Статья ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ НА ПРИМЕРЕ «УРОКОВ ЖИЗНИ» АЛЁШИ ПЕШКОВА»
Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
русский язык
7 кл
08.06.2017
Педагогическая статья на тему: ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ НА ПРИМЕРЕ «УРОКОВ ЖИЗНИ» АЛЁШИ ПЕШКОВА» . Показаны факторы, события которые влияют на формирование характера героя автобиографической трилогии Максима Горького.
Таким образом, в реализации духовно-нравственного компонента, обозначенного в государственных образовательных стандартах неоценима роль литературы как учебного предмета, связанного с духовной сферой жизни человека.
Педагогическая статья КУрбановой Л.М. (2).docx
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНОНРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ НА ПРИМЕРЕ
«УРОКОВ ЖИЗНИ» АЛЁШИ ПЕШКОВА»
Курбанова Л.М.,
учитель русского языка
и литературы,
МОБУ СОШ№2
В современных условиях школьного образования на литературу как на
учебный предмет возлагается особая миссия – воспитание духовно
нравственной личности, обладающей высокой степенью сознания себя
гражданином России.
Максим Горький в автобиографической трилогии, размышляя о
«свинцовых мерзостях» действительности, о жизни человека, особое внимание
уделил формированию личности ребенка. Поэтому в богатой системе
художественных образов повести «Детство», являющейся первой частью
автобиографической трилогии, центральное место занимает образ Алеши
Пешкова. Автор опирается на детское восприятие и сообщает нам в «Детстве»
то, что могло быть известно ребенку. Исследуя детский характер, передавая
сложные движения души героя, Горький пытается найти в нём активное начало,
выражающееся в протесте против несправедливости и жестокости. Характер
героя раскрывается в поступках, в отношении к другим людям, в речи. Для
создания образа героя писатель прибегает к приемам психологизма и показу
«диалектики души» ребенка. Писатель глубоко и всесторонне исследует
возможности человеческой личности, ее способности к духовному росту,
приобщение к высоким целям человеческого бытия. Донести сложнейший
процесс становления человека до школьников – такая непростая задача стоит
перед учителемсловесником при изучении повести «Детство» М. Горького в
школе в седьмом классе.
1 На всём протяжении повествования автор показывает, как постепенно
формируется характер Алёши, его ведущая черта – непокорство, активное
отношение к окружающему, эта способность противостояния несправедливости
жизни становится для героя мерилом ценности человека вообще. В процессе
изучения произведения в школе важно не только раскрыть характер Алёши
Пешкова, но и ответить на вопрос ,что же всетаки дало Алёше возможность
выстоять в жестоком мире и выйти на широкие просторы жизни. Вслед за
М.Горьким выделяем главные обстоятельства, которые сыграли определяющую
роль в становлении характера Алёши.
Вопервых, это хорошие люди, с которыми свела Алёшу жизнь. Это и
Мастер Григорий, и Цыганок, и Хорошее Дело, и, конечно же, бабушка Акулина
Ивановна. Особое внимание уделяем образу бабушки Алеши. Исключительна ее
роль в становлении юного героя как личности сильной, гуманной. Не случайно в
замысле первая часть трилогии называлась «Бабушка». Тщательно работаем над
характеристикой бабушки. Обращаем внимание детей на то, что ее внешность
дается глазами Алёши.
Как выглядит бабушка? Найдите ее портрет в тексте.
Какие сравнения используются? Почему? Какую роль играет в
раскрытии характера антитеза «темнотасвет»?
В каких эпизодах повести наиболее раскрывается ее характер?
раскройте позицию автора по отношению к Акулине Ивановне.
Далее предлагается учащимся отметить основные черты и достоинства
бабушки, подтвердим их примерами из текста: любовь к жизни и к людям,
умение понимать поступки человека и его душу, бескорыстие, доброта,
готовность прийти на помощь, вера в победу добра, смелость, самообладание в
трудных обстоятельствах жизни, поэтичность души, талантливость, умение
видеть и ценить красоту, художнический склад натуры, вера в Бога.
2 В повести героиня раскрывается перед нами всеми сторонами своей
богатой души. Подчеркиваем, что Акулина Ивановна – человек редкостной
нравственной красоты и доброты. Она была человеком, умеющим жить,
приносящим окружающим радость, добро. Вот почему мастер Григорий
советует Алёше крепко за неё держаться. Бабушка была опорой для мальчика,
источником добра и света, духовной защиты от всего злого и темного. При всей
покорности, смирении в минуты опасности она могла храбро, умно, как никто
другой, противостоять беде. Она спасает и людей, и имущество при пожаре,
бросая под ноги обезумевшему от огня коню, выносит из пламени бутыль масла,
чтобы не взорвалось, организует соседей тушить амбар.
