Статья " Активизация учебной деятельности учащихся через использование интерактивного оборудования".
Оценка 4.6

Статья " Активизация учебной деятельности учащихся через использование интерактивного оборудования".

Оценка 4.6
Семинары
docx
администрации
4 кл
08.01.2019
Статья " Активизация учебной деятельности учащихся через использование интерактивного оборудования".
В современном образовательном процессе на первый план выступает не просто овладение учащимися предметными знаниями, умениями и навыками, объём которых постоянно растёт, а сама личность ученика как активного деятеля, имеющего соответствующую структуру потребностно-мотивационной сферы. Именно характер потребностей, мотивов, интересов, лежащих в основе деятельности, определяет направление и содержание активности каждой личности.
Активизация учебной деятельности учащихся через использование.docx
Активизация учебной деятельности учащихся через использование                                             интерактивного оборудования        В   современном   образовательном   процессе   на   первый   план   выступает   не   просто овладение   учащимися   предметными   знаниями,   умениями   и   навыками,   объём   которых постоянно   растёт,   а   сама   личность   ученика   как   активного   деятеля,   имеющего соответствующую   структуру   потребностно­мотивационной   сферы.   Именно   характер потребностей,   мотивов,   интересов,   лежащих   в   основе   деятельности,   определяет направление   и   содержание   активности   каждой   личности.   При   этом   вовлечённость   в познавательную деятельность, активность, инициативность в ней, удовлетворённость собой и   своим   результатом   обеспечивают   переживание   осмысленности,   значимости происходящего,   являются   основой   для   дальнейшего   самосовершенствования   и самореализации человека.   Активизация   познавательной  деятельности  учащихся  –  одна  из  актуальных  проблем  на современном   этапе   развития   педагогической   теории   и   практики.   Развитие   активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу – это требования самой жизни,  определяющие  во  многом то  направление,  в  котором следует  совершенствовать учебно­воспитательный   процесс.   Поиски   путей   развития   активизации   познавательной деятельности   у   младших   школьников,   развитие   их   познавательных   способностей   и самостоятельности   –   задача,   которую   призваны   решать   многие   педагоги,   психологи, методисты   и   учителя.   Обучение   –   самый   важный   и   надежный   способ   получения систематического образования. Познавательная деятельность ­ это единство чувственного восприятия,   теоретического   мышления   и   практической   деятельности.   Принципы активизации познавательной деятельности учащихся. При выборе тех или иных методов обучения необходимо прежде всего стремится к продуктивному результату. При этом от учащегося; требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и   уметь  ими   оперировать,   применять   их   в  практической   деятельности,   развивать,  ведь степень   продуктивности   обучения   во   многом   зависит   от   уровня   активности   учебно­ познавательной деятельности учащегося. Если необходимо не только понять и запомнить, но  и  практически  овладеть  знаниями,  то  естественно, что познавательная  деятельность учащегося не может не сводится только к слушанию, восприятию и фиксации учебного материала. Вновь полученные знания он пробует тут же мысленно применить, прикладывая к   собственной   практике   и   формируя,   таким   образом,   новый   образ   профессиональной деятельности.   И   чем   активнее   протекает   этот   мыслительный   и   практический   учебно­ познавательный процесс, тем продуктивнее его результат. У учащегося начинают более устойчиво формироваться новые убеждения и конечно же пополняется профессиональный багаж учащегося. Вот почему активизация учебно­познавательной деятельности в учебном процессе имеет столь важное значение. 1. Принцип проблемности. Прежде всего в качестве основополагающего   принципа   следует   рассматривать   принцип   проблемности.   