Статья "Аспекты синергийного подхода к модернизации гуманитарного образования"

  • Научно-исследовательская работа
  • Образовательные программы
  • Повышение квалификации
  • docx
  • 18.12.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Гуманитарное знание обладает рядом преимуществ перед техническим и естественно-научным. Его принципиальная нестрогость, неточность, неформализуемость создают простор для работы воображения; его ориентированность на внутренний мир личности благоприятствуют развитию способности понимать другого. Вместе с тем важно определить баланс в изучении естественно-научных и гуманитарных дисциплин, поскольку, невозможно добиться серьёзных достижений в одной области, если человек в другой «равен нулю». Кроме того, подготовка «гуманитария» без естественно-научного образования влечёт за собой волюнтаризм; «технарь» же без гуманитарного образования не сможет стать ни руководителем, ни специалистом.Современная система образования, несущая «суперответственность» за будущее государства, нуждается в поисках новых концептуальных идей и методологических оснований, способных усилить духовно-нравственную сторону образования. Наиболее продуктивные, своевременные и стратегически верные для будущего образования России идеи содержатся в концепции «русского космизма», идейная платформа которого оформилась еще в XIX веке.
Иконка файла материала ЕГОРОВА 6 стр СТАТЬЯ АСПЕКТЫ синергийного подхода гуманитарного образования.docx
Егорова Ирина Васильевна – учитель русского языка и литературы МОБУ «Средняя  общеобразовательная школа № 17» г. Якутск, контакт 89142636389, yiv   61@   mail    .  ru Аспекты синергийного подхода к модернизации гуманитарного образования В   условиях   формирования  информационного   общества  не   вызывает   сомнений необходимость усиления возможностей влияния образования и воспитания на молодёжь с целью   формирования   у   неё  ценностных   идеалов,   которые   бы   мобилизовали жизнедеятельную   энергию,   возродили   национальную   гордость,   патриотизм,   любовь   к Родине [1]. Гуманитарное   знание  обладает   рядом   преимуществ   перед   техническим   и естественно­научным.   Его   принципиальная   нестрогость,   неточность,   неформализуемость создают   простор   для   работы   воображения;   его   ориентированность   на   внутренний   мир личности благоприятствуют развитию способности понимать другого. Вместе с тем важно определить баланс в изучении естественно­научных и гуманитарных дисциплин, поскольку, невозможно   добиться   серьёзных   достижений   в   одной   области,   если   человек   в   другой «равен   нулю».   Кроме   того,   подготовка   «гуманитария»   без   естественно­научного образования влечёт за собой волюнтаризм; «технарь» же без гуманитарного образования не сможет стать ни руководителем, ни специалистом. К   ценностям   современного   образования   следует   отнести   и   фундаментализацию, которая признана сегодня на Западе одним из главных направлений изменения содержания образования в связи с осознанием того, что «узкая специализация — порок», так как она делает   человека   уязвимым   в   условиях   быстро   меняющейся   информации. Фундаментализация  предполагает   организацию   самого   знания   таким   образом,   чтобы выделить  в   нём  фундаментальную   компоненту,  т.  е.  то  знание,   которое  не  меняется  в зависимости от конъюнктуры; соединение элементов фундаментальных знаний конкретных наук в основание мировоззренческой позиции человека. Специфика   информационного   общества   как  самообучающегося  обусловила необходимость непрерывного образования, которая должна охватывать все стадии жизни человека   (в   особенности   ­  Учителя),   создавая   условия   для   быстрого   освоения   научно­ технических   достижений,   реализации   новаторских   идей.   Если   традиционная   парадигма образования   выдвигала   слоган   —   «образование   на   всю   жизнь»,   то   новая   парадигма выдвигает другой — «образование через всю жизнь» [2].Современная   система   образования,   несущая   «суперответственность»   за   будущее государства,   нуждается   в   поисках   новых   концептуальных   идей   и   методологических оснований,   способных   усилить   духовно­нравственную   сторону   образования.   