Статья «Духовные ценности православной культуры»
Оценка 4.9

Статья «Духовные ценности православной культуры»

Оценка 4.9
Лекции
doc
русская литература +1
Взрослым
28.04.2019
Статья «Духовные ценности православной культуры»
Еще совсем недавно, используя различные методы образования и воспитания, учитель мог не задумываться над их теоретическим обоснованием и рассматривать их как педагогические аксиомы, что обрекало учителей на методологический догматизм. Ситуация кардинально изменилась в 90-е годы, когда крушение тоталитаризма привело к проникновению в отечественную педагогику и школу идеи духовного плюрализма. Теперь уже каждый учитель оказался в ситуации свободы выбора, когда ему приходится решать сложные мировоззренческие вопросы: каким идеалом и какой моделью культурного человека руководствоваться? Ограничится ли учитель в этой ситуации теми методическими пособиями, которые окажутся «под рукой» и выберет определенные рецепты или постарается опереться на какие-то фундаментальные педагогические системы? Скорректирует их на отечественный менталитет, задумается над связью системы образования и истории России, неразрывно связанной с православием? Статья учителя отвечает на поставленные вопросы.
Статья.doc
Путинина Наталья Николаевна, учитель                                                          русского языка и литературы                                                                           высшей категории МБОУ «СОШ №4»                                         г. Ханты­Мансийск  «Духовные ценности православной культуры …» (Тезисы к обсуждению вопроса о ценностях православной культуры в научно­ практической конференции «Нравственные ценности и будущее человечества» в рамках Епархиальных Рождественских образовательных чтений)                               Еще   совсем   недавно,   используя   различные   методы   образования   и       воспитания, учитель мог не задумываться над их теоретическим обоснованием и рассматривать   их   как   педагогические   аксиомы,   что   обрекало   учителей   на методологический догматизм.     Ситуация   кардинально   изменилась   в   90­е   годы,   когда   крушение тоталитаризма привело к проникновению в отечественную педагогику и школу идеи духовного плюрализма. Теперь уже каждый учитель оказался в ситуации свободы   выбора,   когда   ему   приходится   решать   сложные   мировоззренческие вопросы:   каким   идеалом   и   какой   моделью   культурного   человека руководствоваться?   Ограничится   ли   учитель   в   этой   ситуации   теми методическими   пособиями,   которые   окажутся   «под   рукой»   и   выберет определенные рецепты или постарается опереться на какие­то фундаментальные педагогические   системы?   Скорректирует   их   на   отечественный   менталитет, задумается   над   связью   системы   образования   и   истории   России,   неразрывно связанной с православием?       В программах обучения и воспитания, принятых в том или ином обществе, всегда   заложена   модель   культурного   человека.   Эта   модель   содержит   набор культурных   ценностей,   норм   поведения,   знаний   и   умений,   которые   должен освоить   человек   в   процессе   воспитания.   Идеал   человека   детерминируется   в свою   очередь   философскими   представлениями   о   человеке,   его   сущности   и существовании. Если   в   качестве   исходного   пункта   рассуждений   по   данному   вопросу      руководствоваться активного   и самодетерминированного   существа,   то   можно   выделить   основные   начала человеческого в человеке: тело, душу и дух.       От Аврелия Августина (ранняя средневековая философия) идет традиция усмотрения сущности человека в его душе (чувствах, эмоциях, переживаниях, волевых устремлениях), данной человеку изначально. На основе этой традиции сформировалась   религиозно­христианская   стратегия.   Модель   религиозного человека   включает   такие   качества,   как   терпение,   смирение,   воздержание, чистота   души,   невинность,   жизнь   по   совести,   доброжелательность   к   другим, неудовлетворенность   бытом   и   повседневностью,   стремление   обрести   Бога   в душе, вера в Творца, надежда, любовь. В рамках этой стратегии используются   пониманием   человека   как   0 методы   развития   у   индивида   чувства   чуда,   приобщения   его   к   религиозным ценностям,   традициям,   смирения   своей   гордыни,   способности   души   к сопереживанию, установки на помощь ближнему.      