Статья Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе
Оценка 4.7

Статья Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе

Оценка 4.7
Семинары
docx
русский язык
1 кл
31.10.2019
Статья Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе
Начальная школа играет исключительно важную роль в системе общего образования. Это то звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта. Стратегической задачей школы становится девиз: "Предпочтение человеку умеющему учиться Формирование универсальных учебных действий – дело непростое, но сегодня – это требование времени. А мы, должны идти в ногу со временем, чтобы дети были востребованными, так как современное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни.
Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе.docx
«Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе»         Начальная школа играет исключительно важную роль в системе общего  образования. Это то звено, которое должно обеспечить целостное развитие  личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры  деятельности и поведения, формирование интеллекта.         Стратегической задачей школы становится девиз: "Предпочтение человеку  умеющему учиться". Именно поэтому в настоящее время всё более актуальным в  образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и  методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания,  собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и  умозаключения. Современные методики преподавания различных предметов    призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и  навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм  и методов обучения, обновление содержания образования. Русский язык является не только учебным предметом школьной  образовательной программы, но и средством обучения другим дисциплинам,  требует тщательной подготовки, продумывания целей и задач урока, отбора  заданий, требующих не механического зазубривания, а включения активного  мыслительного процесса .   «Русский язык» обеспечивает формирование личностных, познавательных,  коммуникативных и регулятивных действий. Работа с текстом открывает  возможности для формирования логических действий анализа, сравнения,  установления причинно­следственных связей. Ориентация в морфологической и  синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения,  графической формы букв обеспечивает развитие знаково­символических действий  — замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова  путем составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова).  На уроках русского языка формируются следующие УУД: ­ установление связи между учебной деятельностью и мотивом; ­ умение определить границы знания и незнания; ­ выстраивание алгоритма действий; ­построение логической цепи рассуждений; ­построение речевого высказывания в устной и письменной речи; ­участие в диалоге; ­аргументация своего мнения; ­учет разных мнений; ­контроль, оценка и коррекция своей деятельности. Рассмотрим виды  универсальных учебных действий, формируемые на уроках русского языка. Личностные результаты  изучения русского языка: • осознание языка как основного средства человеческого общения; положительное  отношение к изучению русского языка, понимание его богатства, признание себя  носителем этого языка;  •  принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь – это  показатели культуры человека;  •  появление желания умело пользоваться языком, зарождение элементов  сознательного отношения к своей речи. Учебные задания, направленные на развитие личностных УУД: • определение и высказывание правил поведения при общении и сотрудничестве;  • умение делать выбор, какой поступок совершить, оценивать жизненные ситуации,  отделять поступки от самого человека; • объяснение с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему  конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие. Это задания: «вырази  отношение», «объясни эмоции», «настроение», «любите», «нравится», «не  нравится», «хорошо­плохо», «красиво» и др. Регулятивные УУД, формируемые на уроках русского языка: • понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и  планировать свои учебные действия;  •  контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; •  адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и  стараться искать способы их преодоления. Учебные задания, направленные на развитие регулятивных УУД: • организация своего рабочего места •  формулирование цели (проблемы) урока (самостоятельной деятельности) после  обсуждения; •  составление плана решения учебной задачи;  •  умение сверять свои действия с целью и исправлять ошибки; • определение степени успешности выполнения своей работы и работы других Задания: «найди (исправь) ошибки», «составь план», «набросок», «составь  алгоритм», «оцени работу», «по образцу», «прикидка», «прогноз» и др Познавательные УУД , формируемые на уроках русского языка   • искать, получать и использовать информацию: осознавать познавательную  задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с  имеющимися знаниями, опытом; •  фиксировать информацию разными способами; понимать информацию,  представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной;  •  пользоваться различными словарями, справочниками, имеющимися в учебнике;  находить в них нужные сведения; • выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез,  сравнение, классификацию, обобщение; подводить под понятие, доказывать,  делать выводы и т.