Статья по теме "Формирование межличностных отношений в группе детей младшего школьного возраста с нарушениями речи"
Оценка 4.6

Статья по теме "Формирование межличностных отношений в группе детей младшего школьного возраста с нарушениями речи"

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа +2
docx
дефектология +1
Взрослым
12.06.2023
Статья по теме "Формирование межличностных отношений в группе детей младшего школьного возраста с нарушениями речи"
В статье рассмотрено о необходимости формирования межличностных отношений в группе детей младшего школьного возраста с нарушениями речи, о влиянии межличностных отношений на развитие познавательных и психических функций, способностей, интересов и увлечений. О важности развития межличностных отношений, т.к. в данном возрасте начинает меняться социальный статус ребенка и происходит перестройка всей системы жизненных ценностей. Формирование межличностных отношений детей происходит под влиянием новых отношений с учителями, группы сверстников, и т.п.
Статья.docx

Формирование межличностных отношений в группе детей младшего школьного возраста с нарушениями речи

 

Краткая аннотация: В статье рассмотрено о необходимости формирования межличностных отношений в группе детей младшего школьного возраста с нарушениями речи, о влиянии межличностных отношений на развитие познавательных и психических функций, способностей, интересов и увлечений. О важности развития межличностных отношений, т.к. в данном возрасте начинает меняться социальный статус ребенка и происходит перестройка всей системы жизненных ценностей. Формирование межличностных отношений детей происходит под влиянием новых отношений с учителями, группы сверстников, и т.п.

Ключевые слова: формирование, межличностные отношения, младшие школьники с нарушениями речи.

 

Межличностные отношения, дружеское общение и эмоциональные контакты очень важны для детей, особенно младшего школьного возраста с нарушениями речи. Межличностные отношения создают эмоциональное благополучие ребенка, а также определяют положительный психологический климат в детском коллективе. В то же время в настоящее время, в связи с внедрением цифровых средств общения, информационных технологий, дети все больше предпочитают виртуальное общение реальному взаимодействию со сверстниками. В связи с этим, дети не умеют взаимодействовать как со сверстниками, так и взрослыми, что может повлечь за собой проблемы в учебной деятельности и личностной сфере. Поэтому в настоящее время важно уделить внимание изучению межличностных отношений младших школьников с нарушениями речи [1].

Взаимоотношения младших школьников во многом определяются специалистами через организацию учебного процесса. Они способствуют формированию статусов и межличностных отношений в классе. Поэтому при проведении социометрических замеров можно обнаружить, что среди выбираемых одноклассниками часто оказываются дети, которые хорошо учатся, которых хвалит и выделяет учитель. Обычно, дети начинают общаться по симпатиям, общности каких-либо интересов. Немалую роль играет и близость их места жительства. Следует учитывать и половую идентичность [3].

Межличностные отношения младшего школьника с нарушением речи в большей степени детерминированы успешной адаптацией в классе и школе. Способность ребенка с нарушением речи выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми считается социальной готовностью его к обучению в школе. Иначе говоря, у ребенка должен быть сформирован комплект качеств, который позволит ему общаться со своими сверстниками, учителями, логопедом и психологом. Младшие школьники, имеющие системные нарушения речи, имеют значительные трудности в формировании персонального речевого поведения. Следовательно, это отрицательно сказывается на общении с другими людьми. [2].

Проблема необходимости развития межличностных отношений рассматривалась в трудах таких авторов как В.В. Давыдов, А.В. Мудрик, А.А. Реан, Д.Б. Эльконин. В исследованиях Л.И. Божович, Е.О. Смирновой отмечаются особенности общения и межличностных отношений в младшем школьном возрасте.

На первом этапе были отобраны методики исследования, произведена оценка особенностей межличностного взаимодействия младших школьников с нарушениями речи. Проведен констатирующий эксперимент. На втором этапе был проведен формирующий эксперимент в виде разработки и реализации программы развития межличностных отношений младших школьников с нарушениями речи. На третьем этапе проведен контрольный эксперимент, заключающийся в проверке эффективности разработанных психолого-педагогических условий.

В исследовании были использованы следующие методики:

·        Методика «Поздравь товарища» И.Л. Коломенского;

·        Методика оценки привлекательности классного коллектива С.Н. Костромина, А.А. Реан;

·        Методика исследования сферы межличностных отношений ребенка Р. Жиля.

