Статья " Метод технологии научного исследования на уроках химии"
Оценка 5

Статья " Метод технологии научного исследования на уроках химии"

Оценка 5
Повышение квалификации
docx
химия
Взрослым
16.01.2017
Статья " Метод технологии научного исследования на уроках химии"
Метод технологии научного исследования – один из методов, который позволяет формировать УУД на уроках химии. Данный метод использую при проведении своих уроков. Это современная технология, открытая для интеграции с другими педагогическими подходами , которые ориентированны на решение актуальных педагогических задач.
Метод технологии научного исследования на уроках химии.docx

                                                                                      Л.Г.Гладких

                                                                                     МБОУ «Лицей№3», г Братск

 

Метод технологии научного исследования на уроках химии

 

Изменения в практике отечественного образования, происходящие в последнее время, не оставили без изменения ни один вид деятельности в школе. Для реализации требований ФГОС  ООО  потребовались новые методы, которые должны, в первую очередь, развивать познавательный интерес учащихся, реализовывать принцип связи обучения с жизнью.

В системе естественнонаучного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, формировании научной картины мира, создании основы химических знаний, необходимых для повседневной жизни, навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни, а также в воспитании экологической культуры.                                                                                                 В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который ориентирует учебно-воспитательный процесс на развитие личности обучающегося, её познавательных начал и созидательных способностей, на реализацию творческого потенциала школьника. Наряду с традиционно признанными формами организации учебных занятий использую нетрадиционные формы уроков. Они формируют исследовательскую деятельность. Можно проводить уроки – исследования, уроки – лаборатории, уроки – творческие отчёты. Интересно проходят уроки – проекты, уроки – презентации, уроки – экспертизы, уроки – путешествия. Поэтому приоритетным направлением в своей педагогической деятельности считаю организацию исследовательской деятельности обучающихся, используя метод технологии научного исследования. Метод технологии научного исследованияодин из методов, который позволяет формировать УУД на уроках химии. Это современная универсальная технология, открытая для интеграции с другими педагогическими подходами и технологиями, ориентированными на решение актуальных педагогических задач. Данная технология включает несколько видов работ: 1.Методы работы с научной информацией: методы поиска информации; методы обработки полученной информации;  методы систематизация и хранение научной информации. 2. Методы научного познания: наблюдение, сравнение, анализ, синтез, поиск аналогий, дедукция, индукция, обобщение, абстрагирование, моделирование, конкретизация, метод выдвижения гипотез, метод продуцирования идей. 3. Методы практического решения проблемы исследования: метод лабораторного опыта; метод практической работы; метод аналогий;  метод моделирования и другие. Большая возможность для использования данной технологии на уроках 10 класса в теме «Вещества живых клеток». Обучающиеся знакомы со многими вопросами данной темы из курса биологии, поэтому уроки можно строить таким образом, чтобы ученики как можно шире применяли полученные ранее знания, при этом занятия носили исследовательский характер.                                         Например, начиная изучать тему «Аминокислоты» даю задание найти как можно больше примеров значения АК в жизни человека.   Для обучающихся предлагаю сформулировать тему и цели урока, в ходе которого будут рассмотрены вопросы:                                                                                                                                         Дать определение АК. Рассмотрите слово «Аминокислоты » с точки зрения словообразования. Предложите общую формулу для аминокислот (АК), исходя из морфемики этого слова.                                                                 Рассмотреть виды изомерии для данного класса веществ(исходя из ранее изученного)                                                                 Познакомить с некоторыми свойствами АК(в ходе выполнения лабораторных опытов):                               Опыт № 1 «Взаимодействие аминоуксусной кислоты с неорганическими кислотами»                                Опыт № 2 «Взаимодействие аминоуксусной кислоты со щелочами»                                                                                         Опыт № 3 «Испытание раствора аминокислоты индикаторами»

Пример изучения темы «Углеводы». Учащиеся зная строение глюкозы, говорят о химических свойствах этого вещества. Используя в качестве доказательства эксперимент( р-р глюкозы + Na), (глюкозы+ CuSO4 + NaOH) при нагревании и без ,( раствор глюкозы+ аммиачный раствор оксида серебра). Общий вывод: глюкоза – альдегидоспирт (многоатомный).С помощью эксперимента устанавливается и доказывается строение сахарозы.

В учебной деятельности химический эксперимент не только позволяет устанавливать факты, но и служит активным средством формирования многих химических понятий и представлений. Например, первоначальное формирование представление о «катализаторе» базируется на простом химическом опыте разложения пероксида водорода в присутствии оксида марганца (IV).По мере изучения химии данное понятие позволяет выйти к вопросу закономерности. Например, при изучении скорости химической реакции организую учебный процесс так, чтобы учащиеся сами установили зависимость скорости реакции от концентрации реагирующих веществ. С этой целью им можно предложено провести взаимодействие раствора йодида калия с раствором пероксида водорода в присутствии крахмала.

Опыт: в три пробирки, содержащие раствор йодида калия с крахмалом, наливают раствор пероксида водорода: в первую пробирку с исходной концентрацией (3%), во вторую – разбавленный в два раза и в третью – разбавленный в четыре раза. С помощью часов или метронома фиксируют, что во второй пробирке реакция протекает в два раза медленнее, чем в первой, а в третьей – в четыре раза. На основании проделанного опыта учащиеся приходят к выводу, что скорость реакции прямо пропорциональна концентрации реагирующих веществ.

 В ходе проведения таких уроков происходит формирование   УУД:

·                    регулятивные: определение темы и цели  деятельности учениками с помощью учителя; самостоятельный анализ своих действий; выделение и осознание  усвоенного, прогноз;

·                    познавательные:  систематизация информации до изучения нового материала, извлечение новой информации из проблемной ситуации, выделение основной и второстепенной информации, построение логических цепей рассуждений, использование знаково-символических средств для написания формул веществ;

·                    коммуникативные: умение слушать и понимать речь других, выражать свои мысли, осуществлять контроль, корректировка своих и окружающих действия, приведение к общему решению при совместной деятельности.

 

                                               Литература

1.Под ред. Асмолова А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли.– М.: Просвещение, 2011.                                                                                                             2. Жилин Д.М. Химический эксперимент в российских школах. Сборник под ред. акад. В.В. Лунина и проф. Н.Е. Кузьменко. М.: Изд-во МГУ, 2011.

3.http://www.chem.msu.su/rus/books/2011/estestv-obraz/zhilin.pdf.                                 4.http://www.tyappu.narod.ru/fosfor.html.


 

Л.Г.Гладких

Л.Г.Гладких

Опыт: в три пробирки, содержащие раствор йодида калия с крахмалом, наливают раствор пероксида водорода: в первую пробирку с исходной концентрацией (3%), во вторую – разбавленный…

Опыт: в три пробирки, содержащие раствор йодида калия с крахмалом, наливают раствор пероксида водорода: в первую пробирку с исходной концентрацией (3%), во вторую – разбавленный…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2017