Статья "Экологическая культура, здоровый и безопасный образ жизни: новый уровень решений"
Оценка 5
Семинары
docx
биология +1
Взрослым
09.01.2019
Статья отражает принцип работы по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни среди подростков. При введении понятий "Экологическая культура" и "здоровый образ жизни" не надо забывать о том, что большинство детей практики, им надо все увидеть своими глазами, потрогать.
Статья. Экологическая культура, здоровый и безопасный образ жизни - новый уровень решений.docx
Полищук Анастасия Федоровна
Учитель биологии
МКОУ Борковская СОШ
НСО, Маслянинский район, с.Борково
Экологическая культура, здоровый и безопасный образ жизни:
новый уровень решений
В каждой школе существует программа воспитания экологической
культуры и здорового образа жизни у школьников. Она включает в себя
достаточно много аспектов и мероприятий, как с детьми, так и с родителями
(законными представителями) Но, как правило, вся программа сводится чисто
к теоретической части, т.е. беседы, лекции, конкурсы, викторины,
выступление медиков и различных специалистов по данной теме. И совсем
забывается о том, что большинство детей практики, им надо все увидеть
своими глазами и потрогать руками, тогда и интересно, и запоминается
больше.
Когда вводится понятие «экология» и «экологическая культура»,
необходимо все это рассматривать на конкретных примерах своей местности.
Самое элементарное: можно выйти с детьми на экскурсию и оценить фактор
влияния антропогенной нагрузки на растительные сообщества в районе
школы, в районах парков, дорог, игровых площадок. Можно выявить фактор
загрязненности и загазованности конкретной территории. Если имеются
какието конкретные экологические проблемы в данной местности, можно
обсудить это с детьми и составить с ними план действия для решения данной
проблемы, а также сделать предположения: что нас ждет, если эту проблему
решить сейчас, и что нас ждет, если оставить все как есть. Как правило, дети
охотно в это включаются и сами находят пути решения.
Для воспитания экологической культуры у младших школьников можно
использовать просмотр и обсуждения таких мультфильмов как: «Крот и жвачка», «Крот в городе», «Каникулы Шапокляк», «Смешарики: нефтяное
пятно», «Лунтик: жвачка»» и т.п. Все эти герои знакомы детям и сюжеты
При просмотре мультфильмов можно
доступны для понимания.
останавливать показ и задавать вопросы: «А как вы думаете, что будет
дальше? А давайте подумаем, что сделают герои в сложившейся ситуации?» В
конце обсуждения необходимо подвести итоги и сделать вывод, что же мы
можем сделать и как можем помочь героям, а самое главное, что необходимо
делать, чтобы не допустить такого в действительности?
Для старших школьников можно проводить игру на местности
«Экологический поиск». Суть игры в заданиях, которые группа учащихся (или
несколько групп) должна выполнить, чтобы добраться до цели. Задания могут
быть как в форме загадок, так и направленные на сбор информации, которая
пригодится для решения какойто конкретной проблемы. При этом каждая
группа решает сама, двигается она по маршруту на время (кто быстрее), либо
ее действия направлены на правильность выполнения заданий.
Если говорить о воспитании здорового и безопасного образа жизни, то
тут проще, так как под здоровым образом жизни все понимают физическую
нагрузки и достаточную двигательную активность. В каждой школе имеются
спортивные кружки и секции, некоторые дети имеют возможность посещать
спортивную школу, и, как правило, все спортивные мероприятия достаточно
многочисленны и любимы. Но, следует заметить, что основа здорового образа
жизни в первую очередь идет из семьи. И здесь необходимо, именно,
привлечение родителей к данной теме. Но это не только проведение бесед и
лекций, а мероприятия совместные с детьми. Это посещение спортивных
секций, спортивных мероприятий, походы по родному краю. В нашей школе,
во время проведения месячника ЗОЖ, проводятся мероприятия, ставшие уже
традиционными это: «Веселые старты», в которых принимают участие 3
команды – 1. Ученики; 2. Учителя; 3. Родители. Также проводятся
соревнования по волейболу с участием этих же команд. Эти мероприятия дают возможность детям увидеть родителей и учителей совсем с другой
стороны. А, как известно, личный пример, лучше всяких бесед и лекций.
В прошлом году ученицей нашей школы Чернявской Яной проводилось
исследование на выявление гиподинамии среди учащихся 69 классов. Целью
данного исследования было следующее: оценить степень влияния
гиподинамии на физическую работоспособность обучающихся и выявить
процент учащихся школы подверженных гиподинамии. А главное, выяснить
зависимость здоровья детей, от их двигательной активности. Для этого
проводились измерения кровяного давления у учащихся до и после уроков
физкультуры, при помощи медика определялась нарушение осанки и группа
здоровья, заполнение анкет, где высчитывалась каждодневная физическая
нагрузка каждого ребенка участвующего в исследовании. С учащимися,
наименьший результат, (т.е. это дети подверженные
показавшими
гиподинамии), проводилась функциональная проба на выявление степени
нарушений. В результате, из 31 обследованного ребенка, влияние гиподинамии
на здоровье проявилось в той или иной форме, только у 7 учащихся. После
проведения функциональной пробы, только 1 ребенок показал низкий
результат, остальные – средний или хороший. Это говорит о том, что если
данные дети увеличат свою физическую активность, то в последующем
фактор гиподинамии может исчезнуть, и состояние здоровья может
улучшиться.
Хочется отметить, что во время проведения данного исследования, все
дети принимали активное участие, сами подсчитывали результаты, а также,
предлагали мероприятия по устранению эффекта гиподинамии. В результате,
большинство детей сделали вывод, что состояние здоровья находится в
прямой зависимости от двигательной активности и физических нагрузках.
Подводя итог, хочется отметить, что важную роль в формировании у
детей практических умений играет поддержание активных положительных
мотивов. Также, ребенок должен знать и понимать, что и для чего он это делает, т.е. видеть окончательный результат своих действий. А лучше всего
это просматривается на практических занятиях.
Статья "Экологическая культура, здоровый и безопасный образ жизни: новый уровень решений"
Статья "Экологическая культура, здоровый и безопасный образ жизни: новый уровень решений"
Статья "Экологическая культура, здоровый и безопасный образ жизни: новый уровень решений"
Статья "Экологическая культура, здоровый и безопасный образ жизни: новый уровень решений"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.