ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ
Характерной чертой современного этапа развития системы образования является комплексное обновление стандартов. Особенность Федеральных государственных стандартов общего образования – их деятельностный характер, приоритет развития личности ученика. Согласно положениям ФГОС ученик должен быть любознательным, активно и заинтересованно познающим мир, владеющим основными умениями учиться, способным к организации собственной деятельности, готовым самостоятельно действовать. Современные методы обучения в рамках новых стандартов должны, в том числе стимулировать интересы детей, развивать их желание учиться и тем самым делать реальным достижение ими успехов в обучении. Следовательно, развитие познавательного интереса является одной из приоритетных задач, от решения которой во многом зависит совершенствование всего образовательного процесса. Одним из средств достижения этого результата является применение игровых технологий. Разнообразие игровых технологий, присущая им атмосфера эмоциональной приподнятости, возможность реализации в рамках игровых технологий имитационных методов обучения делает игры актуальным средством реализации целей ФГОС. Все это и обусловило актуальность темы исследования.
Познавательный интерес в трудах многих психологов и педагогов изучен достаточно тщательно. Вопросам познавательного интереса, познавательной активности, усвоения знаний и умений посвящены исследования и идеи многих ученых, педагогов и психологов, среди которых Ананьев Б.Г., Божович Л.И., Голант Е.Я., Данилова М.А., Добрынин Н. Ф., Ковалев А. Г., Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю., Кулюткин Ю.Н., Лемберг Р.Г., Макаренко А.С., Рубинштейн С.Л., Скаткин М.Н., Сухомлинский В.А., Ушинский К.Д., Чернышевский Н. Г., Щукина Г. И, и многие другие. Теорию и методику применения игровых технологий рассматривали в своих трудах Выготский Л.С., Рубинштейн С.Л., Леонтьев A.Н., Эльконин Д.Б., Давыдов В.В., Амонашвили Ш.А., Беспалько B.П., Газман О.С., Кларин М.В., Селевко Г.К., Шмаков С.А., Кулагина Г.А., Короткова М.В., Борзова Л.П., Якиманская И.С., Алексеева Н.А. и др.
Однако, несмотря на то, что проблема формирования познавательного интереса разработана достаточно подробно и в литературе накоплен значительный материал по проблеме применения игровых технологий в образовательном процессе, такой аспект проблемы, как развитие познавательного интереса школьников на уроках технологии посредством игровых технологий не в полной мере изучен.
Таким образом, выявляются противоречия между:
· Необходимостью повышения эффективности процесса развития познавательного интереса учащихся и недостаточной теоретической разработанностью данной проблемы
· Возросшей потребностью общества в специалистах с высоким уровнем познавательного интереса и отсутствием необходимых условий по её развитию в МОУ СОШ.
· Возможностями для развития познавательного интереса с помощью игровых технологий и недостаточной степенью использования этих возможностей в МОУ СОШ.
Актуальность проблемы, степень её практической значимости и недостаточная научная разработанность обусловили тему исследования «Развитие познавательного интереса у учащихся 5 класса в образовательном процессе по Технологии при использовании игровых технологий».
Объект исследования: процесс обучения технологии в средней школе.
Предмет исследования: процесс развития познавательного интереса школьников на уроках технологии в 5 классе с использованием игровых технологий обучения.
Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка и внедрение в практику педагогических условий применения игровых технологий обучения для развития познавательного интереса школьников на уроках технологии.
Гипотеза исследования: Развитие познавательного интереса у учащихся 5 классов на уроках технологии будет эффективно, если
- использовать на уроках сюжетные игры по мотивам сказок;
-дидактические игры различных типов применяются на всех этапах урока: мотивация, изложение нового материала, закрепление и т.д.
-проводить рефлексию по окончании ключевых моментов урока.
Вышеизложенное помогло определить следующие задачи исследования:
1.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования развития познавательного интереса школьников при использовании игровых технологий на уроках технологии.
2.Определить возможность игровых технологий по развитию познавательного интереса школьников на уроках технологии.
3.Разработать методические и дидактические материалы для развития познавательного интереса школьников на уроках технологии при использовании игровых технологий.
4.Провести педагогическое исследование, направленное на выявление эффективности выделенных условий.
Методологической основой исследования являются: теория деятельности (В.В Давыдов, Ю.Н Кулюткин, А.Н. Леонтьев, Н.В. Талызина, П.И Чернецов и др.); психологическая теория личности (А.Г Асмолов, М.Ф Беляев, Л.И. Божович, К.К. Платонов, С.Л Рубинштейн и др.); теория оптимизации (Ю.К. Бабанский, В.А Черкасов и др.); теория педагогических технологи (В.П. Беспалько, Г.К Селевко и др.); теория развивающего обучения ( Д.Б Эльконин, В.В.Давыдов, Л.В. Занков и др.); теория педагогической диагностики ( С.Е. Матушина, В.П. Беспалькои др.)
База исследования: МОУ СОШ с.Лейпциг Варненского района Челябинской области. В эксперименте принимали участие ученики 5 класса, в количестве четырнадцати человек.
Были использованы следующие методы исследования:
-теоретическое изучение философской, психолого-педагогической и методической литературы;
-научно-методический анализ содержания учебных программ с целью определения их роли в развитии познавательного интереса
-эмпирические, основанные непосредственно на опыте проведения учебных занятий по дисциплине «Технология»: наблюдение, собеседование, анкетирование и изучением результатов учебно-практической деятельности
-методы математической статистики, применяемые для социологических и педагогических исследований.
Научная новизна исследования:
1.Обосновано содержание процесса развития познавательного интереса при изучении дисциплины «Технология» с применением игровых технологий.
3.Разработаны методические рекомендации и методическое обеспечение дисциплины «Технология», позволяющие эффективно развивать познавательный интерес с помощью игровых технологий.
Теоретическая значимость исследования:
Целостно представлен процесс успешного развития познавательного интереса учащихся школы при изучении дисциплины «Технология» с применением игровых технологий.
В работе представлена классификация игр, применение которых обеспечивает повышение познавательного интереса.
Практическая значимость исследования:
1.Разработанны учебные занятия с элементами игр, направленные на повышение уровня познавательного интереса.
2.Методические рекомендации по развитию познавательного интереса учащихся могут применяться в образовательном процессе по технологии, а также при подготовке будущих учителей.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось путём публикаций в печати статей, выступлением на конференциях, апробацией методических рекомендаций в ходе обмена опытом на заседаниях РМО и ШМО.