Путем последовательно усложняющихся задач или вопросов создать в мышлении учащегося такую проблемную ситуацию, для выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью учителя и с участием других слушателей, основываясь на своем или чужом опыте, логике. Таким образом, учащийся получает новые знания не в готовых формулировках учителя, а в результате собственной активной познавательной деятельности. Особенность применения этого принципа в том, что   оно   должно   быть   направлено   на   решение   соответствующих   специфических дидактических   задач:   разрушение   неверных   стереотипов,   формирование   прогрессивных убеждений,   экономического   мышления.   Особенности   применения   данного   принципа   в процессе   преподавания   математических   дисциплин   требуют   и   специфических   форм проведения занятий, педагогических приемов и методов. И самое главное, что содержание проблемного   материала   должно   подбираться   с   учетом   интересов   учащихся.   Одной   из главных задач обучения является формирование и совершенствование умений и навыков, в том   числе   умения   применять   новые   знания.   2.   Принцип   обеспечения   максимально возможной   адекватности   учебнопознавательной   деятельности   характеру   практических задач. Следующим принципом является обеспечение максимально возможной адекватности учебно­познавательной деятельности характеру практических задач. Практический курс всегда являлся составной частью профессиональной подготовки учащихся. Суть данного принципа   заключается   в   том,   чтобы   организация   учебно­познавательной   деятельности учащихся по своему характеру максимально приближал ась к реальной деятельности. Это и   должно   обеспечить   в   сочетании   с   принципом   проблемного   обучения   переход   от теоретического осмысления новых знаний к их практическому осмыслению. 3. Принцип взаимообучения. Не менее важным при организации учебно­познавательной деятельности учащихся   является   принцип   взаимообучения.   Следует   иметь   в   виду,   что   учащиеся   в процессе   обучения   могут   обучать   друг   друга,   обмениваясь   знаниями.   Для   успешного самообразования необходимы не только теоретическая база, но и умение анализировать и обобщать   изучаемые   явления,   факты,   информацию;   умение   творчески   подходить   к использованию этих знаний; способность делать выводы из своих и чужих ошибок; уметь актуализировать и развивать свои знания и умения. 4. Принцип исследования изучаемых проблем.   Очень   важно,   чтобы   учебно­познавательная   деятельность   учащихся   носила творческий, поисковый характер и по возможности включала в себя элементы анализа и обобщения.   Процесс   изучения   того   или   иного   явления   или   проблемы   должны   по   всем признакам   носить   исследовательский   характер.   Это   является   еще   одним   важным принципом   активизации   учебно­познавательной   деятельности:   принцип   исследования изучаемых   проблем   и   явлений.   5.Принцип   индивидуализации.   Для   любого   учебного процесса   важным   является   принцип   индивидуализации   ­   это   организация   учебно­ познавательной   деятельности   с   учетом   индивидуальных   особенностей   и   возможностей учащегося. Для обучения этот принцип имеет исключительное значение, т.к. существует очень   много   психофизических   особенностей:   ∙   состав   класса,   ∙   адаптация   к   учебному процессу,   ∙  способность   к  восприятию   нового   и   т.п.  Все   это  требует   применять  такие формы   и   методы   обучения,   которые   по   возможности   учитывали   бы   индивидуальные особенности   каждого   учащегося,   т.е.   реализовать   принцип   индивидуализации   учебного процесса.   6.Принцип   самообучения.   Не   менее   важным   в   учебном   процессе   является механизм   самоконтроля   и   саморегулирования,   т.е.   реализация   принципа   самообучения. Данный   принцип   позволяет   индивидуализировать   учебно­познавательную   деятельность каждого   учащегося   на   основе   их   личного   активного   стремления   к   пополнению   и совершенствованию собственных знаний и умений, изучая самостоятельно дополнительную литературу,   Активность   как самостоятельной, так и коллективной деятельности учащихся возможна лишь при наличии стимулов. Поэтому в числе принципов активизации особое место отводится мотивации учебно­познавательной   деятельности.   Главным   в   начале   активной   деятельности   должна быть   не   вынужденность,   а   желание   учащегося   решить   проблему,   познать   что­либо, доказать, оспорить. Принципы активизации учебно­познавательной деятельности учащихся,   получая   консультации.   