Статья "Игры на уроках русского языка: развлечение или необходимость?
Оценка 5

Статья "Игры на уроках русского языка: развлечение или необходимость?

Оценка 5
Занимательные материалы +5
doc
русский язык
Взрослым
24.02.2019
Статья "Игры на уроках русского языка: развлечение или необходимость?
Статья - обобщение педагогического опыта на тему "Игры на уроке русского языка: развлечение или необходимость?" Статья содержит обоснование проблематики современного педагогического процесса, пути возможного решения актуальных проблем, разработанные на основе тридцатилетнего педагогического опыта практические рекомендации, связанные с использованием на уроках русского языка игровых технологий. Статья содержит авторские разработки, прошедшие многочисленную апробацию в классах с различным уровнем обученности.
статья Игры на уроках русского языка развлечение или необходимость.doc
Игры на уроках русского языка: развлечение или необходимость 1                                                                                                                      Автор статьи:                                                                Трулова Татьяна Ивановна,                      учитель русского языка и литературы                                                                                     Теоретическая интерпретация ГБОУ   г.   Москвы   «Школа   №   2101 «Филевский образовательный центр»    Актуальность Для учащихся грамматика русского   языка есть наука трудная, внушающая                  страх и отвращение…              Между тем должно быть совсем               наоборот, потому что изучение     грамматики в приложении к родному   языку естественно, очень легко.     Проблемы при изучении родного языка существуют очень давно. Не парадокс ли: родную речь ребенок воспринимает с первых дней жизни, а в итоге приобретает стойкую нелюбовь. Великий русский писатель Л.Н. Толстой в своей яснополянской школе после неудачных попыток вообще отказался от преподавания грамматики. Причина известна: он не смог заинтересовать ею детей.  В.Г. Белинский В настоящее время эта проблема не потеряла своей актуальности. Не секрет, что и сегодня для многих учеников русский язык не является любимым предметом. К седьмым­ восьмым классам интерес к изучению русского языка пропадает у большинства детей. Объясняется   этот   факт   многими   причинами.   Множество   громоздких   правил,   большое количество исключений, немалая доля форм употребления в речи, которые не поддаются обобщению   (список   можно   продолжать)   ­   это   все   негативно   сказывается   на   изучении предмета,   внушает   и   по   сей   день   «страх   и   отвращение»,   и   как   результат   ­   ведет   к ухудшению грамотности у среднестатистического ученика. Изучение   курса   русского   языка   строится   на   использовании   преимущественно словесно­логической формы мышления. Наглядные пособия (таблицы, схемы) не меняют сути дела, так как они в письменной форме повторяют те же положения, что и правила. «Сухой» учебный материал усваивается детьми с большим трудом. Именно   поэтому   одной   их   главных   задач   учителя   является   формирование   и развитие   у   школьников   интереса   к   предмету   и   воспитание   потребности   изучать   его. Педагогами   и   психологами   доказано,   что   познавательный   интерес   является   основным мотивом   обучения,   поэтому   развитие   интереса   к   русскому   языку   оказывается   столь важным   и   необходимым   для   учащихся.   Ключом   к   пробуждению   и   развитию познавательного интереса является игра. Ребенок – существо само по себе действенное. Ему нужно все пощупать, познать, «впитать» все, что ему говорят, успеть задать тысячу вопросов. Это его естественное состояние   –   учиться.   Его   суть–   это   состояние   активной   учебы,   постоянный   поиск источников знаний для жизни. И мы, к великому нашему сожалению это желание учиться, у   него   отбиваем.   Чем?   Навязываем   свою   форму   получения   знаний:   специфическую, учебно­школьную. За парту сажаем, за учебники. А ему хочется играть, бегать, прыгать. 2 Разве   меньше   он   получит   в   ходе   игры   того   же   опыта   и   знаний,   чем   за   партой?     С уверенностью скажу – еще и больше!  Ребенок развивается, он «образовывается» намного активнее, чем сидя статично за партой, ибо это его действие, это его человеческое естество! Игра – это увлечение. Так почему не увлечь его игрой в школе, учебную программу не преобразовать в игру? Не ребенка   под   себя,   а   себя   преобразовать,   переделать   под   ребенка,   и   наше   обучение, воспитание принесет намного больший результат. Предлагаемый   мною   опыт   ­   это   результат   многолетних   наблюдений   и экспериментов, творчества и практических исследований, результат долгих раздумий о том, как сделать уроки для ребят интересными, разнообразными, продуктивными. Чтобы ученики приходили за знаниями без страха и боязни, чтобы с интересом ожидали чего­то нового   и   необычного.   Чтобы   уроки   проходили   на   одном   дыхании.   