Статья ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ НА ПРИМЕРЕ «УРОКОВ ЖИЗНИ» АЛЁШИ ПЕШКОВА»
Оценка 4.6

Статья ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ НА ПРИМЕРЕ «УРОКОВ ЖИЗНИ» АЛЁШИ ПЕШКОВА»

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
русский язык
7 кл
08.06.2017
Статья ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ НА ПРИМЕРЕ «УРОКОВ ЖИЗНИ» АЛЁШИ ПЕШКОВА»
Педагогическая статья на тему: ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ НА ПРИМЕРЕ «УРОКОВ ЖИЗНИ» АЛЁШИ ПЕШКОВА» . Показаны факторы, события которые влияют на формирование характера героя автобиографической трилогии Максима Горького. Таким образом, в реализации духовно-нравственного компонента, обозначенного в государственных образовательных стандартах неоценима роль литературы как учебного предмета, связанного с духовной сферой жизни человека.
Педагогическая статья КУрбановой Л.М. (2).docx
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО­НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ НА ПРИМЕРЕ «УРОКОВ ЖИЗНИ» АЛЁШИ ПЕШКОВА»  Курбанова Л.М., учитель русского языка  и литературы, МОБУ СОШ№2             В современных условиях школьного образования на литературу как на учебный   предмет   возлагается   особая   миссия   –   воспитание   духовно­ нравственной   личности,   обладающей   высокой   степенью   сознания   себя гражданином России. Максим   Горький   в   автобиографической   трилогии,   размышляя   о «свинцовых мерзостях» действительности, о жизни человека, особое внимание уделил   формированию   личности   ребенка.   Поэтому   в   богатой   системе художественных   образов   повести   «Детство»,   являющейся   первой   частью автобиографической   трилогии,   центральное   место   занимает   образ   Алеши Пешкова. Автор опирается на детское восприятие и сообщает нам в «Детстве» то, что могло быть известно ребенку. Исследуя детский характер, передавая сложные движения души героя, Горький пытается найти в нём активное начало, выражающееся   в   протесте   против   несправедливости   и   жестокости.   Характер героя раскрывается в поступках, в отношении к другим людям, в речи. Для создания образа героя писатель прибегает к приемам психологизма и показу «диалектики   души»   ребенка.   Писатель   глубоко   и   всесторонне   исследует возможности   человеческой   личности,   ее   способности   к   духовному   росту, приобщение   к   высоким   целям   человеческого   бытия.   Донести   сложнейший процесс становления человека до школьников – такая непростая задача стоит перед учителем­словесником при изучении повести «Детство» М. Горького в школе в седьмом классе. 1 На   всём   протяжении   повествования   автор   показывает,   как   постепенно формируется   характер   Алёши,   его   ведущая   черта   –   непокорство,   активное отношение к окружающему, эта способность противостояния несправедливости жизни становится для героя мерилом ценности человека вообще. В процессе изучения   произведения   в   школе   важно   не   только   раскрыть   характер   Алёши Пешкова, но и ответить на вопрос ,что же все­таки дало Алёше возможность выстоять   в   жестоком   мире   и   выйти   на   широкие   просторы   жизни.   Вслед   за М.Горьким выделяем главные обстоятельства, которые сыграли определяющую роль в становлении характера Алёши. Во­первых,   это   хорошие   люди,   с   которыми   свела   Алёшу   жизнь.   Это   и Мастер Григорий, и Цыганок, и Хорошее Дело, и, конечно же, бабушка Акулина Ивановна. Особое внимание уделяем образу бабушки Алеши. Исключительна ее роль в становлении юного героя как личности сильной, гуманной. Не случайно в замысле первая часть трилогии называлась «Бабушка». Тщательно работаем над характеристикой бабушки. Обращаем внимание детей на то, что ее внешность дается глазами Алёши. ­ Как выглядит бабушка? Найдите ее портрет в тексте. ­   Какие   сравнения   используются?   Почему?   Какую   роль   играет   в раскрытии характера антитеза «темнота­свет»? ­ В каких эпизодах повести наиболее раскрывается ее характер? ­ раскройте позицию автора по отношению к Акулине Ивановне. Далее   предлагается   учащимся   отметить   основные   черты   и   достоинства бабушки, подтвердим  их   примерами из текста: любовь к жизни и к людям, умение   понимать   поступки   человека   и   его   душу,   бескорыстие,   доброта, готовность прийти на помощь, вера в победу добра, смелость, самообладание в трудных   обстоятельствах   жизни,   поэтичность   души,   талантливость,   умение видеть и ценить красоту, художнический склад натуры, вера в Бога.  2 В   повести   героиня   раскрывается   перед   нами   всеми   сторонами   своей богатой   души.   Подчеркиваем,   что   Акулина   Ивановна   –   человек   редкостной нравственной   красоты   и   доброты.   Она   была   человеком,   умеющим   жить, приносящим   окружающим   радость,   добро.   Вот   почему   мастер   Григорий советует Алёше крепко за неё держаться. Бабушка была опорой для мальчика, источником добра и света, духовной защиты от всего злого и темного. При всей покорности, смирении  в минуты опасности она могла храбро, умно, как никто другой, противостоять беде. Она спасает и людей, и имущество при пожаре, бросая под ноги обезумевшему от огня коню, выносит из пламени бутыль масла, чтобы не взорвалось, организует соседей тушить амбар. Второе обстоятельство, повлиявшее на становление Алеши,­ приобщение при помощи бабушки к сокровищнице народной поэзии. ­Как бабушка говорит? С чем автор сравнивает автор слова бабушки? Песни,   сказания,   легенды,   предания   бабушки   расширяли   кругозор мальчика, открывали ему мир добра и красоты, показывали духовно богатых и сильных людей. Талантливая, самобытная натура. Обращает на себя внимание выразительное   сравнение   «слов»   бабушки   с   «цветами».   Сравнения   из   мира природы не случайны. Используя их, Горький как бы вводит читателя в мир наблюдений.   Впечатлений   и   представлений   героя­   рассказчика,   глазами которого увидены действующие лица и события произведения. ­ Какое влияние на Алешу оказала бабушка Акулина Ивановна?  Как она воспитывала мальчика?  ­Как Алеша относится к бабушке? ­  В  чём заключается  её  роль в жизни  человека? Найдите,  что об  этом говорит писатель в тексте произведения. «До   нее     как   будто   спал   я,   спрятанный   в   темноте,   но   явилась   она, разбудила, вывела на свет, связала все вокруг меня в непрерывную нить. Сплела в   разноцветное   кружево   и   сразу   стала   на   всю   жизнь   другом,   –   это   ее 3 бескорыстная   любовь   к   миру   обогатила   меня,   насытив   крепкой   силой   для трудной жизни»   [1;47]. С годами   Алеша начинает ценить в ней оптимизм, и легкость,   с   какой   она   переносит   жизненные   невзгоды,   разорение,   потерю богатства.   Взрослея,   после   смерти   бабушки   он   сумеет   полностью   оценить жизненный подвиг такого родного и близкого ему человека. Третий фактор, сказавшийся на характере героя, ­ его личные качества. Известно,   что   внешние   обстоятельства   не   просто   влияют   на   человека,   они взаимодействуют   с   теми   началами,   которые   заложены   в   самой   личности. «Писатель   осторожно   и   тактично   подчеркивает,   как   он   страдает   от несправедливости и обид, как протестует против такого положения и тянется к иной   жизни.   Важно,   что   Горький   в   своем   герое   настойчиво   и   вместе   с   тем ненавязчиво оттеняет его нравственное здоровье» [4;42]. Таким образом, подводим семиклассников к заключительной мысли о том, что   образ   бабушки   очень   важен   в   произведении.   В   нем   нашла   отражение христианская идея всепрощения и смирения. Акулина Ивановна, несмотря на кротость,   имела   сильный   характер,   который   помогал   ей   преодолевать   все трудности   жизни.   Точно   так   же   и   Алеша   не   идет   по   стопам   своих родственников, стремящихся к наживе любыми средствами. Трудное детство не ожесточает   героя,   которому   свойственно   острое   чувство   справедливости. Большая заслуга в этом принадлежит тем героям, которые, составляя вокруг мальчика меньшинство,   заботились о нем и стали примером для подражания. Среди   них   ведущая   роль   принадлежит   бабушке   Алеши   Пешкова   Акулине Ивановне Кашириной. Именно она, являясь олицетворением мудрости и морали русского народа, привила герою страстное желание жить и добиваться правды в любых ее проявлениях.           В центре внимания писателя находится жизнь человека, сначала ребенка потом юноши. Автобиографическое произведение М.Горького подчинены цели 4 раскрытия   внутреннего   мира   человека,   раскрытию   сложного   процесса   его духовного становления.          Таким   образом,   в   реализации   духовно­нравственного   компонента,   обозначенного в государственных образовательных стандартах неоценима роль литературы   как   учебного   предмета,   связанного   с   духовной   сферой   жизни человека.  Список  литературы 1. Горький М. Детство. В людях. Мои университеты. Пьесы. /Вст.с. Д. Гранина.­ М.,1984. 2. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4­х т.– М., 2000. – Т. I. 3. Касторский С.В. Горький­художник.­ М.,1963. 4. Колокольцев Е.Н. Стилистический анализ повести М. Горького «Детство» // Литература в школе. – 2001. – № 7. – С. 11. 5. Кунарев   А.А.   Ранняя   проза   М.   Горького.   Нравственно­эстетические искания // Русская литература: ХХ век: Справочные материалы. – М., 1995. – 183 с. 6. Черкасова Т.В. Автобиографическая повесть М. Горького «Детство». К 100­ летию со дня публикации произведения. // Бюллетень медицинских Интернет­ конференций. Vol. 3. – Issue 11. – 2013. –  Pp. 1270­1270. 5