7.Принцип   мотивации. также   как   и   выбор   методов   обучения,   должны   определяться   с   учетом   особенностей учебного процесса. Помимо принципов и методов, существуют также и факторы, которые побуждают учащихся к активности, их можно назвать еще и как мотивы или стимулы учителя,   что   бы   активизировать   деятельность   учащихся.   Методы   активизации познавательной деятельности учащегося Степень активности учащихся является реакцией, методы,   и   приемы   работы   преподавателя   являются   показателем   его   педагогического мастерства. Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению. В педагогической практике и в методической литературе традиционно принято делить методы обучения по источнику знаний: словесные (рассказ, лекция, беседа, чтение), наглядные (демонстрация натуральных, экранных и других наглядных пособий, опытов) и практические (лабораторные и практические работы). Каждый из них может быть и более активным и менее активным, пассивным. Словесные методы. 1. Метод дискуссии применяю по вопросам, требующим размышлений, добиваюсь, на своих уроках, чтобы учщиеся могли свободно высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение выступающих. 2. Метод самостоятельной работы с учащимися. С целью лучшего выявления логической структуры нового материала дается задание самостоятельно составить план рассказа преподавателя или план­конспект с выполнением установки: минимум текста ­ максимум информации. Используя этот план­конспект, учащиеся всегда успешно воспроизводят содержание темы при   проверке   домашнего   задания.   Умение   кон   Многие   преподаватели,   пользуются самодельными раздаточными дидактическими материалами. Их условно делят на три типа: Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся с целью восприятия и осмысления,   новых   знаний   без   предварительного   объяснения   их   учителем.   Карточка   с заданием   преобразовать   текст   учебника   в   таблицу   или   план.   Карточка   с   заданием преобразовать   рисунки,   схемы   в   словесные   ответы.   Карточка   с   заданием   для самонаблюдения,   наблюдения   демонстрационных   наглядных   пособий.   2.   Дидактические материалы   для   самостоятельной   работы   учащихся   с   целью   закрепления   и   применения знаний и умений. 1) Карточка с вопросами для размышлений. 2) Карточка с расчетной задачей.  3)  Карточка  с  заданием   выполнить   рисунок.  3.  Дидактические   материалы  для самостоятельной   работы   учащихся   с   целью   контроля   знаний   и   умений.   1)   Карточка   с немым рисунком. Использую в нескольких вариантах. Для всего класса ­ 2­4 варианта. И как   индивидуальные   задания.   Может   проводиться   с   целью   повторения   и   закрепления знаний. 2) Тестовые задания. Их применяю также и в индивидуальном порядке и для класса в целом. В последнее время более эффективными являются текстовые задания, хотя и у них есть свой недостаток. Иногда учащиеся  пытаются  просто угадать ответ. 4. Метод проблемного изложения. На уроках использую проблемный подход в обучении учащихся. Основой данного метода является создание на уроке проблемной ситуации. Учащиеся не обладают   знаниями   или   способами   деятельности   для   объяснения   фактов   и   явлений, выдвигают   свои   гипотезы,   решения   данной   проблемной   ситуации.   Данный   метод способствует   формированию   у   учащихся   приемов   умственной   деятельности,   анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно­следственных связей. Проблемный подход включает в себя логические операции, необходимые для выбора целесообразного решения. Данный метод включает в себя: ­выдвижение проблемного вопроса, ­создание проблемной ситуации на основе высказывания ученого, ­создание проблемной ситуации на основе   приведенных   противоположных   точек   зрения   по   одному   и   тому   же   вопросу, ­демонстрацию опыта или сообщение о нем ­ основу для создания проблемной ситуации; решение задач познавательного характера. Роль преподавателя при использовании данного метода сводится к созданию на уроке проблемной ситуации и управлению познавательной деятельностью учащихся. Метод самостоятельного решения расчетных и логических задач. Все учащиеся по заданиям самостоятельно решают расчетные или логические (требующие вычислений,   размышлений   и   умозаключений)   задачи   по   аналогии   или   творческого характера. Но в каждой параллели задачи дифференцирую ­ более сложные, творческого характера ­ сильным учащимся. А аналогичные ­ слабым. При этом у самих учащихся на этом   не   акцентирую   внимание.   