. Для взрослого она – способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект. Цель дидактических игр - облегчить переход к учебе.
Дидактические игры очень хорошо уживаются с “серьезным” учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Я не считаю, что использование игровых ситуаций на уроке дает возможность учащимся овладеть знаниями “легко и счастливо”, легких путей в науке нет. Но считаю необходимым использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство детей испытали и осознали прилагательные стороны занятий, её возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей.
Примеры использования дидактических игр и игровых моментов на уроках в начальной школе.
Урок математики в первом классе.
Учитель. – Сегодня мы отправляемся в путешествие в страну… (дети читают:Пифагория). Отправимся мы на яхте. Вы знаете ,что такое яхта? Где её можно увидеть? Давайте потренируемся, как мы будем плыть.
Дети встают, изображают движения.
Чтобы зайти на яхту нужно получить билет ,а для этого нужно посчитать примеры.
1.
У. – А теперь отправляемся в путешествие.
У. – Станция… (Дети читают:Снежная). На этой станции мы будем играть в снежки.
Как у нас получается следующее число?
Дети. – Сначала один, потом ещё один.
Запись на доске: 2 = 1 + 1
Аналогично: 4 = 3 + 1, 6 = 1 + 5 и т. д.
3.
У. – Станция “Геометрия”. На этой станции необычные жильцы живут в необычных домах, они имеют форму…
Д. – Треугольника, квадрата, четырёхугольника…
У. – Давайте посчитаем, сколько треугольных и сколько квадратных квартир в этих домах. Из фигур сложите жильца. Кто получился?
На доске запись:
5 = 3 + 2 |
7 = 3 + 4 |
4 = 3 + 1 |
6 = 3 + 3 |
9 = 3 + 6 |
8 = 3 + 5 |
4.У. – Станция “Лесная”, а никакого леса нет. Ну, что ж, будем сажать лес. В каждый ряд “сажаем” столько деревьев, какой ответ получим в этих примерах:
5 – 37 – 3 4 – 3 6 – 3 9 – 3
На доску прикрепляются деревья, нарисованные детьми на уроке рисования.
У. – Вот теперь вырос настоящий лес.
5.
У. – Станция “Бусинка”.
Из разных букв я сделала бусы, реши примеры и составь слова
6.
У. – Станция “Задачкино”. На этой станции мы будем решать задачи.
Ёжик
по лесу пошёл,
На обед грибы нашёл:
Два под берёзой,
Три у осины,
Сколько их будет
В плетёной корзине?
На доске запись: 2 + 3 = 5 (гр.)
Пять яблок из сада
Ёжик притащил.
Три самых румяных
Белке подарил.
С радостью подарок
Получила белка.
Сосчитайте яблоки
У ежа в тарелке.
5 – 3 = 2 (ябл.)
Составьте задачу к рисунку.
7.У. – Понравилось путешествовать? Куда бы вы хотели отправиться в следующий раз?
Игра “ Цветик-семицветик”.
На магнитной доске или фланелеграфе выставлен рисунок “цветика-семицветика”. Ученики один за другим выходят к доске, отрывают лепесток и выполняют задание. Класс следит за отвечающим. Если ученик верно вычислил, класс хлопает в ладоши, ученик берёт лепесток на парту. У кого в конце недели окажется 7 лепестков-7 правильных ответов, может нарисовать “цветик-семицветик” и вместе с учителем написать на его лепестках новое задание.
Игра «Отправь письмо»
Во время проведения устного счёта включаю игровой момент – отправление письма. На доске – три почтовых ящика. На первом написано число 6, на втором 9, на третьем 10. Эти числа служат ответом к решаемым примерам. Получая ответ, дети соединяют его с соответствующим ящиком, затем читают примеры и называют компоненты при сложении. Используя числа, записанные на почтовых ящиках, дети составляют задачи на сравнение и решают их.
В чём же, на мой взгляд, ценность такого урока, включающего в учебный процесс игры и игровые моменты? Во-первых, серьёзный труд делается для детей занимательным. Они работают с интересом, увлечённо, не отвлекаются, легко переключаются с одного вида деятельности на другой – всё это положительно влияет на результативность обучения.
Во-вторых, планируя урок, учитель тесно связывает его с жизнью, а это в свою очередь помогаете ему активизировать познавательную деятельность детей. И, в-третьих, на таком уроке нет необходимости искусственно привязывать воспитательную цель.