Глава 1. Проблемы развития познавательного интереса учащихся в процессе обучения технологии
1. Развитие познавательного интереса учащихся как педагогическая проблема.
Проблема познавательного интереса давно занимала многих педагогов и психологов. Я. А. Каменский считал необходимым для учителя «всеми возможными средствами воспламенять … жажду знаний и пылкое усердие к учению… Метод обучения должен облегчить труд ученика так, чтобы не было ничего, что претило бы ученикам и отпугивало бы их от дальнейших занятий» [11]
К.Д.Ушинский придавал важнейшее значение интересам в духовном развитии ребенка и подчеркивал зависимость развития детских интересов от обучения и воспитания «Учение, лишенное всякого интереса, … убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдет» [42]
Оригинальные мысли по поводу воспитания интересов к учению можно найти в педагогических дневниках Л.Н.Толстого. Он считал, что убивая всякую фантазию, воображение, невозможно формировать интересы ребенка.
Педагоги внесли большой вклад в теорию и практику воспитания познавательных интересов.
Н.К.Крупская считала важнейшим достоинством хорошего учителя умение заинтересовать ученика, пробудить в нем интерес к учению.
Фундаментальным трудом, раскрывающим психолого-педагогические основы формирования познавательных интересов учащихся, является исследование Г.И.Щукиной. [49]
Современная психология и педагогика утверждает, что истоки интереса лежат в общественной жизни, что именно в деятельности человека формируется конкретное содержание его интересов.
Прежде чем найти пути, способы и средства формирования познавательного интереса у школьников, следует решить вопрос о том, что лежит в его основе, что является его объективным источником.
И.П. Павлов связывал проявление интереса с безусловным ориентировочным рефлексом: «едва ли достаточно оценивается рефлекс, который можно было бы назвать исследовательским рефлексом или, как я его называю, рефлекс «что такое?» и являющийся одним из фундаментальных рефлексов». Далее И.П.Павлов указывает на большой биологический смысл этого рефлекса и у животных и у человека: «У человека этот рефлекс идет чрезвычайно далеко, проявляясь в виде той любознательности, которая создала науку, дающую нам… ориентировку в окружающем мире» [33]
На базе ориентировочного рефлекса происходило разнообразное знакомство человека с внешним миром: от примитивной ориентировки – любопытства к активному поиску, любознательности, развитию склонностей или профессиональным интересам.
Все виды интереса своей физиологической основой имеют безусловный ориентировочный рефлекс. Биологический смысл ориентировочного рефлекса общеизвестен, но познавательный интерес нельзя заключить в узкие рамки биологического явления.
Познавательный интерес – это устойчивое образование, которое в ходе теоретической, исследовательской увлечённой деятельности уже не нуждается во внешней стимуляции и как бы самоподкрепляется. [49]
Ориентировочный рефлекс «что такое? » соответствует ситуативному интересу, который может служить мотивом деятельности. Главное в нём – новизна информации. Механизм познавательного интереса значительно сложнее, чем просто ответ на внешний раздражитель.
Однако не всё новое, что встречает человек в окружающем мире, становится предметом его интереса.
Познавательная направленность человека носит избирательный характер. Когда тот или иной предмет представляется важным человеку, имеющим для него жизненную значимость, тогда он с увлечением им занимается, старается глубоко его изучить. В противном случае интерес будет носить случайный, поверхностный характер.
Л.И. Божович рассматривает познавательный интерес как потребность в знании. Интерес имеет своим источником и целью ориентацию человека в действительности, т.е. он всегда, в конечном счете, носит практически, «утилитарный» характер. Однако, в одних случаях он может быть непосредственно связан с практической потребностью, в других – носить «бескорыстный» характер. [5]
Г.И. Щукина утверждает, что всякий интерес направлен в известной мере на изучение предмета интереса, но отличие познавательного интереса в том и состоит, что это интерес не процессуальный, это интерес к подлинному продуктивному познанию, в результате которого появляется нечто новое в содержании знаний и в способах подхода к их изучению, иначе говоря, в развитие ученика в целом.
Появление познавательных интересов школьников в первую очередь связано с процессом обучения, процессом обогащение учащихся новыми знаниями, расширением и углублением их кругозора. Для того, чтобы найти эффективные средства формирования у учащихся познавательных интересов и связанных с ними потребностей в знаниях, необходимо предварительно уяснить, каковы закономерности их развития. Психологи утверждают, что потребности человека является внутренними источниками активности личности. «Объективная потребность, прежде чем стать побудительной силой активности, должна … осознаться. Отраженная потребность выступает в качестве субъективного состояния личности, отношения, которое имеет тенденцию регулировать поведение и деятельность, определять направленность мышления, чувств и воли человека». [13] К числу фундаментальных человеческих потребностей относятся познавательные потребности. Они играют существенную роль в развитии личности, являясь основой формирования мотивов познавательной деятельности.
На основе потребности в знаниях формируются познавательные интересы школьников. Развитие интересов учащихся в свою очередь ведет к формированию потребностей в глубоких знаниях.
Многие педагоги и психологи показывают, что сильным стимулом познания является возможность практического использования знаний. По существу большинство крупных открытий было вызвано стремлением ученых не только понять противоречивую природу явлений, но и реально помочь людям реализовать их материальные и духовные запросы [18]
С.Л. Рубинштейн считает, что познавательная и практическая деятельность человека находятся в тесном единстве и переплетении. Он указывает, что интересы ученика порождают склонность и, отмечая близость того и другого понятия, утверждает, что интерес как направленность на опознание отличается от склонности как направленности на деятельность. [38]
Г.И.Щукина также убедительно доказывает, что для значительной части учащихся источник формирования познавательных интересов лежит в их практической деятельности, занимаясь которой они ощущают успех и творческий подъем.
Известный педагог М.Н. Скаткин отмечает, что уровень познавательной деятельности ученика оказывает большое влияние на развитие его личности. «Если школа в течение 11 лет изо дня в день будет культивировать у учеников воспроизводящую познавательную деятельность, то из нее стен неизбежно будут выходить люди пассивно-созерцательного типа, умеющие объяснить мир, так или иначе, но не подготовленные в должной мере к его творческому преобразованию» [40]
Результатом длительной исследовательской работы, в которой вместе с автором принимали участие сотни учителей различных школ, является книга М.А.Данилова. [8] Автор убедительно доказывает, что мотивы учения школьников крайне разнообразны. Побуждение учащихся к учению осуществляется во всем процессе обучения, но в развитии у них познавательных интересов решающее значение принадлежит сообщению новых знаний.
