Статья на тему "Обследование состояния слоговой структуры слова младших школьников с ОПФР"
Оценка 4.6

Статья на тему "Обследование состояния слоговой структуры слова младших школьников с ОПФР"

Оценка 4.6
Документация
docx
дефектология
19.05.2021
Статья на тему "Обследование состояния слоговой структуры слова младших школьников с ОПФР"
обследование слоговой структуры у школьников с ОПФР.docx

Обследование состояния слоговой структуры слова младших школьников с особенностями психофизического развития

 

Среди разнообразных нарушений речи у детей младшего школьного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Диапазон  данных нару­шений широко варьируется: от незначительных трудностей про­изношения слов сложной слоговой структуры в условиях спон­танной речи до грубых нарушений при повторении ребенком двух- и трехсложных слов без стечения согласных даже с опо­рой на наглядность.

Нарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с патологией речевого развития  без специальной коррекционной работы на протяжении многих лет, обнаруживаясь всякий раз, как только ребенок сталкивается с новой звуко-слоговой  и  морфологической структурой слова.  Дети школьного воз­раста часто сознательно избегают употребления в спонтанной речи наиболее труднопроизносимых для них слов, пытаясь тем самым скрыть свой дефект от окружающих.

Актуальность коррекционной работы по формированию слоговой структуры слова определяется тем, что усвоение  слоговой структуры слова является одной из предпосылок  для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе. Недостаточная степень коррекции данного вида фонологической патологии   впоследствии приводит к возникнове­нию у младших школьников дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза слов и фонематической дислексии.

 С целью определения  степени и уровня нарушения слоговой структуры слова и выявление  наиболее типичных ошибок, которые до­пускает учащийся, проводится диагностика.

Задачи диагностики:

1.Изучить состояние функций, которые являются предпосылками формирования слоговой структуры слова (оптико-пространственной ориентации, возможно­стей пространственной  организации движений и действий, способности к серийным движениям и действиям)

2.Изучить процессы восприятия ритмических и струк­турных характеристик слова.

3.Определить возможность воспроизводить слова различной слоговой структуры

Обследование учащегося на данном этапе позволяет установить границы доступного  уровня слоговой структуры, с которого следует начинать коррекционные занятия.

Для обследования состояния слоговой структуры слова младших школьников разработана диагностическая карта.

 

 

Диагностическая карта по обследованию слоговой структуры слова

Ф.И.О. учащегося___________________________________________

Дата обследования__________________________________________

Вид задания

Первоначальная

диагностика

Итоговая

Диагностика

Примечание

(варианты выполнения задания)

вып.

самост.

3 балла

вып.

с пом.

2 балла

не вып.

1 балл

вып.

самост.

3 балла

вып.

с пом.

2 балла

не вып.

1 балл

1.Оптико-пространственной ориентации, возможно­стей пространственной  организации движений и действий, способности к серийным движениям и действиям

 

 

 

 

 

 

 

Ориентировка в схеме собственного тела (показ)

 

 

 

 

 

 

 

Ориентировка в схеме тела другого субъекта (показ)

 

 

 

 

 

 

 

Простр. отношения между собственным телом и предметами

(что перед тобой, за, слева, справа, вверху, внизу)

 

 

 

 

 

 

 

Возможность  про­странственной организации движений.

Сделай как я:

левая рука поднята вверх, правая нога отведена в сторону;

 правая рука отведена в сторону, левая нога согнута в колене;

левая рука - на плече, правая нога вытянута вперед.

 

 

 

 

 

 

 

Возможность ориентации в двухмерном пространстве.

- Нарисуй кружок вверху над домиком; слева от домика дерево и т.д.;

- выложи фигурку из палочек по образцу;

-выложи картинку из фигур по инструкции (домик)

 

 

 

 

 

 

 

Возможность ориентации в трехмерном пространстве

-Встань около стула, а потом перед мишкой;

- Поставь кубик ближе всех, а куклу посади дальше всех

 

 

 

 

 

 

 

Возможность  динамической   организации серийных движений  органов артикуляции

-улыбка-трубочка-окошко;

-качели-часики-змейка;

 

 

 

 

 

 

 

Возможность  динамической   организации серийных движений 

пальцев рук.

Кулак-ребро-ладонь;

Зайка-козочка-олень.

 

 

 

 

 

 

 

Воспроизведение последовательно организованных серий движений руками или ногами:

а)  руки на пояс, на плечи, вверх;

б)  руки вверх, в стороны, вниз;

в)  нога назад, вперед, на место.

 

 

 

 

 

 

 

2.Восприятие  ритмических и струк­турных характеристик слова

 

 

 

 

 

 

 

Отстукивание ритмов различной сложности

!   !!  !

!!  !   !!

!!  !!  !!!

!!! !   !!

              !!  !!  !!  !

 

 

 

 

 

 

 

Определение наличия и отсутствия ритмического искажения в слове.

 Правильно или нет:

-болит рУка?

-ходят слОны?

