Гуманитарное знание обладает рядом преимуществ перед техническим и естественно-научным. Его принципиальная нестрогость, неточность, неформализуемость создают простор для работы воображения; его ориентированность на внутренний мир личности благоприятствуют развитию способности понимать другого. Вместе с тем важно определить баланс в изучении естественно-научных и гуманитарных дисциплин, поскольку, невозможно добиться серьёзных достижений в одной области, если человек в другой «равен нулю». Кроме того, подготовка «гуманитария» без естественно-научного образования влечёт за собой волюнтаризм; «технарь» же без гуманитарного образования не сможет стать ни руководителем, ни специалистом.Современная система образования, несущая «суперответственность» за будущее государства, нуждается в поисках новых концептуальных идей и методологических оснований, способных усилить духовно-нравственную сторону образования. Наиболее продуктивные, своевременные и стратегически верные для будущего образования России идеи содержатся в концепции «русского космизма», идейная платформа которого оформилась еще в XIX веке.
Егорова Ирина Васильевна – учитель русского языка и литературы МОБУ «Средняя
общеобразовательная школа № 17» г. Якутск, контакт 89142636389, yiv
61@
mail
. ru
Аспекты синергийного подхода к модернизации гуманитарного образования
В условиях формирования информационного общества не вызывает сомнений
необходимость усиления возможностей влияния образования и воспитания на молодёжь с
целью формирования у неё ценностных идеалов, которые бы мобилизовали
жизнедеятельную энергию, возродили национальную гордость, патриотизм, любовь к
Родине [1].
Гуманитарное знание обладает рядом преимуществ перед техническим и
естественнонаучным. Его принципиальная нестрогость, неточность, неформализуемость
создают простор для работы воображения; его ориентированность на внутренний мир
личности благоприятствуют развитию способности понимать другого. Вместе с тем важно
определить баланс в изучении естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, поскольку,
невозможно добиться серьёзных достижений в одной области, если человек в другой
«равен нулю». Кроме того, подготовка «гуманитария» без естественнонаучного
образования влечёт за собой волюнтаризм; «технарь» же без гуманитарного образования не
сможет стать ни руководителем, ни специалистом.
К ценностям современного образования следует отнести и фундаментализацию,
которая признана сегодня на Западе одним из главных направлений изменения содержания
образования в связи с осознанием того, что «узкая специализация — порок», так как она
делает человека уязвимым в условиях быстро меняющейся информации.
Фундаментализация предполагает организацию самого знания таким образом, чтобы
выделить в нём фундаментальную компоненту, т. е. то знание, которое не меняется в
зависимости от конъюнктуры; соединение элементов фундаментальных знаний конкретных
наук в основание мировоззренческой позиции человека.
Специфика информационного общества как самообучающегося обусловила
необходимость непрерывного образования, которая должна охватывать все стадии жизни
человека (в особенности Учителя), создавая условия для быстрого освоения научно
технических достижений, реализации новаторских идей. Если традиционная парадигма
образования выдвигала слоган — «образование на всю жизнь», то новая парадигма
выдвигает другой — «образование через всю жизнь» [2].Современная система образования, несущая «суперответственность» за будущее
государства, нуждается в поисках новых концептуальных идей и методологических
оснований, способных усилить духовнонравственную сторону образования. Наиболее
продуктивные, своевременные и стратегически верные для будущего образования России
идеи содержатся в концепции «русского космизма», идейная платформа которого
оформилась еще в XIX веке [3].
Процесс формирования космического мышления начался на рубеже XIX – XX вв.,
и, будучи длительным, включает современность. В нём приняли участие выдающиеся
учёныекосмисты,
Наследие В.С.Соловьева,
П.А.Флоренского, Н.А.Бердяева, В.И.Вернадского, К.Э.Циолковского, А.Л.Чижевского,
деятели искусства.