Г.И.Щукина, как бы подводя итог многим педагогическим исследованиям, называет познавательный интерес средством обучения, мотивом учебной деятельности школьника и устойчивой чертой его личности.
В «дидактических очерках» Р.Г.Лемберг. [21] ставит вопрос, нужна ли и может ли быть поставлена специальная работа по развитию интересов. По мнению автора, высокий уровень преподавания, рациональные формы построения уроков, внимания к индивидуальным особенностям при продуманном и удачно скомпонованном содержании занятий способствуют зарождению и развитию интересов к учебному материалу. При этом нет надобности в каких-либо особых средствах, направленных к повышению познавательных интересов учащихся. Р.Г.Лемберг отмечает, что работа по формированию интересов требует осознанной целенаправленности и продуманного плана.
Основной «психологической» предпосылкой деятельности учителя по развитию познавательной активности учащихся является сочетание их умственной деятельности с развитием чувств и воли. Отсюда следует, что конкретные практические мероприятия всегда нужно связывать с такими формами работы, которые вызывают эмоциональный подъем, личную инициативу учащихся.
Е.Я.Голант указывал на необходимость иметь в виду, что эмоциональное воздействие должно сочетаться с логическим осмысливанием материала. [6]
Н.Ф.Добрынин подчеркивал роль интереса как одного из основных мотивов привлечения и сохранения внимания. [9]
Одной из причин, вызывающих внимание учащихся, является непосредственное воздействие на их чувства, эмоции. Раздражения, действующие на чувства учащихся, привлекают внимание легче и надёжнее, чем нейтральные раздражения. Н.Ф.Добрынин считает, что раздражения, которые непосредственно вызывают наши чувства, можно назвать живой занимательностью. В этом случае занимательность связана с интересом, который определяется непосредственным действием на наши органы чувств. Известно, что всё, связанное с чувствами, всегда привлекает внимание. Надо так строить урок, чтобы внимание учащихся было постоянно сконцентрировано на объекте обсуждения. Необходимо, однако, отметить, что любая занимательность не должна носить внешнего характера, не должна уводить от существа предмета. Она должна способствовать лучшему пониманию и усвоению внутреннего содержания.
Выдающийся педагог В. А.Сухомлинский писал: «Дети приходят в школу с открытой душой, с искренним желанием хорошо учиться. Малыша пугает даже мысль о том, что на него могут смотреть как на лодыря или неудачника. Желание хорошо учиться-красивое человеческое желание- кажется мне ярким огоньком, озаряющим весь смысл детской жизни, мир детских радостей… Живительным воздухом для слабенького огонька жажды знаний является только успех ребёнка в учении, только гордое сознание и переживание той мысли, что «я» делаю шаг вперёд, поднимаясь по крутой тропинке познания». [41]
Л.И.Божович также считает, что на первом этапе учёбы в школе детей привлекает к себе мир новых отношений, в который они вступают. [5] Для старшеклассников на первый план выступает потребность определить свой жизненный путь, и значимость знаний оценивается ими в зависимости от того, насколько они нужны для будущей профессии. Познавательные потребности старшеклассников оказывают общее стимулирующее влияние на воспитание самостоятельности и критичности мышления.
Особым видом интереса является интерес к познанию, т.е. познавательный интерес. Его область – познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов, а также умениями, при помощи которых обучаемый получает образование. Ценность познавательного интереса для развития личности учащегося состоит в том, что познавательная деятельность в данной предметной области под влиянием интереса к ней активизирует психические процессы личности, приносит ей глубокое интеллектуальное удовлетворение, содействующее эмоциональному подъему, так что познавательный интерес выступает как важный мотив активности личности, ее познавательной деятельности. В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательных процессов, проявляются активный поиск, догадка, готовность к решению поставленной задачи. Важной особенностью познавательного интереса является также то, что центр его – познавательная задача, требующая от человека активной поисковой или творческой работы, а не элементарной работы, а не элементарной ориентировки на новизну и неожиданность. [1]
Эффективность обучения, в частности обучения технологии, во многом зависит от того, насколько учащиеся проявляют интерес к изучаемому материалу. Поэтому проблема развития познавательного интереса учащихся актуальна как для исследователей, так и для практиков. Познавательный интерес взаимосвязан со многими сторонами учебного процесса.
В педагогической практике познавательный интерес рассматривают часто как средство активизации познавательной деятельности ученика, как эффективный инструмент в работе учителя. Данный «инструмент» позволяет ему сделать процесс обучения привлекательным, выделить в обучении те пункты, которые смогут привлечь к себе непроизвольное внимание учеников, заставят активизировать мышление, волноваться и переживать, увлеченно работать над учебной задачей. Однако в педагогической практике можно наблюдать падение от класса к классу у некоторых школьников интереса к учебной деятельности.
Встает проблема, каким же образом организовать обучение так, чтобы увлечь ребенка процессом познания, пробудить стремление к самостоятельному овладению знаниями и умениями, как к чему-то для него ценному, привлекательному, то есть, как развить познавательный интерес, как к «интересному», так и к «скучному» предмету?
Рассмотрим различные подходы к определению понятия «познавательный интерес», а также стадии и уровни его развития.
Познавательный интерес является производным определением по отношению к понятию «интерес», поэтому логично проанализировать и это понятие.
Понятие «интерес» в Педагогическом словаре трактуется как форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отображению действительности. [14]
Термин интереса широко используется в различных сферах науки и самостоятельно, и в различных сочетаниях. В некоторых случаях это стало настолько привычным, что сформировалось самостоятельное понятие. Например, такие как «занимательный интерес», «заинтересованность исследования», «интересный человек»,«действовать в интересах дела», «интересная философия». [19]
Понятие интерес приобрело такой широкий смысл, что при более внимательном отношении его использование требует уточнений.
Словарь русского языка даёт общеупотребительное определение «интересного» как завлекательный, значительный, любопытный. [7] В литературе понятие интереса часто употребляется как синоним понятия внимания, занимательность, увлекательность, влечение, польза.