Россия – страна, выросшая на христианском понимании мира, и, когда первые удельные   княжества   объединились,   важным   фактором   в   этом   стало христианства, давшего России   единые законы жизнедеятельности.   В первую очередь влияние христианства было просветительским. В правление киевского князя Ярослава Мудрого (1019­1054) «просвещение приобрело широкий размах: строились   грандиозные   киевские   храмы   –   его   центры,   разворачивалась систематическая   переводческая   деятельность,   появились   библиотеки.   Князь заботился о том, чтобы священники, назначаемые в приходы, были грамотными и могли бы учить паству» (1).      В Уставе Ярослава немалое место занимало христианское устроение семьи. «В кодексе были запрещены умыкание невесты, многоженство, принуждение при вступлении в брак. Принятие этого кодекса утвердило добровольство и святость брачного союза, укрепило семью, повысило ответственность родителей за детей» (2). Христианский брак, чистый и святой, не знает злоумышлений против зачатия и   самих   утробных   младенцев,   убиение   которых   составляет   главное преступление нашего времени.         Христианское   понимание   добра   и   зла   объективно.   Добро,   любовь, справедливость   заключаются   в   сущности   Бога.  Он   источник   справедливости, Законодатель, Он же и духовная сущность. Значит, христианская нравственность неразрывно   связана   с   духовностью.   В   христианстве   понятие   добра   и   зла надмирно   и,   следовательно,   человеческие   законы   строятся   уже   из   законов Божиих, принятых душой человека и спроецированных на внешний мир.       Одна из главных составных частей христианской нравственности – совесть. По выражению философа Ивана ильина, совесть – это стремление нашей «воли к нравственному совершенству».          В христианском понимании совесть – искра Божия в человеке, и каждый должен добиваться того, чтобы она жила в нем постоянно, и человек мог бы сличить свои поступки с совестным актом.     Свободная воля человека может вести его в разном направлении, и не всегда правильном.   На   христианский   взгляд,   свободная   воля   была   дана   человеку Богом, чтобы он мог выбрать себе направление своей деятельности. Воспитывая «совестный акт» с детства, ребенку прививается иммунитет от окружающего зла. В понимании детей тесно связаны слова «совесть» «сопереживание». Корень «­ВЕСТЬ­», происходящий от «ведать» «знать», указывает, что совесть дает нам знать   о   правильности   и   неправильности   поступка.   Сопереживание   в   детских душах связано с пониманием единения всего живого: ребенок ставит себя на место другого – того человека или животного, которому плохо. Когда ребенок становится старше, он не только сопереживает, но и анализирует свои поступки.  _____________________________________________________________________________ 1 1­2. Беленчук Л.М. «История отечественной педагогики» /Учебное пособие для студентов  ВУЗов, М., 2005 Можно сделать вывод, что совесть – это следствие оценки своих поступков, состоящей из двух противоположных переживаний: ­   одобрения,   спокойствия   совести,   являющегося   следствием   уверенности   в отсутствии плохих последствий осуществляемого действия; ­ неодобрения, терзания совести, связанного с переживанием неудовольствия, чувством стыда и раскаяния при осуществлении действия.          Другая составная часть нравственного поведения христианина – чувство долга   и   ответственности.   Долг   и   ответственность   –   тесно   связанные   между собой   понятия.     Личный   долг   перед   родителями   и   ответственность   перед детьми, выражающиеся в заповеди, данной Моисею Богом: «Чти отца твоего и матерь   твою   да   благо   тебе   будет,   да   долголетен   будешь   на   земле».   Это общественный   долг   перед   Родиной,   Отечеством,   где   находятся   гробы   твоих предков и твои храмы: история, культура и духовность.      