Наиболее продуктивные, своевременные и стратегически верные для будущего образования России идеи   содержатся   в  концепции   «русского   космизма»,   идейная   платформа   которого оформилась еще в XIX веке [3]. Процесс формирования космического мышления начался на рубеже XIX – XX вв., и,   будучи   длительным,   включает   современность.   В   нём   приняли   участие   выдающиеся учёные­космисты,   Наследие   В.С.Соловьева, П.А.Флоренского,   Н.А.Бердяева,   В.И.Вернадского,   К.Э.Циолковского,   А.Л.Чижевского,   деятели   искусства.   философы, Е.И.Рерих,   Н.К.Рериха,   А.Н.Скрябина,   М.К.Чюрлениса   и   др.   содержит   принципиально новые   подходы   к   познанию   космоса   и   человека,   их   эволюционного   единства   и взаимопроникновения. К   философским   основам   русского   космизма   относят   концепцию   Всеединства Владимира   Соловьева,   концепцию   «космической   экспансии»   Николая   Федорова   теорию   ноосферы   Владимира   Вернадского, (философия   «Общего   дела»), антропокосмические   идеи   Николая   Холодного,   антропоцентрическую   концепцию Константина Циолковского и некоторые другие теории и философские системы. Общей   чертой   для   вышеперечисленных   теорий   и   концепций   представителей русского космизма является то, что все учёные видели в человеке существо сознательно­ творческое, разумное, способное к активному преобразованию не только внешнего мира, но и   собственной   природы.   В   основе   философии   и   педагогики   космизма   лежит восстановление естественных связей человека с окружающим миром, природой, культурой, историей;   расширение   миропонимания   человека   до   космического   уровня,   возрождение духовно­чувственного   образа   жизни,   нравственных   ценностей   и   идеалов,   развитие познавательных   и   творческих   способностей   человека.   При   этом   человек   не   выступает венцом творения, он — лишь этап развития, ступень эволюции. «Русский космизм» был великой интуицией и великим предчувствием космической эры человечества. Его адепты, опережавшие своё время и не признанные им, прошли в XX веке «дорогой на Голгофу», сохранив лучшие традиции русской духовности и тем самым передав эстафету в век XXI [4, с.6]. Проблемами исследования сущности космизма и динамики его развития занимались многие   деятели   науки,   такие   как   А.К.Горский,   Н.А.Сетницкий,   В.А.Кожевников,Н.П.Петерсон   (исследовавшие   творчество   Н.Ф.Федорова   в   двадцатые   годы   ХХ   века), Ю.А.Школенко   (наряду   с   рассмотрением   идей   космизма   изучавший   философско­ социологические   концепции   взаимодействия   общества   и   природы),   С.Г.Семёнова, Б.В.Емельянов, Н.К.Гаврюшин, В.П.Пазилова, М.Б.Хомяков, Н.Н.Моисеев, Ф.И.Гиренок, А.В.Хуторской, А.В.Гулыга, В.В.Казютинский, О.Д.Куракина и другие. Русский космизм ­ философское течение, которое существует не изолировано от общемировой   культурной   традиции.   В   сущности,   это   ­   космическое   миросозерцание, присущее любой культуре. Существуют и зарубежные варианты космической философии. Так в немецкой философии космизм представлен А. фон Гумбольдтом (с многотомным сочинением   «Космос»)   и   Л.Клагесом;   во   французской   мысли   приверженцами   идей космизма   можно   считать   А.Бергсона,   Э.Леруа,   П.Тейара   де   Шардена;   в   английской   ­ А.Уайтхеда; в американской ­С.Александера.  Элементы   космизма   свойственны   и   ментальности   народа   саха.   Об   этом свидетельствуют   труды   выдающегося   якутского   мыслителя   Алексея   Елисеевича Кулаковского.   Его   идеи   перекликаются   с   мощной   прикладной   составляющей деятельностно­созидательного   характера   русского   космизма,   утверждающего   единство культуры в целом. С этой чертой связаны как проективный характер философии русского космизма («сельский индустриализм» и «образовательные Кремли» Н.Ф.Федорова, проекты «Всемирной теократии» В.С.Соловьева, «Розы Мира» Д.Л.Андреева, «Лиги культуры» Е.И. и Н.К. Рерихов), так и философия А.Е.