В психологическом словаре понятие «интерес» традиционно рассматривается как душевное состояние - повышенное внимание, душевное влечение, умственная тяга и повышенный жизненный тонус. Интерес - там, где душа. Интересное - то, чем хочется заниматься, чем «загорелся». Интересный человек - тот, с кем хочется общаться. Интересное - то, чему мы в поле сознания присваиваем яркий, светлый тон и в связи с чем повышаем свою энергетику, живость и жизненность.
Интерес (от латинского «имеет значение, важно») – реальная причина действий, ощущаемая учеником как особо важная.
Интерес — это форма проявления познавательных потребностей, что выражается в стремлении к познанию объекта или явления, овладении определённым видом деятельности. [48]
Проанализировав определение познавательного интереса, выдвинутые учёными, мы на их основе, выделили собственное определение познавательного интереса-это самостоятельная, творческая деятельность учащихся, характеризующая стремление к усвоению знаний и умений по изучаемой дисциплине.
Интерес бывает непроизвольным (интересное само по себе, без наших усилий и настроев), произвольным (надо - вот и сделал себе интересным) и послепроизвольным (само по себе интересно все, что надо). Интерес - высокотонусная эмоция, показатель душевного здоровья. У детей интересов обычно больше, хотя они и не стойкие: дети быстрее загораются и быстрее остывают. У взрослых интерес более стабильный, но в целом с упадком жизненных сил снижается и фон интересности жизни. Интерес может стать сильным позитивным мотиватором. Чаще интерес возникает там, где есть новое. Чтобы интерес возникал, рос и крепнул (превращался в привычку), необходимо:
· создать удобные условия для развития. В частности, сделать новое дело простым, а новый материал - понятным.
· показывать новое и перспективы,
· «разукрашивать» процесс, привносить в него элементы развлечения,
· поощрять новые, творческие начинания,
· давать новые, усложненные задачи, которые человеку по силам,
· подкреплять ощущение успеха.[15]
Л.С. Выготский называл интерес как бы естественным двигателем детского поведения. «Он является выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребёнка совпадает с его органическими потребностями» [1]
Вот почему Л.С. Выготский считал основным правилом построения всей образовательно-воспитательной системы точный учёт детских интересов. Важным также является то, насколько интерес направлен по линии самого изучаемого предмета, а не связан с посторонним для него влиянием наград, наказаний, страха, желания угодить и т. п.
Н. Г. Морозова считает, что «интерес можно определить как эмоционально-познавательное отношение к предмету или к непосредственно мотивированной деятельности, отношение, переходящее при благоприятных условиях в эмоционально-познавательную направленность личности» [3]
Применительно к учебной деятельности А.К. Маркова выделяет следующие виды интереса к учению:
1. Глобальный, недифференцированный, т. е. широкий учебный интерес.
2. Интерес к постановке целей, задач, их реализации, т.е. планирующий учебный интерес.
3. Интерес к результатам учения, т. е. результативный учебный интерес.
4. Интерес к содержанию предмета, к процессу его усвоения, т. е. процессуально-содержательный.
5. Более глубокий интерес к процессу и к способам, приёмам его осуществления, т. е. учебно-познавательный интерес.
6. Стремление к преобразованию и совершенствованию своей учебной работы, т. е. преобразующий интерес. [24]
Таким образом, познавательный интерес является одним из видов интереса к учению. Г.И. Щукина даёт такое определение познавательного интереса: «Познавательный интерес выступает перед нами как избирательная направленность личности, обращённая к области познания, к её предметной стороне и к самому процессу овладения знаниями». [4]
По основанию активности и самостоятельности учащихся, стремлению к преодолению трудностей Г.И. Щукина выделяет уровни проявления становления интереса к учению:
Таблица 1.1.1.
Уровни проявления становления интереса к учению
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
Высокая самопроизвольная активность, с увеличением протекающая самостоятельная работа, стремление к преодолению трудностей в сложных задачах |
Познавательная активность, требующая побуждения учителя, зависимость самостоятельной работы от ситуации, преодоление трудностей при помощи учителя |
Познавательная инертность, минимальная самостоятельность, бездеятельность при затруднениях |
Познавательный интерес как одна из разновидностей интереса к учению может проявляться на любом из этих уровней.
С этой классификацией связаны уровни сформированности собственно познавательного интереса по М.В. Матюхиной. [2] Подобные уровни выделяет Г.И. Щукина.
Таблица 1.1.2.
Уровни сформированности познавательного интереса
Теоретический уровень |
Познавательный уровень |
Занимательный уровень |
Интересуют причинно-следственные связи, происхождение явлений |
Интерес к познанию существенных свойств предметов |
Может привлекать простая занимательность фактов, а не их сущность |
По основанию тесноты связи с эмоциональной стороной личности Н.Г. Морозова выделяет следующие виды познавательного интереса:
-эпизодическое переживание;
-эмоционально-познавательное отношение к предмету;
-стойкая эмоционально-познавательная направленность личности на определённую область знания или деятельности. [24]
В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, В.В. Репкин выделяют виды познавательного интереса по основанию обращённости ученика на отдельные стороны учебной деятельности:
- познавательный интерес, обращённый на знания как результат учения;
- познавательный интерес, обращённый на способ добывания знаний.
Познавательный интерес по-разному проявляется в разных сферах деятельности. Исследователями были выделены проявления, параметры и критерии познавательного интереса.
1. Проявление интеллектуальной активности (вопросы к учителю, стремление по собственному побуждению участвовать в деятельности, в обсуждении вопросов на уроке, активное оперирование приобретённым багажом знаний и умений);
2. Эмоциональное проявление (общий положительный настрой, интеллектуальная радость);
3. Волевые проявления (сосредоточенность внимания и слабая отвлекаемость, поведение ученика при затруднениях, стремление к завершению учебных действий, реакция на звонок с урока);
4. Внеурочные проявления (поведение на перемене, самостоятельные вопросы и суждения, беседы и спор между учащимися, добровольное взятие дополнительной и самостоятельной работы). [48]
Исследования А.К. Марковой показали, что становлению и развитию познавательного интереса способствуют такие условия:
-выделение в содержании общих принципов и закономерностей, включение системы задач;
-активная деятельность школьников по преобразованию исходных вопросов и заданий для их решения;
-оценка учителем не только результата, но и способов учебной работы школьника, а также вовлечение в процесс оценивания самих школьников;
-выполнение детьми активных действий по анализу своей мотивационной сферы. К ним можно добавить также такие условия, как новизна материала, его эмоциональная окрашенность, коллективные формы организации различных видов деятельности, игровые задания, предоставление школьникам возможности выбора и др. [24]
Таким образом, на развитие познавательного интереса влияют следующие условия и факторы:
1. Содержание учебного материала.
