Тьюторское сопровождение в начальной школе.
Тьюторское сопровождение в начальной школе – это особый вид педагогического сопровождения, в ходе которого педагог-тьютор создает условия и предлагает способы для выполнения и осознания обучающимся младших классов своего познавательного интереса, образовательного запроса и действия.
Условия, которые определяют эффективность роли учителя в формировании у детей интереса к знаниям, к процессу умственного труда, многообразны. Это и эмоциональность, и творческая индивидуальность учителя, и изучение психолого-педагогической литературы, передового опыта, и знание психолого-физиологических особенностей младших школьников и индивидуальных особенностей каждого ребенка в группе.
Сюда также входят:
направленность обучения не только на результат, но и на процесс получения знаний (деятельность);
осуществление диагностической работы с помощью различных тестовых заданий и методик для выявления уровня развития познавательного интереса и его показателей;
коррекция деятельности обучающегося, ее контроль и оценка;
создание на уроке комфортной и дружеской атмосферы для каждого ребенка; регуляция стиля общения и поведения учителя на уроке;
самосовершенствование учителя, подведение итогов своей работы, определение дальнейших перспектив, наличие программы самообразования.
Особенность младшего школьного возраста – наличие большого числа стихийных познавательных интересов, из которых обучающийся продолжает делать выбор. Реализация тьюторского подхода обеспечивает приобретение младшими школьниками таких не свойственных младшему школьному возрасту качественных характеристик познавательного интереса как устойчивость (длительность, осознанный выбор) и глубина интереса (выход в проектную или исследовательскую позицию).
Тьюторское сопровождение в начальной школе выступает как технология, ориентированная на обеспечение условий выявления, реализации и осознания индивидуальных познавательных интересов. При этом миссия педагога-тьютора состоит не только в оказании помощи младшему школьнику в совершении выбора, но и в предупреждении ограничения свободы этого выбора.
Тьюторское сопровождение в своей основной части является совместной деятельностью по выстраиванию и реализации всей цепочки шагов по развитию интереса, где обучающийся получает опыт его фиксации, постановки целей, интеграции для ее достижения различных ресурсов образования (в том числе и внешкольных), а в итоге – осознает процесс управления своей познавательной и образовательной деятельностью, осваивает способы развития интереса.
Тьюторское сопровождение в начальных классах осуществляется на основе следующих принципов:
1) дифференциации и индивидуализации (означает направленность на организацию деятельности с учетом личностных особенностей и запросов, интересов обучающихся, ориентацию ее на расширение контактов);
2) непрерывности (предполагает обеспечение последовательного, цикличного, своевременного содействия младшим школьникам в развитии познавательного интереса);
3) гибкости (включение в деятельность тьюторских способов работы с интересом в соответствии с индивидуальными потребностями, мотивами и интересами);
4) открытости (реагирование на необходимость освоения новых социальных ролей, смену позиций, осуществление подготовки не только к конкретному, но и к запасным вариантам реализации).
При этом сопровождение эффективно и нужно тогда, когда осуществляется ненавязчиво и деликатно, своевременно и грамотно, адресно и дозировано, повседневно и экстренно.
Тьюторское сопровождение обеспечивает последовательное прохождение следующих этапов:
1. Выявление и фиксацию познавательного интереса младшего школьника; выявление индивидуальных проблем, связанных с познавательным интересом (диагностико-мотивационный этап);
2. Содействие в определении необходимых «проб выбора» (проектировочный этап);
3. Обучение младших школьников способам работы с познавательным интересом; предоставление рекомендаций о способах получения необходимой информации (проектировочный и реализационный этапы);
4. Организацию презентации обучающимися полученных результатов (реализационный этап);
5. Совместный анализ способов и ресурсов, использованных во время работы; организацию рефлексии обучающимися своей деятельности (аналитический этап).
Ориентирами деятельности тьютора является следующее: поощрение обучающихся к использованию внешкольных предметных знаний и умений; возможность проб и исправления ошибок, признание их ценности; установление ситуации общения и контакта с обучающимся; опора на выбор младшего школьника; наличие коммуникации и позитивного отношения участников друг к другу в ситуации совместной деятельности; ориентация на открытость образовательного пространства обучающегося, возможность его изменения, достраивания, переструктурирования (уменьшения или увеличения).
Также тьютор должен обладать определенными личностными и деятельностными характеристиками (таблица 1).
Таблица 1
Личностные и деятельностные характеристики тьютора начальных классов Группа способностей |
Содержание способностей |
Аналитико-рефлексивные |
Умение структурировать проблемы саморазвития младших школьников; Помогать обучающемуся в его самоанализе, в самостоятельном решении проблем и принятии им ответственности за результаты работы; Анализировать индивидуальные особенности обучающегося и возможности преодоления его неуспешности; Владение рефлексивными методиками и приемами психологической работы |
Коммуникативные |
Ясно выражать свои мысли и уметь слушать других; Общаться с младшими школьниками на позициях диалога, уважения, эмпатии, толерантности и терпимости; Спокойно разрешать конфликты; Уметь строить взаимодействие в малых группах; Содействовать сотрудничеству; Использовать технологии межличностного общения |
Организаторские |
Участвовать в реализации запланированной деятельности; Видеть перспективу индивидуальной и коллективной деятельности; Видеть и поддерживать интересы отдельных обучающихся и групп; Находить наилучшие способы деятельности и доводить дело до результата |
Прогностические |
Определять возможные точки роста и развития познавательного интереса младшего школьника; Предвидеть результаты образовательных ситуаций; Уметь выстраивать динамику развития познавательного интереса обучающегося и ученического действия; Прогнозировать перспективы деятельности обучающегося начальных классов |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.