Статья посвящена различным подходам к изучению темы " Перпендикулярность в пространстве", изучаемой в курсе стереометрии 10 класса. Сравниваются подходы авторов некоторых учебников: Погорелова А.В., Атасяна А.С., Потоскуева Е.В. У них разные уровни обобщенности признака перпендикулярности прямой и плоскости и теоремы о трех перпендикулярах. Мне . как учителю, работающему в 10-11 классах понятней подход, излагаемый автором Потоскуевым Е.В.
Статья Ковалевой Ирины Ивановны.docx
РАЗНЫЕ УРОВНИ ОБОБЩЕННОСТИ ПРИЗНАКА ПЕРПЕНДИКУЛЯРНОСТИ
ПРЯМОЙ И ПЛОСКОСТИ И
ТЕОРЕМЫ О ТРЕХ ПЕРПЕНДИКУЛЯРАХ
Тема «Перпендикулярность в пространстве» интереснейшая тема курса
стереометрии, изучение перпендикулярности в
пространстве важно не только само по себе, как одно из основных отношений,
определяющее взаимосвязь элементов многогранников, но и для определения
углов и расстояний, вычисления площадей поверхностей и объемов
многогранников и фигур вращения. Но традиционное строгое научное
изложение этой темы в учебных пособиях привело к утрате интереса
учащихся к ней. В связи с этим учащиеся плохо владеют данным понятием
при решении стереометрических задач: не могут доказать
перпендикулярность прямых в пространстве, перпендикулярность прямой и
плоскости. Введение ФГОС в систему школьного образования является
хорошей возможностью изменить формальный подход в изучении темы на
подходы, активизирующие учебную деятельность учащихся. Изменение как
внешних форм (изменение структуры планаконспекта), так и внутренних
должно заставить каждого учителя пересмотреть устоявшиеся и не всегда
эффективные методы введения понятия «перпендикулярность в
пространстве».
Признак перпендикулярности прямой и плоскости и теорема о трех
перпендикулярах фундаментальное теоретическое ядро стереометрии.
Теоремы должны знать все учащиеся. Но на базовом уровне решать задачи на
узнавание и проговаривание формулировки, применять их для нахождения
элементов в правильных пирамидах, призмах . А на углубленном уровне
через систему задач доходить до решения задач профильного уровня ЕГЭ.
Большую помощь в этом случае мы получили от Ковалевой Галины Ивановны,
подготовившую сборник « Задачи по готовым чертежам для 1011 класса» и
диск.
прямая,
пересекающая плоскость,
У Погорелова А.В. определение прямой, перпендикулярной плоскости
называется
звучит так:
перпендикулярной этой плоскости, если она перпендикулярна любой
прямой, которая лежит в данной плоскости и проходит через точку
пересечения. Это определение, на мой взгляд, избыточно и требует работы по
его усовершенствованию. Вопервых, прямая перпендикулярная плоскости
пересекает эту плоскость. Данное предложение можно доказать с учащимися
методом от противного. Вовторых, применение понятия угла между
скрещивающимися прямыми позволяет отказаться от условия, чтобы прямые,
лежащие в плоскости, проходили через точку пересечения данной прямой и
плоскости. Но Погорелов А.В. угол между скрещивающимися прямыми
рассматривает только в конце 10 класса. Организовать
работу учащихся по открытию признака
перпендикулярности прямой и плоскости можно, реализуя идею, что
непосредственное применение определения мало пригодно для обоснования
перпендикулярности прямой и плоскости, в силу бесконечности прямых
лежащих в плоскости. Необходим признак, позволяющий свести решение
этого вопроса к выполнению конечного числа проверок. Сколько прямых в
плоскости необходимо взять, чтобы из их перпендикулярности к данной
прямой, сделать вывод о перпендикулярности прямой и плоскости?
Начнем рассмотрение с наиболее простого случая: пусть прямая а
перпендикулярна одной прямой b, лежащей в плоскости. Контпример
,
показывает, что одной прямой недостаточно. Возьмем две прямые.
,
, c
, не следует, что
b
. Контр пример, когда прямые b и с
a
c
b
a
a
параллельны. А если прямые b и с пересекаются? После такой работы
учащиеся сами формулируют признак перпендикулярности прямой и
плоскости. Формулировка указанного признака в учебнике Погорелова А.В.
так же содержит условие, чтобы прямые, лежащие в плоскости, проходили
через точку пересечения данной прямой и плоскости.
Атанасян Л.С. рассматривает угол между прямыми после изучения
параллельности, что позволяет ему дать следующее определение: прямая
называется перпендикулярной к плоскости, если она перпендикулярна к
любой прямой, лежащей в этой плоскости.
Формулировка признака
перпендикулярности прямой и плоскости так же лаконична и доказательство
содержит случай, когда прямая а не проходит через точку пересечения
прямых b и с.
Логика изложения материала нарушается у Атанасяна Л.С. когда он
формулирует теорему о трех перпендикулярах: прямая, проведенная в
плоскости через основание наклонной перпендикулярно к ее проекции на
эту плоскость, перпендикулярна и к самой наклонной. Обратная теорема
так же требует, чтобы прямая проходила через основание наклонной.
Поэтому решение задач, где прямая не проходит через основание
наклонной, вызывает у учащихся затруднение.
Следует отметить, что Погорелов А.В. всетаки выходит на второй
уровень обобщенности. Так в пункте 160 (§18) рассматривается задача №
33: докажите, что любая прямая на плоскости, перпендикулярная
проекции наклонной на эту плоскость, перпендикулярна и наклонной. И
обратно: если прямая на плоскости перпендикулярна наклонной, то она
перпендикулярна и проекции наклонной. Но это задача! Такое
расположение материала оставляет одну из главных теорем курса
незамеченной. Задача разбирается с целью показать, как можно использовать понятие угла между скрещивающимися прямыми, то есть служит средством
для усвоения другого материала. Теорема о трех перпендикулярах в такой
формулировке не отрабатывается на задачах. Остается открытым вопрос:
будет ли вообще учитель рассматривать эту задачу или возьмет другую? Все
зависит от методической подготовки нас, учителей, от осознания им
важности и удобства использования теоремы о трех перпендикулярах на
втором уровне обобщенности.
Выгодно в этом плане отличается учебник Потоскуева Е.В., Звавича
Л.И.
Одна из формулировок теоремы о трех перпендикулярах звучит так:
наклонная к плоскости тогда и только тогда перпендикулярна прямой,
лежащей в этой плоскости, когда проекции наклонной перпендикулярна
данной прямой.
Учащиеся с удовольствием используют эту теорему при решении задач.
B
1
B
D
1
D
A
1
A
C
1
C
Например, задача: найдите угол между
диагональю куба и непересекающейся
с ней диагональю боковой грани,
становится для них устной.
DC1 – проекция B1D на плоскость
DD1C1C,
как диагонали
DC
1
CD
1
квадрата. Следовательно,
.
DB
1
CD
1
Более того, акцентируется внимание учащихся на то, что теорема о трех
перпендикулярах позволяет построить проекцию наклонной к плоскости,
не опуская на эту плоскость перпендикуляра, если в плоскости дана
прямая, перпендикулярная наклонной. В этом случае достаточно через
основание наклонной провести в плоскости прямую, перпендикулярную
данной прямой. Этот прием так же вызывает восхищение у учащихся
простотой своего применения.
Статья "
Статья "
Статья "
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.