Статья "Деятельность тьютора в системе инклюзивного образования"
Оценка 4.7

Статья "Деятельность тьютора в системе инклюзивного образования"

Оценка 4.7
Научные работы
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
31.05.2017
Статья "Деятельность  тьютора  в системе инклюзивного образования"
В данной статье рассматриваются такие понятия как тьютор, его деятельность и взаимодействие со всеми участниками инклюзивного образования.Дано содержание работы тьютора. В статье показаны 3 совершенно различные роли тьютора. Цель деятельности тьютора заключается в успешном включении ребенка с ОВЗ в среду общеобразовательного учреждения
Сивакова Н.В. статья (2).docx
Деятельность  тьютора  в системе инклюзивного образования Сивакова Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя школа №9» г. Смоленск  .  ru Аннотация.   В   статье   описана   деятельность   тьютора   в   системе Е­mail: natali    8372@   vail   инклюзивного образования Ключевые   слова:   инклюзивное   образование,   образовательная   среда, тьютор. Sivakova Natalya Vladimirovna Teacher of Russian language and Literature School № 9 Smolensk  Е­mail: [email protected] Absract. This article analyzes the role of a tutor in the system of inclusive education.  Keywords: inclusive education, educational environment, tutor. Сопровождать  можно  только  идущего.  Ковалева Т.М.  «Тьюторское сопровождение как ресурс  развития процесса индивидуализации» Инклюзивное, или включающее образование основано на том, что все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются вместе со своими сверстниками по месту   жительства   в   массовой   общеобразовательной   школе,   учитывающей   их особые образовательные потребности. Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться   в   ситуации   неопределенности,   уметь   налаживать   эффективные коммуникации с разными людьми. Принцип   инклюзивного   образования   заключается   в   следующем: администрация   и   педагоги   обычных   школ   принимают   детей   с   особыми образовательными   потребностями   независимо   от   их   социального   положения, физического,   эмоционального   и   интеллектуального   развития   и   создают   им условия   на   основе   психолого­педагогических   приемов,   ориентированных   на потребности этих детей. Детям с особенностями развития сегодня вовсе не обязательно обучаться в   специальных   учреждениях,   напротив,   получить   более   качественное образование   и   лучше   адаптироваться   к   жизни   они   смогут   в   обычной   школе. Здоровым же детям это позволит развить толерантность и ответственность. При   реализации   интегрированного   обучения   перед   коллективом общеобразовательного учреждения возникают следующие задачи: •   создание   общего   образовательного   пространства   максимально комфортного для всех учащихся; •   помощь   ребенку   в   решении   актуальных   задач   развития,   обучения, социализации; •   психологическое   обеспечение   адекватных   и   эффективных образовательных программ; •   развитие   психолого­педагогической   компетентности,   психологической культуры педагогов, учащихся, родителей. Одним   из   наиболее   важных   условий   перехода   к   инклюзивной   форме образования,   его   успешности   является система   сопровождения   и   поддержки детей с ОВЗ.  Профессия  тьютора  приобретает здесь особое значение. Кто такой  ТЬЮТОР? ТЬЮТОР ­ {англ. tutor < лат. tutor ­ защитник, опекун} ­ в англосаксонских странах: куратор, опекун, воспитатель в учебном заведении; индивидуальный научный руководитель студента. (Источник: «Словарь иностранных слов». Комлев Н.Г., 2006) Далеко   не   каждый   педагог   может   выполнять   функции   постоянного сопровождающего для ребёнка с ОВЗ. Эта деятельность предполагает высокий уровень толерантности педагога (безусловное принятие ребёнка), достаточный запас знаний в рамках коррекционной педагогики и специальной психологии, хорошо развитые коммуникативные навыки и т.д.  В инклюзивном образовании подобных специалистов в настоящий момент также   называют   педагог   сопровождения,   адаптор,   куратор,   освобожденный классный воспитатель, поддерживатель. На   практике   тьюторами   работают   специальные   педагоги   (логопеды, дефектологи   и   т.