Самым трудным для младших школьников являются уроки письма, на которых мы должны пробудить у детей желание активно работать, развивать речь, орфографическую зоркость. Одной из трудных я считаю работу над сплошным текстом. Но, применяя на уроках игровые ситуации, я преподнесла эту тему в доступной форме. Вместе с Клоуном дети научились делать рассказы на предложения, а в конце каждого предложения ребята хлопали в ладоши. Перед звонком с урока я похвалила ребят, и им было приятно, что их похвалили не только за активное участие в игре, но и за успехи в приобретении знаний. Детям необходимо испытывать радость при преодолении трудностей в процессе учебного труда.
Игра – это еще школа социальных отношений. Именно в условиях игровых отношений ребенок добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение. В игре это происходит гораздо легче, чем в жизни, ведь здесь малыш может взять на себя роль хорошего ученика или роль шалуна. При этом он смотрит на себя как бы со стороны – как на исполнителя роли и человека, который уже знает, как следует себя вести на самом деле. Очень удачно организовывать такие игры на уроках чтения и внеклассного чтения. Я нередко организую ролевые игры, живые картинки, инсценирование эпизодов, чтение по ролям, использую кукольный театр.
Читая сказки и рассказы, разыгрываем диалоги. Однако следует помнить, что на уроках не должно быть чрезмерного увлечения играми. Игра не предшествует обучению (поиграем, а потом начнем учиться) и не чередуется с ним (поучимся, а потом поиграем). Игра должна стать формой организации руководства учителем учебной деятельностью класса. На каждый урок обучения грамоте( а позже русского языка) я подбираю загадки или стихотворения о новой букве, цифре.
Стала
снежинка буквою Ж.
Солнце ее не растопит уже.
На букве Н я, как на лесенке,
Сижу и распеваю песенки.
“Дрожу от страха до сих пор –
Воскликнуло полено
Похожа буква на топор,
Расколет непременно”.
Нелегко младшим школьникам работать со схемами. Куда проще усваивается схема слова в игре. В Букваре Программы 2100 используем помощников-звуковичков. Благодаря их «одежде» дети хорошо ориентируются в различии твердых и мягких,глухих и звонких звуков
Я предлагаю следующие игры.
Найди слово к каждой схеме.
На доске – три столбика схем и слова к ним. Слова расположены в иной последовательности, чем на схеме. Соревнуются три команды ( I, II, III ряд) учащихся в каждой. Школьники по очереди подбирают слова только к одной схеме, соединяя их линией. Выигрывает та команда, которая правильнее и быстрее других выполнит задание.
Составь схему слова.
На доске помещены три группы предметных картинок или три столбика слов. Соревнуются три команды. Каждый ученик составляет только одну схему. Выигрывает команда, правильнее и быстрее других составившая все схемы.
Спрятавшееся слово.
На доске написаны слова: хлев, уточка, столб, укол, зубр, коса, полк, волк, крот, краны.
Необходимо в каждом из этих слов отыскать “спрятавшееся” слово.
Эхо.
Я объясняю детям, что такое эхо и предлагаю поиграть в игру с таким же названием. Игра заключается в том, что учитель называет слова, а дети хором повторяют их, но не полностью, а только их конец, так, чтобы получилось слово. Например, смех-мех, крот-рот…
Очень трудной для детей является тема “Ударение”. Чтобы все дети научились определять ударение, я использую следующую игру.
В каком слове такое ударение?
Выстукиваю по коробочке или крышке своего стола количество слогов в слове, выделяя ударный слог громким стуком. Дети должны подобрать слово с таким же количеством слогов в нём и с ударением на том же слоге.
Игра “Дополни до целого слова” способствует обогащению словарного запаса детей, развивает их мышление. Активное участие дети принимают в играх- соревнованиях “Ктобольше?” Я предлагаю детям составить слова из слогов, расположенных на доске или на слоговой таблице. Например, на уроке, посвященном закреплению буквТ и т, даюдетям слоги и буквы, расположенные на магнитной доске
са ни скиты но ко ти т
Дети читают, а затем составляют слова: кот, коты, кино, нос, кит, сани, киты, коса, кисти, кони.
А вот другой вариант игры “Кто больше?”. В этой игре дети составляют слова из данного слова. Например, в гости к детям приходит Незнайка и приносит интересное слово, в котором есть много других слов. Незнайка принес детям слово...
НА ДОСКЕ сторона
Я прошу учащихся составить другие слова, используя буквы данного слова, используя буквы данного слова “Кто больше?”– спрашиваю я. Дети составляют слова: СТО ОСА НОРА РОТ РОСА РОСТ РАНО ТРОС НОС РОС ОНА ОН.
В следующем варианте игры “Кто больше?” требовалось заменить в слове одну букву. Например, заменить согласную в слове БОЧКА.
“Кто больше составит слов?” – спросила я.