Каждый   учащийся   получает   задание   по   своим возможностям и способностям. При этом не снижается интерес к обучению. Наглядные методы.   Частично­поисковый.   При   применении   этого   метода   преподаватель   руководит работой класса. Организуется работа учащихся таким образом, чтобы часть новых заданий они   добыли   сами.   Для   этого   демонстрируется   опыт   до   объяснения   нового   материала; сообщается лишь цель. А учащиеся путем наблюдения и обсуждения решают проблемный вопрос.   Практические   методы.   Частично­поисковый   лабораторный   метод.   Учащиеся решают   проблемный   вопрос   и   добывают   часть   новых   знаний   путем   самостоятельного выполнения и обсуждения ученического эксперимента. До лабораторной работы учащимся известна лишь цель, но не ожидаемые результаты. Также используются методы устного изложения ­ рассказ и лекции. При подготовке лекций планируется последовательность изложения   материала,   подбираются   точные   факты,   яркие   сравнения,   высказывания авторитетных ученых, общественных деятелей. Также используются приемы управления познавательной деятельностью учащихся: 1) Активизирующие деятельность учащихся на этапе восприятия и сопутствующие пробуждению интереса к изучаемому материалу: а) прием   новизны   ­   включение   в   содержание   учебного   материала   интересных   сведений, фактов,   исторических   данных;   б)   прием   семантизации   ­   в   основе   лежит   возбуждение интереса   благодаря   раскрытию   смыслового   значения   слов;   в)   прием   динамичности   ­ создание установки на изучение процессов и явлений в динамике и развитии; г) прием значимости   ­   создание   установки   на   необходимость   изучения   материала   в   связи   с   его биологической, народнохозяйственной и эстетической ценностью; 2) Приемы активизации деятельности учащихся на этапе усвоения изучаемого материала. а) эвристический прием ­ задаются   трудные   вопросы   и   с   помощью   наводящих   вопросов   приводят   к   ответу.   б) эвристический прием ­ обсуждение спорных вопросов, что позволяет развить у учащихся умение доказывать и обосновывать свои суждения. в) исследовательский прием ­ учащиеся на основе проведенных наблюдений, опытов, анализа литературы, решения познавательных задач   должны   сформулировать   вывод.   3)   Приемы   активизации   познавательной деятельности   на   этапе   воспроизведения   полученных   знаний.   прием   натурализации   ­ выполнение   заданий   с   использованием   натуральных   объектов,   коллекций;   Использовать можно различные варианты оценки работы учащихся на уроке. Для того, чтобы высокая познавательная активность сохранилась на уроке, нужно: 1) компетентное и независимое жюри (преподаватель и учащиеся­консультанты из других групп). 2) задания распределять самим преподавателем по правилам, иначе слабым ученикам будет не интересно выполнять сложные задания, а сильным ­ простые. 3) оценивать деятельность группы и индивидуально каждого ученика. 5) давать творческие домашние задания к обобщающему уроку. При этом могут проявлять себя учащиеся тихие, незаметные на фоне более активных. Активизацию познавательной деятельности можно проводить также на внеклассных мероприятиях

Статья " Активизация учебной деятельности учащихся через использование интерактивного оборудования".

Статья " Активизация учебной деятельности учащихся через использование интерактивного оборудования".

Статья " Активизация учебной деятельности учащихся через использование интерактивного оборудования".

Статья " Активизация учебной деятельности учащихся через использование интерактивного оборудования".

Статья " Активизация учебной деятельности учащихся через использование интерактивного оборудования".

Статья " Активизация учебной деятельности учащихся через использование интерактивного оборудования".

Статья " Активизация учебной деятельности учащихся через использование интерактивного оборудования".

Статья " Активизация учебной деятельности учащихся через использование интерактивного оборудования".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.01.2019