Статья "ПРОБЛЕМЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В 5-Х КЛАССАХ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ФГОС ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ"
Оценка 5

Статья "ПРОБЛЕМЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В 5-Х КЛАССАХ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ФГОС ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ"

Оценка 5
Документация
docx
математика
5 кл
29.05.2023
Статья "ПРОБЛЕМЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В 5-Х КЛАССАХ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ФГОС ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ"
В статье поднимаются вопросы, связанные с проблемами математического образования в 5 классах при переходе на ФГОС 3-го поколения. Проблемы разделены на две группы - общие и системные. Для каждого представленного вопроса имеется характеристика, предполагаются пути решения.
Статья. Проблемы математического образования ФГОС. Новоселова.docx

ПРОБЛЕМЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В 5-Х КЛАССАХ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ФГОС ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Новоселова Лидия Евгеньевна

Учитель математики МОАУ СОШ села Амзя

ГО г. Нефтекамск Республики Башкортостан

linovoselova@mail.ru

Аннотация: в статье поднимаются вопросы, связанные с проблемами математического образования в 5 классах при переходе на ФГОС 3-го поколения. Проблемы разделены на две группы - общие и системные. Для каждого представленного вопроса имеется характеристика, предполагаются пути решения.

Ключевые слова: математика; федеральный государственный образовательный стандарт; образовательная программа; единство.

 

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования третьего поколения был утвержден 31 мая 2022 года. С 1 сентября 2022 года уже все обучающиеся пятых классов должны заниматься по новым программам, соответствующим ФГОС.

Основным нововведением стандарта третьего поколения можно назвать конкретизацию. Теперь четко прописаны требования к образовательной программе, к навыкам, которые должны приобрести обучающиеся по окончании обучения. Кроме того, утверждены примерные рабочие программы по учебным предметам. Они обеспечивают равный доступ для всех обучающихся страны к качественному образованию. В отличие от предыдущего стандарта, менять порядок изучения разделов теперь не рекомендуется, это должно помочь в первую очередь ученикам и их родителям, например, при смене школы.

Кроме этого, процесс обучения направлен на индивидуализацию образования - раскрытие индивидуальных способностей обучающихся, составление индивидуальных образовательных маршрутов обучения, формирование гибких навыков. 

Но, как и любое изменение, внедрение нового ФГОС влечет за собой появление проблем, решать которые, зачастую, приходится самостоятельно учителям на местах.

Проблемы математического образования в условиях реализации ФГОС третьего поколения можно разделить на две группы - общие и системные. Рассмотрим подробнее каждую из этих групп.

К общим проблемам внедрения ФГОС третьего поколения можно отнести неготовность системы к формированию комфортной образовательной среды, неготовность педагогов к построению индивидуальных образовательных маршрутов, планированию организации образовательного процесса. Чаще всего приходится решать эти проблемы на интуитивном уровне, что тоже неправильно, так как, согласно требованиям стандарта, все программы должны быть едины для всех школ страны. Решением этой проблемы должны были стать специальные курсы для педагогов, но их, часто проводят «для галочки» и ничему конкретному не учат.

Также, к общим проблемам можно отнести тот факт, что рабочая программа теперь для всех единая, а учебники разные. Хотя вопрос с учебниками стоит уже давно, еще с введением Всероссийских проверочных работ. Например, в УМК авторов Дорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф. не предполагает изучение в 5 классе определений десятичной дроби и процентов, а эти темы уже давно вынесены в ВПР, теперь они обязательны к изучению в 5 классе согласно новому ФГОС.

Образовательный процесс на уроках математики должен быть направлен на развитие функциональной грамотности, умение применять те знания и умения, которые были приобретены на уроках математики (и  не только) в жизненных ситуациях. Для решения этой задачи необходимо разрабатывать систему заданий, дидактические материалы к урокам, так как в большинстве учебников реализован консервативный подход к изучению дисциплины. А реализация этого подхода обязательна уже сейчас на уроке математики в 5 классе.

