Статья "Формирование личностных УУД в основной школе по математике в процессе реализации ФГОС"
Оценка 5
Занимательные материалы +3
docx
математика
5 кл—9 кл
02.11.2018
В данной статье описан личный опыт по развитию личностных универсальных учебных действий на уроках математики в процессе реализации ФГОС второго поколения. ЛУУД на уроках математике отдается последнее место, поэтому я задумался, как их развивать, чтоб они не западали в процессе обучения. В статье представлен опыт развития ЛУУД через решение задач содержащих исторические и географические сведенияСтатья по формированию личностных УУД из личного опыта
Личностные УУД.docx
Луковников Герман Сергеевич,
Учитель математики, информатики;
зам. директора по УВР и ИКТ
МБОУ г. Иркутска СОШ №46
Формирование личностных УУД в основной школе по математике в
процессе реализации ФГОС
В Федеральных государственных стандартов второго поколения используется
системнодеятельностный подход с развитием универсальных учебных действий
(УУД): личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных. В школе на
уроках математики в первую очередь развиваются познавательные УУД, а затем
регулятивные, коммуникативные и личностные. Личностные УУД в математике
отдается последнее место.
Если обратится в ФГОС второго поколения, то
личностные результаты освоения основной образовательной программы основного
общего образования должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего
края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение
гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
Не стоит забывать, что в основе развития личностных УУД заложено
формирование государственной идентичности (Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, И.С.
Кон, Э.Эрисон). Структура гражданской идентичности включает следующие основные
компоненты:
когнитивный (создание историко – географического образа, представление
истории и географии родного края, его достижений и культурных традиций;
ориентация в системе моральных норм и ценностей; экологическое сознание; знание положений Конституции РФ; знание государственной символики (гимн,
герб, флаг) и т.д.)
ценностный и эмоциональный (гражданский патриотизм, любовь к Родине,
чувство гордости за свою страну; уважение к истории страны; уважение ценностей
семьи, любовь к природе; уважение и принятии других народов России и т.д.)
поведенческий (деятельностный) (участие в школьном самоуправлении; умение
вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения,
конструктивно разрешать вопросы, уметь строить жизненные планы с учетом
конкретных социально – исторических, политических и экономических условий и
т.д.
Задача использования уроков математики для воспитания и укрепления у
учащихся прочного чувства гордости за свою Родину и любви к ней имеет в себе
специфическую трудность, очевидная причина которой заложена в абстрактном
характере математической науки. Однако использование приема, состоящего в
придании патриотической направленности ряду исторических сведений, помогает
разрешить и эту проблему. История русской и советской математики богата фактами,
знакомство с которыми способно пробудить у учащихся радостную гордость. К
примеру, можно рассмотреть следующий исторический факт. Арифметика и
геометрия – два старейших и важнейших раздела математической науки, и в обоих в
течение ряда столетий наука в значительной степени питалась творениями Евклида;
центральные проблемы этих двух основных ветвей математики – теория параллельных
в геометрии и задача о распределении простых чисел в арифметике – в течение
многих веков не поддавались скольконибудь заметно многочисленным усилиям
целых поколений ученых. И вот, в XIX столетии, обе проблемы были сдвинуты с
мертвой точки. В геометрии это делал русский математик Лобачевский, в арифметике
– русский математик Чебышев. Оба они положили, каждый в своей области,
совершенно новые пути, по которым наука успешно развивается до настоящего
времени. А как же здесь не вспомнить теорему Пуанкаре, блестяще доказанную Г.
Перельманом и заслуженную медаль Фирса. Таких фактов можно подобрать немало,
главное, чтобы учащиеся смогли оценить их принципиальное или практическое
значение. На уроке математики нет смысла уделять большое внимание докладам и лекциям
по истории математики. Наша задача, как можно оптимально использовать отведенное
время на изучение материала. В связи с этим я предлагаю решение исторических и
географических задач с целью развития личностных УУД. Эти задачи могут в себя
включать следующие сведения:
географическое положение страны и географические объекты;
исторические сведения о России;
история памятников архитектуры, живописи;
даты, события;
географические открытия и др.
Не только формулировка задания несет в себе новые знания, но и сам ответ в
задачи – это новые знания для обучающихся. Рассмотрим некоторые задачи для 5 – 6
классов.
Задача №1
Высота Исаакиевского собора (г. СанктПетербург) равна 102 м, что на 21 м больше
высоты колокольни Ивана Великого на территории Московского Кремля. Высота
колокольни Ивана Великого на 24 м меньше высоты храма Христа спасителя в Москве.
Какова высота храма Христа Спасителя?
Решение:
Н собор = 102 м, что на 21 м больше, чем
Н колокольня. = ?, на 24 м меньше
Н храм = ?
102 м – 21 м = 81 (м) – Н колокольни
81 м + 24 м = 103 (м) – Н храма
Ответ: 103 м – высота Храма Христа Спасителя
Из данной задачи обучающиеся
узнают
достопримечательности
России; создается историко –
географический
образ;
достижение в культурных
традициях; наследие России
для потомков и человечества.
Домашняя работа: узнать
массу колоколов и их разницу и
др. Задача №2
Наибольшее озеро в мире – Каспийское море – имеет глубину 1,025 км. Озеро Байкал
– самое глубокое в мире. Его глубина на 0,515 км больше глубины Каспийского моря.
Глубина озера Танганьика (Африка) составляет 1,47 км. На сколько Байкал глубже
Танганьики, а Танганьика глубже Каспийского моря?
Решение:
о. Каспийское = 1,025 м
о. Байкал = ?, на 0,515 м больше
о. Танганьика =1,47
1,025 м + 0,515 м = 1,54 (м) – глубина о. Байкал
1,54 м – 1,47 м = 0,07 (м) – о. Байкал глубже о.
Танганьика
1,47 м – 1,025 м = 0,445 м – о Танганьика глубже
Каспийского
Ответ: 1) на 0,07; 2) на 0,445 м
Формируется представление
истории и географии родного
края; любовь к Родине, чувство
гордости за свою страну;
воспитание
экологического
сознания
Домашняя работа: найти
фото о. Танганьика, страну в
которой оно находится и др.
Сформированность
личностных
действий
обеспечивает
умение
идентифицировать свою принадлежность к народу, стране, государству; проявлять
интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; самостоятельно
определять и высказывать самые простые общие для людей правила поведения при
общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества). В
самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие
для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Любые действия должны быть осмысленными. Это относится, прежде всего, к
тому, кто требует действия от других. Задачи, которые мы ставим перед ребёнком,
должны быть не только понятны, но и внутренне приятны ему, т.е. они должны быть
значимы для него. Создать атмосферу успеха. Помогать ребёнку легко учиться,
обретать уверенность в своих силах и способностях. Не скупиться на поощрения и похвалу. Стань творцом и тогда каждый новый шаг в твоей профессиональной
деятельности станет открытием мира души ребёнка.
Статья "Формирование личностных УУД в основной школе по математике в процессе реализации ФГОС"
Статья "Формирование личностных УУД в основной школе по математике в процессе реализации ФГОС"
Статья "Формирование личностных УУД в основной школе по математике в процессе реализации ФГОС"
Статья "Формирование личностных УУД в основной школе по математике в процессе реализации ФГОС"
Статья "Формирование личностных УУД в основной школе по математике в процессе реализации ФГОС"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.