Организация и проведение представления педагогического опыта в форме мастер-класса
«Мастер» означает «экстраклассный профессионал, обладающий знаниями, практическими навыками, методиками, которыми не владеет основная масса специалистов». А «класс» - это показатель высокого качественного уровня.
Процесс профессионального роста – это цепочка: ученик – специалист – профессионал - мастер. Если занятие ведёт специалист для неспециалистов - это урок. Если профессионал обучает специалистов - это курсы повышения квалификации, мастерские, обмен опытом, диспуты и дискуссии. А когда мастер обучает профессионалов - это мастер-класс.
Проанализировав несколько десятков определений понятия "мастер-класс", существующих в педагогической литературе, считаем целесообразным указать важнейшие особенности мастер-класса:
- новый подход к философии обучения, ломающий устоявшиеся стереотипы;
- метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями;
- создание условий для включения всех в активную деятельность;
- постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций;
- приемы, раскрывающие творческий потенциал, как Мастера, так и участников мастер-класса;
- формы, методы, технологии работы должны предлагаться, а не навязываться участникам;
- возможности каждому участнику отнестись к предлагаемому методическому материалу;
- процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание;
- форма взаимодействия - сотрудничество, сотворчество.
Мастер-класс представляет собой кратковременную программу повышения квалификации профессионалов и специалистов, тех, кто имеет определенный опыт работы, собственную точку зрения, но хотел бы узнать больше. Такие классы проводят обычно признанные суперпрофессионалы или новаторы в той или иной области, опыт которых социально значим и востребован.
Мастер-класс – это не просто демонстрация знаний и умений, это передача опыта, который оттачивается на протяжении многолетней деятельности путём проб и ошибок, концентрируется и выстраивается в систему, а в последствии отражается в достижениях учеников. Причем передаётся не только теоретический опыт, но и практический, предоставляется возможность увидеть, как мастер выполняет те или иные приёмы и получает в результате целое произведение.
Следует обратить внимание при подготовке мастер-класса на то, что в технологии проведения мастер-класса главное - не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то прием, метод, методика или технология. Передать продуктивные способы работы - одна из важнейших задач для Мастера. Позитивным результатом мастер-класса можно считать результат, выражающийся в овладении участниками новыми творческими способами решения педагогической проблемы, в формировании мотивации к самообучению, самосовершенствованию, саморазвитию.
В технологии проведения мастер-класса рекомендуется следующий алгоритм решения педагогической проблемы:
- выделение проблемы;
- актуализация знаний каждого по предлагаемой проблеме (все желающие высказывают свою точку зрения по выделенной проблеме, уточняя и корректируя формулировку проблемы мастер-класса, решение принимается в процессе работы с различными материалами (текстом, литературой, документами. красками, звуками, природнным материалом, моделями, схемами), когда происходит превращение материала в "хаос", смешение явлений, слов, событий, вычленение необходимой информации, затем необходимо каждому создать свой текст, рисунок модель, схему, закон, мир.);
- проблемная ситуация (это системообразующий элемент мастер-класса, начало, мотивирующее творческую деятельность каждого). Это может быть задание вокруг слова, предмета, рисунка, воспоминания - чаще всего неожиданное для участников, в чём-то загадочное и обязательно личностное. Проблемная ситуация характеризует определённое психическое - вопросное состояние субъекта (участника), возникающее в процессе выполнения такого задания, которое требует открытия (усвоения) новых знаний о предмете, способе или условиях выполнения действий. Вопрос должен занимать, волновать ум исследователя, быть в круге его интересов; представить это неизвестное, показать необходимость работы с ним; определить круг средств, объектов, которые позволят начать работу и через период незнания прийти к открытию; присоединить к имеющемуся знанию новое и поставить иные проблемы для исследований;
- индивидуальное сознание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта;
- групповая работа (малые группы могут определяться Мастером, образовываться стихийно, по инициативе участников). Мастер может корректировать состав групп, регулируя равновесие методического мастерства и психологических качеств участников (экстра - и интравертность, тип мышления, эмоциональность, лидерство и др.). Мастер разбивает задание на ряд задач. Группам предстоит придумать способ их решения. Причём участники свободны в выборе метода, темпа работы, пути поиска. Каждому предоставлена независимость в выборе;
- социализация, т.е. сопоставление, сверку, оценку, коррекцию окружающими его индивидуальных качеств, иными словами, социальную пробу, социализацию. Когда группа выступает с отчётом о выполнении задачи, важно, чтобы в отчёте были задействованы все. Это позволяет использовать уникальные способности всех участников мастер-класса, даёт им возможность самореализоваться, что позволяет учесть и включить в работу различные способы познания каждого педагога;
- представление результатов деятельности участников и ведущего мастер-класса (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) и ознакомление с ними;
- «озарение» («понимание», «инсайт») – это внутреннее осознание участником мастер-класса неполноты или несоответствия старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответа, к сверке нового знания с информационным источником. Это то, что в других формах трансляции педагогического опыта преподносится учителю, а здесь он запрашивает сам, ищет самостоятельно, иногда с помощью Мастера, коллеги, участника мастер-класса. Такой же процесс можно наблюдать в лабораториях учёных, исследователей, когда длительный поиск приводит их не только к накоплению информации по изучаемому вопросу, но и к иному пониманию, а порой и к разрыву со старой теорией, старым обоснованием;
- рефлексия — последний и обязательный этап — отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастер-класса. Это богатейший материал для рефлексии самого Мастера, для усовершенствования им конструкции мастер-класса, для дальнейшей работы.