Человек живет в обществе и ставит перед собой цели. Применительно к этим целям он определяет, что хорошо, а что плохо. Цели могут меняться в процессе жизни, и, значит, меняются и нравственные ценности.          Бывший атеист, например, становится верующим человеком, и тогда его жизненные стремления приобретают духовное наполнение. У него появляется стремление к общению с Богом как живой Личностью, а не как с «чем­то, что есть, но ко мне не имеет никакого отношения».           Человек,   далекий   от   религиозных   законов,   рассуждает   о   «правде»   и «неправде» как подсказывает ему совесть и государственные законы. Духовно ориентированный   же   человек   четко   знает,   какими   правилами   пользоваться   в жизни, что делать можно, а что нет.           При правильном душевном развитии очищается сердце человека. Сердце зачастую   обременено   завистью,   желанием   мести   за   обиду,   лживостью   и   т.д. Человек   с  трудом   может   любить   тех,  кто   любит   его,  но   редко   способен   на большее сам. Очищение сердца подразумевает искоренение внутренних пороков и способность к жертвенности, любви, состраданию, независимо от того, что за человек перед нами.        При правильном душевном развитии проясняется сознание. Сознание или разум определяют понимание человеком своего места в обществе и самого себя. Нравственное   преображение   души   человека   способно   изменить   характер, привычки, дела, смысл и цели жизни.     При   правильном   душевном   развитии   укрепляется   сила   воли,   дух, раскрываются все способности и силы души и получают развитие добрые начала. Человек приобщается к праведности, т.е. к истинной красоте человека.         Какова   же   идеальная   цель   христианина?   Святой   Иоанн   Тобольский определяет   ее   так:   «Всякое   деяние   (поступок)   человека   ценится   по   той конечной   цели,   которую   желательно   достигнуть,   ею   определяется   качество наших поступков, их свойство. Рассуждая о выборе конечных целей в жизни     2 самой лучшей цели, т.е. истинной и блаженной, не найдем мы другой лучшей, кроме исполнения воли Божией, которая постепенно приближает нас к самому Богу  и  вечному  блаженству  в  Его  бесконечном  царстве». По  христианскому учению, воля Божья идеальна, в отличие о человеческой воли, стремлений часто во вред себе.     Если спросить христианина, что для вас особенно важно (ценно) в этой жизни, то он, скорее, ответит: «Стяжание благодати Святого духа». Благодать святого Духа – это божественная энергия, которая преобразует человека изнутри. Одно из главных достижений при ­ целостность внутреннего мира человека, душевный покой и мирное, невоинственное состояние духа. Святитель Феофан Затворник выделяет два вида нравственной жизни, жизни души. Первый – стремление к добру, или добродетели; второй – стремление к пороку или греху. Рост души возможен только при стремлении к добродели.      Слово «ценность» в применении к душе человека, по мнению митрополита Антония   Сурожского,   можно   связать   со   словом   «достоинство».   Ценности напрямую связаны с целостностью души.      Высшая ценность, которая может быть в душе человека, это любовь. Имея в сердце любовь, человек может совершить невероятное, превзойти самого себя, сделать больше, чем то, на что он способен. В жизни и классической литературе можно найти множество примеров, как вдохновляет любовь, какое бесстрашие и мужество она может дать ребенку или женщине, то есть слабого любовь делает сильным. Из всех ценностей только любовь способна поднять человека выше его обыденности и простого животного существования. «Таким образом, ­ говорит митрополит Антоний Сурожский,­ когда мы говорим о том, чем стоит жить, т.е. о наших ценностях, то не стоит искать их где­то далеко. Ищи их в самом себе. Стань той личностью, которой ты на самом деле являешься. Не тем мелочным, мелким, ничтожным человеком, старающимся занять как можно больше места и заявить о себе как можно громче, чтобы создать у себя и у других иллюзию значительности   своего   существования,­   стань   человеком,   который   по­ настоящему высок, пусть это и не бросается в глаза сразу».         