д),   педагоги   без   специального   образования,   психологи, студенты профильных вузов, училищ, а также родители (чаще мамы, бабушки) ребенка с особенностями развития. Тьютор может выполнять три совершенно разные организационные задачи (Карпенкова   И.В.   Тьютор   в   инклюзивной   школе.   Сопровождение   ребенка   с особенностями   развития:   Метод.   пособие   /Под   ред.   М.Л.   Семенович.   ­   М.: Теревинф, 2010): 1)   Тьютор   – персональный   сопровождающий   ученика   с   особенностями развития.   По   оценкам   специалистов   по   внедрению   инклюзии   в   российские школы, на сегодняшний день наиболее реалистичной является картина, когда учитель инклюзивного класса не является специалистом в области нарушения развития   детей,   а   тьютор,   наоборот,   имеет   соответствующее   специальное образование.   В   таком   случае   тьютор   берет   на   себя   функцию   специалиста, который тонко и четко выстраивает учебный процесс для подопечного, помогая учителю   приспособиться   к   нуждам   ученика   с   особенностями   развития,   не снижая при этом качества образования всего класса. Например, тьютор может заранее договориться с учителем о том, когда наиболее уместно вызвать ученика с особенностями развития к доске. Во время урока   дети   по   очереди   выходят   решать   примеры,   и   тьютор   «встречается глазами» с учителем в тот момент, когда подопечный тьютора готов идти к доске. Учитель при этом задает более легкое задание. Таким образом, ребенок получает опыт успешного ответа перед классом. От тьютора может потребоваться помощь в адаптации учебной программы к   возможностям   ученика   с   особенностями   развития.   В   этом   случае   тьютор следит за тем, что излагает учитель, и подает материал в том объеме и на том уровне, который понятен подопечному. Ребенок при этом находится в классе, слушает и учителя, и ответы учеников, но выполняет столько заданий, сколько ему по силам. Процесс активности ученика находится под контролем тьютора. Например,   тьютор   может   говорить   ученику,   сколько   слов   записать   с доски, направлять его при переходе от одного задания к другому, подсказывать, в какой момент лучше поднять руку и на какой вопрос учителя отвечать. Таким образом,   тьютор   как   бы   берет   под   контроль   обучение   своего   подопечного, постепенно расширяя его знания и адаптируя ребенка к обучению в классе. 2)   Тьютор   – помощник   учителя. В   этом   случае   учебная   нагрузка формируется   учителем,   а   тьютор   выступает   в   качестве   его   помощника   в организационных   моментах,   собирая   у   всех   учеников   тетради,   поддерживая дисциплину класса во время выполнения задания учителя. Учитель же в это время   уделяет   внимание   подопечному   тьютора.   Если   учитель   стремится занимать максимально лидерскую позицию в учебной деятельности ученика с особенностями развития, а тьютор при этом не имеет специального образования (дефектология, специальная или клиническая психология и т.п.), то в такой паре самое   оптимальное  –  стать   для   учителя   помощником   в  реализации   его   идей относительно обучения ребенка с особенностями развития. 3)   Тьютор   –   второй   учитель   в   классе.   Такой   подход   распространен   в американских   школах.   В   силу   того,   что   признание   ребенка   не   способным учиться   самостоятельно   считается   нарушением   его   прав,   в   классе,   где занимается ребенок с особенностями развития, работают два учителя, которые попеременно   помогают   учиться   всем   детям,   но   ребенку   с   особенностями развития – в большей степени. Цель деятельности тьютора заключается в успешном включении ребенка с ОВЗ   в   среду   общеобразовательного   учреждения.   