Статья " Активизация учебной деятельности учащихся через использование интерактивного оборудования".
Оценка 4.6
Семинары
docx
администрации
4 кл
08.01.2019
В современном образовательном процессе на первый план выступает не просто овладение учащимися предметными знаниями, умениями и навыками, объём которых постоянно растёт, а сама личность ученика как активного деятеля, имеющего соответствующую структуру потребностно-мотивационной сферы. Именно характер потребностей, мотивов, интересов, лежащих в основе деятельности, определяет направление и содержание активности каждой личности.
Активизация учебной деятельности учащихся через использование.docx
Активизация учебной деятельности учащихся через использование
интерактивного оборудования
В современном образовательном процессе на первый план выступает не просто
овладение учащимися предметными знаниями, умениями и навыками, объём которых
постоянно растёт, а сама личность ученика как активного деятеля, имеющего
соответствующую структуру потребностномотивационной сферы. Именно характер
потребностей, мотивов, интересов, лежащих в основе деятельности, определяет
направление и содержание активности каждой личности. При этом вовлечённость в
познавательную деятельность, активность, инициативность в ней, удовлетворённость собой
и своим результатом обеспечивают переживание осмысленности,
значимости
происходящего, являются основой для дальнейшего самосовершенствования и
самореализации человека.
Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем на
современном этапе развития педагогической теории и практики. Развитие активности,
самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу – это требования самой
жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать
учебновоспитательный процесс. Поиски путей развития активизации познавательной
деятельности у младших школьников, развитие их познавательных способностей и
самостоятельности – задача, которую призваны решать многие педагоги, психологи,
методисты и учителя. Обучение – самый важный и надежный способ получения
систематического образования. Познавательная деятельность это единство чувственного
восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Принципы
активизации познавательной деятельности учащихся. При выборе тех или иных методов
обучения необходимо прежде всего стремится к продуктивному результату. При этом от
учащегося; требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но
и уметь ими оперировать, применять их в практической деятельности, развивать, ведь
степень продуктивности обучения во многом зависит от уровня активности учебно
познавательной деятельности учащегося. Если необходимо не только понять и запомнить,
но и практически овладеть знаниями, то естественно, что познавательная деятельность
учащегося не может не сводится только к слушанию, восприятию и фиксации учебного
материала. Вновь полученные знания он пробует тут же мысленно применить, прикладывая
к собственной практике и формируя, таким образом, новый образ профессиональной
деятельности. И чем активнее протекает этот мыслительный и практический учебно
познавательный процесс, тем продуктивнее его результат. У учащегося начинают более
устойчиво формироваться новые убеждения и конечно же пополняется профессиональный
багаж учащегося. Вот почему активизация учебнопознавательной деятельности в учебном
процессе имеет столь важное значение. 1. Принцип проблемности. Прежде всего в качестве
основополагающего принципа следует рассматривать принцип проблемности. Путем
последовательно усложняющихся задач или вопросов создать в мышлении учащегося такую
проблемную ситуацию, для выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний, и он
вынужден сам активно формировать новые знания с помощью учителя и с участием других
слушателей, основываясь на своем или чужом опыте, логике. Таким образом, учащийся
получает новые знания не в готовых формулировках учителя, а в результате собственной
активной познавательной деятельности. Особенность применения этого принципа в том,
что оно должно быть направлено на решение соответствующих специфических дидактических задач: разрушение неверных стереотипов, формирование прогрессивных
убеждений, экономического мышления. Особенности применения данного принципа в
процессе преподавания математических дисциплин требуют и специфических форм
проведения занятий, педагогических приемов и методов. И самое главное, что содержание
проблемного материала должно подбираться с учетом интересов учащихся. Одной из
главных задач обучения является формирование и совершенствование умений и навыков, в
том числе умения применять новые знания. 2. Принцип обеспечения максимально
возможной адекватности учебнопознавательной деятельности характеру практических
задач. Следующим принципом является обеспечение максимально возможной адекватности
учебнопознавательной деятельности характеру практических задач. Практический курс
всегда являлся составной частью профессиональной подготовки учащихся. Суть данного
принципа заключается в том, чтобы организация учебнопознавательной деятельности
учащихся по своему характеру максимально приближал ась к реальной деятельности. Это
и должно обеспечить в сочетании с принципом проблемного обучения переход от
теоретического осмысления новых знаний к их практическому осмыслению. 3. Принцип
взаимообучения. Не менее важным при организации учебнопознавательной деятельности
