Статья-доклад на заседание методического объединения
Оценка 4.9
Документация
doc
администрации
4 кл
09.10.2018
В настоящее время, в период обновления современной модели образования в Российской Федерации формированию базовых компетентностей человека уделяется огромное внимание. Компетентностный подход и является основанием обновления современного образования в России. Под этим понятием скрывается способность действовать в ситуации неопределенности и умение активно использовать полученные личные и профессиональные знания и навыки в практической и научной деятельности.
В данной статье подробно раскрываются пути повышения профессиональной компетентности педагогов в свете современных требований
Статья-доклад.doc
Пути повышения профессиональной компетентности учителя
Подхватилина Оксана Ивановна,
учитель начальных классов
МБОУ "Октябрьская школа №1"
Красногвардейского района
Республики Крым
Человеку становится все труднее справляться с изменениями в
окружающем его мире и темпами этих изменений. В связи с этим повышение
профессиональной компетентности любого специалиста, а особенно учителя,
приобретает глубокий смысл. Изменения, происходящие в сфере российского
образования ставят перед собой задачу социализации любого человека,
продуктивной адаптации его в окружающем мире, чем вызывают
необходимость постановки вопроса обеспечения качественным образованием,
получения полного социально интегрированного результата. Готовность к
переменам, мобильность, способность к нестандартным действиям,
ответственность и самостоятельность в принятии решений все эти
характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере
относятся и к педагогу. Гарантом достижения поставленных целей является
прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий
образовательный процесс педагог.
Возникает закономерный вопрос: с чего же начать педагогу? Как
построить « свой маршрут», чтобы добиться желаемого результата? Как
определяется в «Профессиональном стандарте педагога»: « Педагог –
ключевая фигура реформирования образования».
В стремительно
меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое
педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится –
умение учиться. Профессиональный стандарт – документ, в котором
определяются основные требования к его квалификации.
Для реализации образовательных задач и предоставления
образовательных услуг высокого качества,
школа должна иметь
высокопрофессиональный состав педагогических кадров, который обладает
высоким уровнем педагогического мастерства, является носителем новой
системы ценностей, способен соответствовать 21 веку, а также должен быть
мотивирован к непрерывному профессиональному росту, саморазвитию и
самореализации. Каждая современная школа заинтересована в подборе
педагогических кадров, активно участвующих в инновационной деятельности,
управлении развитием образовательного учреждения, ориентирующихся в
поиске решения проблем. В настоящее время повысился спрос на
квалифицированную творчески мыслящую, конкурентно способную личность
педагога, способную обучать и воспитывать личность в современном
меняющемся мире, которая непрерывно развивается и самосовершенствуется.
Конкурентоспособный учитель должен владеть чрезвычайными самоусовершенствования,
возможностями влиять на проблемы мировоззрения личности, настроение и
нравственность учеников. Учитель современной школы должен не просто
учить, он должен формировать духовно интеллектуальную творческую
личность, адаптированную к современным требованиям, разносторонне
развитую, социально зрелую, которая успешно усваивает ценностный
нормативный опыт поколений, производя свой собственный опыт
деятельности, творчества, общения. Главными технологиями формирования
современного конкурентноспособного учителя можно назвать такие:
технология саморазвития,
самореализации,
повышения профессионального и индивидуально – личностного уровня на
протяжении всей педагогической деятельности и всей жизни; технология
системного применения компетентностного, личностноориентированного
подхода в учебновоспитательном процессе ; технология инновационности и
умение адаптироваться в современном образовательном пространстве;
технология критического мышления; технология формирования системы
ценностей с учетом личных запросов, норм ситуации и вкусов для
формирования духовно ценностных ориентаций учащихся.
Конкурентоспособный специалист это личность, которая является
исследователем, создателем новых знаний, проектировщиком своей жизни.