Чтобы   ученики   не смотрели с тоской на часы в ожидании спасительного звонка на перемену. Чтобы правила учились легко и без напряжения, а полученные знания надолго оставались в памяти. Что может быть большей наградой для учителя, чем радостная улыбка и пытливый огонек жажды знаний в глазах ученика?! А для этого. просто необходим интерес. Интерес   ­   это   такое   эмоциональное   отношение   учащихся   к   предмету,   которое вызывает у детей желание познать изучаемое и стимулирует увлечением этим предметом. Внешне это отношение выражается  в пытливости, в любознательности  учащихся, в их внимании   и   активности   на   уроке.   Выделяются   три   уровня   познавательного   интереса. Элементарным уровнем принято считать «открытый, непосредственный интерес к новым фактам, к занимательным явлениям, которые фигурируют в информации, получаемой на уроке». Более высоким считается интерес к познанию существенных свойств, предметов и явлений. Этот уровень требует поиска, оперирует имеющимися знаниями, догадками. Наиболее высокий уровень познавательного интереса составляет интерес школьников к причинно­следственным связям, к выявлению закономерностей. Сущность опыта. Формирование   интереса   к   предмету   –   важная   составная   часть   педагогического процесса.   Помочь   учащимся   в   полной   мере   проявить   свои   способности,   развить инициативу,   самостоятельность,   творческий   потенциал–одна   из   основных   задач современной   школы.   Успешная   реализация   этой   задачи   во   многом   зависит   от сформулированности у учащихся познавательных интересов, любви к предмету, желания изучать его. Традиционно   проблема   развития   познавательного   интереса   ребенка   решается средствами   занимательности   в   обучении   русскому   языку.   Существует   большое количество разнообразных ребусов, лингвистических игр и головоломок, занимательных иллюстраций. К сожалению, нельзя говорить о наличии систематизации этих заданий, но они существуют и используются в практике учителей в большей или меньшей степени (чаще   всего   на   внеклассных   мероприятиях,   предметных   неделях   и   открытых   уроках). Однако   следует   больше   и   активнее   использовать   так   называемую   «внутреннюю» занимательность самого предмета, тесно связанную с изучаемым учебным материалом, и врожденную   любознательность   детей.   Внутренняя   занимательность   –   это   появление необычных, нестандартных ситуаций с уже знакомыми детям понятиями, возникновение новых «почему» там, где, казалось бы, все ясно и понятно. Это, наконец, проникновение в методику элементов игровой деятельности, которая, естественно, присуща ребенку. Чему нужно научить ребенка при обучении русскому языку? Размышлять, объяснять, выбирать, сравнивать, высказывать догадки, проверять, правильны ли они; наблюдать, обобщать и делать выводы. 3 Линия   на   развитие   основных   компетенций,   учащихся   достаточно   четко прослеживается   в   учебниках   русского   языка,   поэтому,   я   считаю,   нет   необходимости полностью   «перекраивать»   уже   сложившуюся   систему   обучения.   В   своей   практике   я пользуюсь   основными   планами   и   учебниками,   но   с   добавлением   «внутренней» занимательности русского языка. Особенности методики Изучение теоретического материала I.   Для   того   чтобы   школьники   были   активными   в   процессе   обучения,   необходимо искоренить   страх   учащихся   перед   объемными   правилами.   Для   этого   я   использую стихотворные   правила,   основными   принципами   которых   является   краткость, лаконичность и четкость в формулировках. (Мною создан сборник стихотворных правил по  основным   разделам   русского   языка).   Стихи,   как   известно,   легче   учатся   и   надолго остаются   памяти.   В   отличие   от  песенок   «Радионяни»,   стараюсь   отразить   в   стихах   не частные случаи, а полное, систематизированное правило. Правописание суффиксов ­ЕЦ и ­ИЦ в существительных Проверяя ­ИЦ и ­ЕЦ, Ты возьми за образец: В женском роде пишем ­ИЦ, ­ЕЦ ­ в мужском (беглец, отец). В среднем же (внимание!) Всем правит окончание. Коль ударное оно, Значит слово с ­ЕЦ дано. Коль без ударения ­ Ставь ­ИЦ ты без сомнения. Все примеры налицо: ПлатьИЦе, но письмЕЦо. Запомнить теорию тоже помогут короткие стихи­правила. Возвратность глагола Чтоб возвратность нам узнать, Нужно постфикс поискать. Если –СЬ и –СЯ в нем есть, То возвратность будет здесь. Если постфикс –СЯ ушел –  Невозвратным стал глагол. 2)   Многие   учителя   знают,   как   трудно   ученикам   систематизировать   морфологические признаки   разных   частей   речи,   удержать   в   памяти   схемы   морфологического   разбора. Стихи­правила,   содержащие   все   критерии   разбора,   помогают   преодолеть   путаницу   в морфологических признаках, систематизировать материал. Например: Морфологический разбор имени существительного Имя существительное – Кто? И Что? – предмет. Как его нам разобрать, Слушайте ответ. 