Методика «Поздравь товарища» И.Л. Коломенского направлена на изучение динамики развития взаимоотношений в школьном коллективе и основана на методе социометрического измерения. По итогам, как и контрольная, так и экспериментальная группа отличается небольшой разобщенностью и достаточно высоким процентом количества «изолированных» в группе, в соответствии с чем в данной группе испытуемых необходимо проведение мероприятий, направленных на развитие межличностных отношений и сплоченность коллектива. В контрольной   группе   испытуемых   со   статусом «предпочитаемые» было выявлено 60%, при этом у 30% был выявлен статус «изолированные». При этом у 10% выявлена явная лидерская позиция в коллективе. В экспериментальной группе испытуемых у 50% был выявлен статус «предпочитаемые» и у 40% - «изолированные», при этом детей с ярко- выраженной позицией лидера выявлено не было.

Методика оценки привлекательности классного коллектива С.Н. Костромина, А.А. Реан подразумевает собой список вопросов, на которые необходимо выбрать правильный ответ. В результате, и в контрольной, так и в экспериментальной группе присутствует процент детей с негативным отношением к атмосфере в коллективе, в соответствии с чем необходима работа по развитию межличностных отношений в обеих группах. В контрольной группе испытуемых у преобладающего числа испытуемых (40%) выявлено средний уровень привлекательности к школьному коллективу, у 30% - низкий уровень, 20% - высокий и у 10% - выше среднего. В экспериментальной группе у 55% испытуемых выявлен средний уровень сформированности привлекательности к школьному коллективу, у 30% - низкий уровень, 15% - выше среднего. Детей с высоким уровнем сформированности привлекательности к школьному коллективу в экспериментальной группе выявлен не был.

Методика исследования сферы межличностных отношений ребенка Р. Жиля позволяет изучить социальную приспособленность ребенка, а также его взаимоотношения в группе. По результатам, в контрольной группе испытуемых у 40% выявлено негативное отношение, 35% - благоприятное и 25% чувствуют отгороженность от коллектива. В экспериментальной группе у 50% также наблюдается негативное отношение к группе, и по 25% - благоприятное и отгороженное отношение от коллектива. Таким образом, в двух группах преобладают негативные тенденции. В связи с этим необходима целенаправленная работа по созданию психолого-педагогических условий развития межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с нарушениями речи с нарушениями речи.

Результаты констатирующего этапа экспериментального исследования показали необходимость развития межличностных отношений детей младшего школьного возраста с нарушениями речи с нарушениями речи. В соответствии с этим была разработана и реализована программа, направленная на развитие межличностных отношений детей младшего школьного возраста с нарушениями речи. Были использованы: тренинговые занятия, сюжетно-ролевые игры, беседы, просмотры короткометражных фильмов, выставки и т.д.

Таким образом, проведенная программа мероприятия, направленных на развитие межличностных отношений детей младшего школьного возраста с нарушениями речи была эффективной. В группе испытуемых увеличилось число детей с более развитыми навыками общения, предпочитаемых в коллективе. В целом, группа детей стала более сплоченной, в группе присутствует положительное отношение друг к другу. Также было сформировано благоприятное отношение к школьному классу. В связи с этим, повторная диагностика показала, что в экспериментальной группе уровень развития межличностных отношений стал значительно выше. Цель исследования достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение.

 

Список литературы:

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М. - 2008.

2. Калашникова В.А. Педагогические условия формирования межличностных отношений детей 5-7 лет в процессе эстетического воспитания // Вестник Московского университета МВД России. – 2010.

3. Наумова М.Л. Коррекция межличностных отношений детей младшего возраста методами арт-терапии //Социосфера. – 2013.


 

Формирование межличностных отношений в группе детей младшего школьного возраста с нарушениями речи

Формирование межличностных отношений в группе детей младшего школьного возраста с нарушениями речи

Иначе говоря, у ребенка должен быть сформирован комплект качеств, который позволит ему общаться со своими сверстниками, учителями, логопедом и психологом

Иначе говоря, у ребенка должен быть сформирован комплект качеств, который позволит ему общаться со своими сверстниками, учителями, логопедом и психологом

Реан подразумевает собой список вопросов, на которые необходимо выбрать правильный ответ

Реан подразумевает собой список вопросов, на которые необходимо выбрать правильный ответ

Цель исследования достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение

Цель исследования достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.06.2023