Плавают бегемОты?

 

 

 

 

 

 

 

Определение наличия и отсутствия структурного искажения. Посмотри на картинку и подними руку, когда услышишь правильно сказанное слово:

-скоровада,

-сководора,

-.сковорода

 

 

 

 

 

 

 

Возможности вероятностного прогнозирования и упреждения в процессе восприятия структуры слова.

«Угадай слово по его началу» (показать нужную предметную картинку)Чере… (черепаха)

 

 

 

 

 

 

 

3.Возможность воспроизведения слов различной слоговой структуры

 

 

 

 

 

 

 

Повторение слогов

КА-КО-КУ

ПА-ТА-ГА

ПА-БА (ТА-ДА, ЗА-СА, ГА-КА, ВА-ФА, ША-ЖА)

ТА-ТЯ (БА-БЯ, ГА-ГЯ, ВА-ВЯ, СА-СЯ)

 

 

 

 

 

 

 

1.        Двухсложные слова из открытых слогов (ива, дети).

 

 

 

 

 

 

 

2.        Трехсложные слова из открытых слогов (охота, ма­лина).

 

 

 

 

 

 

 

3.        Односложные слова (дом, мак).

 

 

 

 

 

 

 

4.        Двухсложные слова с закрытым слогом (диван, ме­бель).

 

 

 

 

 

 

 

5.        Двухсложные слова со стечением согласных в сере­дине слова (банка, ветка).

 

 

 

 

 

 

 

6.        Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан).

 

 

 

 

 

 

 

7.        Трехсложные слова с закрытым слогом (бегемот)

 

 

 

 

 

 

 

8.        Трехсложные слова со стечением согласных (комна­та, ботинки).

 

 

 

 

 

 

 

9.        Трехсложные слова со стечением согласных и зак­рытым слогом (ягненок, половник).

 

 

 

 

 

 

 

10.   Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка, матрешка).

 

 

 

 

 

 

 

11.   Односложные слова со стечением согласных в нача­ле слова (стол, шкаф).

 

 

 

 

 

 

 

12.   Односложные слова со стечением согласных в кон­це слова (лифт, зонт).

 

 

 

 

 

 

 

13.   Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (плетка, кнопка).

 

 

 

 

 

 

 

14.   Четырехсложные слова из открытых слогов (чере­паха)

 

 

 

 

 

 

 

Слова сложной слоговой структуры (сковорода, милиционер, шахматист, штангист, парикмахерская, экскаваторщик).

 

 

 

 

 

 

 

Предложения со словами сложной слоговой структуры (Парикмахерская находится на Старосельской улице.  Велосипедисты и мотоциклисты останавливаются у светофора)

 

 

 

 

 

 

 

 

Нарушения слоговой структуры слова -  одна из причин возникновения дисграфий и дислексии у школьников. Следовательно, одним из приоритетных направлений в коррекции устной речи является исправление ошибок в слоговой организации.  Для эффективного школьного обучения эти ошибки необходимо исправить еще в дошкольном возрасте. Но, опыт работы доказывает, что среди учащихся,  обучающихся в пункте коррекционно-педагогической помощи, большой процент имеет данные нарушения, выраженные в разной степени.

Разработанная диагностическая карта по обследованию слоговой структуры слова у младших школьников может быть использована учителями-дефектологами в пунктах коррекционно-педагогической помощи общеобразовательных средних школ.

 

 

 

 

Список литературы

          1.Агранович, З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей / З.Е.Агранович. – С.Пб.:Детство-Пресс, 2000. – 48 с.

          2.Бабина, Г.В. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие / Г.В. Бабина, Н.Ю. Сафонкина. – М.: Книголюб, 2005. – 96 с.

          3.Большакова, С.Е. Формируем слоговую структуру слова / С.Е. Большакова. – М.:ТЦ Сфера, 2007. – 32 с.

          4.Вдовина, И.А. Особенности восприятия слоговой структуры слова с детьми с ОНР/ И.А Вдовина  // Логопед. – 2012. - №2. – С.11-14

          5.Ткаченко, Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова /Т.А.Ткаченко. – М.: Гном и Д, 2004. – 40 с.

          6.Четверушкина, Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет / Н.С. Четверушкина. – М.: Гном и Д, 2003. -96 с.

 

 

 


 

Обследование состояния слоговой структуры слова младших школьников с особенностями психофизического развития

Обследование состояния слоговой структуры слова младших школьников с особенностями психофизического развития

Диагностическая карта по обследованию слоговой структуры слова

Диагностическая карта по обследованию слоговой структуры слова

Возможность динамической организации серийных движений пальцев рук

Возможность динамической организации серийных движений пальцев рук

Повторение слогов КА-КО-КУ

Повторение слогов КА-КО-КУ

Для эффективного школьного обучения эти ошибки необходимо исправить еще в дошкольном возрасте

Для эффективного школьного обучения эти ошибки необходимо исправить еще в дошкольном возрасте
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.05.2021