4 Собственность, одушевленность, Род, склонение. Измени падеж, число, Будет дополнение. Но если смысловой вопрос Поставим обстоятельно: Откуда? Где? Когда? И как? – Получим обстоятельство Я   заметила   очень   интересную   особенность   современных   школьников:   учащиеся прекрасно   запоминают   аббревиатуру.   Эту   способность   я   использую   для   запоминания разрядов частей речи: Разбор местоимения Вместо имени любого  Есть местоимение. Мы разряды ПНУЛО ВОВО Вспомним, без сомнения. Мы изменим признаки: Род, падеж, число Роль же в предложении Имя даст само. (ПНУЛО ВОВО – притяжательные, неопределенные, указательные, личные,  отрицательные, вопросительно­относительные, возвратные, определительные). 3)   В   русском   языке   множество   слов­исключений.   Нередко   эти   слова   достаточно многочисленны   и   представлены   в   учебниках   в   алфавитном   порядке.     Перспектива заучивания   такого   списка   слов­исключений   нередко   вызывает   у   учеников   панический страх, что отнюдь не способствует ни быстрому и качественному усвоению материала, ни повышению интереса учеников к русскому языку. И даже с трудом вызубренные слова­ исключения   очень   быстро   и   бесследно   улетучиваются   из   памяти.   И   тут   на   помощь приходят правила­стихи. Конечно, такие правила стихами назвать можно весьма условно, скорее   это   метроритмические   группировки,   но  и   они   существенно   облегчают   процесс запоминания и продлевают жизнь правилам в памяти учеников. Исключения с одной согласной Ты запомни исключенья, Где совсем нет удвоенья. (Не всегда ведь удвоенья  Пишутся без измененья): Оперетка, пятитонка, Финский, манка и колонка, И антенщик, и кристальный, Грампластинки диск зеркальный, Военком и форменка­ Нет двойных, запомни­ка! Исключения с удвоенной согласной Ж 5 Можжевельник, вожжи,  Жжет, жужжать и дрожжи. Здесь две Ж мы слышим, Две их и напишем. Жужелица лишь с одной Ж напишем мы с тобой. II. Современные ученики, воспитанные на компьютерных играх, презентациях и рекламах, сжатый, систематизированный материал, представленный в таблицах, усваивают лучше, чем разбросанный и пространно изложенный в параграфах учебника. Поэтому следующий принцип,   который   я   использую   в   своей   практике,   принцип   опережающего систематизированного обучения. Он основан на объединении разрозненного материала и подаче   его   в   обобщенном   виде.   Например,   изучение   написания   мягкого   знака   после шипящих, начатое в начальной школе при изучении личных форм глагола, заканчивается в 7   классе   при   изучении   наречий   и   частиц.   Считаю   целесообразным   дать   .в   5   классе сводную таблицу написания Ь во всех частях речи. Это немного выбивает из привычного планирования   учебного   материала,   но   дает   общее   представление   о   функциональных возможностях мягкого знака и временное преимущество для более прочного усвоения изученного  материала. Написание Ь во всех частях речи Ь пишется 1. В существительных ж.р. 3 скл 2. Во всех глагольных формах: ­2­е. лица ед.ч.; ­инфинитиве; ­повелительном наклонении. 3. В наречиях, кроме 4. В частицах: ишь, вишь, лишь, бишь Ь не пишется 1. В существительных м.р. 2 скл 2. В существительных  множ ч. Род п: ­ 1­го скл.; ­2­го скл. 3.В   наречиях­исключениях:   уж,   замуж, невтерпеж 4. В краткой форме прилагательных Этот   же   принцип   я   использую   при   изучении   в   5   классе   сразу   всех   морфологических признаков глагола, представленный в таблице «Веселая скакалочка» Морфологический разбор глагола Произведем скакалочкой веселой.     (ПМП)                                               (НМП)         СПРЯЖЕНИЕ          ВИД         ЧИСЛО ЛИЦО РОД ВРЕМЯ          ВОЗВРАТНОСТЬ НАКЛОНЕНИЕ                                                                                           ПЕРЕХОДНОСТЬ 6 III.   Для   того,   чтобы   максимально   сократить   объем   «зазубриваемого»   материала,   я стараюсь   подключить,   где   возможно,   логику   учащихся   и   знания,   полученные   при изучении других предметов. Так,   например,   «ресурсы   памяти»   можно   сэкономить   на   заучивании   терминов. Учителя­практики знают, что немалую путаницу доставляют, например, ОМО: омонимы, омоформы,   омофоны,   омографы.   Эту   проблему   я   с   легкостью   решаю,   дав   учащимся перевод корней.  Омографы Омонимы Омофоны Омоформы Можно одно слово, В тетради написать, Но с разным ударением То слово прочитать. В языке такое слово Вмиг я отыщу. «Омо» ­ одинаково, «Графо» ­ я пишу. Есть слова похожие, Но разные. Что с ними? «Омо» ­ одинаковый, А «нимы» ­ это имя. Похожи, без сомнения, Но разного значения. Слова, в звучанье схожие, Словно дятла стук. «Омо» ­ одинаковый, А «фон», конечно, звук. Начинают вдруг слова Одинаково звучать, Непохожие всегда, Начинают совпадать. Нарушенье нормы? Нет, это омоформы! IV. Требование современной школы ­ использование здоровьесберегающих программ.  Я полностью согласна с тем, что во время урока дети должны отдыхать, расслабляться, выполнять   физические   упражнения.   Но   ведь   их   можно   связать   с   трудным   правилом русского   языка   и   направить   на   увеличение   познавательного   интереса   к   предмету   и развитие   творческого   потенциала   учеников.   