Для   реализации   этой   цели необходимо решать много задач. Первоочередная задача ­ создание комфортных условий для нахождения в школе: конкретная помощь и организация доступа в школу, в класс; организация рабочего места, места отдыха и других мест, где бывает ребенок с ОВЗ; особый режим,   временная   организация   образовательной   среды   в   соответствии   с реальными возможностями ребенка. Работа с педагогическим коллективом, родителями, учениками с целью создания   единой   психологически   комфортной   образовательной   среды   тоже имеет огромное значение  для успешной адаптации ребенка с ОВЗ в школьном коллективе. Также   необходима   помощь   тьютора     в   усвоении   соответствующих общеобразовательных   программ,   преодоление   затруднений   в   обучении.   При необходимости адаптация программы и учебного материала, с опорой на зоны ближайшего   развития   ребенка,   его   ресурсы,   учитывая   индивидуальные физические, психические особенности. В   настоящий   момент   сложилась   ситуация,   когда   большинство специалистов,   работающих   в   образовательных   учреждениях   общего   типа,   не имеют достаточных знаний о детях с ОВЗ. А специалисты, имеющие на данный момент   профессиональную   подготовку, коррекционно­педагогической работы в условиях инклюзивного образования.   не   учитывают   особенностей Тьютор   может   стать   связующим   звеном,  обеспечивающим   координацию педагогов,   специальных   педагогов,   психологов,   других   необходимых   ребенку специалистов на каждом этапе образовательного процесса. Успешность   инклюзии   во   многом   зависит   от   сотрудничества   команды различных специалистов. Консилиум образовательного учреждения действует на основе   соответствующего   положения   Министерства   образования   (Приказ №27/901­6 от 27.03.2000). Это возможность различных специалистов активно взаимодействовать   друг   с   другом.   На   консилиуме,   если   такая   практика существует   в   школе,   для   тьютора   формируются     цели   и   задачи   в   работе   с ребенком.   Далее   именно   тьютор   информирует   консилиум   о   ходе   работы   с ребенком, отслеживает динамику. Необходимо   особо   отметить   сложность   включения   родителей   в коррекционный процесс (для этого разработаны дополнительные программы). Активность   родителей   и   понимание   ими   сути   и   цели   занятий,   является необходимым условием эффективности образовательного процесса и процесса социализации. Основные направления работы с родителями: ­   установление   контакта   с   родителями   вновь   прибывших   детей, объяснение задач, составление плана совместной работы; ­ формирование у родителей адекватного отношения к своему ребёнку, установки   на   сотрудничество   и   умения   принять   ответственность   в   процессе анализа проблем ребёнка, реализации стратегии помощи; ­ оказание родителям эмоциональной поддержки; ­   содействие   родителям   в   получении   информации   об   особенностях развития ребенка, прогноза развития; ­   формирование   интереса   к   получению   теоретических   и   практических умений в процессе обучения и социализации ребёнка; ­   проведение   совместного   анализа   промежуточных   результатов, разработка дальнейших этапов работы. Процесс   реализации   психологической   поддержки   родителей   является длительным   и   требует   комплексного   подхода,   что   предусматривает   участие психолога,   педагога­дефектолога,   врача,   социального   работника   и   др.   От успешного вовлечения родителей в процесс выигрывают и дети, и родители.  И, конечно же, тьютор должен давать оценку результатам деятельности, отслеживание положительной динамики в деятельности ребенка с ОВЗ. «При   этом   вся   деятельность   по   сопровождению   особого   ребенка   не должна   нарушать   образовательного   и   коммуникативного   пространства   той группы   детей,   в   которой   находится   ребенок   с   особенностями   развития». (Карпенкова   И.В.   Тьютор   в   инклюзивной   школе.   Сопровождение   ребенка   с особенностями   развития:   Метод.   пособие   /Под   ред.   М.Л.   Семенович.   ­   М.: Теревинф, 2010). Необходимо   помнить,   что   непосредственное   участие   тьютора   в   жизни ребенка   с   развитием   его   самостоятельности   постепенно   должно   снижаться, уступая   место   общению   со   сверстниками   и   взаимодействию   с   педагогами. Тьютор и учитель становятся одной командой. Здесь необходимо помнить, что учитель должен играть ведущую роль в сознании ученика. Более   детально   и   подробно   деятельность   тьютора   освещена   в   книге Карпенковой И.