д. Учебные задания, направленные на развитие познавательных УУД: • предположение, какая информация нужна для решения учебной задачи; • отбор источников информации; • извлечение информации из текста, таблицы, схемы, иллюстрации и др. • сравнение и  группировка фактов и явлений; • умение делать выводы; • составление простого учебно­научного текста; • представление информации в виде текста, таблицы, схемы и др. Задания: «назови», «графически обозначь», «составь текст», «расскажи»,  «вспомни», «сделай вывод», «найди в словаре, справочнике».  Коммуникативные УУД, формируемые на уроках русского языка:  понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить  • осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и  письменного общения людей; участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя  принятые правила речевого поведения, культуры речи;  • свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства  языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач. Учебные задания, направленные  на развитие коммуникативных УУД: • • • • поиск ответов; • сотрудничать; • оформление своих мыслей в устной и письменной речи; высказывание своей точки зрения,  приводя аргументы; принятие другой точки зрения, готовность изменить свою; продуктивное чтение вслух и про себя текстов, постановка вопросов к тексту и  умение договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе,  уважительное отношение к позиции другого Задания: «объясни», «сформулируй», «составь рассказ», «дай  характеристику», «опиши», «выскажи»,«работай в группе (паре)» и др.          Для формирования УУД на уроках русского языка используются следующие  технологии: информационные технологии (методика использования творческих  заданий, методика организации компьютерного практикума, игры, тесты,  тренажёры, наглядные пособия), технологии проектного обучения, игровые  технологии (нестандартные уроки: викторины, урок­КВН, урок – путешествие,  урок­конкурс, необычные задания),  работа в парах и группах,  работа с текстом  (редактирование текста, поиск ошибок). Продуманная формулировка вопросов учителя позволяет создать условия для  формирования УУД: познавательных: ­ выполнять классификацию; ­ обосновывать основание для классификации; ­ ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); ­ находить ответы на вопросы, используя информацию схем, плакатов; регулятивных: ­ осуществлять самоконтроль; ­ овладевать умением прогнозировать.  Например:   Задание 1 . Подчеркни буквы мягких согласных звуков. случай, отец, сыночек, жизнь Данное задание способствует развитию регулятивных УУД­умение контролировать. Задание 2. Спиши предложение, исправляя ошибку.  Прохожие ропко ступают по скользким дорожкам. При выполнении данного задания развиваются регулятивные УУД: умение  контролировать и корректировать запись. Задание 3. Найди слово с ошибкой: 1) счастливый  2) доблесный  3)прекрасный  4)яростный Задание 4. Вставьте пропущенную букву. Допишите проверочное слово. Грус.ный Радос.ный Чудес.ный Извес.ный Задание 5. Раздели слова на слоги.  Колесо, подосиновик, пчела, седло.      При выполнении данного задания развиваются регулятивные УУД: действия  контроля. Задание 6. Прочитай транскрипции. Запиши слова данного задания буквами. При выполнении данного задания развиваются познавательные УУД: знаково­ символические, умение находить различия в произношении и написании.      Рассмотрим примеры заданий, которые формируют регулятивные УУД.  Задание 1. На доске заглавные буквы: Р Н А К Т ­ Что вы можете сказать об этих буквах? Какая лишняя? Напишите эти буквы, расположив их в  алфавитном порядке. (Учащиеся письменно выполняют работу в тетрадях.) ­ Подчеркните в своих работах те буквы, которые вы считаете удачно написанными. Расскажите:  какие буквы не получились, что не получилось? (Дети рассматривают буквы, проверяют написание букв на доске, рассказывают о том, что в них  не получилось, адекватно воспринимают оценку учителя.  При выполнении данного задания мы формируем следующие регулятивные УУД:  осуществление  учебных действий, коррекция, самоконтроль Задание 2. Подчеркни буквы мягких согласных звуков. Проверь свою работу с образцом на  доске  чайка, цапля, дочка, жизнь Формирование умения контролировать результат работы с эталоном на доске  Для развития регулятивных УУД на уроке русского языка применяю следующие задания:  «Преднамеренные ошибки»; Найдите и выпишите слова среди напечатанных без пробелов букв, исправьте возможные в них  ошибки. 