Кулаковского с проектами, изложенными в его письме «Якутской интеллигенции». Мысли и чувства, побудившие его к написанию этого трактата, полны тревоги за судьбу не только якутского, но и всего российского народа. Синергия проективности тенгрианства и русского космизма может дать мощный импульс осуществлению евразийского проекта [5]. Космизм   представляет   собой   отнюдь   не   только   русский   феномен,   но   именно   в России   общее   миросозерцание   вызрело   в   уникальное   направление   научно­философской мысли, названное впоследствии космизмом [6, c.3]. Концепция «русского космизма» ориентирована не только на осмысление прошлого, она, как никакая другая, направлена на формирование и обеспечение будущего России и должна   оказать   влияние   на   обновление   методологического   и   научно­теоретического потенциала   образования   [7,  Русские   космисты   большое   внимание   уделяли воспитанию   нового   поколения,   модернизации   существующей   системы   образования,  c.10].созданию новых типов школ. Именно поэтому космизм можно и нужно рассматривать не только  как философскую  систему,  но  и  как  систему  педагогическую,  непосредственно связанную с обучением и воспитанием следующих поколений людей, которым предстоит воплотить   в   жизнь   идеи   мыслителей.   Космизм   не   замыкается   на   проблемах   и   нуждах нынешнего поколения, его идеи ориентированы более на наших детей и внуков. Наиболее   стройную   педагогическую   систему   мы   обнаруживаем   в   трудах К.Э.Циолковского   [8].  Его  система  воспитания  включала  в  себя   работу  над  развитием человека по нескольким направлениям:   физическому  (укрепление   здоровья   учеников,   развитие   таких   качеств   как   сила, ловкость, выносливость),   умственному (развитие способностей к логическому мышлению, к анализу текстов и фактов, умений запоминать информацию),   духовному  (развитие   нравственных   качеств   личности   ­   умения   сопереживать   и сочувствовать, усвоение норм морали и этики).  Понятие   космического   воспитания   тесно   связано   и   с   именем   Константина Николаевича Вентцеля. В 1920­1930­х гг. он занимался созданием нового образовательного и научного направления ­ «космической педагогики», основной задачей которой является развитие в ребёнке сознания самого себя как неразрывной части беспредельного Космоса. Педагогу необходимо довести до сознания воспитанника общность его жизни с жизнью космической, «что он со всем космосом составляет одно нераздельное целое… принимает участие в этом процессе развития космической жизни» [9, c.210]. Термин «русский космизм» появился в 70­80­е гг. XX в. На научной конференции, посвященной   русскому   космизму   (1988),   было   предложено   такое   его   определение: «Русский   космизм   как   социокультурный   феномен   ­   это   тысячелетняя   отработка   в российской   метакультуре   мировоззрения   живого,   нравственного   Всеединства   человека, человечества   и   Вселенной,   синтез   современного   фундаментального   мировоззрения,   в котором   традиционные   ценности   отечественной   культуры   соединяются   с   научными концепциями о мире» [10, c.47]. Рост   интереса   к   творчеству   русских   космистов   постепенно   приводит   нас   к пониманию   их   роли   и   места   в   развитии   мировой   и   отечественной   науки   и общечеловеческой   философской   мысли.   В   теории   русского   космизма   исследователи выделяют несколько направлений:     «религиозно­философский» космизм и проективный космизм (Н. Ф. Фёдоров, Ф. М. Достоевский, B. C. Соловьёв, П. А. Флоренский, С. Н. Булгаков, Е. Н. и С. Н. Трубецкие, В. Ф. Эрн, А. К. Горский, В. А. Муравьёв),  «естественнонаучный» (Н. А. Умов, К. Э. Циолковский, А. Л. Чижевский, В. И. Вернадский, Н. Г. Холодный), «поэтико­художественный» (В. А. Сухово­Кобылин, Ф. И. Тютчев, В. Я. Брюсов, В. В. Хлебников, А. П. Платонов, Н. А. Заболоцкий, Б. Л. Пастернак, М. М. Пришвин, М. А. Врубель, Н. К. и Е. И. Рерихи, В. Н. Чекрыгин, В. В. Кандинский, К. А. Коровин, П. Н. Филонов),  «биокосмический» (П. И. Иваницкий, А. Святогор), «музыкально­мистический»   (А.   А.   Блок,   А.   Белый,   П.   И.   Чайковский,   А.Н. Скрябин, С. В. Рахманинов). «Естественнонаучное» направление русского космизма получило развитие в учении о ноосфере В.И.Вернадского. Термин «ноосфера» был впервые употреблен французским математиком и учёным Э.Леруа в лекциях 1927 г. Вместе с учёным Тейяром де Шарденом он   пришёл   к   выводу:   ноосфера   является   современной   стадией   развития,   геологически переживаемой биосферой. Сам В.И.