Особая роль уделяется формированию финансовой грамотности, в том числе, на уроках математики. Отсутствие системы упражнений в учебниках влечет за собой опять же дополнительную работу для учителя. И это еще не учитывается индивидуализация образовательного процесса, когда необходимо выделить более слабых учеников и разработать для них индивидуальные образовательные маршруты, но при этом не забывать и способных учеников, которым также необходима специальная программа.

Системные проблемы являются результатом недостаточной подготовки педагогов к новым условиям работы. Большой упор сделан на реализацию системно-деятельностного подхода на уроках, многие учителя придерживаются консервативных методов обучения.

Необходимо привлекать обучающихся к проектной деятельности. А что такое проект? Это предприятие, направленное на создание каких-либо уникальных продуктов. То есть у проекта всегда должен быть какой-то конкретный результат. Если рассмотрим те проекты, которыми занимаются обучающиеся 5 классов, и темы для проектов, представленные в учебниках и методических материалах, то мы обнаружим, что, по сути, обучающемуся предлагается заниматься исследовательской деятельностью, а не проектом. Значит, прежде чем активно внедрять технологию проектной деятельности, необходимо сначала подготовить дидактические материалы, объяснить педагогам, что от них конкретно требуется, как правильно вести проект, как использовать такой вид деятельности не только во внеурочной деятельности, но и на уроках.

Изменяется роль учителя на уроке. Если раньше учитель был «взрослым», который объясняет новую тему, контролирует полученные знания, говорит, что нужно делать на уроке. То теперь педагог должен суметь наладить образовательный процесс таким образом, чтобы ученики самостоятельно планировали свою деятельность, ставили цели и задачи. Такой подход, конечно же, способствует личностному развитию обучающегося, формированию регулятивных учебных действий, но, при изучении некоторых тем он попросту отнимает время урока.

Индивидуализация образования должна помочь сформировать устойчивый интерес к предмету математика, сформировать базу знаний. А ведь в 5 классе закладывается фундамент будущих интересов, навыков.

Учителя не всегда имеют возможности применить индивидуальный подход ко всем обучающимся ни потому, что не имеют желания или не знают, как это сделать. А потому, что зачастую классы перегружены, педагог физически не успеет за 40-45 минут занятия опросить каждого ученика, выдать и проверить задание. Кроме этого, для каждого обучающегося необходимо разработать маршрутный лист, исходя из его результатов обучения.

Организация самого урока согласно ФГОС, должна быть ориентированной на практическую деятельность учащихся. Обучающиеся должны самостоятельно приходить к выводам формул, равенств, свойств объектов. Но, дети 10-11 лет еще сами проходят адаптацию в основном звене, и не всегда готовы к какой-то исследовательской, проектной деятельности.

Ну и, пожалуй, основной проблемой остается недостаточное оснащение материально-технической базы образовательных учреждений. Во многих школах присутствует дефицит учебников, что уж говорить о том, что не везде есть интерактивные доски, возможность доступа из кабинета математики к электронным образовательным ресурсам. Хотя такая форма контроля, как лабораторная и практическая работа, прописанная в новом государственном образовательном стандарте, предполагает использование мультимедийного проектора, интерактивной доски и компьютера в кабинете математики.

Нехватка учебных пособий, отсутствие учебников, синхронизированных с требованиями ФГОС не дают возможности реализовать требования к навыкам, полученным при изучении предмета.

В «Концепции развития математического развития образования в РФ» представлены три уровня обучения математике:

-       Математика для жизни.

-       Математика для прикладного применения в профессии.

-       Творческая математика.

Используя имеющиеся на данный момент учебники, педагог не сможет реализовать изучение математики в 5 классе предмета на каждом из уровней, что влечет за собой обязательное составление учителем новой системы заданий, самих уроков. Это отнимает очень много времени у уже и так загруженного учителя.