3) ВУКПРСАБАКАЖЮТР (собака) МИДВЕДЬЙФЫУЪЭЮЬ (медведь) Развитие умения контроля и коррекции Проводя работу по развитию регулятивных универсальных учебных  действий необходимо:     1. Научить ребенка:  а) контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной теме; б) выполнять свои действия по заданному образцу и правилу; алгоритму в) исправлять ошибки.  2.  Помочь ребенку:  научиться адекватно оценивать выполненную работу. Задания, направленные на формирование познавательных УУД. Они включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой  информации, моделирования изучаемого содержания.  Для формирования познавательных УУД целесообразны следующие виды заданий: – сравни; – найди отличия (можно задать их количество);  – на что похоже?;  – поиск лишнего;  – лабиринты;  – составление схем­опор; активно  использование технологии развития критического мышления  (кластер, синквейн) – работа с разного вида таблицами;  – работа со словарями;  В ходе урока используется дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного задания. Это способствует созданию атмосферы  заинтересованности каждого ученика на уроке. Например, при изучении темы «Корень слова» на  одинаковом для всех учащихся дидактическом материале предлагается выбрать задание и  выполнить его. Таким образом осуществляем дифференцированное обучение Горе, нагорный, горевать. Вода, водяной, водить. Переносить, переносица, носовой. Речонка, речь, заречье. Морской, морить, моряк. Работа в паре Выберите каждый свой вариант выполнения задания Варианты заданий: для трёх групп 1) Списать цепочки слов, найти «третье лишнее», обозначить корень. 2) Списать цепочки слов, найти «третье лишнее», продолжить ряд однокоренных слов. 3) Подобрать к «третьим лишним» однокоренные слова, обозначить в них все морфемы. Можно предложить и общее задание для всех категорий учащихся. (под цифрой 4) 4) Сформулировать задание к данному дидактическому материалу. Подготовить карточку для  самопроверки. Прочитай транскрипции. Запиши слова данного задания буквами. [й'ош ]– ёж, [сапаг'и]­ сапоги , [л'иса] ­ лиса, [стол] –стол. При выполнении данного задания развиваются познавательные УУД: знаково­символические,  умение находить различия в произношении и написании Задание 3. Раздели текст на предложения. Стоит жара Игорь и Саша бегут на пляж на волнах плывет белый парус морская вода моет берег ­ Какие УУД? ( Умение находить части в целом) Задание 4. Отделите, друг от друга слова и составьте из них пословицу. ВСЕГДАОЛЕНЬБЕРЕТТРУДТОЛЬКОДАЕТ (ТРУД ВСЕГДА ДАЕТ, А ЛЕНЬ ТОЛЬКО БЕРЕТ).  Упражнения на установление последовательности событий в цепочке предложений Задание5 Выписать слова с пропущенными орфограммами и графически их объяснить. Заполните таблицу примерами из текста: Ос.нью в д.ождливый серый день проск.кал по гор.ду олень. Он л.тел над гулкой м.стовой рыж.м лесом пущенной стр.лой. Имя существительное Имя прилагательное Глагол Местоимение Наречие           ­ Какие виды УУД формируем? Осуществлять синтез как составление целого из его частей;  проводить сравнение . Понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной  форме; анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;  работать с таблицами. Задания на классификацию как по предложенным, так и самостоятельно найденным основаниям. Цель выполнения таких заданий состоит в   умении находить существенные признаки для  обобщения. Занимаясь классификацией, ученик встречается со многими словами, в которых он  должен опознать несколько орфограмм, предложить несколько вариантов ответа и одновременно  осмыслить связи между отдельными языковыми явлениями. Сгруппируйте слова по определенному признаку. Предложите несколько вариантов группировки. Дядя, зевака, прадедушка, тетя, недоучка, плакса, прабабушка, сластена, старушка,  зубрила. В результате предложенные слова группируются: по наличию звонких, глухих согласных в начале  слова; по родам (существительные общего рода, мужского и женского); по наличию орфограмм;  по количеству слогов. Задания по русскому языку, направленные на  формирование коммуникативных УУД Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать,  слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность,  распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести  дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно  сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. Очень эффективна работа в паре. Это  выполнение самостоятельно задания с последующей проверкой результатов друг друга •  Поочередное выполнение общего задания • Обмен заданиями: выполнение заданий,  подготовленных другими учащимися Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить  следующие виды заданий: – составь задание партнеру; – представь себя в роли учителя и составь задание для класса;  – составь рассказ от имени героя;  – составь рассказ от имени неодушевленного предмета (например, от имени школьной парты, от  имени разделительного мягкого знака и т.п.);  – отзыв на работу товарища; – групповая работа по составлению кроссворда; кластера, синквейна – отгадай, о какой части речи говорим; опиши устно;  объясни. Вот одно из заданий Игра в слова. Дети работают в паре. Задание 1.