одной   из   любимых физкультминуток у моих учеников является «Зарядка с наречиями». Дети с увлечением выполняют движения и повторяют правописание наречий:   Например, 7 Зарядка с наречиями Влево, вправо, вверх и вниз Пиши слитно, не ленись! Врозь, вприпрыжку, и вприсядку, Вкруговую и внакладку, Снова вбок, назад, вокруг Слитно пишутся, мой друг! Обобщение теоретического материала   Любой   учитель   знает,   что   теоретический   материал   необходимо   повторять, обобщать   и   закреплять.   На   это   учебной   программой   всегда   отводится   определенное количество   часов.   Приемы   обобщения   и   закрепления   изученного   материала   весьма разнообразные: диктанты с грамматическим заданием, тесты, словарные, выборочные и распределительные   диктанты,   проверочные   упражнения,   лингвистические   игры, обобщающие   таблицы…   В   своей   практике   я   стараюсь   использовать   разнообразные методы и приемы. Но для того, чтобы повысить мотивацию к изучению предмета, интерес к   самому   процессу   обучения,   я   часто   применяю   «Теоретические   кроссворды»   по пройденной   теме.   Эта   работа   воспринимается   учениками   как   занимательная   игра, которая   позволяет   проверить   и   систематизировать   полученные   знания,   повторить термины   и   основные   правила.   Ключевое   слово,   которое   получается   при   правильных ответах на все вопросы, является некоторой подсказкой, его использование  позволяет ученикам подключить логику и быстро «прокрутить» в голове все знания по данной теме. К тому же данная игра готовит теоретическую базу для сдачи ГИА и ЕГЭ, требующую не столько   умения   формулировать   определения,   сколько   необходимости   глубоко   их понимать. Теоретические  кроссворды  учитель сможет составить  по любой пройденной теме.   Мною   написано   учебное   пособие,   состоящее   из   50   кроссвордов   по   основным разделам и темам. ЗАДАНИЕ: Ответь на вопросы, данные справа. Вставь указанную букву разгаданного  слова в центральный столбик и прочитай ключевое слово. Правильность  полученного ключевого слова означает, что кроссворд разгадан без ошибок.              Кроссворд № 1. «Разделы лингвистики» 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 4 2 1 5 4 1 7 1. Раздел лингвистики, изучающий слова и их значения 2. Раздел лингвистики, изучающий словосочетания и предложения 3. Раздел лингвистики, изучающий способы образования слов 4. Раздел лингвистики, изучающий постановку знаков препинания 5. Раздел лингвистики, изучающий звуки 6. Раздел лингвистики, изучающий слова как части речи 7. Раздел лингвистики, изучающий правописание слов Ответы на кроссворд № 1                                 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7.        Лек С икология            С И нтаксис С ловообразование      Пунк Т уация       Фон Е тика М орфология А фия   Орфог р 8 Данная   форма   проверки   знаний   способствует   активизации   творческой деятельности   учеников   Более   половины   учащихся   сами   составляют   подобные кроссворды, а это требует неоднократного и детального повторения теории и помогает прочнее запомнить изученный материал. Закрепление теоретического материала на практике                   Широко   известная   старинная   поговорка   гласит:   «Повторенье   –   мать   ученья».   Теперь иногда   ей   противопоставляется   другая:   «Применение   –   мать   учения».   Вторая формулировка больше отвечает современным задачам, стоящим перед нашей школой, но надо иметь в виду, что применение знаний не исключает повторения, а включает его в себя, но при этом имеется в виду повторение не однообразное или монотонное, а такое, которое предполагает изменение как самих знаний, так и условий их использования. Хорошее знание правил – это лишь пятьдесят процентов успеха. Важно также и  умение применять выученное правило на практике. В этом тоже могут помочь игры.  Для  закрепления теоретического материала на практике я стараюсь использовать большое  количество разнообразных лингвистических игр и упражнений. Но самой любимой у моих учеников является игра «Веселые клеточки». Ценность ее в простоте, универсальности,  мобильности, быстроте проведения, достаточном объеме проверяемого материала и  наглядности полученных результатов. Это значит, что игру можно использовать для  проверки знаний практически по любой теме, подготовка и проведение игры не требует  много времени, ученик имеет возможность за 2­3 минуты проработать 25 слов.  Результаты такой проверки знаний наглядны: если слова написаны учеником правильно,  то из заштрихованных клеточек получится определенная цифра или буква, и сразу будет  видно, в каком слове ученик ошибся. Эффективность игры «Веселые клеточки» доказана многолетней педагогической  практикой и многочисленными экспериментами среди учащихся 5­9 классов. По  практическому применению этой игры в педагогической деятельности   написана научно­ исследовательская работа «Игры на уроках русского языка: развлечение или  необходимость?», получившая высокую оценку экспертной комиссии. Мною создано учебное пособие «Веселые клеточки», которое состоит из 3­х  частей. Первая содержит 100 игр, подобранных по наиболее трудным темам русского  языка. Вторая предназначена для повторения всего курса. Третья содержит ответы на  задания 1­й и 2­й частей.  