Самостоятельная работа учащихся на уроке математики.
Я думаю, что в сохранении активности мыслительной деятельности на уроке и дома играет интерес учащегося к тому, что он делает. Одним из инструментов для развития мышления, ведущего к формированию творческой деятельности учащегося, является самостоятельная работа. На уроках я работаю над тем, чтобы самостоятельные работы преследовали следующие цели:
1. Формирование и дальнейшее развитие мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения и т. д.;
2. Развитие и тренинг мышления вообще и творческого в частности;
3. Поддерживание интереса к деятельности учащихся вообще;
4. Развитие качеств творческой личности, таких, как познавательная активность, упорство в достижения цели, самостоятельность;
5. Регулярный контроль успеваемости учащихся по предмету.
Чтобы учитель мог активно вмешиваться в процесс учебного познания и управлять им, необходимо:
• разнообразить методы обучения с широким внедрением элементов самостоятельной работы учащихся на уроке;
• совершенствовать формы и методы контроля и оценки знаний, умений и навыков учащихся;
• осуществлять индивидуальный подход к учащимся.
В своей работе я часто использую различные элементы самостоятельной работы учащихся.
На занятиях я ориентируюсь на всех учащихся группы, имея в виду общие знания в целом и на каждого учащегося в отдельности. Я считаю, что такой подход побуждает к работе сильного ученика и двигает к работе слабого. Для большей эффективности самостоятельной работы учащихся в процессе обучения я применяю тесты с выбором ответа и карточки-задания. В таких работах я стараюсь включать вопросы, которые устанавливают связь между новым материалом и ранее изученным. Для обучения учащихся внимательному и целенаправленному чтению на уроке я вначале излагаю новый материал, а затем предлагаю учащимся самостоятельно прочитать соответствующий параграф, обращая особое внимание на основные положения. Важным звеном процесса обучения математике является контроль знаний и умений учащихся. Такой подход формирует у учащихся чувство уважения к себе и к окружающим, развивает ответственность, самостоятельность и способность к принятию решений. Кроме этого, освободив учащихся от непосильной суммарной учебной нагрузки, можно будет направить его умения в область склонностей и интересов, способствуя развитию его личности и полному раскрытию его способностей. При обобщении и повторении учебного материала учащимся предлагаются следующие задания: самостоятельное повторение важнейших вопросов темы; составление диаграмм, таблиц, схем, обобщающих пройдённый материал; подготовка рефератов и докладов и т.д. Перед тем как предложить учащимся самостоятельную работу с учебником, необходимо обучить их основным приёмам такой работы. Любая систематическая умственная работа предполагает наличие, прежде всего, умения правильно читать и понимать прочитанное.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.