Статья «Условия формирования готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению».
Оценка 4.9

Статья «Условия формирования готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению».

Оценка 4.9
Педсоветы
doc
психологическая работа
СCУЗ, ВУЗ
08.02.2024
Статья «Условия формирования готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению».
Статья для воспитателей «Условия формирования готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению».
Условия формирования готовности детей старшег.статья.doc

«Условия формирования готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению».

Подготовка детей к успешному обучению в школе - приоритетная задача, которая в современной ситуации приобретает особую актуальность. Это связано со значительным ухудшением состояния здоровья детей, снижением их функциональных возможностей и в то же время с усложнением учебных требований, предъявляемых школой в связи с возросшей сложностью учебных материалов и информационной насыщенностью.

    ДОО призвана не столько дать определённую сумму знаний и умений, сколько обеспечить готовность ребёнка к школе, которая связана со всеми гранями его личности - умственными, нравственными, физическими и др. Перед ДОО всегда ставится  задача подготовки детей к обучению в школе, и они имеют уникальную возможность для решения этой задачи, но не всегда и не везде ей уделяется должное внимание. Поэтому педагоги детского сада и учителя начальных классов должны организовать деятельность ребёнка таким образом, чтобы он безболезненно смог принять новый статус школьника.

  Анализ теоретических и практических аспектов данной проблемы позволяет определить необходимость комплексного подхода к формированию готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе и включение в этот процесс психологической, физической, социальной и интеллектуальной готовности. 

Актуальность изучения условий готовности детей к школе посещающих и не посещающих детский сад связана с произошедшими за последнее время серьезными преобразованиями: введены новые программы, изменилась сама структура преподавания все более высокие требования, предъявляются к детям, идущим в первый класс. Подготовка детей к школе - задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая и социальная готовность к школе один из важных и значимых аспектов этой задачи.

Процесс формирования готовности старших дошкольников к школьному обучению в условиях образовательного комплекса будет эффективным при реализации следующих условий:

1.   Учет психологических и возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста

2.   Применение своевременной диагностики психолого-педагогической готовности детей к школе

3.   Создание соответствующей предметно – развивающей среды в условиях образовательного комплекса.

4.   Организация образовательной деятельности и общения воспитателя с детьми направленных на подготовку детей к школе

5.   Организация взаимодействия детского сада и семьи по подготовке детей к школе

6.   Осуществление преемственности в работе детского сада и школы по подготовке детей к школе  в условиях образовательного комплекса.

    Готовность к школе – это определенный уровень психического развития ребёнка, целостное и довольно сложное образование, которое позволит ребёнку успешно учиться.

Формирование и объективная оценка требуемого уровня школьной готовности невозможны без активного участия педагогов и родителей, а для этого им необходимы определенные знания об особенностях де­тей старшего дошкольного возраста, способах формирования школьной готовности и возможных трудностях в начале школь­ного обучения.

      Подготовка ребенка к школьному пе­риоду развития — одна из важнейших задач дошкольного обучения и воспитания. Главным условием полноценного разви­тия в детском возрасте является целенаправленное и осознанное руководство со стороны взрослых — педагогов и родителей. А это, возможно лишь тогда, когда работа с ребенком построена на ясном понимании закономерностей психического раз­вития и специфики последующих возрастных этапов, знании того, какие возрастные новообразования являются основой дальнейше­го развития ребенка.

    Условия формирования готовности к школьному обучению - это правильно организованная предметно - развивающая среда, деятельность ребенка и общение.

Для успешного обучения в школе у ребенка должны быть сформировании компоненты готовности:

- общая готовность;

-специальная готовность.

Подготовка детей к школьному обучению является одной из наиболее актуальных проблем в ДОО, так как с каждым годом усложняются требования обучения, сама программа варьируется в разных образовательных учреждениях. Практика показывает, что для многих детей, которые по тем или иным причинам не получили полноценного развития в раннем и дошкольном детстве, поступление в школу может оказаться сложным испытанием. Поэтому для обеспечения легкого безболезненного перехода детей из дошкольного детства в школьную жизнь, создания предпосылок формирования учебной деятельности, в ДОО создаются условия для максимального развития интеллектуально-творческой личности каждого ребенка, готовой к принятию новой социальной роли, статуса ученика. Но успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребёнка с момента рождения и на всю жизнь. Семья для дошкольника – жизненно необходимая социальная среда, определяющая путь развития его личности.

Основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются: - взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития детей; оказание консультативной и методической помощи родителям  по вопросам воспитания, обучения и развития детей.    Сегодня перед  детским садом стоит сложная задача – привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком. Работа воспитателя должна быть направлена на повышение уровня готовности старших дошкольников и их родителей к начальному школьному обучению. Воспитатель должен продумать и    разнообразить формы работы с родителями, что бы повысить компетентность родителей в вопросах подготовки детей к школе.

     Так же очень важным условием по подготовке детей к школе является преемственность в работе детского сада и школы.

   В настоящее время довольно часто нарушаются взаимосвязи между дошкольным учреждением и школой. И это не потому, что нет работы между начальной школой и ДОО,  нарушилась преемственность учебных программ, учебников, появилось много программ по учебным, образовательным дисциплинам и развивающим нетрадиционным авторским курсам. В основном это явление расценивается как положительное, но оно порождает много проблем. Не научив детей в детском саду важнейшим приемам учебной деятельности, трудно достичь высоких результатов в начальной школе, даже применяя передовые технологии. Вот почему появляется необходимость рассмотрения вопроса о методической преемственности, преемственности развивающей среды, стиля взаимодействия детей и взрослых.

  Структура программы преемственности опирается на три  направления:

1. Согласование целей и задач осуществления преемственности на дошкольном и начальном школьном уровне.

2.  Отбор содержания образования для детей дошкольного и младшего школьного возраста с учётом принципов непрерывности образования и психолого-педагогических условий реализации непрерывного образования в соответствии с ФГОС.

3.  Обогащение организационных форм и методов обучения, как в дошкольном учреждении, так и в начальной школе.

  Одним из факторов, обеспечивающих эффективность образования, является непрерывность и преемственность в обучении. Непрерывность и преемственность предполагают разработку и принятие единой системы целей и содержания образования на всем протяжении обучения.

Ведущей  целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью -любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.

Между тем, надо помнить, что преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Важно обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности.

Следует формировать социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе. Необходимо стремится к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.

Учитывая то, что непрерывное образование выступает как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования, решение проблемы преемственности -это создание программы сотрудничества начальной школы и детского сада, которая бы отражала эту связь, согласованность и перспективность.

Наступит 1 сентября и за школьные парты сядут вчерашние дошкольники. Первый день в школе — цветы, улыбки, поздравления и радостное волнении («Я уже школьник!»). Все это проходит и нас­тупают школьные будни с маленькими победами, трудностями и не­удачами, с радостью познания нового и горечью обид. Необходимо определенное время для того, чтобы маленькие ученики стали настоящими школьниками, привыкли к новой для них обстановке, новым правилам и распорядку дня, новому общению с педагогом и одноклассниками, новым способам деятельности и поведения.


Условия формирования готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению»

Условия формирования готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению»

Психологическая и социальная готовность к школе один из важных и значимых аспектов этой задачи

Психологическая и социальная готовность к школе один из важных и значимых аспектов этой задачи

А это, возможно лишь тогда, когда работа с ребенком построена на ясном понимании закономерностей психического раз­вития и специфики последующих возрастных этапов, знании того, какие возрастные…

А это, возможно лишь тогда, когда работа с ребенком построена на ясном понимании закономерностей психического раз­вития и специфики последующих возрастных этапов, знании того, какие возрастные…

Основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются: - взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития детей; оказание консультативной и методической помощи родителям по вопросам воспитания,…

Основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются: - взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития детей; оказание консультативной и методической помощи родителям по вопросам воспитания,…

Согласование целей и задач осуществления преемственности на дошкольном и начальном школьном уровне

Согласование целей и задач осуществления преемственности на дошкольном и начальном школьном уровне

Наступит 1 сентября и за школьные парты сядут вчерашние дошкольники

Наступит 1 сентября и за школьные парты сядут вчерашние дошкольники
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.02.2024