философы,
Е.И.Рерих, Н.К.Рериха, А.Н.Скрябина, М.К.Чюрлениса и др. содержит принципиально
новые подходы к познанию космоса и человека, их эволюционного единства и
взаимопроникновения.
К философским основам русского космизма относят концепцию Всеединства
Владимира Соловьева, концепцию «космической экспансии» Николая Федорова
теорию ноосферы Владимира Вернадского,
(философия «Общего дела»),
антропокосмические идеи Николая Холодного, антропоцентрическую концепцию
Константина Циолковского и некоторые другие теории и философские системы.
Общей чертой для вышеперечисленных теорий и концепций представителей
русского космизма является то, что все учёные видели в человеке существо сознательно
творческое, разумное, способное к активному преобразованию не только внешнего мира, но
и собственной природы. В основе философии и педагогики космизма лежит
восстановление естественных связей человека с окружающим миром, природой, культурой,
историей; расширение миропонимания человека до космического уровня, возрождение
духовночувственного образа жизни, нравственных ценностей и идеалов, развитие
познавательных и творческих способностей человека. При этом человек не выступает
венцом творения, он — лишь этап развития, ступень эволюции.
«Русский космизм» был великой интуицией и великим предчувствием космической
эры человечества. Его адепты, опережавшие своё время и не признанные им, прошли в XX
веке «дорогой на Голгофу», сохранив лучшие традиции русской духовности и тем самым
передав эстафету в век XXI [4, с.6].
Проблемами исследования сущности космизма и динамики его развития занимались
многие деятели науки, такие как А.К.Горский, Н.А.Сетницкий, В.А.Кожевников,Н.П.Петерсон (исследовавшие творчество Н.Ф.Федорова в двадцатые годы ХХ века),
Ю.А.Школенко (наряду с рассмотрением идей космизма изучавший философско
социологические концепции взаимодействия общества и природы), С.Г.Семёнова,
Б.В.Емельянов, Н.К.Гаврюшин, В.П.Пазилова, М.Б.Хомяков, Н.Н.Моисеев, Ф.И.Гиренок,
А.В.Хуторской, А.В.Гулыга, В.В.Казютинский, О.Д.Куракина и другие.
Русский космизм философское течение, которое существует не изолировано от
общемировой культурной традиции. В сущности, это космическое миросозерцание,
присущее любой культуре. Существуют и зарубежные варианты космической философии.
Так в немецкой философии космизм представлен А. фон Гумбольдтом (с многотомным
сочинением «Космос») и Л.Клагесом; во французской мысли приверженцами идей
космизма можно считать А.Бергсона, Э.Леруа, П.Тейара де Шардена; в английской
А.Уайтхеда; в американской С.Александера.
Элементы космизма свойственны и ментальности народа саха. Об этом
свидетельствуют труды выдающегося якутского мыслителя Алексея Елисеевича
Кулаковского. Его идеи перекликаются с мощной прикладной составляющей
деятельностносозидательного характера русского космизма, утверждающего единство
культуры в целом. С этой чертой связаны как проективный характер философии русского
космизма («сельский индустриализм» и «образовательные Кремли» Н.Ф.Федорова, проекты
«Всемирной теократии» В.С.Соловьева, «Розы Мира» Д.Л.Андреева, «Лиги культуры» Е.И.
и Н.К. Рерихов), так и философия А.Е.Кулаковского с проектами, изложенными в его
письме «Якутской интеллигенции». Мысли и чувства, побудившие его к написанию этого
трактата, полны тревоги за судьбу не только якутского, но и всего российского народа.
Синергия проективности тенгрианства и русского космизма может дать мощный импульс
осуществлению евразийского проекта [5].
Космизм представляет собой отнюдь не только русский феномен, но именно в
России общее миросозерцание вызрело в уникальное направление научнофилософской
мысли, названное впоследствии космизмом [6, c.3].