2. Активная и поисковая мыслительная деятельность детей.
3. Организация учебного процесса на оптимальном уровне развития учащихся.
4. Эмоциональная атмосфера обучения.
5. Оптимальное сочетание различных методических приёмов обучения.
В трудах многих выдающихся учёных (А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.А. Матюшкина и др.) неоспоримо доказано, что ученик на уроке должен ставить и решать проблемы, причем непременно в диалоге с учителем. Благодаря диалогу с урока уходит пассивность, учащиеся с удовольствием думают и выражают свои мысли. [22]
Таким образом, можно сделать выводы, что познавательный интерес к технологии у школьников необходимо формировать и развивать. Помочь в этом может систематическое использование различных методологических приёмов с применением исторического материала по соответствующей теме. Знания школьников необходимо обогащать новой и интересной информацией, которая будет вызывать у них положительные эмоции и интерес к изучаемому материалу и к предмету. Познавательные интересы – это активная познавательная направленность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета с радостью познания, преодолению трудностей, созданием успеха, с самовыражением и утверждением развивающейся личности.
В настоящее время в России происходит становление принципиально новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями педагогической теории и практики. Важнейшей составляющей образовательного процесса становится дифференциация и индивидуализация форм и методов обучения, адаптированных в соответствии с принципом природосообразности.
Поиск новых форм и методов обучения в наше время - явление не только закономерное, но и необходимое. И это понятно: в свободной школе, к которой мы идем, каждый не только сможет, но и должен работать так, чтобы использовать все возможности собственной личности. В условиях гуманизации образования существующая теория и технология массового обучения должна быть направлена на формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, т.е. личности саморазвивающейся и самореализующейся. [48]
В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых методов обучения. В.П. Беспалько в книге «Слагаемые педагогической технологии» дает определение педагогической технологии, как систематичное воплощение на практике заранее спроецированного учебно-воспитательного процесса. Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого деятельность, работа, служба. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Уже потому игра, по мнению многих ученых, есть вид развивающей, социальной деятельности, форма освоения социального опыта, одна из сложных способностей человека.
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др. [49]
Слово «игра» не является научным понятием в строгом смысле этого слова. Может быть, именно потому, что целый ряд исследователей пытались найти нечто общее между самыми разнообразными и разнокачественными действиями, обозначаемыми словом «игра», мы не имеем до настоящего времени удовлетворительного разграничения этих деятельностей и удовлетворительного объяснения разных форм игры. [49]
Начало разработки теории игры обычно связывается с именами таких мыслителей XIX в., как Ф. Шиллер, Г. Спенсер, В. Вундт. Разрабатывая свои философские, психологические и главным образом эстетические взгляды, они попутно, только в нескольких положениях, касались и игры как одного из самых распространенных явлений жизни, связывая происхождение игры с происхождением искусства. В отечественной педагогической литературе встречаются различные взгляды и подходы к сущности дидактических возможностей игр. Некоторые ученные, например, Л.С. Шубина, Л.И. Крюкова и другие, относят их к методам обучения. В.П. Бедерканова, Н.Н. Богомолова характеризуют игры как средство обучения. Игровую деятельность как проблему разрабатывали К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн. [23]
По мнению Д.Н. Узнадзе игра является формой психогенного поведения, т.е. внутренне присущего, имманентного личности. Игру как пространство «внутренней социализации» ребенка и средство усвоения социальных установок представлял себе Л.С Выготский.
Довольно интересно это понятие охарактеризовал А.Н. Леонтьев, а именно как свободу личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов». На наш взгляд, наиболее полное определение представлено у В.С. Кукушина. Он считает, что игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складываются и совершенствуется самоуправление поведением.
Наиболее глубоко технология игры как формы организации и совершенствования учебного процесса рассмотрена С.Ф. Занько, Ю.С. Тюнниковым и С.М. Тюнниковой, которые полают, что « до развития теории проблемного обучения, ее основных понятий, принципов, методов игра не могла получить, и не имела педагогической логики построения ни в аспекте дидактической интерпретации структуры и содержания проблем, ни в аспекте организации осуществления процесса игры». [17]
Иначе игру представляет Б.П. Никитин, а именно как набор задач, которые ребенок решает. Технология развивающих игр Б.П. Никитина интересна тем, что программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые при всем своем многообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями. [28]
Наряду с трудом и ученьем игра — один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен человеческого существования. Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. [34]
Как уже указывалось выше, отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К.Д.Ушинский, П.П.Блонский, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, в зарубежной — 3.Фрейд, Ж.Пиаже и другие. В их трудах, исследована и обоснована роль игры в онтогенезе личности, в развитии основных психических функций, в самоуправлении и саморегулировании личности, наконец, в процессах социализации — в усвоении и использовании человеком общественного опыта.
В структуру игры как деятельности личности входят этапы:
• целеполагания;
• планирования;
• реализации цели;
• анализа результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.
Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребностей, самоутверждения, самореализации.
В структуру игры как процесса входят:
· роли, взятые на себя играющими;
· игровые действия как средства реализации этих ролей;
· игровое употребление предметов, т. е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
· реальные отношения между играющими;
· сюжет (содержание) — область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Большинство игр отличает следующие черты. [10]
· свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
· творческий, в значительной мере импровизационный, активный характер этой деятельности («поле творчества»);
· эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция («эмоциональное напряжение»);
· наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
По мнению С.А.Шмакова, как феномен педагогической культуры игра выполняет следующие важные функции:
· Функция социализации. Игра — есть сильнейшее средство включения ребенка в систему общественных отношений, усвоения им богатств культуры.
· Функция межнациональной коммуникации. [16] Игра позволяет ребенку усваивать общечеловеческие ценности, культуру представителей разных национальностей, поскольку «игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональны, общечеловечны».
· Функция самореализации ребенка в игре как «полигоне человеческой практики». Игра позволяет, с одной стороны, построить и проверить проект снятия конкретных жизненных затруднений в практике ребенка, с другой — выявить недостатки опыта. [47]
· Коммуникативная функция игры ярко иллюстрирует тот факт, что игра — деятельность коммуникативная, позволяющая ребенку войти в реальный контекст сложнейших человеческих коммуникаций.