учащихся является принцип взаимообучения. Следует иметь в виду, что учащиеся в
процессе обучения могут обучать друг друга, обмениваясь знаниями. Для успешного
самообразования необходимы не только теоретическая база, но и умение анализировать и
обобщать изучаемые явления, факты, информацию; умение творчески подходить к
использованию этих знаний; способность делать выводы из своих и чужих ошибок; уметь
актуализировать и развивать свои знания и умения. 4. Принцип исследования изучаемых
проблем. Очень важно, чтобы учебнопознавательная деятельность учащихся носила
творческий, поисковый характер и по возможности включала в себя элементы анализа и
обобщения. Процесс изучения того или иного явления или проблемы должны по всем
признакам носить исследовательский характер. Это является еще одним важным
принципом активизации учебнопознавательной деятельности: принцип исследования
изучаемых проблем и явлений. 5.Принцип индивидуализации. Для любого учебного
процесса важным является принцип индивидуализации это организация учебно
познавательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей
учащегося. Для обучения этот принцип имеет исключительное значение, т.к. существует
очень много психофизических особенностей: ∙ состав класса, ∙ адаптация к учебному
процессу, ∙ способность к восприятию нового и т.п. Все это требует применять такие
формы и методы обучения, которые по возможности учитывали бы индивидуальные
особенности каждого учащегося, т.е. реализовать принцип индивидуализации учебного
процесса. 6.Принцип самообучения. Не менее важным в учебном процессе является
механизм самоконтроля и саморегулирования, т.е. реализация принципа самообучения.
Данный принцип позволяет индивидуализировать учебнопознавательную деятельность
каждого учащегося на основе их личного активного стремления к пополнению и
совершенствованию собственных знаний и умений, изучая самостоятельно дополнительную
литературу,
Активность как
самостоятельной, так и коллективной деятельности учащихся возможна лишь при наличии
стимулов. Поэтому в числе принципов активизации особое место отводится мотивации
учебнопознавательной деятельности. Главным в начале активной деятельности должна
быть не вынужденность, а желание учащегося решить проблему, познать чтолибо,
доказать, оспорить. Принципы активизации учебнопознавательной деятельности учащихся,
получая консультации.
7.Принцип мотивации. также как и выбор методов обучения, должны определяться с учетом особенностей
учебного процесса. Помимо принципов и методов, существуют также и факторы, которые
побуждают учащихся к активности, их можно назвать еще и как мотивы или стимулы
учителя, что бы активизировать деятельность учащихся. Методы активизации
познавательной деятельности учащегося Степень активности учащихся является реакцией,
методы, и приемы работы преподавателя являются показателем его педагогического
мастерства. Активными методами обучения следует называть те, которые максимально
повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному
учению. В педагогической практике и в методической литературе традиционно принято
делить методы обучения по источнику знаний: словесные (рассказ, лекция, беседа, чтение),
наглядные (демонстрация натуральных, экранных и других наглядных пособий, опытов) и
практические (лабораторные и практические работы). Каждый из них может быть и более
активным и менее активным, пассивным. Словесные методы. 1. Метод дискуссии применяю
по вопросам, требующим размышлений, добиваюсь, на своих уроках, чтобы учщиеся могли
свободно высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение выступающих. 2. Метод
самостоятельной работы с учащимися. С целью лучшего выявления логической структуры
нового материала дается задание самостоятельно составить план рассказа преподавателя
или планконспект с выполнением установки: минимум текста максимум информации.
Используя этот планконспект, учащиеся всегда успешно воспроизводят содержание темы
при проверке домашнего задания. Умение кон Многие преподаватели, пользуются
самодельными раздаточными дидактическими материалами. Их условно делят на три типа:
Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся с целью восприятия и
осмысления, новых знаний без предварительного объяснения их учителем. Карточка с
заданием преобразовать текст учебника в таблицу или план. Карточка с заданием
преобразовать рисунки, схемы в словесные ответы. Карточка с заданием для
самонаблюдения, наблюдения демонстрационных наглядных пособий. 2. Дидактические
материалы для самостоятельной работы учащихся с целью закрепления и применения
знаний и умений. 1) Карточка с вопросами для размышлений. 2) Карточка с расчетной
задачей. 3) Карточка с заданием выполнить рисунок. 3. Дидактические материалы для
самостоятельной работы учащихся с целью контроля знаний и умений. 1) Карточка с
немым рисунком. Использую в нескольких вариантах. Для всего класса 24 варианта. И
как индивидуальные задания. Может проводиться с целью повторения и закрепления
знаний. 2) Тестовые задания. Их применяю также и в индивидуальном порядке и для класса
в целом. В последнее время более эффективными являются текстовые задания, хотя и у
них есть свой недостаток. Иногда учащиеся пытаются просто угадать ответ. 4. Метод
проблемного изложения. На уроках использую проблемный подход в обучении учащихся.