Вот пример одного из заданий игры «Веселые клеточки» № 11. Вставь О­А в корнях с чередованием и заштрихуй клеточки с А.    Выр..с, уг..реть, тв..рец, выск..чка, отр..сль Заг..реться, л..житься, р..сток, р..стение, ск..чок Прил..жение, подск..чить, предл..гать, к..снуться, держаться на  пл..ву Вым..кнуть, з..рница, обм..кнуть, ск..кать, к..сательная линия К..саться, м..крица, р..стовщик, стихотв..рение, р..стительная среда 9 Ответы к № 11 А А А А А А А А А А А Такую игру может без труда составить учитель­предметник по практически любой теме. Она не требует большого количества времени на подготовку и проведение, всегда сопровождается   радостью   учеников   и   позитивными   эмоциями.   Кроме   того,   учащиеся сами   с   удовольствием   составляют   подобные   игры,   в   процессе   создания   которых повторяют и закрепляют изученный материал. Путем проведения эксперимента выявлена роль   данной   игры   в   повышении   грамотности   учащихся   (количество   ошибок   на определенное  правило  уже после однократного  проведения  игры снижается  на 30 %!) Кроме   того,   эта   игра   несет   в   себе   заряд   позитивных   эмоций,   занимательности, пробуждает у детей интерес к урокам русского языка. Система работы 1 этап. Лингвистическая разминка, орфоэпическая или орфографическая дуэль. 2 этап. Формирование представлений учащихся о разделах лингвистики и базовых знаний основных лингвистических понятий и определений. Использование стихотворных правил для   заучивания   теоретического   материала   и   слов­исключений.   Использование обобщающих таблиц и опорных схем. 3 этап. Для повторения и обобщения теоретического материала использование на уроках теоретических кроссвордов, составленных как учителем, так и самими учащимися. Во время проведения игры закрепляются основные лингвистические понятия и определения, систематизируются   полученные   знания.   При   создании   кроссворда   учащиеся вырабатывают навык точной и корректной формулировки вопроса или задания.  4   этап.   Для   закрепления   теоретических   знаний   на   практике   использование лингвистических игр, в частности, «Веселых клеточек». 5 этап. Использование на различных этапах уроков разных видов диктовок, графических диктантов, схем текстов, перфокарт, опорных конспектов и таблиц  6   этап.   Довольно   часто   предлагаю   ученикам   творческие   задания,   направленные   на расширение  лексического  запаса, развитие внимания, логики. К выполнению подобных заданий с увлечением подключаются и родители Учащиеся   5­9   классов,   уроки   русского   языка,   внеклассные   и   факультативные Область применения. занятия, индивидуальная работа с учащимися. Продуктивность опыта  1).   Повышается   мотивация   учащихся,   пробуждается   интерес   к   самому   предмету   и процессу его изучения; 2) самостоятельность;   Стимулируется   творческая   активность   учеников,   инициативность   и 10 3) происходит  развитие личностно­мотивационной и аналитическо­синтетической  сфер ребенка, памяти, внимания и ряда других важных психических функций.  4) учащиеся успешно овладевают системой знаний, практическими умениями, которые предусмотрены программой по русскому языку и в процессе организации внеклассной работы.  Условия применения опыта. Для   успешного   использования   опыта   необходимо:   в   системе   заниматься самообразованием, иметь в наличии учебно­методическую базу (все три учебных пособия, взаимосвязанных   между   собой:   «Стихи­правила   по   русскому   языку»,   «Теоретические кроссворды» и «Веселые клеточки») Наладить тесный контакт с родителями, чтобы они стали помощниками и союзниками в интеллектуальном развитии и воспитании детей Условия формирования опыта. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу,  самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы.  Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся  познавательных интересов. Русский язык дает реальные предпосылки для развития как творческого  потенциала учащихся, так и логического мышления. Задача учителя – полнее  использовать эти возможности при обучении детей русскому языку. Ученье   –  процесс   двусторонний:   работают   дети,  работает   учитель;  он  ведет   за собой учащихся, руководит их деятельностью, организует и направляет её. Традиционно   проблема   развития   познавательного   интереса   ребенка   решается средствами   занимательности   в   обучении   русскому   языку.   Однако   следует   больше использовать   так   называемую   «внутреннюю»   занимательность   самого   предмета,   тесно связанную   с   изучаемым   учебным   материалом,   и   врожденную   любознательность   детей. Внутренняя занимательность – это появление необычных, нестандартных ситуаций с уже знакомыми детям понятиями, возникновение новых «почему» там, где, казалось бы, все ясно и понятно (но не только на первый взгляд). Это, наконец, проникновение в методику элементов игровой деятельности, которая, естественно, присуща ребенку. Чему нужно научить   ребенка   при   обучении   русскому   языку?   