Статья "Формирование универсальных учебных действий средствами информационно- коммуникационными технологиями"

  • Повышение квалификации
  • docx
  • 16.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Статья раскрывает понятие формирование универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации в различных предметных областях. Даёт советы по достижению умения учиться. Рассказывает о коммуникативном подходе, который подразумевает обучение общению и формирование способности к межкультурному взаимодействию. Раскрывает возможности Интернета и огромные возможности компьютера, как средства обучения.Статья "Формирование универсальных учебных действий средствами информационно- коммуникационными технологиями"
Иконка файла материала Семёнова Ольга Николаевна.docx
Семёнова Ольга Николаевна                                                      учитель высшей категории МБОУ СОШ № 50 «Формирование универсальных учебных действий средствами информационно­ коммуникационными технологиями»         В  Концепции модернизации российского образования определены новые приоритеты.   Ведущим   аспектом   является   подготовка   подрастающего поколения   к   жизни   в   быстро   меняющемся   информационном   обществе. Проникновение компьютеров в учебный процесс способствовало обновлению традиционных методов и приёмов в организации образовательного процесса и возникла необходимость создания активной образовательной среды, которая предоставила бы возможность обучающимся доступа к различным источникам информации.   Поэтому   современный   образовательный   процесс   должен использовать  не  только новые  технические  средства,  но  и  новые формы  и методы преподавания, новый подход к процессу обучения [1,15].                 За   последние   десятилетия   в   обществе   произошли   кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. По сути, происходит переход от обучения как преподнесения системы знаний к работе   (активной   деятельности)   над   заданиями   (проблемами)   с   целью выработки определенных решений; от освоения отдельных учебных предметов к   полидисциплинарному   (межпредметному)   изучению   сложных   жизненных ситуаций. Сегодня наиболее перспективным путем признано формирование у школьников метапредметных учебных действий, призванных помочь решить задачи быстрого и качественного обучения.        Все эти компоненты присутствуют в концепции развития универсальных учебных   действий.   Концепция   развития   универсальных   учебных   действий разработана на основе системно­деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой,   Н.Г.   Салминой   и     С.В.   Молчановым   под   руководством   А.Г. Асмолова.        В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться. Универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают   учащимся   возможность   широкой   ориентации   как   в   различных предметных   областях,   так   и   в   строении   самой   учебной   деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно­смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебнойдеятельности, включая:1)познавательные,учебные мотивы; 2)учебную задачу; 4)учебные   действия   и   операции(ориентировка,   преобразование   материала, контроль   и   оценка).В   составе   основных   видов   универсальных   учебных действий,   соответствующих   ключевым   целям   общего   образования,   можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3)познавательный; 4) коммуникативный [6].             Школа   обязана   готовить   детей   к   жизни   в   современном   обществе, следовательно, проблема компьютеризации обучения должна стать ведущей в учебно­воспитательном процессе           По  словам   Павловой,  одним  из  важных  условий  повышения  качества вспомогательного процесса в целом, и урока в частности, успешного усвоения знаний детьми, формирование у них умений и навыков, является применение информационно­технических   средств   обучения,   которые   способствуют, прежде всего, лучшей реализации принципа наглядности в обучении. Вместе с тем,   информационно­технические   средства   обучения   (ИТСО)   позволяет   в комплексе   воздействовать   на   органы   чувств,   развивать   мышление, активизировать творческие способности, воспитывать интерес к занятиям, а в целом воспитывать и формировать образованных граждан нашего общества.             Технические   средства   обучения   уже   довольно   давно   вошли   в   наша образовательные учреждения  и  в  течении  второй  половины XIX,  получили широкое распространение. Выходят в свет тематические электронные издания по истории, энциклопедии, альбомы, учебники, комплекты мультимедийных презентаций.   Такие   материалы   базируются   на   электронных   носителях   и проектируются   на   экран   с   помощью   мультимедийного   проектора. Мультимедиа   –   современная   компьютерная   технология,   позволяющая объединить   в   компьютерной   системе   текст,   звук,   видеоизображение, графические изображения и анимации [5,c.32].             Новые   информационно­технические   средства,   исходя   из   принципов, сформулированных   Б.Е.   Патоном,   В.И.   