Формирование межличностных отношений в группе детей младшего школьного возраста с нарушениями речи
Краткая аннотация: В статье рассмотрено о необходимости формирования межличностных отношений в группе детей младшего школьного возраста с нарушениями речи, о влиянии межличностных отношений на развитие познавательных и психических функций, способностей, интересов и увлечений. О важности развития межличностных отношений, т.к. в данном возрасте начинает меняться социальный статус ребенка и происходит перестройка всей системы жизненных ценностей. Формирование межличностных отношений детей происходит под влиянием новых отношений с учителями, группы сверстников, и т.п.
Ключевые слова: формирование, межличностные отношения, младшие школьники с нарушениями речи.
Межличностные отношения, дружеское общение и эмоциональные контакты очень важны для детей, особенно младшего школьного возраста с нарушениями речи. Межличностные отношения создают эмоциональное благополучие ребенка, а также определяют положительный психологический климат в детском коллективе. В то же время в настоящее время, в связи с внедрением цифровых средств общения, информационных технологий, дети все больше предпочитают виртуальное общение реальному взаимодействию со сверстниками. В связи с этим, дети не умеют взаимодействовать как со сверстниками, так и взрослыми, что может повлечь за собой проблемы в учебной деятельности и личностной сфере. Поэтому в настоящее время важно уделить внимание изучению межличностных отношений младших школьников с нарушениями речи [1].
Взаимоотношения младших школьников во многом определяются специалистами через организацию учебного процесса. Они способствуют формированию статусов и межличностных отношений в классе. Поэтому при проведении социометрических замеров можно обнаружить, что среди выбираемых одноклассниками часто оказываются дети, которые хорошо учатся, которых хвалит и выделяет учитель. Обычно, дети начинают общаться по симпатиям, общности каких-либо интересов. Немалую роль играет и близость их места жительства. Следует учитывать и половую идентичность [3].
Межличностные отношения младшего школьника с нарушением речи в большей степени детерминированы успешной адаптацией в классе и школе. Способность ребенка с нарушением речи выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми считается социальной готовностью его к обучению в школе. Иначе говоря, у ребенка должен быть сформирован комплект качеств, который позволит ему общаться со своими сверстниками, учителями, логопедом и психологом. Младшие школьники, имеющие системные нарушения речи, имеют значительные трудности в формировании персонального речевого поведения. Следовательно, это отрицательно сказывается на общении с другими людьми. [2].
Проблема необходимости развития межличностных отношений рассматривалась в трудах таких авторов как В.В. Давыдов, А.В. Мудрик, А.А. Реан, Д.Б. Эльконин. В исследованиях Л.И. Божович, Е.О. Смирновой отмечаются особенности общения и межличностных отношений в младшем школьном возрасте.
На первом этапе были отобраны методики исследования, произведена оценка особенностей межличностного взаимодействия младших школьников с нарушениями речи. Проведен констатирующий эксперимент. На втором этапе был проведен формирующий эксперимент в виде разработки и реализации программы развития межличностных отношений младших школьников с нарушениями речи. На третьем этапе проведен контрольный эксперимент, заключающийся в проверке эффективности разработанных психолого-педагогических условий.
В исследовании были использованы следующие методики:
· Методика «Поздравь товарища» И.Л. Коломенского;
· Методика оценки привлекательности классного коллектива С.Н. Костромина, А.А. Реан;
· Методика исследования сферы межличностных отношений ребенка Р. Жиля.
Методика «Поздравь товарища» И.Л. Коломенского направлена на изучение динамики развития взаимоотношений в школьном коллективе и основана на методе социометрического измерения. По итогам, как и контрольная, так и экспериментальная группа отличается небольшой разобщенностью и достаточно высоким процентом количества «изолированных» в группе, в соответствии с чем в данной группе испытуемых необходимо проведение мероприятий, направленных на развитие межличностных отношений и сплоченность коллектива. В контрольной группе испытуемых со статусом «предпочитаемые» было выявлено 60%, при этом у 30% был выявлен статус «изолированные». При этом у 10% выявлена явная лидерская позиция в коллективе. В экспериментальной группе испытуемых у 50% был выявлен статус «предпочитаемые» и у 40% - «изолированные», при этом детей с ярко- выраженной позицией лидера выявлено не было.
Методика оценки привлекательности классного коллектива С.Н. Костромина, А.А. Реан подразумевает собой список вопросов, на которые необходимо выбрать правильный ответ. В результате, и в контрольной, так и в экспериментальной группе присутствует процент детей с негативным отношением к атмосфере в коллективе, в соответствии с чем необходима работа по развитию межличностных отношений в обеих группах. В контрольной группе испытуемых у преобладающего числа испытуемых (40%) выявлено средний уровень привлекательности к школьному коллективу, у 30% - низкий уровень, 20% - высокий и у 10% - выше среднего. В экспериментальной группе у 55% испытуемых выявлен средний уровень сформированности привлекательности к школьному коллективу, у 30% - низкий уровень, 15% - выше среднего. Детей с высоким уровнем сформированности привлекательности к школьному коллективу в экспериментальной группе выявлен не был.
Методика исследования сферы межличностных отношений ребенка Р. Жиля позволяет изучить социальную приспособленность ребенка, а также его взаимоотношения в группе. По результатам, в контрольной группе испытуемых у 40% выявлено негативное отношение, 35% - благоприятное и 25% чувствуют отгороженность от коллектива. В экспериментальной группе у 50% также наблюдается негативное отношение к группе, и по 25% - благоприятное и отгороженное отношение от коллектива. Таким образом, в двух группах преобладают негативные тенденции. В связи с этим необходима целенаправленная работа по созданию психолого-педагогических условий развития межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с нарушениями речи с нарушениями речи.
Результаты констатирующего этапа экспериментального исследования показали необходимость развития межличностных отношений детей младшего школьного возраста с нарушениями речи с нарушениями речи. В соответствии с этим была разработана и реализована программа, направленная на развитие межличностных отношений детей младшего школьного возраста с нарушениями речи. Были использованы: тренинговые занятия, сюжетно-ролевые игры, беседы, просмотры короткометражных фильмов, выставки и т.д.
Таким образом, проведенная программа мероприятия, направленных на развитие межличностных отношений детей младшего школьного возраста с нарушениями речи была эффективной. В группе испытуемых увеличилось число детей с более развитыми навыками общения, предпочитаемых в коллективе. В целом, группа детей стала более сплоченной, в группе присутствует положительное отношение друг к другу. Также было сформировано благоприятное отношение к школьному классу. В связи с этим, повторная диагностика показала, что в экспериментальной группе уровень развития межличностных отношений стал значительно выше. Цель исследования достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение.
Список литературы:
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М. - 2008.
2. Калашникова В.А. Педагогические условия формирования межличностных отношений детей 5-7 лет в процессе эстетического воспитания // Вестник Московского университета МВД России. – 2010.
3. Наумова М.Л. Коррекция межличностных отношений детей младшего возраста методами арт-терапии //Социосфера. – 2013.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.