Размышлять,   объяснять,   выбирать, сравнивать, высказывать догадки, проверять, правильны ли они; наблюдать, обобщать и делать выводы. Основные принципы опыта К новым принципам, наряду с общепринятыми, относятся следующие: 1.          Принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребенка.   Он  предполагает, что учитель использует во время учебно­воспитательной работы на  уроках русского языка такие методы и приемы, подбирает и составляет такого рода  задания, в процессе выполнения которых у учащихся не только формируются умения  и навыки самостоятельно решать поставленные задачи, сознательно пользоваться  приобретенными знаниями, но одновременно совершенствуется ряд интеллектуальных качеств. 2.          Принцип действенного творческого подхода   к обучению заключается в такой  организации и проведении уроков русского языка, в результате которых  вырабатывается высокая мотивация к глубокому и всестороннему изучению  предмета, пробуждается огромный  творческий потенциал, инициативность и  самостоятельность, осуществляется поиск детьми собственных, неординарных путей изучения материала, в максимальной степени активизируется их образно­ мыслительная деятельность, и совершенствуются интеллектуальные качества. 3.          Принцип обоснованного ответа   предполагает полное, последовательное,  доказательное объяснение учащимися своего мнения на уроках русского языка.  Эффективность реализации этого принципа зависит от учителя, который  предоставит сложный теоретический материал в более простой, доступной, сжатой и удобной для запоминания форме.                                                              Заключение 11 Самая важная задача обучения – дать ученику знания, которые пригодятся ему в  жизни. Ключом к прочным и глубоким знаниям является интерес. Если ребенок  будет усваивать знания без интереса, то и запомнит он их не далее, чем до конца  урока. Стоит ли здесь говорить о прочных знаниях. Лишь те знания, которые  подкрепляются на эмоциональном уровне, остаются в памяти надолго.  Чтобы ученики с радостью шли в класс, чтобы испытывали удовольствие от  процесса познания, чтобы удовлетворенными уходили с урока, необходима игра.  Игра раскрепощает, пробуждает интерес к предмету, заставляет думать и творить.  Игры могут быть самыми разнообразными. Специалистами доказано, что особенно  эффективным является рифмованный материал. Главный их критерий – краткость,  информационная емкость, юмор. Стихотворная форма надолго остается в памяти,  вызывает положительные эмоции при заучивании правил, благотворно влияет на  выработку оптимального темпа и ритма речи, одновременно развивая интерес к  стихам, улучшает память.  Несколько десятилетий назад большой популярностью пользовались «Веселые  уроки Радионяни».  Эту программу придумал Эдуард Успенский. Наши мамы и папы с увлечением распевали веселые песенки­правила. С тех пор прошло немало  времени, но и сегодня обучающие песенки Александра Ливенбука и Александра  Лившица помнят люди старшего поколения.  Всегда можно отыскать что­то интересное и увлекательное в жизни (оно  окружает нас), а тем более в русском языке. Нужно только найти это интересное и  подать детям, что побудит и их самих к подобным находкам и открытиям.  Благодаря проснувшемуся интересу нейтральная, а подчас неинтересная  информация преобразуется в прочные, глубокие знания.  Правило, пропущенное не  только через логику, но и эмоции (внутреннюю наглядность), удерживаются в  памяти гораздо дольше.  Игра выполняет важную функцию на уроке.  Я убеждена: использование игры на  уроках русского языка необходимо. Во­первых, практика использования игр уже  принесла свои плоды, что позволяет систематизировать первые удачные опыты; во­ вторых, применение игр необходимо с точки зрения возрастных психологических  особенностей учащихся; в­третьих, игры находят живой отклик у школьников,  способствуют развитию интереса к предмету, активизации мышления учащихся,  повышению успеваемости, позволяют экономить время при повторении. Древние римляне считали, что корень учения горек. Но когда учитель призывает в  союзники интерес, корень учения меняет вкус и вызывает вполне здоровый аппетит.                                                         Список литературы: 1. Бурмако В.М. Русский язык в рисунках. Книга для учащихся.­ М.: Просвещение,  1991. 2. Волина В.В. Русский язык.­ Екатеринбург. Изд­во «Арго»,1996. 3. Граник Г.Г. Секреты орфографии. Книга для учащихся. ­ М.: Просвещение, 1999. 4. Дзятковская Е.Н. Как преодолеть учебные затруднения у ребенка (методическое  пособие для учителей и родителей).­ Иркутск: ИПКРО, 2004. 5. Игровые задачи на уроках русского языка 5­9 классы (П.Аркадьев, А.Кадыкова,  Л. Кандинский и др.).