Основой данного метода является создание на уроке проблемной ситуации. Учащиеся не
обладают знаниями или способами деятельности для объяснения фактов и явлений,
выдвигают свои гипотезы, решения данной проблемной ситуации. Данный метод
способствует формированию у учащихся приемов умственной деятельности, анализа,
синтеза, сравнения, обобщения, установления причинноследственных связей. Проблемный
подход включает в себя логические операции, необходимые для выбора целесообразного
решения. Данный метод включает в себя: выдвижение проблемного вопроса, создание
проблемной ситуации на основе высказывания ученого, создание проблемной ситуации на
основе приведенных противоположных точек зрения по одному и тому же вопросу,
демонстрацию опыта или сообщение о нем основу для создания проблемной ситуации; решение задач познавательного характера. Роль преподавателя при использовании данного
метода сводится к созданию на уроке проблемной ситуации и управлению познавательной
деятельностью учащихся. Метод самостоятельного решения расчетных и логических задач.
Все учащиеся по заданиям самостоятельно решают расчетные или логические (требующие
вычислений, размышлений и умозаключений) задачи по аналогии или творческого
характера. Но в каждой параллели задачи дифференцирую более сложные, творческого
характера сильным учащимся. А аналогичные слабым. При этом у самих учащихся на
этом не акцентирую внимание. Каждый учащийся получает задание по своим
возможностям и способностям. При этом не снижается интерес к обучению. Наглядные
методы. Частичнопоисковый. При применении этого метода преподаватель руководит
работой класса. Организуется работа учащихся таким образом, чтобы часть новых заданий
они добыли сами. Для этого демонстрируется опыт до объяснения нового материала;
сообщается лишь цель. А учащиеся путем наблюдения и обсуждения решают проблемный
вопрос. Практические методы. Частичнопоисковый лабораторный метод. Учащиеся
решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний путем самостоятельного
выполнения и обсуждения ученического эксперимента. До лабораторной работы учащимся
известна лишь цель, но не ожидаемые результаты. Также используются методы устного
изложения рассказ и лекции. При подготовке лекций планируется последовательность
изложения материала, подбираются точные факты, яркие сравнения, высказывания
авторитетных ученых, общественных деятелей. Также используются приемы управления
познавательной деятельностью учащихся: 1) Активизирующие деятельность учащихся на
этапе восприятия и сопутствующие пробуждению интереса к изучаемому материалу: а)
прием новизны включение в содержание учебного материала интересных сведений,
фактов, исторических данных; б) прием семантизации в основе лежит возбуждение
интереса благодаря раскрытию смыслового значения слов; в) прием динамичности
создание установки на изучение процессов и явлений в динамике и развитии; г) прием
значимости создание установки на необходимость изучения материала в связи с его
биологической, народнохозяйственной и эстетической ценностью; 2) Приемы активизации
деятельности учащихся на этапе усвоения изучаемого материала. а) эвристический прием
задаются трудные вопросы и с помощью наводящих вопросов приводят к ответу. б)
эвристический прием обсуждение спорных вопросов, что позволяет развить у учащихся
умение доказывать и обосновывать свои суждения. в) исследовательский прием учащиеся
на основе проведенных наблюдений, опытов, анализа литературы, решения познавательных
задач должны сформулировать вывод. 3) Приемы активизации познавательной
деятельности на этапе воспроизведения полученных знаний. прием натурализации
выполнение заданий с использованием натуральных объектов, коллекций; Использовать
можно различные варианты оценки работы учащихся на уроке. Для того, чтобы высокая
познавательная активность сохранилась на уроке, нужно: 1) компетентное и независимое
жюри (преподаватель и учащиесяконсультанты из других групп). 2) задания распределять
самим преподавателем по правилам, иначе слабым ученикам будет не интересно выполнять
сложные задания, а сильным простые. 3) оценивать деятельность группы и индивидуально
каждого ученика. 5) давать творческие домашние задания к обобщающему уроку. При этом
могут проявлять себя учащиеся тихие, незаметные на фоне более активных. Активизацию
познавательной деятельности можно проводить также на внеклассных мероприятиях
Статья " Активизация учебной деятельности учащихся через использование интерактивного оборудования".
Статья " Активизация учебной деятельности учащихся через использование интерактивного оборудования".
Статья " Активизация учебной деятельности учащихся через использование интерактивного оборудования".
Статья " Активизация учебной деятельности учащихся через использование интерактивного оборудования".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.