Вернадский стал пользоваться термином «ноосфера» только   в   конце   жизни.   Анализируя   роль   антропогенных   факторов,   В.И.Вернадский отмечал, что человек «может и должен перестраиваться своим трудом, ставится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого. Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть «ноосфера». Он считал, что воздействие человека на окружающую среду возрастает столь быстро, что человек превращается в основную геологическую силу, формирующую облик Земли:   биосфера   перейдёт   в   новое   состояние,   в   сферу   разума,   или   ноосферу.   Перед человечеством открываются все новые и новые перспективы и творческие возможности. Учёный   предсказал   полёты   в   космос:   «В   будущем   нам   рисуются   как   всевозможные сказочные мечтания: человек стремится выйти из предела своей планеты в космическое пространство и, вероятно, выйдет» [11, c.310]. Освоение «религиозно­философского», «поэтико­художественного» и «музыкально­ мистического»   направлений   космизма   должно   стать   для   методистов   и   учителей гуманитарного цикла  Общим Делом, при котором «все стали познающими и всё стало предметом знания, и чтобы наука была выводом из наблюдений, не кое­где, кое­кем и кое­ когда производимых, а из наблюдений, производимых всеми, везде и всегда» [12,  c.95].Этот принцип, названный впоследствии принципом системности, сегодня является одним из основополагающих в педагогической науке, наряду с  принципом развития. С целью преодоления   технократизма   и   разрозненности   знаний   необходимо   модифицировать программу   гуманитарного   образования   (в   частности   ­   вернуть   в   школу  синергийный метапредмет Мировая художественная культура). В   начале   XXI   века   космическое   мировоззрение   рассматривается   как   новый, синтетический   вид   мышления,   который   охватывает   научный   и   философский   опыт человечества, а также достижения искусства. Формирующиеся в его пространстве новая научная   картина   мира   и,   соответственно,  новая   парадигма   человека,   предполагают становление особой парадигмы культуры.  «И вечный бой!  Покой нам только снится…» (А.А. Блок) «Соединяй и будешь управлять!» (Н.Ф. Фёдоров) «Знамя Мира» (Н.К. Рерих) «Царство человечье внутри нас» (Антуан де Сент­Экзюпери) Письмо «Якутской интеллигенции» (А.Е. Кулаковский) «Зритель театра Олонхо должен быть посвящённым…» (А.С. Борисов) Источники: 1. Ильинский И.М. Образовательная революция. М.: Изд­во МГА, 2001 ­ c.521. 2. Щупленков   О.В.,   Щупленков   Н.О.   Проблема   трансформации   ценности   образования молодым поколением // Современное образование, 2013, № 1, c.44­105. 3. Сикорская   Г.П.  Ноосферный   вектор   в   образовательной   парадигме   XXI   века   ­   2012   /  ://   cyberleninka  .  ru   /  article  /  n  /  noosfernyy  ­  vektor    ­  v  ­  obrazovatelnoy  ­   КиберЛенинка: https  ­  veka. paradigme    ­  xxi           4. Усольцев В.А. Русский космизм и современность / 3­е изд., доп. и испр. ­ Екатеринбург: Уральский государственный лесотехнический университет, 2010 — 570 с. 5. Федорова,   Л.В.   Евразийство:   стремление   к   древнейшей   или   новой   религиозности универсальных идей: монография / Якутск: Издательский дом СВФУ им. М.К. Аммосова, 2012. ­ 320 с. 6. Русский космизм: антология философской мысли / Сост. С.Г.Семенова, А.Г.Гачева ­ М.: Педагогика­Пресс, 1993. 7. Дудина М. Н. Новые конструкты образования и проблема единого пространства // Теория и практика   ноосферного   образования   /   Сборник   научно­методических   материалов участников городской целевой программы по экологическому просвещению и образованию населения города Екатеринбурга до 2009 года. ­ Екатеринбург: Раритет, 2007.8. Смирнов   В.Ю.   «Космизм   как   направление   философско­педагогической   мысли»   / КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/kosmizm­kak­napravlenie­filosofsko­ pedagogicheskoy­mysli­1 9. Антология гуманной педагогики: Вентцель. ­ М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1999. 10. Куракина О.Д. Теургия православной синархии // Философия бессмертия и воскрешения. М., 1996. 11. Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере // Русский космизм: антология философской мысли. М., 1993. 12. Федоров Н. Ф. Собрание сочинений в 4 томах. Том 1. ­ М., 1995­1999.