Концепция «русского космизма» ориентирована не только на осмысление прошлого,
она, как никакая другая, направлена на формирование и обеспечение будущего России и
должна оказать влияние на обновление методологического и научнотеоретического
потенциала образования [7,
Русские космисты большое внимание уделяли
воспитанию нового поколения, модернизации существующей системы образования,
c.10].созданию новых типов школ. Именно поэтому космизм можно и нужно рассматривать не
только как философскую систему, но и как систему педагогическую, непосредственно
связанную с обучением и воспитанием следующих поколений людей, которым предстоит
воплотить в жизнь идеи мыслителей. Космизм не замыкается на проблемах и нуждах
нынешнего поколения, его идеи ориентированы более на наших детей и внуков.
Наиболее стройную педагогическую систему мы обнаруживаем в трудах
К.Э.Циолковского [8]. Его система воспитания включала в себя работу над развитием
человека по нескольким направлениям:
физическому (укрепление здоровья учеников, развитие таких качеств как сила,
ловкость, выносливость),
умственному (развитие способностей к логическому мышлению, к анализу текстов
и фактов, умений запоминать информацию),
духовному (развитие нравственных качеств личности умения сопереживать и
сочувствовать, усвоение норм морали и этики).
Понятие космического воспитания тесно связано и с именем Константина
Николаевича Вентцеля. В 19201930х гг. он занимался созданием нового образовательного
и научного направления «космической педагогики», основной задачей которой является
развитие в ребёнке сознания самого себя как неразрывной части беспредельного Космоса.
Педагогу необходимо довести до сознания воспитанника общность его жизни с жизнью
космической, «что он со всем космосом составляет одно нераздельное целое… принимает
участие в этом процессе развития космической жизни» [9, c.210].
Термин «русский космизм» появился в 7080е гг. XX в. На научной конференции,
посвященной русскому космизму (1988), было предложено такое его определение:
«Русский космизм как социокультурный феномен это тысячелетняя отработка в
российской метакультуре мировоззрения живого, нравственного Всеединства человека,
человечества и Вселенной, синтез современного фундаментального мировоззрения, в
котором традиционные ценности отечественной культуры соединяются с научными
концепциями о мире» [10, c.47].
Рост интереса к творчеству русских космистов постепенно приводит нас к
пониманию их роли и места в развитии мировой и отечественной науки и
общечеловеческой философской мысли. В теории русского космизма исследователи
выделяют несколько направлений:
«религиознофилософский» космизм и проективный космизм (Н. Ф. Фёдоров, Ф. М.
Достоевский, B. C. Соловьёв, П. А. Флоренский, С. Н. Булгаков, Е. Н. и С. Н.
Трубецкие, В. Ф. Эрн, А. К. Горский, В. А. Муравьёв),
«естественнонаучный» (Н. А. Умов, К. Э. Циолковский, А. Л. Чижевский, В. И.
Вернадский, Н. Г. Холодный),
«поэтикохудожественный» (В. А. СуховоКобылин, Ф. И. Тютчев, В. Я. Брюсов, В.
В. Хлебников, А. П. Платонов, Н. А. Заболоцкий, Б. Л. Пастернак, М. М. Пришвин,
М. А. Врубель, Н. К. и Е. И. Рерихи, В. Н. Чекрыгин, В. В. Кандинский, К. А.
Коровин, П. Н. Филонов),
«биокосмический» (П. И. Иваницкий, А. Святогор),
«музыкальномистический» (А. А. Блок, А. Белый, П. И. Чайковский, А.Н.
Скрябин, С. В. Рахманинов).
«Естественнонаучное» направление русского космизма получило развитие в учении
о ноосфере В.И.Вернадского. Термин «ноосфера» был впервые употреблен французским
математиком и учёным Э.Леруа в лекциях 1927 г. Вместе с учёным Тейяром де Шарденом
он пришёл к выводу: ноосфера является современной стадией развития, геологически
переживаемой биосферой. Сам В.И.Вернадский стал пользоваться термином «ноосфера»
только в конце жизни. Анализируя роль антропогенных факторов, В.И.Вернадский
отмечал, что человек «может и должен перестраиваться своим трудом, ставится вопрос о
перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого.
Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть
«ноосфера». Он считал, что воздействие человека на окружающую среду возрастает столь
быстро, что человек превращается в основную геологическую силу, формирующую облик
Земли: биосфера перейдёт в новое состояние, в сферу разума, или ноосферу. Перед
человечеством открываются все новые и новые перспективы и творческие возможности.
Учёный предсказал полёты в космос: «В будущем нам рисуются как всевозможные
сказочные мечтания: человек стремится выйти из предела своей планеты в космическое
пространство и, вероятно, выйдет» [11, c.310].
Освоение «религиознофилософского», «поэтикохудожественного» и «музыкально
мистического» направлений космизма должно стать для методистов и учителей
гуманитарного цикла Общим Делом, при котором «все стали познающими и всё стало
предметом знания, и чтобы наука была выводом из наблюдений, не коегде, коекем и кое
когда производимых, а из наблюдений, производимых всеми, везде и всегда» [12, c.95].Этот принцип, названный впоследствии принципом системности, сегодня является одним
из основополагающих в педагогической науке, наряду с принципом развития. С целью
преодоления технократизма и разрозненности знаний необходимо модифицировать
программу гуманитарного образования (в частности вернуть в школу синергийный
метапредмет Мировая художественная культура).
В начале XXI века космическое мировоззрение рассматривается как новый,
синтетический вид мышления, который охватывает научный и философский опыт
человечества, а также достижения искусства. Формирующиеся в его пространстве новая
научная картина мира и, соответственно, новая парадигма человека, предполагают
становление особой парадигмы культуры.
«И вечный бой! Покой нам только снится…» (А.А. Блок)
«Соединяй и будешь управлять!» (Н.Ф. Фёдоров)
«Знамя Мира» (Н.К. Рерих)
«Царство человечье внутри нас» (Антуан де СентЭкзюпери)
Письмо «Якутской интеллигенции» (А.Е. Кулаковский)
«Зритель театра Олонхо должен быть посвящённым…» (А.С. Борисов)
Источники:
1. Ильинский И.М. Образовательная революция. М.: Издво МГА, 2001 c.521.
2. Щупленков О.В., Щупленков Н.О. Проблема трансформации ценности образования
молодым поколением // Современное образование, 2013, № 1, c.44105.
3. Сикорская Г.П. Ноосферный вектор в образовательной парадигме XXI века 2012 /
:// cyberleninka
. ru / article
/ n / noosfernyy
vektor
v obrazovatelnoy
КиберЛенинка: https
veka.
paradigme
xxi
4. Усольцев В.А. Русский космизм и современность / 3е изд., доп. и испр. Екатеринбург:
Уральский государственный лесотехнический университет, 2010 — 570 с.
5. Федорова, Л.В. Евразийство: стремление к древнейшей или новой религиозности
универсальных идей: монография / Якутск: Издательский дом СВФУ им. М.К. Аммосова,
2012. 320 с.
6. Русский космизм: антология философской мысли / Сост. С.Г.Семенова, А.Г.Гачева М.:
ПедагогикаПресс, 1993.
7. Дудина М. Н. Новые конструкты образования и проблема единого пространства // Теория и
практика ноосферного образования / Сборник научнометодических материалов
участников городской целевой программы по экологическому просвещению и образованию
населения города Екатеринбурга до 2009 года. Екатеринбург: Раритет, 2007.8. Смирнов В.Ю. «Космизм как направление философскопедагогической мысли» /
КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/kosmizmkaknapravleniefilosofsko
pedagogicheskoymysli1
9. Антология гуманной педагогики: Вентцель. М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили,
1999.
10. Куракина О.Д. Теургия православной синархии // Философия бессмертия и воскрешения.
М., 1996.
11. Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере // Русский космизм: антология философской
мысли. М., 1993.
12. Федоров Н. Ф. Собрание сочинений в 4 томах. Том 1. М., 19951999.