Статья на тему: "Особенности психики умственно отсталых"
Оценка 4.7

Статья на тему: "Особенности психики умственно отсталых"

Оценка 4.7
docx
15.09.2024
Статья на тему: "Особенности психики умственно отсталых"
Особенности психики умственно отсталых.docx

Особенности психики умственно отсталых.

         Общепринято представление о личности как о социальном образовании, формирующемся под влиянием воспитания в конкретных условиях жизни. Из­вестно, что большую часть контингента умственно отсталых учащихся состав­ляют дети, не имеющие родителей, и дети из неполных и неблагополучных се­мей. Такой ребенок фактически оказывается лишенным полноценного общения со своей семьей, что, безусловно, неблагоприятно сказывается на формирова­нии его личности.

Поздняя диагностика, недостаточная сеть специальных дошкольных учре­ждений наряду с внутрисемейными сложностями обусловливают далеко не полное соответствие применяемых средств обучения и воспитания возможно­стям умственно отсталых учащихся. Это также отрицательно сказывается на вхождении ребенка в соответствующие социальные группы и на последующем взаимодействии его со взрослыми и сверстниками.

Личность человека – продукт общественно-исторического развития. Она формируется в процессе многообразных взаимодействий с окружающей средой. В силу интеллектуальной неполноценности личность умственно отста­лого ребенка проходит свое становление в своеобразных условиях, что обнару­живается в различных аспектах.

В общей совокупности многообразных черт личности существенное место принадлежит эмоциям, которые оказывают влияние на любое проявление че­ловеческой активности. Л. С. Выготский, высказавший мысль о тесном взаимо­действии и внутреннем единстве интеллектуальной и эмоциональной сфер, считал, что у ребенка при умственной отсталости соотношение между интел­лектом и аффектом иное, чем в норме, и что именно эта характеристика важна для понимания своеобразия его психики. Формирование эмоций – важнейшее условие становления личности человека.

Проявление эмоций у умственно отсталого ребенка зависит от его возрас­та, от глубины и качественного своеобразия структуры дефекта (принадлежно­сти к определенному клиническому варианту олигофрении) и, конечно, от соци­альной среды, в которой он находится.

Дети младшего дошкольного возраста отзывчивы на похвалу, одобрение, порицание. Различают ласковую и недовольную интонации. Они не могут выра­жать свои эмоции вербально. Свое отношение к человеку они выявляют при­косновением к нему, улыбкой, заглядыванием в лицо. Некоторые дети при этом

произносят отдельные звукосочетания или простые, не всегда правильно зву­чащие слова типа «мама», «любу».

Дети с видимым удовольствием играют со взрослым в примитивные игры, сопровождая их в какой-то мере звукоподражанием или «детскими» словами. Например, ребенок производит стереотипные действия, возит машинку взад и вперед, радостно смеется, произнося одно и то же «би-би».

Старшие дошкольники более адекватно понимают окружающую их обста­новку. Они лучше, чем дети младшего дошкольного возраста, владеют речью и могут не только выразить свои эмоции криком или поведением, но и сказать, что им нравится или не нравится, пользуясь словом, объяснить, что они хотят получить ту или иную привлекательную для них игрушку. Эти дети с удоволь­ствием слушают выразительно читаемые или рассказываемые доступные для их понимания простейшие тексты, включающие эмоционально окрашенные компоненты. Мимикой, жестами и словесными реакциями они выражают сочув­ствие добрым героям и отрицательное отношение к их обидчикам. В понятной для них ситуации дошкольники способны к сопереживанию, к эмоциональному отклику на обстоятельства, в которых оказался другой человек. Как правило, дети проявляют отчетливо выраженное положительное отношение к своим родным и близким. Они любят своих родителей и воспитателей и обнаружива­ют это со всей очевидностью.

И в более старшем – школьном – возрасте эмоциональная сфера умствен­ но отсталых детей, особенно в младших классах, характеризуется незрелостью и недоразвитием. Дети склонны к полярным, лишенным тонких оттенков эмоци­ям. Их эмоции поверхностны, неустойчивы, подвержены быстрым и нередко резким изменениям. У некоторых умственно отсталых школьников наблюдает­ся затянутость, инертность эмоциональных реакций, часто имеющих ярко вы­раженный эгоцентрический характер. Не всегда возникающие у ребенка эмо­ции адекватны оказываемым на него внешним воздействиям. Учащиеся вспо­могательной школы весьма слабо контролируют свои эмоциональные проявле­ния, а часто и не пытаются этого делать.

Умственно отсталый ребенок, а тем более подросток, оказавшись в доступ­ ной его пониманию ситуации, способен к сопереживанию, к эмоциональному отклику на переживания другого человека и стремится оказать ему ту или иную помощь.

Существенные трудности вызывает у умственно отсталых учащихся, осо­бенно младших лет обучения, понимание эмоциональных состояний изобра­женных на картине персонажей. Так, школьники недостаточно соотносят движе­ния и жесты персонажей картины с внутренним состоянием, передаваемым этими движениями. Дети допускают неточности, а иногда и искажения при толковании мимики персонажей, неправильно определяют сложные пережива­ния, сводя их к более простым (Э. А. Евлахова).

Сложные эмоции социально-нравственного характера, тонкие оттенки чувств остаются недоступными пониманию многих выпускников специальных школ. Вместе с тем часто переживаемые ими и окружающими их людьми состо­яния радости, обиды почти все ученики правильно понимают и называют.

Для умственно отсталых младших школьников также характерны наруше­ния поведения. Им свойственны безынициативность, несамостоятельность, слабость внутренних побуждений, внушаемость, сниженная мотивация, причем не только в учебной, но даже в игровой и трудовой деятельности. Их ставит в затруднительное положение любое препятствие или неудача, они не могут про­тивостоять возникающим желаниям. Однако дети способны проявить волевое усилие в тех случаях, когда знают, как надо действовать, и испытывают потреб­ность в этом действии. Тогда из вялых, безынициативных детей они превраща­ются в настойчивых, безудержных. Такие резкие контрасты в проявлении воли есть результат незрелости личности школьников-олигофренов.

Волевая активность, формирующаяся под воздействием коррекционно-направленного обучения, в значительной мере способствует умственному, ре­чевому и в целом личностному развитию этой категории детей. Повышается объем внимания, его устойчивость; увеличивается объем памяти, возрастает ее продуктивность. В свою очередь развитие мышления, речи, памяти стимули­рует формирование волевых качеств личности школьников- олигофренов. От младшего к старшему школьному возрасту у умственно отсталых учащихся от­мечается развитие произвольных психических процессов.


 

Особенности психики умственно отсталых

Особенности психики умственно отсталых

Старшие дошкольники более адекватно понимают окружающую их обста­новку

Старшие дошкольники более адекватно понимают окружающую их обста­новку

Их ставит в затруднительное положение любое препятствие или неудача, они не могут про­тивостоять возникающим желаниям

Их ставит в затруднительное положение любое препятствие или неудача, они не могут про­тивостоять возникающим желаниям
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.09.2024