Одним из вопросов встает новая система оценивания результатов обучения. Обучающиеся должны стать субъектами контрольно-оценочной деятельности. Не всегда получается научить детей самооценке своих результатов. Конфликт возникает, когда обучающиеся проходя какой-либо промежуточный контроль - с одной стороны, ученик мог оценивать свои возможности как выше среднего (чаще всего обучающиеся ставят себе завышенные оценки), а контрольная или самостоятельная работа оказалась не выполненной.

Особую роль стоит отметить и в подготовке к итоговой аттестации в 5 классе. Как уже говорилось ранее, задания из учебника не соответствуют тем задачам, которые представлены в открытом банке заданий. И не все учебники предполагают изучение тех тем, которые представлены к контролю в формате ВПР. Прежде чем организовывать единство образовательной программы, необходимо было организовать единство учебных и методических материалов.

У озвученных выше проблем должны быть пути решения. В первую очередь это организация единства учебных пособий, синхронизация их с требованиями ФГОС. Но это будет решаться еще достаточно долгое время, так как невозможно одномоментно заменить учебники во всех образовательных учреждениях страны хотя бы потому, что это повлечет за собой колоссальные траты.

Кроме этого, необходимо подготовить для педагогов дидактические материалы, которые можно использовать в условиях реализации стандарта. Ну и конечно же, обеспечить школы необходимым оборудованием.

Идеи, заложенные во ФГОС третьего поколения просто замечательные - это и всестороннее развитие личности ребенка, индивидуализация образовательного процесса, единство структуры рабочей программы, требований к результатам освоения учебных предметов. Просто нужно время, для того, чтобы суметь работать с этими нововведениями в новом для учителя формате.

 

Список литературы

1)                Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2009. - 24 с.

2)                Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 N 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 N 64101) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027

3)                Примерная рабочая программа основного общего образования предмета «Математика» базовый уровень [Электронный ресурс] // Примерная рабочая программа основного общего образования предмета «Математика» базовый уровень (edsoo.ru-)

4)                Реализация ФГОС основного общего образования. Учебный предмет «Математика» : 5 класс : методическое пособие для учителей / [Рослова Л. О., Алексеева Е. Е.: Буцко Е. В.]; под ред. Л. О. Рословой. - М. : ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»: 2022. - 264 с.: ил.

5)      Рослова Л. О. Проблема обновления содержания общего образования: от частных случаев к созданию комплексной модели / Л. О. Рослова // Вестник образования. - 2017. - № 10. - С. 27-33.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

ПРОБЛЕМЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОБЛЕМЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кроме этого, процесс обучения направлен на индивидуализацию образования - раскрытие индивидуальных способностей обучающихся, составление индивидуальных образовательных маршрутов обучения, формирование гибких навыков

Кроме этого, процесс обучения направлен на индивидуализацию образования - раскрытие индивидуальных способностей обучающихся, составление индивидуальных образовательных маршрутов обучения, формирование гибких навыков

Образовательный процесс на уроках математики должен быть направлен на развитие функциональной грамотности, умение применять те знания и умения, которые были приобретены на уроках математики (и…

Образовательный процесс на уроках математики должен быть направлен на развитие функциональной грамотности, умение применять те знания и умения, которые были приобретены на уроках математики (и…

Изменяется роль учителя на уроке

Изменяется роль учителя на уроке

Хотя такая форма контроля, как лабораторная и практическая работа, прописанная в новом государственном образовательном стандарте, предполагает использование мультимедийного проектора, интерактивной доски и компьютера в кабинете…

Хотя такая форма контроля, как лабораторная и практическая работа, прописанная в новом государственном образовательном стандарте, предполагает использование мультимедийного проектора, интерактивной доски и компьютера в кабинете…

И не все учебники предполагают изучение тех тем, которые представлены к контролю в формате

И не все учебники предполагают изучение тех тем, которые представлены к контролю в формате

Электронный ресурс]. - Режим доступа:

Электронный ресурс]. - Режим доступа:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.05.2023