Духовные   ценности   православной   культуры   всегда   привлекали   русских писателей.   Страницы   многих   произведений   могу   преподнести   современной молодежи нравственные уроки. Например, произведение Владимира Солоухина «Смех за левым плечом» решает проблему появления жестокости. Почему одни способны   на   жестокость   с   детства,   а   другие   нет?   Как   зло   перерастает   в общечеловеческое? На эти и другие вопросы ответят ученики, читая страницы повести.   Можно   обратиться   к   «Книге   для   родителей»   Антона   Семеновича Макаренко,   главная   мысль   которой   выражена   самим   автором   в   следующих строчках:  «Концентрация   родительской   любви   на  одном  ребенке  –  страшное заблуждение».   Поучительными   будут   для   старшеклассников   литературные труды священнослужителей. Илья Шугаев в своем произведении «Выйти замуж по любви» определяет черты влюбленности и любви, формулирует семейные заповеди, призывает развивать умение чувствовать состояние близких людей. 3 В современном обществе наступил кризис личности. Искажается душевный строй   человека:   скупость,   похоть,   алкоголизм,   наркомания,   душевная черствость,   ­   все   это   болезни.   Поэтому   обращение   к   духовным   ценностям православной культуры сегодня актуально как никогда. Список художественной и православной литературы 1­2. Беленчук Л.М. «История отечественной педагогики» /Учебное пособие для студентов  ВУЗов, М., 2005 Сборник «И быстро чудо настает» Святая ночь А.А. Фет. Ночь тиха.   А.А. Фет. Скрип шагов. Сельма Лагерлеф. Святая ночь. Игумения Таисия (Солопова). Первая елка на земле. Ночь на рождество. (Притча). Ж. Сюпервьель. Вол и осел при яслях. М. Турнье. Слово осла (отрывок из романа «Каспор, мельхиор, Бальтазар»). А. Франс. Валтасар. П.С. Соловьев, Н.И. Манасеина. За Христом. Звезда Иисуса А.А. Блок. Сочельник в лесу.  С.М. Макарова.Рождественский фонарь. В.А. Никифоров – Волгин. Серебряная метель. Е.А. Гагарин. Поездка на святки. И.С. Шмелев. Рождество. О, генри. Дары волхвов. Н.С. Лесков. Христос в гостях у мужика. А.Ф. Платонова. Христос рождается. А.Ф. Платонова. В рождественскую ночь. Ф.М. Достоевский. Мальчик у Христа на елке. Е.Н. Опочинин. Божья служба. «Со Христом быть…» К.К. Случевский. Опять Христос! А.П. Чехов. Мальчики. А.И. Куприн. Чудесный доктор. И.А. Бунин. Баллада. Л.Ф.Теллес. Рождество в предместье. Н.С. Лесков. Под Рождество обидели (Житейские случаи). «Снова чудо настает…» И. Хагерут. Рождественский сочельник. Г.Х. Андерсен. Самое невероятное. Ч. Диккенс. Рождественская песнь в прозе (Святочный рассказ с привидениями). Артр Конан Дойл. Голубой карбункул. В.Н. Крупин. Мария Сергеевна. Л.Е. Нечаев. Пряничный домик. 4 Л.Е. Нечаев. Саночки. В. Евствфиев. Ваня. Н.А. Тэффи. Сосед. Д. Хэрриот. Рождественский котенок. Сборник «Святочные рассказы» Обручальное кольцо или суженый. И.­Л. Рунеберг. Вечер на Рождество в лоцманской избе. И.А. Купчинский. Гаданье. Е.А. Бекетов. В старом доме. М.Е. Еллинская. Накануне Рождества. А. Бачманова. Рождественская ночь. И.Н. Пономарев. Случай гаданья. Н.П. Вагнер. «Христовая детка». А.А. Крылов. Перед роспуском. Ф.В. Волконская. Солидный подарок. А.И. Куприн. Тапер. П.О. Геккер. Бонжур. Н.Н. Сон. В. Евстафиева. Ваня. Отдельные произведения В.А. Жуковский. Баллада «Светлана». Диккенс. Рождественские повести. И. Шмелев. «Лето господне», «Богомолье». В. Солоухин. Смех за левым плечом. А.С. Макаренко. Книга для родителей.      5 6

Статья «Духовные ценности православной культуры»

Статья «Духовные ценности православной культуры»

Статья «Духовные ценности православной культуры»

Статья «Духовные ценности православной культуры»

Статья «Духовные ценности православной культуры»

Статья «Духовные ценности православной культуры»

Статья «Духовные ценности православной культуры»

Статья «Духовные ценности православной культуры»

Статья «Духовные ценности православной культуры»

Статья «Духовные ценности православной культуры»

Статья «Духовные ценности православной культуры»

Статья «Духовные ценности православной культуры»

Статья «Духовные ценности православной культуры»

Статья «Духовные ценности православной культуры»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2019