Статья и презентация "Методические приемы критического мышления, используемые на уроках информатики и математики"
Оценка 4.9

Статья и презентация "Методические приемы критического мышления, используемые на уроках информатики и математики"

Оценка 4.9
Разработки уроков +1
doc
информатика +1
8 кл—11 кл
19.06.2017
Статья и презентация "Методические приемы критического мышления, используемые на уроках информатики и математики"
статья.doc
Методические приемы критического мышления, используемые на уроках информатики и математики Учитель математики и информатики МАОУ «СОШ № 34»                                                                                                                                        Сидорова О.В. Критическое мышление ­ это        ­      способность ставить новые, полные смысла вопросы; ­ ­  вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы;  принимать независимые продуманные решения. Основные   этапы   урока   при   использовании   технологии   «Критическое мышление»: Вызов.  На стадии вызова с помощью различных приемов (индивидуальная / парная / групповая работа; мозговая атака; проблемные вопросы и т.д.)  рассказать своими словами о том, что они знают, всему классу. Таким образом, полученные ранее знания выводятся на уровень осознания.  Осмысление.  На   этой   стадии,   когда   обучаемый   вступает   в   контакт   с   новой информацией или идеями, читая текст,   прослушивая лекции, он учится отслеживать свое понимание и не игнорировать пробелы, а записывать в виде вопросов то, что не понял для выяснения в будущем.  Рефлексия. На стадии рефлексии учащиеся размышляют о связи с тем, что они узнали на уроке, закрепляя новые знания, активно перестраивают свои представления с тем, чтобы включить в них новые понятия.  Правила проведения уроков по формированию критического мышления:  В   работу   должны   быть   вовлечены   все   учащиеся.   Для   этого,   например, используют   методический   приём   –   короткие   выступления   при   обсуждении темы.  Следует   позаботиться   о   психологической   подготовке   учащихся.   Для   этого полезно проводить разминки, поощрять учеников за активное участие в работе, предоставлять им возможность самореализации.   Учащихся   должно   быть   не   более   30   человек,   тогда   их   можно   разделить   на группы   по   5­6   человек.   Очень   важно,   чтобы   каждый   был   услышан,   каждая группа имела возможность выступить по проблеме.  Процедуру и регламент урока надо обсудить в начале занятия и не нарушать их.  Ученики могут делиться на группы добровольно, но обязательно надо добиться, чтобы группы были примерно равны по силам. Методические   приемы   критического   мышления,   используемые   на   уроках информатики «Мозговой штурм» заключается в том, что задаются вопросы разного уровня.  I уровень ­ что ты знаешь?  II уровень ­ как ты это понимаешь? (применение других знаний, анализ)  III уровень ­ применение, анализ, синтез  • • • • Тема урока «Защита информации» Вот один из  примеров использования приемов «Мозгового штурма», когда учащимся 11 класса (базовый уровень) по теме «Защита информации» предлагаются вопросы: 1. Что угрожает информации? 2. От кого нужно защищать информацию? 3. Как защитить информацию?   Метод записной книжки Хефеле заключается в том, что за неделю до  коллективного обсуждения  учащимся выдаются записные книжки и сообщается тема,  по которой они должны в течение недели делать в ней записи. Записи делаются по  датам недели, и их должно быть не менее 7. Вот примеры использования приемов «Метода записной книжки Хефеле»: При изучении темы «Алгоритмы и их виды» учащимся 9 класса предлагается задание:     В течение недели вы должны записать в книжки, где вы в жизни встретились с алгоритмами и определить их вид. При изучении темы  «Создание мультимедийных презентаций».  При подготовке к зачетной (проектной) работе учащимся за неделю дается задание: В   течение   недели   соберите   материал   про   известного   человека   нашего   поселка   по плану:     ­ детство и юность;  ­ чем известен; ­ его заслуги; ­ какой вклад вносит в развитие нашего поселка. Дети   собирают   материал,   проводят   интервью,   анкетирование,   записывая   все   это   в записную   книжку   («Книга   мысли»).   На   уроке   работают   с   найденной   информацией:   с текстовой, графической, составляют диаграммы (анализ анкеты) и т.д.  Метод   фокальных   объектов  состоит   в   переносе   на   заданный   объект   новых, неожиданных свойств. Пример задания: Что   общего   между     линейкой   Уатта,   изготовленной   в   1779   году   и   современным компьютером.  Метод синектики основан на превращении непривычного в привычное, а привычного в непривычное. Например, при изучении темы «Работа в Photoshop» дети получают задание:  Как в наше время  могла бы выглядеть Баба Яга (открывают  файл с Бабой Ягой и работают с ним)  Урок – суд над компьютером Выбираются действующие лица: Судья, Прокурор, Адвокат, Подсудимые: Процессор, Память, Монитор, Клавиатура, Мышь, Принтер, Сканер и т.д. Прокурор   обвиняет   Устройства компьютера в ненадобности, а Адвокат старается доказать   обратное.   Каждое   устройство   подробно   рассказывает   зачем   оно   необходимо. Присутствующие могут задавать вопросы с разрешения судьи. Театрализованный урок, как показывает практика, дает учащимся возможность лучше понять функции каждого устройства.  Сократовский диалог ­ это умение задавать вопросы, доходить до сути явления. функции   каждого   устройства.  Сократовский   диалог  ­  это   способ   становиться   разумно мыслящим существом. Например, урок в форме «Круглого стола» по теме «Антивирусные программы». Заранее дается нескольким  детям задание:    «Подготовить информацию о каком­то определенном виде антивируса».  Урок проходит в обсуждении. Делаются выводы.  Прием «Инсерт» I – interactive самоактивизирующая  N – noting      (диалоговая)             «» – уже знал S – system     системная разметка   «+» – новое E – effective   для эффективного     «–» – думал иначе R ­ reading &  чтения и T – thinking  размышления. Прием работы с книгой.     «?» – есть вопросы Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и  внимательного. В информатике есть работа с учебником, когда мы выполняем практическую  работу. Учащийся  не просто читает, а вчитывается в текст, отслеживает собственное  понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации.  Например, на уроке по текущей теме каждому учащемуся раздается печатная  информация. Справа на информационном листке остается чистый прямоугольник. При работе с  текстом, к чистой части листа прикладывается прямоугольник аналогичных размеров, на  котором ученик классифицирует информацию с помощью специальных разметок (V, +, ­ , ?).  После этого заполняется таблица «Инсерт» Таблица заполняется индивидуально.  Разбивка на кластеры  Кластер ­ графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу   какой­либо   темы.   Вот,   например,   взять   тему   в   9   классе   «Алгоритм,   свойства, исполнители». Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки­ лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.  Прием кластера удобно использовать как промежуточную оценку работ учащихся, их понимание рассмотренных понятий.   Механизм ЗУХ (знаю, узнал, хочу узнать). В каждую из колонок необходимо  разнести полученную в ходе урока информацию.  Такой прием  позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика на уроке, его понимание и интерес к изучаемой теме. Обращаться к этой таблице можно несколько раз за урок. На этапе Вызова заполняется первая колонка, на этапе Реализации – вторая колонка и на этапе Рефлексии – третья.  Например, в 11 классе (базовый уровень) теме «Моделирование»: Таблица 1 Знаю Что   такое   модель.   Виды моделей. Узнал новое Табличные модели. Хочу узнать подробнее Компьютерное моделирование.  Схема Фишбоун. Выделяется проблема, а затем с помощью фактов она  разрешается. Работают дети с различными источниками информации, опять же стараются  выбрать главное, соответствующее данному вопросу. Детям даются ссылки на сайты, где можно найти информацию по данной теме. Они работают с информацией, выбирают главное, выстраивают ее в хронологическом порядке. Рисунок 1  Прием «Корзина» идей, понятий, имен... Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии  урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний.  Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске рисунок или значок корзины. Идет обмен информацией по процедуре: 1. Классу задается прямой вопрос о том, что известно по определенной проблеме; 2. Ученики записывают все, что знают по теме (1­2 мин.) 3. З минуты для обмена информацией в группах, парах; 4. Каждая группа по кругу называет какой­то один факт, не повторяя ранее сказанного 5. Учителем составляется список всех предложенных идей 6. Ошибки исправляются по мере изучения новой информации.  Например,  на уроке изучения «Линейного алгоритма» в 6 классе можно предложить учащимся высказать,  как они думают какой алгоритм  можно назвать линейным,  привести примеры.   На   уроке   изучения   «Цикла»   предложить   предположить,   что   такое   цикл,   какие примеры циклических действий они могут привести.  Поставь цель Называется тема урока, а учащиеся сами должны определить цель урока.  В конце урока рефлексия проводится на основе поставленной в начале урока цели Тема урока «Поиск информации в Интернет»   Цель: узнать способы поиска информации в Глобальной сети Интернет.  Пчелиный улей. Группами, парами и т.д. учащиеся разгадывают кроссворды и ребусы «на скорость».  Мудрые совы Этот приём требует максимального применения всех форм мышления. Это часть проблемного обучения. Учащиеся получают задание. Сами ставят перед собой цель. Разрешают проблему путём обсуждения, спора.  Шляпа мышления Одевается условная шляпа Синяя – мышления Красная – творчества Зеленая – самостоятельной работы Выпиши ДОСТОИНСТВА и НЕДОСТАТКИ СТРУЙНЫХ и ЛАЗЕРНЫХ принтеров.  Сам себе помощник Этот приём всегда имеет связь с жизнью, то , что в данный момент может быть интересно  детям.  Пример: Рассчитать свои биоритмы с помощью программы Excel по формулам и построить  график. Думать критически ­ это:  Проявлять любознательность  Использовать исследовательские методы  Ставить перед собой вопросы  Осуществлять планомерный поиск ответов  Вскрывать причины и последствия фактов  Сомнение в общепринятых истинах  Выработка точки зрения и способность отстоять ее логическими доводами  Внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление Итак,  технология  развития  критического  мышления   помогает выстроить   совместную деятельность с учениками так, чтобы поиск и творчество давали возможность реализоваться каждому ученику. Открытия, сделанные на уроках в результате поиска, незаметно становятся привычкой для детей.

Статья и презентация "Методические приемы критического мышления, используемые на уроках информатики и математики"

Статья и презентация "Методические приемы критического мышления, используемые на уроках информатики и математики"

Статья и презентация "Методические приемы критического мышления, используемые на уроках информатики и математики"

Статья и презентация "Методические приемы критического мышления, используемые на уроках информатики и математики"

Статья и презентация "Методические приемы критического мышления, используемые на уроках информатики и математики"

Статья и презентация "Методические приемы критического мышления, используемые на уроках информатики и математики"

Статья и презентация "Методические приемы критического мышления, используемые на уроках информатики и математики"

Статья и презентация "Методические приемы критического мышления, используемые на уроках информатики и математики"

Статья и презентация "Методические приемы критического мышления, используемые на уроках информатики и математики"

Статья и презентация "Методические приемы критического мышления, используемые на уроках информатики и математики"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.