Второе обстоятельство, повлиявшее на становление Алеши, приобщение
при помощи бабушки к сокровищнице народной поэзии.
Как бабушка говорит? С чем автор сравнивает автор слова бабушки?
Песни, сказания, легенды, предания бабушки расширяли кругозор
мальчика, открывали ему мир добра и красоты, показывали духовно богатых и
сильных людей. Талантливая, самобытная натура. Обращает на себя внимание
выразительное сравнение «слов» бабушки с «цветами». Сравнения из мира
природы не случайны. Используя их, Горький как бы вводит читателя в мир
наблюдений. Впечатлений и представлений героя рассказчика, глазами
которого увидены действующие лица и события произведения.
Какое влияние на Алешу оказала бабушка Акулина Ивановна? Как она
воспитывала мальчика?
Как Алеша относится к бабушке?
В чём заключается её роль в жизни человека? Найдите, что об этом
говорит писатель в тексте произведения.
«До нее как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она,
разбудила, вывела на свет, связала все вокруг меня в непрерывную нить. Сплела
в разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь другом, – это ее
3 бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для
трудной жизни» [1;47]. С годами Алеша начинает ценить в ней оптимизм, и
легкость, с какой она переносит жизненные невзгоды, разорение, потерю
богатства. Взрослея, после смерти бабушки он сумеет полностью оценить
жизненный подвиг такого родного и близкого ему человека.
Третий фактор, сказавшийся на характере героя, его личные качества.
Известно, что внешние обстоятельства не просто влияют на человека, они
взаимодействуют с теми началами, которые заложены в самой личности.
«Писатель осторожно и тактично подчеркивает, как он страдает от
несправедливости и обид, как протестует против такого положения и тянется к
иной жизни. Важно, что Горький в своем герое настойчиво и вместе с тем
ненавязчиво оттеняет его нравственное здоровье» [4;42].
Таким образом, подводим семиклассников к заключительной мысли о том,
что образ бабушки очень важен в произведении. В нем нашла отражение
христианская идея всепрощения и смирения. Акулина Ивановна, несмотря на
кротость, имела сильный характер, который помогал ей преодолевать все
трудности жизни. Точно так же и Алеша не идет по стопам своих
родственников, стремящихся к наживе любыми средствами. Трудное детство не
ожесточает героя, которому свойственно острое чувство справедливости.
Большая заслуга в этом принадлежит тем героям, которые, составляя вокруг
мальчика меньшинство, заботились о нем и стали примером для подражания.
Среди них ведущая роль принадлежит бабушке Алеши Пешкова Акулине
Ивановне Кашириной. Именно она, являясь олицетворением мудрости и морали
русского народа, привила герою страстное желание жить и добиваться правды в
любых ее проявлениях.
В центре внимания писателя находится жизнь человека, сначала ребенка
потом юноши. Автобиографическое произведение М.Горького подчинены цели
4 раскрытия внутреннего мира человека, раскрытию сложного процесса его
духовного становления.
Таким образом, в реализации духовнонравственного компонента,
обозначенного в государственных образовательных стандартах неоценима роль
литературы как учебного предмета, связанного с духовной сферой жизни
человека.
Список литературы
1. Горький М. Детство. В людях. Мои университеты. Пьесы. /Вст.с. Д. Гранина.
М.,1984.
2. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4х т.– М., 2000.
– Т. I.
3. Касторский С.В. Горькийхудожник. М.,1963.
4. Колокольцев Е.Н. Стилистический анализ повести М. Горького «Детство» //
Литература в школе. – 2001. – № 7. – С. 11.
5. Кунарев А.А. Ранняя проза М. Горького. Нравственноэстетические
искания // Русская литература: ХХ век: Справочные материалы. – М., 1995. –
183 с.
6. Черкасова Т.В. Автобиографическая повесть М. Горького «Детство». К 100
летию со дня публикации произведения. // Бюллетень медицинских Интернет
конференций. Vol. 3. – Issue 11. – 2013. – Pp. 12701270.
5
Статья ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ НА ПРИМЕРЕ «УРОКОВ ЖИЗНИ» АЛЁШИ ПЕШКОВА»
Статья ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ НА ПРИМЕРЕ «УРОКОВ ЖИЗНИ» АЛЁШИ ПЕШКОВА»
Статья ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ НА ПРИМЕРЕ «УРОКОВ ЖИЗНИ» АЛЁШИ ПЕШКОВА»
Статья ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ НА ПРИМЕРЕ «УРОКОВ ЖИЗНИ» АЛЁШИ ПЕШКОВА»
Статья ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ НА ПРИМЕРЕ «УРОКОВ ЖИЗНИ» АЛЁШИ ПЕШКОВА»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.