­М.: ООО «Чистые пруды», 2005 12                                                             Приложение I V Теоретические кроссворды Повторение по теме «Имя существительное» обственные шевленные 1. 1 С 3 у 2           Од 8 щ ее 3 Подлежа 3 е 4           Пр 5 1 с 6 т 6     Имени 7          Кос 4 в 2 и 8               Ч 4 т 9         Сли 10           Н 2 е 11          Ск 3 л 12    Начал 6 ь 13         Раз 4 н 14  1 о 7 е 15 Дополн дмет обирательные ельный енные сло но склоняемые онение ная осклоняемые кончание ние 1Как называются существительные, которые пишутся с большой буквы? 2 Существительные, обозначающие предметы живой природы 3.Синтаксическая роль существительного в именительном падеже 4. Грамматическое значение имени существительного 5. Существительные, обозначающие совокупность однородных предметов (листва,  детвора) 6. В каком падеже стоит существительное, которое является подлежащим? 7. Как называются все падежи кроме именительного? 8. Морфологический признак существительного, который обозначает количество  предметов. 9. Как пишется НЕ с существительным, если слово можно заменить синонимом без не? 10 Существительные, не изменяющиеся по падежам и числам 11. Какой морфологический признак можно определить по роду и окончанию  существительного? 12.Как называется форма сущ­го, стоящего в И.п. ед. ч ? 13.Как называются 10 сущ­х на ­МЯ и слово ПУТЬ? 14. Какая морфема изменяется при склонении существительного? 15.Какова синтаксическая роль существительного, стоящего в косвенном  падеже? VII.Примеры лингвистических игр для интеллектуальной зарядки Игры со словами интересны и полезны, поскольку они активизируют словарный  запас, пополняют его, учат наблюдательности. Приведенные ниже лингвистические игры  и задания можно использовать в режиме урока (как для интеллектуальной зарядки, так и  методически связывая их с изучаемым материалом).  Задание 1. Веселые таблицы. Свободные клеточки необходимо заполнить буквами так, чтобы в каждом горизонтальном ряду получилось нарицательное имя существительное  единственном числе, именительном падеже.              Задание 2. Хочешь приз?  Вспомните слова, «вмонтировано» слово «приз». Например, сюрприз, призрак и т.д.  О О О О О О О О О О О О О О О в которые  каприз, Задание 3. Волшебный квадрат.                                                                                              Расставьте в свободных клеточках буквы так, чтобы в столбцах и строках с одинаковыми  номерами были записаны одинаковые слова. 13 Р И С К клетки словами К Л У Б Л У Б Задание 4. Лесенка. Заполните (сущ. в И п. Ед. ч.). А А А А А А А А А А А Задание 5. Анаграммы.                отличаются друг от друга только букв, например, куст­стук. И С К О О О О О О О О О О О Анаграммы­слова, которые  порядком заключенных в них  КЛОУН, КРОТ. ДАВЛЕНИЕ, ПАРАДОКС, СПАНИЕЛЬ. Задание 6. Псевдоанаграммы.                                                                                                 Восстановите слова, буквы в которых переставлены местами. 14 НЕАП                                   НОКУС                                           ФРАЖИ                                  НАУЛ                                   СЕЛЬР                                             ТРАНОК                                ЛАГФ                                   ЛОЕКЬ                                             БУРАДЖ                               ЛИОШ                                  МАНЕС                                           РЕГОЦ Задание 7.Палиндромы.                                                                                                   Составьте слова и фразы, которые одинаково читаются слева направо и справа налево.  Например, поп, кок, шалаш; Аргентина манит негра; он ест сено; около Миши молоко;  искать такси; тут как тут…  Задание 8. Найди слово.                                                                                                             Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого и началом второго. МЕ(  )ОЛАД (шок)                                 У(  )ОВА  (гол)                           ФОР(  )НИК (ель)    ЖЕЛ(  )СИН  (ток)                                  ГОР(  )ОЛАД (шок)                   НА(  )НЯ (род)        ТАМ(  )КА  (бур)                                    ЗА(  )ЕЦ  (бор)                            ВАМ(  )АТ (пир)     СВИР(  )НИК (ель)                                 ДРА(  )УРА (кон)                        КАР(  )НА (тон)     КИШ(  )ЕЙ  (лак)                                    ПО(  )АТКА (рог)                       КАР(  )ЕМЕЦ  (туз)                        АМ(  )АК (бар)                                        ВАМ(  )АМИДА (пир)                ГО(  )КОТ(бой)                ВОС(  )АРЬ (ток)                                    ВОК(  )ЕЖЬ  (зал)              КОВ(  )НЯ (бой)                    ПО(  )ОТОК (мол)                                   КАБ(  )ОШКО (лук)   ЧЕЛО(   )ТОР (век) Фотография 1. Командная игра «Волшебный домик». Задание: придумать и поочереди  записать как можно больше слов, начинающихся с буквы О и состоящих из 4 букв.  (на  крыше дома­ гласная О) Фотография 2. Проведение игры в 6 «А» классе    15

