Статья на тему:"Особенности познавательной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью."
Оценка 5

Статья на тему:"Особенности познавательной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью."

Оценка 5
Документация
docx
дефектология
27.03.2021
Статья на тему:"Особенности познавательной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью."
Особенности познавательной деятельности детей.docx

Особенности познавательной деятельности детей

с интеллектуальной недостаточностью

В результате органических изменений центральной нервной системы, у детей с интеллектуальной недостаточностью отмечаются нарушения в работе всех анализаторов. Недоразвитие мозга и связанные с этим нарушения динамики нервных процессов приводят к тому, что корковый анализ и синтез раздражителей, воздействующих на ребенка, в той или иной степени нарушаются.

Интеллектуальное недоразвитие приводит к нарушению познавательной деятельности. Полноценная познавательная деятельность лежит в основе овладения ребенком социальным опытом, без которого он не сможет стать полноценным членом общества. Недоразвитие познавательной деятельности сказывается на процессах познания. В результате дети с интеллектуальной недостаточностью получают неполные, порой искаженные представления об окружающем мире, что сказывается на формировании социального опыта детей.

У детей данной квалификационной характеристики нарушена первая ступень познания – восприятие и ощущение. Восприятие ребенка с интеллектуальной недостаточностью характеризуется нарушениями обобщенности, замедленностью темпа, по сравнению с нормально развивающимися детьми, нарушениями избирательности, константности, дифференцированности. Дети с трудом узнают знакомые предметы при изменении их местоположения, испытывают сложности при узнавании контурного, схематического изображения предметов.

Для детей с интеллектуальной недостаточностью характерны стойкие трудности восприятия пространства и времени.

Особенности восприятий и ощущений умственно отсталых детей детально изучены многими психологами. Эксперименты доказывают, что темп восприятий у детей с интеллектуальной недостаточностью замедлен. Замедленность темпа восприятий сочетается со значительным сужением объема воспринимаемого материала. Дети с интеллектуальной недостаточностью замечают значительно меньше предметов, попадающих в их поле зрения, чем их нормально развивающиеся сверстники.

Следующей особенностью ощущений и восприятий детей с интеллектуальной недостаточностью является их выраженная недифференцированность. Дети с интеллектуальной недостаточностью плохо различают сходные предметы при их узнавании.

Восприятие и ощущение тесно связано с мышлением, которое является главным инструментом познания. У детей с интеллектуальной недостаточностью отмечаются особенности в формировании анализа, синтеза, сравнений, обобщений, абстракций и конкретизаций.

Дети с интеллектуальной недостаточностью бессистемно анализируют предмет, выделяя в нем наиболее яркие части, затрудняются мысленно расчленять предмет на составные части. Из-за несовершенства анализа затруднена операция синтеза, что не дает возможность связать разрозненные начала изучаемого предмета и понять его не только в целом, но и постигнуть связь этого предмета с остальными предметами человеческого знания.

Дети с интеллектуальной недостаточностью затрудняются в выделении существенных признаков предметов и явлений из-за несовершенства операции сравнения. Они могут сравнивать предметы, как по несущественным, так и по несопоставимым признакам. Неумение отделять существенные признаки от несущественных приводит к затруднению понятийных обобщений, наибольшему отвлечению от ситуации.

Наиболее выраженная особенность восприятий детей с нарушением интеллекта - инактивность. Глядя на какой-нибудь предмет, у таких детей не возникает желания рассмотреть его в деталях, разобраться в свойствах. Об инактивном характере восприятия свидетельствует, и их неумение искать и находить какие-либо объекты, избирательно рассматривать какую-либо часть окружающего мира, отвлекаясь от ненужных в данный момент ярких и привлекательных сторон воспринимаемого.

Для детей с интеллектуальной недостаточности затруднена операция обобщения. Они «не могут выделять и дифференцировать существенные признаки, обобщать и систематизировать их, затрудняются разграничивать признаки, выделение которых дает возможность подчеркивать своеобразие предмета или объекта»… «Отличительной чертой мышления детей данной категории является некритичность, трудность анализа своей работы. Дети, как правило, не замечают ошибок, не понимают своих неудач. Часто начинают выполнять работу, не дослушав инструкции и не поняв цели задания»

«Особенности восприятия и мышления тесно связаны с особенностями памяти. Для памяти детей с интеллектуальной недостаточностью характерны: трудность запоминания и сохранения информации, неточность воспроизведения. Дети лучше запоминают внешние, яркие, иногда случайные признаки предмета; труднее осознают и запоминают внутренние логические связи».

Внимание детей с интеллектуальной недостаточностью плохо фиксируется, легко рассеивается. Все новое усваивают очень медленно и только после многократного повторения. Больше всего страдает смысловая память, недостаточно и логически опосредованное запоминание.

В деятельности детей с нарушениями интеллекта отсутствует план, они несамостоятельны, с трудом переключаются на новые виды деятельности, могут длительный срок заниматься одним и тем же делом.

Диффузный характер олигофрении приводит к нарушению личности ребенка в целом. Признаки недоразвития обнаруживаются в особенностях речи: такие дети не понимают значения многих слов, особенно тех, которые выражают качества, свойства и отношения предметов, то есть сенсорных эталонов.

Для детей с нарушениями интеллекта характерен ограниченный словарный запас, их речь маловыразительна, часто аграмматична. В речи преобладают имена существительные, значительно меньше слов, обозначающих действия, признаки и отношения. Замедленно протекает процесс овладения фразовой речью. Структура предложений многих детей примитивна. В некоторых случаях они используют развернутые фразы, но смысла не понимают.

Таким образом, не удивительно, что эти дети плохо ориентируются в окружающей обстановке, у них с трудом формируется временные представления и социальный опыт.


 

Особенности познавательной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью

Особенности познавательной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью

Дети с интеллектуальной недостаточностью затрудняются в выделении существенных признаков предметов и явлений из-за несовершенства операции сравнения

Дети с интеллектуальной недостаточностью затрудняются в выделении существенных признаков предметов и явлений из-за несовершенства операции сравнения

Для детей с нарушениями интеллекта характерен ограниченный словарный запас, их речь маловыразительна, часто аграмматична

Для детей с нарушениями интеллекта характерен ограниченный словарный запас, их речь маловыразительна, часто аграмматична
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2021