Используя буквы о, п, р. с. т, составь разные слова из 3 букв; 4 букв; 5 букв.  Например: с о р т. Задание 2. Один ученик пишет слова с твердой согласной, второй — с мягкой согласной и потом  проверяют работу друг друга. Мыл­мял, нос­нёс, кот­кит На данном материале развиваются следующие коммуникативные УУД: планировать и  согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать  действия друг друга, уметь договариваться. Задание 3.Работа в паре ­Ребята, как жужжит жук? [ж­ж­ж] Наберите воздух и покажите, как жужжит жук, как воет волк (Владение определёнными вербальными и не вербальными средствами общения) Коммуникативные учебные действия включают в себя умение оценивать себя и друг друга. В  конце уроке ученики оценивают свою работу и работу друг друга ­Кому бы вы поставили такую отметку? Кому не поставили? Почему?   Личностные УУД направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей.  Они позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира. Для формирования личностных универсальных учебных действий можно использовать  следующие виды заданий:  – участие в проектах, исследованиях; «Что в имени моём» «В словари за частями речи» «И в  шутку и всерьез» – мысленное воспроизведение картины, ситуации, творческие задания; – подведение итогов урока; самооценка события, происшествия; Развивая   Личностные   УУД  важно   сформировать   положительную   мотивацию   к   учебной деятельности. Например, тема «Имена собственные» ­   Ребята,   что   вы   любите   делать   в   свободное   время,   на   перемене?   Конечно,   играть.   Давайте поиграем. Игра называется «Как меня зовут сейчас. Как меня будут звать». Меня в детстве звали Лена, а когда я была совсем малышкой как звали? Леночка, а сейчас как зовут? А Вас как зовут? Повернитесь и назовите друг другу все ваши имена. (Парная работа). Правда, имена у всех красивые? Давайте попробуем записать имена. Какие личностные УУД формируем? (Учатся взаимодействовать с учителем и со  сверстниками.) Очень   важна  психофизическая   тренировка,   эмоциональный   настрой   на   урок   ­   Я   рада   вновь видеть   ваши   лица,   ваши   глаза.   И   думаю,   что   сегодняшний   урок   принесет   нам   всем   радость общения   друг   с   другом.   Успехов   вам   и   удачи!   С   каким   настроением   вы   начинаете   урок? «Просигнальте» мне, пожалуйста. (Дети поднимают карточку ­ "настроение" в виде смайлика) 2. Короткие стишки, дающие положительный настрой на урок, необычное приветствие друг другу. Например­   Поздоровайтесь   локтями,   улыбнитесь   глазками.   Или   Например:   Встало   солнышко давно, Заглянуло к нам в окно. Нас оно торопит в класс, Русский ведь язык у нас! Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво, Друг на друга посмотрели, Улыбнулись, тихо сели.  Хочу привести пример задания на развитие всех типов УУД Задание  «Деформированный текст». Спишите предложения, исправляя ошибки.(карточки) Во дваре растут кусты рыжый кот крадется к ней маленькая птичка села на ветку сережа  прогнал ката В тексте перепутаны предложения. Учащимся требуется восстановить логическую  последовательность событий и записать правильный вариант. Данные задания способствуют: ­ овладеть всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу; ­планировать ее реализацию ­контролировать   и   оценивать   свои   действия,   вносить   соответствующие   коррективы   в   их выполнение. Дети учитывают выделенные учителем ориентиры действия, строят  рассуждения, устанавливают аналогии,    Формирование универсальных учебных действий – дело непростое, но  сегодня – это требование времени. А мы, должны идти в ногу со  временем, чтобы дети были востребованными, так как современное  общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно  учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни.

Статья Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе

Статья Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе

Статья Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе

Статья Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе

Статья Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе

Статья Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе

Статья Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе

Статья Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе

Статья Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе

Статья Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе

Статья Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе

Статья Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе

Статья Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе

Статья Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе

Статья Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе

Статья Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе

Статья Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе

Статья Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.10.2019