Гриценко   и   Б.И.   Паньшиным, определяются   как   совокупность   внедряемых   в   системе   организационного управления образованием и в системе обучения принципиально новых систем и методов обработки данных, представляющих собой целостные обучающие системы   и   отображения   информационного   продукта   с   наименьшими затратами   и   в   соответствии   с   закономерностями   той   сред,   в   которой   они развиваются [4,25].       В современной психологии обучения и образования происходит сближение представлений сторонников деятельностного и конструктивистского подхода(Ж. Пиаже, А. Перре­Клермон) в вопросе о роли самого учащегося в учебном процессе. Именно активность обучающегося признается основой достижения развивающих   целей   обучения   –   знание   не   передается   в   готовом   виде,   а строится   самим   учащимся   в   процессе   познавательной,   исследовательской деятельности. В образовательной практике наметился переход от обучения как презентации системы знаний к активной работе учащихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни.          Признание активной роли учащегося в учении приводит к изменению представлений   о   содержании   взаимодействия   ученика   с   учителем   и одноклассниками. Учение более не рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а выступает как сотрудничество – совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем. Единоличное   руководство   учители   в   этом   сотрудничестве   замещается активным участием учащихся в выборе содержания и методов обучения. Все это   придает   особую   актуальность   задаче   формирования   универсальных учебных действий.             Поиск   путей   и   средств   повышения   эффективности   формирования познавательного   интереса   показывает,   что   одним   из   приоритетных   в   этом направлении,   наряду   с   традиционными,   признается   использование   средств информационно­коммуникационных технологий. Особое значение придается проблеме   внедрения   компьютеров   в   учебно­воспитательный   процесс современной   школы   в   связи   с   возможностью   оптимизации   процесса организации   различных   форм   и   методов   самостоятельной   деятельности учащихся [3,с. 11, 30­32.].            Большинство авторов признают компьютер в качестве эффективного средства активизации обучения. Вместе с тем, в исследованиях не находят должного отражения дидактические и методические аспекты использования средств   информационно­коммуникационных   технологий   для   повышения уровня познавательного интереса у обучающихся.        Познавательный интерес ­ важнейшая область общего феномена интереса. Его   предметом   является   самое   значительное   свойство   человека:   познавать окружающий   мир   не   только   с   целью   биологической   и   социальной ориентировки   в   действительности,   но   и   в   стремлении   проникать   в   его многообразие,   отражать   в   сознании   сущностные   стороны,   причинно­ следственные   связи,   закономерности,   противоречивость.   Своеобразие познавательного интереса состоит в сложном отношении к миру предметов, явлений,   в   глубоком   их   изучении,   в   постоянном   и   самостоятельномдобывании   знаний   в   интересующей   области,   в   активном   и   деятельном приобретении необходимых для этого способов, в настойчивом преодолении трудностей [7,c.23].       По мнению ряда авторов (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Ю.Н.   Кулюткин,   А.Б.   Орлов,   А.К.   Маркова,   С.Л.   Рубинштейн), познавательный интерес ­ это мотив, лежащий в основе учебной деятельности, придающий ей творческий, устремленный характер.     Инновационные   формы   обучения   характеризуются   высокой коммуникативной   возможностью   и   активным   включением   учащихся   в учебную   деятельность,   активизируют   потенциал   знаний   и   умений   навыков говорения и аудирования, эффективно развивают навыки коммуникативной компетенции у школьников. [8 c.11].       Используя информационные технологии, учитель преследует следующие цели: во­первых, обеспечение содержательной и технологической поддержки основным   средствам   обучения,   усиления   наглядной   основы   формирования узнаний. Во­вторых, формирование общей культуры, эрудиции, обеспечение создания   благополучного   интеллектуального   фона   обучения.   В­третьих, формирование   информационной   культуры   учащихся,   ознакомление   их   для самообразования.   И,   в­четвертых,   развитие   познавательных   интересов учащихся, углубление их интереса к изучению предмета «Английский язык»     При организации урока английского языка с использованием компьютерных программ,   информация   предоставляется   обучающимся   красочно оформленной,   с   использованием   эффектов   анимации,   в   виде   текста, диаграммы,  графика,  рисунка.  Все  это,  по   мнению  современных  дидактов, позволяет   более   наглядно   и   доступно,   чем   в   устной   форме,   объяснить учебный материал. Очень важно и то, что на таких уроках английского языка ученик может работать в индивидуальном режиме, продвигаясь в постижении нового   материала   в   своем   темпе,   возвращаясь   к   непонятому,   если   это требуется, или забегать вперед [3,21].       