Вот ответы детей:
БОЧКАТОЧКА ПОЧКА ДОЧКА НОЧКА
ДЕНЬТЕНЬ ЛЕНЬ ПЕНЬ
В другом случае дети заменяли в словах гласную букву:
ПАЛКА ПОЛКА ПИЛКА
МАЛ МЕЛ МЫЛ МЁЛ МЯЛ
Дети любят составлять слова из разрозненных букв или слогов. Например, на уроке закрепления буквД и д прочитала детям стихи А.Шабаева:
Много
с буквами хлопот,
Уж такой они народ.
Но с умом, толково
Их построишь в четкий ряд, –
Превратятся буквы в слово
И с тобой заговорят!
Затем я предложила игру “Кто быстрее составит слово?” из букв:
О Д М С Д А Т Е Д И РЕ ВО ДЕ
У Д Б В О Д Р Р О Д В А
Дети составляют слова: ДОМ ДУБ ДВОР САД ДРОВА ДЕТИ ДЕРЕВО.
Активизирует детей на уроке игра “Заполни прпуски”. Суть игры в том, что Незнайка приносит детям две таблицы со словами, в которых пропущены буквы и слоги. Я прошу детей помочь Незнайке заполнить пропуски.
ПЕТ.Х РО Ц.ПЛЯ ЦА
ОВ.. У Б.ЛКА ЯЦ
КО..ВА РИ ЛИСИЦ. А
КУ..ЦА ЦА ЗА Е
В заключении я спрашиваю:
– Названия каких животных записаны на первой таблице? На второй?
– В чём отличие домашних животных от диких?
Разнообразны уроки обучения грамоте.
Игра “Вкусные слова”.
Буратино шёл в гости к детям. Он нёс “вкусные слова”, по дороге рассыпал буквы, слоги и всё перепутал. Дети помогают Буратино. Они складывают из букв и слогов слова. Вот эти буквы и слоги:
Я С Б Н
ЛО РУ КО ША
Г ЛИ ВА МО
(Слова: слива, лимон, яблоко, груша)
После чтения слов по цепочке или хором учащиеся приходят к выводу, что Буратино нёс фрукты.
Игра “Вкусные слова” способствует формированию у детей умений и навыков складывать слова из отдельных слогов и букв, развивает навык чтения и логическое мышление.
В развитии речи ребёнка, его творческого мышления большое значение имеет игра “Помоги Карандашу”. В этой игре поистине проявляется творчество детей. Каждый ребёнок старается составить свой рассказ, хочет лично помочь Карандашу. На уроке, где изучаются буквы в гости к детям приходит весёлый Карандаш с плакатом, на котором записаны слова. Карандаш задумался, как ему лучше нарисовать картину. Дети помогают Карандашу, они составляют рассказ, используя слова, данные на плакате,иногда тоже пытаются рисовать эти слова
Когда в классе заслушивается 4–5 рассказов, совершается чудо-Карандаш нарисовал картину. Я открываю изображение с опорными словами, и перед детьми предстаёт готовая картина. И дети видят конечный результат своего труда.
Данная игра ценна тем, что во время её проведения осуществляется индивидуальный подход в формировании у детей умений составлять рассказ по опорным словам.
Главное для меня, чтобы игра приносила пользу на уроке: сосредотачивала внимание детей, усиливала интерес к учебной деятельности, вырабатывала уверенность в своих силах, и, чтобы дети за время игры получили максимум радости, наслаждения.
Игры, игровые упражнения, применяемые на уроках, делают процесс обучения грамоте более интересным, занимательным, создают у детей бодрое, рабочее настроение, облегчают преодоление трудностей в усвоении рабочего материала.
Часто задумываюсь над такой проблемой: хочется ли ребёнку брать от учителя готовые, “ разжёванные” знания и “ глотать” их без усилий? И, как многие учителя нашей школы, отвечаю: “нет, не хочется”. Именно на таких уроках нашим детям становится скучно и неинтересно. Ребята начинают крутиться, отвлекаться, а мы, учителя, называем это нарушением порядка. Отсюда между учителем и учеником, которому скучно, возникают конфликты. И эти ребята, а зачастую и другие ребята, теряют интерес к учению. Вот почему на уроках я часто применяю различные методы и приёмы, вовлекаю детей в разнообразную деятельность, чтобы ребёнок мог сам добывать знания, наблюдая, делать выводы. Между мною и моими учениками должна царить атмосфера уважения и взаимопонимания, доверия и сочувствия.
На всех уроках стараюсь создать непринуждённую обстановку, настроить детей на урок, дать им почувствовать себя его хозяевами, посоветоваться, каким получился урок, что им понравилось, какими они хотят видеть последующие уроки. В работе с младшими школьниками очень важен выбор методов обучения. Но главным методом на уроках всё же должна быть игра как ведущая деятельность детей этого возраста.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.