· Диагностическая функция игры предоставляет возможность педагогу диагностировать различные проявления ребенка (интеллектуальные, творческие, эмоциональные и др.). В то же время игра — «поле самовыражения», в котором ребенок проверяет свои силы, возможности в свободных действиях, самовыражает и самоутверждает себя.
· Терапевтическая функция игры заключается в использовании игры как средства преодоления различных трудностей, возникающих у ребенка в поведении, общении, учении.
«Эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, которые ребенок получает в ролевой игре. Именно практика новых реальных отношений, в которые ролевая игра ставит ребенка как со взрослым, так и со сверстниками, отношений свободы и сотрудничества, взамен отношений принуждения и агрессии, приводит в конце концов к терапевтическому эффекту». [27]
• Функция коррекции — есть внесение позитивных изменений, дополнений в структуру личностных показателей ребенка. В игре этот процесс происходит естественно, мягко.
• Развлекательная функция игры, пожалуй, одна из основных ее функций.
Игра стратегически — только организованное культурное пространство развлечений ребенка, в котором он идет от развлечения к развитию Педагогические игры — достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. [43]
Педагогические игры достаточно разнообразны по:
• дидактическим целям;
• организационной структуре;
• возрастным возможностям их использования;
• специфике содержания.
Место и роль игровых методов в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр. Г.К.Селевко предлагает классифицировать педагогические игры по нескольким принципам:
1. Деление игр по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.
2. По характеру педагогического процесса:
- обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;
- познавательные, воспитательные, развивающие;
- репродуктивные, продуктивные, творческие;
-коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и другие. [37]
3. Согласно Г.К Селевко по характеру игровой методике педагогические игры делятся на: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации. [32]
4. По предметной области выделяют игры по всем школьным циклам.
5. По игровой среде, которая в значительной степени определяет специфику игровой технологии: различают игры с предметами и без них, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные, с различными средствами передвижения.
По определению Г. К. Селевко игровая технология - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. [39]
Технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведения учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителей. [26]
Технология обучения реализуется в единстве целенаправленной познавательной деятельности педагога и детей, в их активном движении к педагогической истине – пониманию учащимися знаний, овладению умениями и навыками. [50]
Наиболее точно и широко игровую технологию обучения описал А.А. Вербицкий, он наиболее точно определил принципы деловой игры, он совершенно прав, говоря, что деловая игра позволяет учащимся приобретать опыт познавательной и профессиональной деятельности, составил структуру или игровую модель, выявил особенность деловой игры. Большой вклад в развитие деловых игр внес Ю.Н.Кулюткин, описавший основные этапы проведения игры. [20]
Деятельность учащихся должна быть построена на творческом использовании игры и игровых действий в учебно-воспитательном процессе со школьниками, наиболее удовлетворяющей возрастные потребности данной категории учеников.
Исходя из значимости игровых технологий для развития познавательных интересов, а также последовательности и системности включении игры и игровых приемов в творческую познавательную деятельность, нами выделены общие условия применения игры в процессе обучения школьников:
1) необходимость оценивания каждодневного применения игры по двойному критерию; по ближайшему эффекту и в соответствии с перспективой развития познавательных интересов;
2) понимание игры как формы организации коллективной, руководимой учителем, учебной деятельности;
3) необходимость обеспечения непосредственного обучающего эффекта игры, то есть, познавательную направленность, нацеленную на овладение способами учебных действий;
4) создание положительного эмоционального настроя, способствующего вызвать у ребенка состояние творческого поиска и инициативы в процессе игры. [28]
Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Реализация игровых технологий и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:
1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;
2) доступность для учащихся данного возраста;
3) умеренность в использовании игр на уроках.
Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий:
1) сюжетно-ролевые игры на уроке;
2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН);
3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке;
4) использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);
5) различные виды внеклассной работы (КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.) [25]
Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:
1) правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;
2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
3) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников. [29]
Возникновение познавательного интереса зависит в первую очередь от уровня развития ребенка, его опыта, знаний, той почвы, которая питает интерес, а с другой стороны, от способа подачи материала
Таким образом, рассмотрев теоретические основы использования игровых технологий как средство развития познавательных интересов школьников, мы пришли к выводами:
1. В школьном возрасте развитие познавательных интересов имеет свои особенности. Познавательный интерес как мотив учения побуждает ученика к самостоятельной деятельности, при наличии интереса процесс овладения знаниями становится более активным, творческим, что в свою очередь, влияет на укрепление интереса. Развитие познавательных интересов школьников должно происходить в доступной для них форме, то есть через применение игр, использование игровых технологий.
2. Занятия, пронизанные элементами игры, соревнования, содержащие игровые ситуации значительно способствуют развитию познавательных интересов школьников. Во время игры ученик – полноправный участник познавательной деятельности, он самостоятельно ставит перед собой задачи и решает их. Для него игра – это не беззаботное и легкое времяпрепровождение: играющий отдает ей максимум энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Познание окружающего мира в игре облекается в формы, непохожие на обычное обучение: здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответов, и новый взгляд на известные факты и явления, пополнение и расширение знаний и умений, установление связей, сходства и различия между отдельными событиями. Но самое важное – не по необходимости, не под давлением, а по желанию самих учащихся во время игр происходит многократное повторение материала в его различных сочетаниях и формах. [40]
Таким образом, для педагога игра может стать одним из инструментов активизации познавательных способностей детей, воспитания у них устойчивого интереса и потребности в интеллектуальной деятельности, совершенствования школьно-значимых психических и психофизиологических функций, успешности обучения в целом.