Статья ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ НА ПРИМЕРЕ «УРОКОВ ЖИЗНИ» АЛЁШИ ПЕШКОВА»

Статья ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ НА ПРИМЕРЕ «УРОКОВ ЖИЗНИ» АЛЁШИ ПЕШКОВА»

Статья ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ НА ПРИМЕРЕ «УРОКОВ ЖИЗНИ» АЛЁШИ ПЕШКОВА»

Статья ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ НА ПРИМЕРЕ «УРОКОВ ЖИЗНИ» АЛЁШИ ПЕШКОВА»

Статья ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ НА ПРИМЕРЕ «УРОКОВ ЖИЗНИ» АЛЁШИ ПЕШКОВА»

Статья ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ НА ПРИМЕРЕ «УРОКОВ ЖИЗНИ» АЛЁШИ ПЕШКОВА»

Статья ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ НА ПРИМЕРЕ «УРОКОВ ЖИЗНИ» АЛЁШИ ПЕШКОВА»

Статья ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ НА ПРИМЕРЕ «УРОКОВ ЖИЗНИ» АЛЁШИ ПЕШКОВА»

Статья ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ НА ПРИМЕРЕ «УРОКОВ ЖИЗНИ» АЛЁШИ ПЕШКОВА»

Статья ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ НА ПРИМЕРЕ «УРОКОВ ЖИЗНИ» АЛЁШИ ПЕШКОВА»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.06.2017