Компьютерные обучающие программы позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, осознать языковые   явления,   способствуют   формированию   лингвистических способностей, создают коммуникативные ситуации, автоматизируют языковые и речевые действия.[7, c.2].           В   практике   работы   можно   использовать     мультимедийные   учебники, которые наглядно представляют материал, обеспечивают быструю обратную связь (мгновенный контроль за усвоением материала). Интерактивный режимдополнительную   информацию). позволяет учащимся самим контролировать скорость прохождения учебного материала;   разветвлённая   структура   гиперссылок   позволяет   получить пояснение,   Преподаватель   задаёт приемлемую,   по   его   мнению,   форму   и   последовательность   представления материала[9].       На уроках обобщения и систематизации знаний и способов деятельности обучающимся   можно   выполнить   проектные   и   творческие   работы: компьютерные презентации, с применением   изучаемого материала в других областях знаний [4 , c.19].           Основная   цель   изучения   иностранного   языка   в   средней   школе ­формирование   коммуникативной   компетенции,   все   остальные   цели (образовательная,   воспитательная,   развивающая)   реализуются   в   процессе осуществления этой главной цели. Коммуникативный подход подразумевает обучение   общению   и   формирование   способности   к   межкультурному взаимодействию,   что   является   основой   функционирования   Интернета. Включаясь в него на уроке иностранного языка,мы создаем модель реального общения.   C   помощью   Интернет   превратить   классную   комнату   в   агентство новостей,   а   своих   учеников   ­   в   первоклассных   репортеров.   Такой   вид деятельности   подойдет   для   старших   классов,   так   как   включает   в   себя объемное чтение и искусство интерпретации, беглую речь.Использование e­ mail повышает интерес к самому процессу изучения язык Включаясь в него на уроке иностранного языка мы создаем модель реального общения [2,17].        Но к сожалению, в настоящее время тот огромный потенциал, которым обладает   компьютер,   используется   далеко   не   полностью.   Это   связано   с относительной   новизной   этого   метода,   с   недостаточностью   качественного программного обеспечения,  с практическим отсутствием методики массового компьютерного обучения,  со слабой материально­технической базой средней школы. Но, несмотря на все эти трудности важно отметить, что компьютер уже вошел в нашу жизнь. Постепенно он станет необходимым техническим средством   обучения,   помогающим   формировать   универсальные   учебные действия на уроках английского языка [8].      В условиях изменения содержания образования, когда происходит переход от знания центрического подхода к компетентностному, приоритетную роль в учебно­воспитательном   процессе   играют   информационно­коммуникативные технологии.   Использование   информационно­коммуникативных   технологий раскрывает   огромные   возможности   компьютера   как   средства   обучения.Компьютерные   обучающие   программы   имеют   много   преимуществ   перед традиционными методами обучения[10].          Следует отметить, что использование мультимедийных  технологий не может   обеспечить   существенного   педагогического   эффекта   без   учителя, поскольку эти технологии только способы обучения. Компьютер в учебном процессе не механический педагог, не заместитель или аналог преподавателя, а   средство,   усиливающее   и   расширяющее   возможности   его   обучающей деятельности[11].Список литературы 1.Вильямс   Р.,   К.   Макли   "Компьютеры   в   школе”   ­   M.:   Просвещение, 1988.Инструктивно­методическое   письмо   по   использованию   электронных средств обучения в образовательном процессе. 2.Концепция­2020: развитие образования ­ «Мой профсоюз», №25 от 17 июня 2008 г. 3.   Маслов   Ю.В.   Не   имей   сто   рублей,   а   E­mail   ста   друзей,   или   кое­что   о методических возможностях сети Интернет // Урок иностранного языка на рубеже столетий: Материалы IV науч. – практ. регион. конф. Учителей 2001г., Новополоцк. 4.Матрос Д.Ш., Полев Д.М. «Управление качеством образования на основе новых   информационных   технологий   и   образовательного   мониторинга» М.,Педагогическое общество России, 2001 г.с. 11, 30­32. 5.Полат   Е.С.   «   Новые   педагогические   и   информационные   технологии   в системе образования «­М.,Академия»,1999 г. 6.Соловова, коммуникативных умений» // «Первое сентября» №17­24, 2005­2006г. 7.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования   –   Приказ   Министерства   образования   и   науки   Российской Федерацииот «17» декабря 2010 г. № 1897 8.   Щукина   Г.И.   Роль   деятельности   в   учебном   процессе.   –   М.: Просвещение,1986. 9.//http://www.cinfo.ru/CI/CI_151_9/Articles/Ektako_151.ht 10.http://www.it­n.ru/ 11.http://som.fsio.ru/  12.http://www/englishteachers.ru/    Курсы:   «Развитие   и   контроль   Е.Н.   Апальков   В.Г.

Посмотрите также