Под уроком технологии понимается занятие, на котором учащиеся, объединенные в группу (класс), под руководством учителя или самостоятельно овладевают технологическими знаниями, умениями и навыками. Каждый урок представляет собой составную часть, ступень или звено в учебном процессе. Вместе с тем урок – это относительно самостоятельный и логически завершенный этап на пути овладения учащимися знаниями, умениями и навыками
На уроках технологии используются такие традиционные формы проведения занятий, как работа с устными и письменными текстами, в ходе которой учитель устно излагает учебный материал. Таковыми можно считать лекцию, беседу, рассказ, объяснение нового материала. Стимуляция активности школьников возрастает за счет введения учителем в содержание материала различного рода противоречий, преднамеренных ошибок, приемов проблемного обучения, например, при выдвижении и последующем обосновании предложений (гипотез), при постановке проблемных вопросов, при организации дискуссионного рассмотрения нового материала и т.п. [45]
На решение учебных задач, в данном случае, будут работать следующие учебные задания: приспособлений, приборов, организации работ; задания исследовательского характера; задания по поиску новых технологий, оптимизации последовательности операций, подбору; имитационные упражнения, которые могут носить двигательный и умственный характер (к двигательным упражнениям относятся: работа на тренажерах, а к умственным — разбор или построение конкретных ситуаций).Такие ситуации могут касаться разработки структуры технологического процесса, функционально-стоимостного анализа изделия или технологии, обоснование рациональности коммуникативных процессов в трудовых отношениях, аспектов маркетинга и др.);обучающие игры — это синтез расслабляющих подходов и цепи имитационных проблемных ситуаций, в том числе конфликтных, в которых участники выполняют отведенные им социальные роли в соответствии с поставленными целями. [47]
Педагогическая наука и практика предлагают немало различных форм учебной деятельности школьников. Одной из них является игровая технология.
Применение игровых технологий обучения на уроках технологии позволит решить следующие педагогические задачи: повышение познавательной активности и творческих способностей учащихся, формирование эстетических представлений и художественного вкуса учащихся; выработка навыков критического мышления, навыков групповой самоорганизации, умения вести диалог; выработка умения применять полученные знания на практике, а также воспитание активной жизненной позиции. Кроме того, в спектр развития попадают интеллектуальные и творческие способности, кругозора учащихся, общеучебные умения и навыки, умения и навыки сотрудничества, взаимопомощи и взаимовыручки, ученического самоуправления, личная целеустремленность, самоконтроль.
Игровые технологии обучения можно реализовать как через урочные формы обучения и дополнительные занятия по предмету, с использование различных образовательных технологий и методов, так и внеурочные формы обучения. [50]
Особое место следует уделить обучающим играм на уроках технологии. Такие игры можно условно разделить на организационно-деятельностные, сюжетные, деловые, познавательно-дидактические, словесно-дидактическая и проектирующие. Организационно-деятельностные предусматривают коллективную мыслительную деятельность на основе развертывания содержания обучения в виде системы проблемных ситуаций и взаимодействия всех субъектов обучения в процессе анализа. Они могут быть связаны с формой построения учебного занятия (например, составление кроссворда или соревнование двух групп учащихся при взаимной постановке вопросов или выполнения практических заданий. [48]
Сюжетные подразумевают наличие задачи или проблемы и распределением ролей между участниками для ее решения. Разыгрывание ролей создает на уроке взаимозависимость и эмоциональное вовлечение учащихся и тем самым активизирует их познавательно-творческую деятельность, достигающуюся следующими средствами: постановкой общей для группы достаточно сложной задачи, которая требует коллективного взаимодействия учащихся; обеспечением различия интересов участников ролевых ситуаций, которые могут представлять разные службы. Дискуссионным взаимодействием участников группы в соответствии с их ролями; введением учителем по ходу занятия корректирующих условий, дополнительных сведений, помех и др.; обязательной оценкой учителем ролевых функций учащихся в ходе и в конце урока. При использовании сюжетных игр по мотивам сказок в качестве содержательной основы обучения на средней ступени у школьников формируется и реализуется познавательный интерес к технологической культуре за счет приобретения знаний: о основных технологических понятиях; о назначении и технологических свойств материалов; о назначении и устройстве применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудовании; о видах, приёмах и последовательности выполнения технологических операций, влиянии различных технологий обработки материалов и получении продукции на окружающую среду и здоровье человека; о значении здорового питания для сохранения своего здоровья.
Деловые игры являются имитационным моделированием реальных процессов и механизмов. Это форма воссоздания предметного и социального содержания, какой-либо реальной деятельности (профессиональной, социальной, технической и т.п.). Моделирующие игры требуют наличия определенных противоречий интересов участников группы. Это позволяет приблизить игровую модель к реальным процессам. В ходе игры участники имеют не все данные для принятия оптимального решения, в их действия вводятся помехи, затрудняющие выполнение задания. Для деловой игры, моделирующей реальную ситуацию, важно побудить каждого участника действовать как в реальной ситуации. Важным является согласование действий участников игры. В отдельных эпизодах может возникнуть ситуация, когда одни участники должны подчинить свои интересы другим для успешной деятельности группы в целом. Необходимо акцентировать вклад каждого участника в текущие и окончательные результаты игры, для этого обязателен промежуточный и рубежный контроль для всех членов игровой группы. [43]
Познавательно-дидактические игры — такие, в которых создаются ситуации характеризующиеся включением изучаемого материала в необычный игровой контекст.
Проектирующие игры чаще всего связаны с решением конструкторской задачи или разработкой технологии. При реализации этого метода учитель формулирует задачу и исходные условия к ней. Он может ограничить круг поиска решений. Для игрового проектирования, в отличие от метода проектов, обязательным является введение состязательной ситуации в учебный процесс. Учащиеся делятся на небольшие группы, каждая из которых разрабатывает и представляет свой вариант решения проблемы. В зависимости от сложности поставленной учителем проблемы готовые варианты могут рассматриваться на этом же занятии или должны быть представлены для обсуждения на последующих занятиях. [37]
Формирование познавательного интереса школьников на уроках технологии является фактором развития всего учебно-воспитательного процесса, проявляясь в учебной деятельности. Одним из наиболее действенных приёмов формирования интереса к обучению является игра. При включении детей в ситуацию игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, работоспособность повышается. Познавательный интерес сохраняется и развивается, если ученик реализует свой потенциал, получает реальные результаты своего труда.
Для достижения поставленной цели учитель технологии должен использовать в своей деятельности всё видовое многообразие игр. Игры можно использовать на любом этапе занятия, однако важно не перенагружать урок игровыми моментами. Оптимальным количеством игр на каждом занятии по технологии считается 3-4 игры. При этом данные игры должны относиться к разным видам и иметь неодинаковую продолжительность по времени. Например, можно провести мини-игру тренингового вида на этапе организационного момента, игру-упражнение при опросе домашнего задания и мини-игру сюжетно-ролевого вида при закреплении полученных навыков. Иногда весь урок может быть построен в виде игры (например, игры-путешествия, деловой игры).