В. «Тьютор в инклюзивной школе»: сопровождение ребенка с особенностями развития. Из опыта работы, ­ М., ЦППРиК «Тверской», 2010, где рассказано   о   методическом   обеспечении   профессии   тьютора,   приведены примеры   индивидуальных   планов   работы   с   ребенком,   адаптации   учебного материала, ведения дневника наблюдений, приемы работы с некоторыми видами особенностей. На   каждом   этапе   тьютор   наблюдает   и   информирует   родителей   и   всех участников   образовательного   процесса   о   процессе   обучения   и   социализации ребенка, при необходимости организует консультации ребёнка у специалистов, налаживает   сотрудничество   со   специалистами   других   организаций, занимающихся с ребёнком с ОВЗ, посещающего ОУ. Последним этапом, если это возможно, должен стать постепенный выход сопровождающего   из   посреднической   роли   тьютора,   предоставление   ребенку максимальной самостоятельности в учебе с последующей отсроченной оценкой. Выход тьютора из системы или уменьшение его влияния является критерием его эффективности. От   того,   насколько   быстро   мы   сможем   преодолеть   процесс дифференциации   внутри   образовательной   системы,   и   перейти   к   развитию интеграционных   технологий   зависит   будущее   нации.   Общество   должно предоставить любому человеку право выбора вида образования в зависимости от его   интересов,   потребностей,   возможностей.   В   соответствии   с   новыми стандартами,   нужно,   прежде   всего,   усилить   мотивацию   ребенка   к   познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, ее узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.  Список литературы: Дмитриева Т. П. Организация деятельности координатора по инклюзии в образовательном  учреждении. – М.: Школьная книга» 2010. –  С. 5–7. Серия «Инклюзивное образование». – Вып. 3.  Инклюзивное   образование.   Настольная   книга   педагога,   работающего   с детьми с ОВЗ: метод. пособие / под ред. М. С. Староверовой. – М.: ВЛАДОС, 2011. – 167 с. Карпенкова И.В. Тьютор в инклюзивной школе. Сопровождение ребенка с особенностями   развития:   Метод.   пособие   /Под   ред.   М.Л.   Семенович.   ­   М.: Теревинф, 2010  Кутепова   Е.   Н.   Готовность   педагога   к   деятельности   в   условиях инклюзивной   практики   /   Е.   Н.   Кутепова,   Ж.   Н.   Черенкова   //   Инклюзивное образование:   практика,   исследования,   методология:   сб.   материалов   II Междунар. науч.­практ. конф. / отв. ред.: С. В. Алехина. – М., 2013. – С. 588– 592.  Семаго   Н.   Я.   Инклюзивное   образование   как   первый   этап   пути   к включающему   обществу   /   Н.   Я.   Семаго   [и   др.]   //   Психологическая   наука   и образование. – 2011. – № 1. – С. 51–58.

Статья "Деятельность тьютора в системе инклюзивного образования"

Статья "Деятельность  тьютора  в системе инклюзивного образования"

Статья "Деятельность тьютора в системе инклюзивного образования"

Статья "Деятельность  тьютора  в системе инклюзивного образования"

Статья "Деятельность тьютора в системе инклюзивного образования"

Статья "Деятельность  тьютора  в системе инклюзивного образования"

Статья "Деятельность тьютора в системе инклюзивного образования"

Статья "Деятельность  тьютора  в системе инклюзивного образования"

Статья "Деятельность тьютора в системе инклюзивного образования"

Статья "Деятельность  тьютора  в системе инклюзивного образования"

Статья "Деятельность тьютора в системе инклюзивного образования"

Статья "Деятельность  тьютора  в системе инклюзивного образования"

Статья "Деятельность тьютора в системе инклюзивного образования"

Статья "Деятельность  тьютора  в системе инклюзивного образования"

Статья "Деятельность тьютора в системе инклюзивного образования"

Статья "Деятельность  тьютора  в системе инклюзивного образования"

Статья "Деятельность тьютора в системе инклюзивного образования"

Статья "Деятельность  тьютора  в системе инклюзивного образования"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2017