Статья "Игры на уроках русского языка: развлечение или необходимость?

Статья "Игры на уроках русского языка: развлечение или необходимость?

Статья "Игры на уроках русского языка: развлечение или необходимость?

Статья "Игры на уроках русского языка: развлечение или необходимость?

Статья "Игры на уроках русского языка: развлечение или необходимость?

Статья "Игры на уроках русского языка: развлечение или необходимость?

Статья "Игры на уроках русского языка: развлечение или необходимость?

Статья "Игры на уроках русского языка: развлечение или необходимость?

Статья "Игры на уроках русского языка: развлечение или необходимость?

Статья "Игры на уроках русского языка: развлечение или необходимость?

Статья "Игры на уроках русского языка: развлечение или необходимость?

Статья "Игры на уроках русского языка: развлечение или необходимость?

Статья "Игры на уроках русского языка: развлечение или необходимость?

Статья "Игры на уроках русского языка: развлечение или необходимость?

Статья "Игры на уроках русского языка: развлечение или необходимость?

Статья "Игры на уроках русского языка: развлечение или необходимость?

Статья "Игры на уроках русского языка: развлечение или необходимость?

Статья "Игры на уроках русского языка: развлечение или необходимость?

Статья "Игры на уроках русского языка: развлечение или необходимость?

Статья "Игры на уроках русского языка: развлечение или необходимость?

Статья "Игры на уроках русского языка: развлечение или необходимость?

Статья "Игры на уроках русского языка: развлечение или необходимость?

Статья "Игры на уроках русского языка: развлечение или необходимость?

Статья "Игры на уроках русского языка: развлечение или необходимость?

Статья "Игры на уроках русского языка: развлечение или необходимость?

Статья "Игры на уроках русского языка: развлечение или необходимость?

Статья "Игры на уроках русского языка: развлечение или необходимость?

Статья "Игры на уроках русского языка: развлечение или необходимость?

Статья "Игры на уроках русского языка: развлечение или необходимость?

Статья "Игры на уроках русского языка: развлечение или необходимость?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.02.2019