Игровые формы обучения рекомендуется вводить постепенно – начиная с простых, постепенно усложняя правила игры, формы ее проведения. [28] На начальном этапе внедрения игровых технологий в учебный процесс рекомендуется использование коротких игр – на 10-15 минут. Например, для пробуждения у учащихся интереса к предмету с первых уроков, объяснение материала можно сопровождать сказками, игровыми ситуациями, содержащими технологический смысл, а затем, из нескольких альтернативных вариантов развития сюжета предложить выбрать наиболее оптимальный с технической точки зрения; или из приведенных ситуаций предложить сделать логический вывод. [29]
Эффективность игры зависит от степени отражения в игровой ситуации особенностей профессиональной деятельности, поэтому при разработке заданий следует учитывать, чтобы в них наглядно были представлены пути и возможности переноса теоретических знаний в практическую деятельность, а также зависимость эффективности этой деятельности от качества теоретических знаний.
Создавая игровые моменты при проверке качества знаний на уроках технологии, необходимо учитывать интересы учащихся. Ведь многие игры, которыми мы увлекались в детстве, не представляют интереса для наших детей и даже бывают им непонятны. И наоборот, то, чем увлекаются сейчас школьники, может вызывать у учителя в лучшем случае недоумение. [24]
Систематическое использование предложенных дидактических игр на разных этапах изучения различного по характеру учебного материала является эффективным средством активизации познавательного интереса школьников, положительно влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, развитие умственной деятельности; повышает интерес к технологии, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования.
Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Рефлексивная деятельность на уроке не только создаёт условия для осознания пройденного пути, но и способствует формированию и развитию универсальных учебных навыков, а также достижению метапредметных результатов обучения. Рефлексия – самоанализ, самооценка участника образовательного процесса, потребность и готовность учащегося и педагога зафиксировать изменения своего состояния, определить причины этих изменений.
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Она направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, воспринятого каждым. Ее цель – не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими, со своими. Рефлексия обязательно должна стать основой для последующих действий для мотивации познавательного интереса ученика. [12]
Образовательными технологиями и педагогическими методами, которые используются на уроках технологии можно считать следующие виды деятельности: неигровые методы (имитационные упражнения), проектные методы обучения, имитационные игровые занятия (обучающие игры, игровое проектирование и тренинговые упражнения, интегрированные уроки, интегрированные проекты, систематическое использование на уроках и во внеурочной деятельности информационно-коммуникационных технологий). Имитационные и неимитационные виды деятельности следует применять в зависимости от поставленных учебных задач. [46]
Отдельно рассмотрим так называемые интегрированные уроки. Интеграция в педагогике имеет давние традиции и своих сторонников и обвинителей. Но не стоит отрицать, что многие общеобразовательные предметы имеют интегративный характер, в том числе и технологии. Интеграция всегда расширяет научный диапазон, перестраивает мышление учеников и учителей, ускоренно моделирует личность. Так, основные блоки и модули технологии чаще всего имеют тесные связи с другими предметами. Рассмотрим наиболее яркие примеры: культуры дома, технологии обработки тканей и пищевых продуктов могут содержать интеграцию с ИЗО, музыкой, графикой, химией, физикой, биологией, литературой, историей; производство и окружающая среда — с биологией, экологией, физикой, химией, географией; электрорадиотехнологии — с физикой, историей, информационные технологии — с графикой, математикой, историей. Интегративные связи можно подразделить на горизонтальные и вертикальные. Первый вид — наиболее распространённый — это способ объединения похожего материала разных предметов. При вертикальной интеграции происходит объединение материала, который в разные годы обучения повторяется на разном уровне сложности. (Например, “Материаловедение”, “Конструирование и моделирование” и т.п.). Интеграция на уроках технологии может быть реализована через разовые интегрированные уроки, блоки интегрированных уроков, интегрированные спецкурсы, интегрированные творческие проекты и др. На основе изложенного выше можно подвести итог, подчеркнув, что дидактической особенностью игровых методов обучения является активизация учителем внимания и мышления учащихся. При этом активность поддерживается независимо от желания школьников. Для подобных методов обучения характерна высокая степень проявления обратных связей от ученика к учителю. Формы и интенсивность проявления учебной деятельности учащихся служат учителю контрольным инструментом для качественного управления их познавательной активностью.
Таким образом, применение игровых технологий на уроках технологии позволит решить следующие педагогические задачи: повышение познавательной активности и творческих способностей учащихся, формирование эстетических представлений и художественного вкуса учащихся; выработка навыков критического мышления, навыков групповой самоорганизации, умения вести диалог; выработка умения применять полученные знания на практике, а также воспитание активной жизненной позиции.
Выводы по первой главе
Таким образом, проведенный анализ теоретических исследований позволил сделать следующие выводы:
1. Познавательный интерес представляет собой - самостоятельную, творческую деятельность учащихся, характеризующуюся стремлением к усвоению знаний и умений по изучаемой дисциплине.
2. Несмотря на наличие множества подходов к определению понятия «познавательный интерес», существует общность взглядов в понимании структуры познавательного интереса, включающим такие компоненты как: эмоциональный, обусловлен положительной направленностью на объекты окружающего мира; интеллектуальный, обусловлен потребностью учащихся в знаниях; волевой, характеризует возможности приложить усилия для получения более глубоких детальных знаний.
3. Дисциплина «Технология» позволяет развить познавательный интерес, в силу того, что в её содержание заложены определённые возможности для обозначенного развития: содержит занимательные задачи и задачи различной степени трудности; позволяет использовать технологии, стимулирующие учебно-познавательную деятельность; позволяет применить на своём материале деятельностный подход, а также методы активного обучения; всё это позволило нам подобрать необходимый инструментарий и внедрить его в процесс обучения.
4. В результате исследования нами определено несколько видов игр, в частности, организационно-деятельностные, деловые, познавательно-дидактические, творческие сюжетно-ролевые игры, а также выявлено, что игровые технологии значительно повышают мотивацию к изучению технологии.
5. Рефлексия относится к содержанию предметных знаний и деятельности субъекта, подразумевает исследование уже осуществленной деятельности с целью фиксации ее результата и повышения ее эффективности в целом.
6. Игра, инструмент, которым можно воспользоваться на любом этапе урока для решения дидактических, воспитательных и развивающих задач, применение игровых технологий на уроках технологии обусловлено широкими образовательными возможностями игры. В связи с этим применение различных видов игр (сюжетно-ролевых, предметных, интеллектуальных, словесных, упражняющих и т.д.) в виде игровых моментов, игровых приемов и игровых форм в процессе технологической подготовки школьников является весьма целесообразным.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.