При подготовке и проведении мастер-класса важно не только придерживаться выше описанному алгоритму, но и правильно определить собственную позицию Мастера. Позиция Мастера – это, прежде всего, позиция консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу, осмыслить наличие продвижения в освоении способов деятельности.
Проводя мастер-класс, Мастер никогда не стремится просто передать знания. Он старается задействовать участников в процесс, сделать их активными, разбудить в них то, что скрыто даже для них самих, понять и устранить то, что ему мешает в саморазвитии. Все задания Мастера и его действия направлены на то, чтобы подключить воображение участников, создать такую атмосферу, чтобы они проявили себя как творцы. Это мягкое, демократичное, незаметное руководство деятельностью.
Мастер создаёт атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.
Мастер работает вместе со всеми, мастер равен участнику мастер-класса в поиске знаний и способов деятельности.
Мастер исключает официальное оценивание работы участников мастер-класса, но через социализацию, афиширование работ дает возможность для самооценки педагога, его самокоррекции.
Во взаимоотношениях с коллегами Мастер должен применять определённый стиль, проявляя свои личностные качества: коммуникативность, общекультурное развитие, интеллигентность, взгляды, убеждения, мировоззрение, характер, волю, темперамент и др. Авторские технологии, представляемые в рамках мастер-класса, не обладают свойством фотографической воспроизводимости; однако каждая из них несёт идейный заряд, обладает множеством воспроизводимых деталей, приемов, элементов учительского мастерства. Эта личностно-процессуальная, аффективная инфраструктура авторской технологии очень трудно фиксируется на бумаге, но она передаётся путём примера, подражания через:
- речь и голос (тон, сила, выразительность, дикция, интонация, техника речи);
- мимику, жест, управление эмоциями, чтение эмоционального состояния на лице;
- пантомимику (осанка, умение стоять, сидеть, наблюдать за поведение участников);
- умение сосредоточиться на предмете разговора, владение мнемотехникой, аутогенной тренировкой, отсутствие скованности;
- искусство общения: психологическая избирательность, способность к педагогическому вниманию, эмпатия;
- педагогическую импровизацию: умение работать по плану «в голове», привлекать личный опыт, управлять незапланированными ситуациями;
- психологическую зоркость, умение вычислять «гениев» и поддерживать «отстающих»;
- коммуникативную культуру, умение вести диалог, дискуссию;
- чувство времени.
Таким образом, если более кратко, то действенным является мастер-класс, который включает в себя:
- теоретическую или методологическую часть;
- демонстрацию процесса;
- приобретение каждым участником определённых знаний и опыта, а также методического материала для дальнейшей самостоятельной работы: тезисов, кратких рекомендаций, модулей занятий и т.д. В этом случае мастер-класс выполнит свою основную задачу: рассказать, показать, научить за короткий промежуток времени.
3. Критерии эффективности подготовки и проведения мастер-класса
Для определения эффективности подготовки и проведения мастер-класса мы предлагаем использовать следующие критерии.
Презентативность. Выраженность инновационной идеи, уровень ее представленности, культура презентации идеи, популярность идеи в педагогике, методике и практике образования.
Эксклюзивность. Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень реализации идей). Выбор, полнота и оригинальность решения инновационных идей.
Прогрессивность. Актуальность и научность содержания и приемов обучения, наличие новых идеей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения предмета, способность не только к методическому, но и к научному обобщению опыта.
Мотивированность. Наличие приемов и условий мотивации, включения каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности на занятии.
Оптимальность. Достаточность используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным).
Эффективность. Результативность, полученная для каждого участника мастер-класса. Каков эффект развития? Что это дает конкретно участникам? Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности.
Технологичность. Четкий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры), наличие оригинальных приемов актуализации, проблематизации («разрыва»), приемов поиска и открытия, удивления, озарения, рефлексии (самоанализа, самокоррекции).
Артистичность. Возвышенный стиль, педагогическая харизма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта
Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта.
Литература,
рекомендуемая для изучения при подготовке мастер-класса:
1. Пахомова Е.М. Изучение и обобщение педагогического опыта. // Методист. - 2005. - № 2.
2. Пахомова ЕМ. Дуганова Л.П. Учитель в профессиональном конкурсе : учебно-методическое пособие. -М. : АПКиППРО, 2006. – 168 с.
3. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 224 с.
4. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 288 с.
5.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.