Черты присущие модели конкурентоспособного учителя:
К креативность
О – оптимальность, оптимизм
Н – нестандартность, новизна
К конкурентоспособность
У умение взять на себя инициативу
Р реализация задуманного, решительность
Е единство
Н – новаторство, новизна
Т – творчество, толерантность
Характеризуя педагогическую деятельность, часто используют
понятия
«профессионализм»,
«профессиональная компетентность». Учителя, достигающего стабильно
высоких результатов в обучении или воспитании учащихся, осуществляющего
на достаточно высоком уровне педагогическую деятельность, можно назвать
профессиональнокомпетентным, где для успешной и педагогической
деятельности необходима совокупность профессиональных и личностных
качеств. Духовное и социальноэкономическое развитие нашего общества
напрямую зависит от профессионального уровня педагогов. Современный
учитель
воспитателем,
организатором деятельности учащихся, активным участником общения с
детьми, их родителями и коллегами, исследователем педагогического
процесса, консультантом по различным вопросам, просветителем и
общественным деятелем. Он постоянно повышает уровень своего
является одновременно преподавателем,
«педагогическое
мастерство», педагогического мастерства и профессионализма, ведет творческий поиск
нового. Развитие творческой индивидуальности, способностей адаптироваться
в меняющейся педагогической среде, умение формировать восприимчивость
к педагогическим инновациям является раскрытием понятия развития
профессиональной компетенции.
В программе современной модели образования в Российской Федерации
до 2020 года формированию базовых компетентностей человека уделяется
огромное внимание. Основанием обновления образования
и является
компетентностный подход способность действовать в ситуации
неопределенности и умение активно использовать полученные личные и
профессиональные знания и навыки в практической и научной деятельности
(ФГОС).
Исходя из современных требований можно выделить основные пути
повышения профессиональной компетентности учителя:
самообразование;
накопление информационных материалов по психологии, педагогике,
методике преподавания своего предмета и их изучение;
изучение профессиональной документации;
анализ собственной деятельности и рефлексия;
персональные консультации;
взаимопосещение занятий;
участие в конкурсах педагогического мастерства;
создание базы лучших разработок, сценариев мероприятий;
проведение самостоятельных исследований;
разработка собственной программы самообразования;
участие в работе методического объединения по предмету.
Целенаправленная, правильно организованная учебная работа педагога
играет в становлении и формировании профессионала важную роль.
Профессиональная и методическая компетентность учителя определяет его
педагогическое мастерство. А Макаренко
считал, что педагогическое
мастерство это знание особенностей педагогического процесса, умение его
построить и привести в действие. По убеждению А.Макаренко, овладеть
педагогическим мастерством может
каждый педагог при условии
целенаправленной работы над собой. Пути повышения профессиональной компетентности в нашей школе.
Современные
требования к педагогу на первое место
ставят
систематическую самостоятельную работу в развитии профессиональной
компетентности, углубление его теоретических и практических умений.
Самообразование является одним из самых эффективных путей развития
профессиональной компетенции, который обуславливает последовательность
образования педагога в межаттестационный период. Самообразование –
осознанная потребность в постоянном усовершенствовании своей
профессиональной деятельности, создание условий для развития личностно и
социально значимых черт личности учителя и личности каждого ученика,
постоянная деятельность педагога, ориентированная на обогащение уровня
предметной и методической подготовки. Самообразование педагогов школы в
межаттестационный период осуществляется как индивидуально, так и в
рамках работы школьных методических объединений по предметам,
творческих групп. Администрацией школы применяются методы измерения
результативности самообразования педагога:
результативность поступления выпускников в ВУЗы;
курсовая переподготовка;
обобщение и распространение своего опыта;
участие в мероприятиях различного уровня;
результаты участия в конкурсах, фестивалях, олимпиадах, выставках;
открытые уроки;
публикации в СМИ;
разработка рабочих программ.
Педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять
и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ
возникающих в работе с детьми ситуаций. Специалист, владеющий навыками
самостоятельной работы, имеет возможность подготовиться и перейти к
целенаправленной научнопрактической, исследовательской деятельности,
что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном
уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно
образовательного процесса и результативность педагогической деятельности. В нашей школе уделяется большое внимание совершенствованию
педагогического мастерства ( мастеркласс, творческий отчет аттестующихся
педагогов, публикации, проведение круглых столов, конференций и др.).
Таким образом, современная школа требует педагога нового типа, который
владеет профессиональной культурой, способный объективно осмысливать
педагогические явления и факты, критически оценивать и творчески
преобразовывать педагогическую действительность.
Статья-доклад на заседание методического объединения
Статья-доклад на заседание методического объединения
Статья-доклад на заседание методического объединения
Статья-доклад на заседание методического объединения
Статья-доклад на заседание методического объединения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.