Статья "ИКТ на уроках биологии"
Оценка 4.7

Статья "ИКТ на уроках биологии"

Оценка 4.7
Педсоветы +1
doc
биология +1
Взрослым
05.03.2019
Статья "ИКТ на уроках биологии"
Статья "Информационно-коммуникативные технологии как средство повышения мотивации учащихся у изучению уроков биологии" рассказывает о том, каким образом можно применять ИКТ на уроках с целью привлечения внимания учащихся и на каких этапах урока. Сложность заключается в том, что не во всех классах есть ПК, поэтому на каждом уроке применять ИКТ не возможно.
Статья про использование ИКТ в биологии Святош В.В.doc

ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИКАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ

К ИЗУЧЕНИЮ БИОЛОГИИ

  Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции.          В.Сухомлинский

 

Время не стоит на месте, с каждым годом всё больше развивается наука и общество. В связи с этим увеличиваются потребности человека, возрастает значение формирования научной картины мира, которая, независимо от сферы деятельности человека, должна быть у каждого. Достижения науки уверенно внедряются в нашу повседневную жизнь, в разные её сферы. Поэтому для успешной адаптации личности к изменяющимся условиям необходимы знания основ науки и способов деятельности.

Современное общество предъявляет высокие требования как к выпускникам так и к компетентности педагога в его профессиональной деятельности. Поэтому школы должны адаптироваться к информационному веку. Появляются новые методы и средства в образовании, которые позволяют доступнее и нагляднее донести до учащихся учебный материал, происходит более рациональная организация познавательной деятельности школьников.

Современный учитель как один из важнейших участников образовательного процесса не может в своей работе не учитывать столь стремительного совершенствования информационных технологий. Опираясь на использование современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), педагог может сделать свою профессиональную деятельность более насыщенной и интересной, а также повысить собственный уровень самообразования. Принципы работы с компьютером должны стать необходимым компонентом современного урока.

Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет значительно расширить и разнообразить содержание обучения биологии, поскольку учителям естественных наук часто приходится сталкиваться с необходимостью объяснить ученикам суть того или иного процесса, происходящего в природе. На основании функционального назначения, выделяют восемь типов компьютерных средств используемых в обучении:

Ø    презентации,

Ø    электронные энциклопедии,

Ø    дидактические материалы,

Ø    программы-тренажёры,

Ø    системы виртуального эксперимента,

Ø    программные системы контроля знаний,

Ø     электронные учебники и учебные курсы,

Ø    обучающие игры и развивающие программы.

 Наиболее доступной формой обучения является применение презентаций с  включением дополняющих технологий. Электронные презентации можно рассматривать как дидактическое средство обучения, а мультимедийный проектор или интерактивную доску – технические средства, позволяющие показать презентации в классе.

На школьном уроке целью презентации может быть:

1) актуализация знаний;

 2) сопровождение объяснения учителем нового материала;

3) первичное закрепление знаний;

4) обобщение и систематизация знаний.

Самое главное в презентациях – краткость и точность высказываний и наглядность. На уроках биологии могут быть показаны эффектные превращения в форме мультипликации, схемы, таблицы, графики, портреты и высказывания учёных, звуковое сопровождение и т.д. На экране могут появляться определения, которые учащиеся записывают в тетради. Сочетание текста, рисунка, анимации, звукового сопровождения позволяет задействовать максимальное количество видов памяти: слуховую, эмоциональную, зрительную.

Использование тестов может быть целесообразным при проверке домашнего задания или при закреплении материала.

Презентации целесообразно использовать на любом этапе изучения темы и на разных этапах урока. Например, на лабораторных работах очень наглядно и удобно демонстрировать устройство микроскопа, строение клетки, системы органов, скелет и так далее. Это даёт наглядное, зрительное восприятие и дети лучше усваивают материал.

Особенно хорошо запоминается материал презентаций, которые готовят к уроку сами дети. Учащиеся при этом осваивают работу с компьютером, причём одну из самых распространенных программ - PowerPoint, изучают дополнительную литературу, учатся выбирать главное, концентрировать свою мысль. Доклады и рефераты, которые сдают учащиеся, как правило, не звучат на уроке из-за отсутствия времени. Презентации же можно включить в урок (в объяснение учителя) или предоставить возможность ученику выступить в роли докладчика и с помощью своей работы объяснить новый материал. Зная, что работа учащихся будет востребована, они более серьёзно относятся к такому домашнему заданию.

Применение компьютерной презентации PowerPoint на различных этапах урока биологии позволяет:

·                    Учителю: расширить возможности в выборе средств и методов обучения, разрабатывать собственные электронные пособия (лекции, инструкции к лабораторным работам, тестовые задания, опорные конспекты, виртуальные экскурсии и т.п.), использовать информационные объекты как иллюстративный материал к новым темам, готовить раздаточный материал для повторения и закрепления, стимулировать познавательный интерес школьников, формировать навыки самостоятельной работы учащихся, умения работать с информацией.

·                    Ученику: самостоятельно изучать новый материал, без использования специальных приборов рассматривать и изучать биологические объекты, наблюдать за живыми существами в их естественной среде с помощью виртуальных экскурсий, проводить исследовательскую и аналитическую работу путем создания рефератов и докладов с сопровождением в виде мультимедийной презентации, развивать творческие способности.

Использования таких форм обучения будет способствовать повышению успешности обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. При этом ученики работают не только с компьютерной презентацией, но и с книгой, тетрадью, записывают необходимые данные.

Применение компьютера, безусловно, делает занятия более наглядными и интересными. Уроки с применением информационно-коммуникационных технологий не заменяют учителя, а напротив, делают общение с учащимися содержательным, деятельным, индивидуальным, позволяют донести до учащихся огромный поток информации, развивая при этом зрительную память, акцентируя внимание на важных объектах.

Таким образом, применение компьютерных технологий на уроке позволяет ученикам с интересом и быстро усваивать больший объем научно-познавательной информации, урок становится более интересным и увлекательным, качество обучения учащихся повышается, но самое главное данный материал надолго остается в памяти.

В нашей школе уже несколько лет на уроках биологии применяются презентации, что позволяет рационально использовать урочное время, обращаться к принципиально новым познавательным процессам, использовать средства компьютерной графики и моделирования при изучении биологических явлений и процессов, развивать позитивную мотивацию учеников к изучению биологии.

В перспективе информационные и коммуникативные компоненты системы образования будут доминировать, поскольку жить и работать выпускникам школ придется уже в информационном обществе. Приоритетная роль в нём будет принадлежать фундаментальным знаниям об информационных процессах в обществе и новым информационным технологиям.

 


 

Список литературы:

1. Андреев А.А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования // Школьные технологии. 2001. № 3.

2. Башмаков М.И., Поздняков С.Н., Резник Н.А. Процесс обучения в информационной среде // Школьные технологии. 2000. № 6.

3.Суматохин С.В., Владимиров В.В. Новые информационные технологии в общем биологическом образовании // Биология в школе. – 2008. – № 4. – С. 20–25.

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫЕ

ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫЕ

Принципы работы с компьютером должны стать необходимым компонентом современного урока

Принципы работы с компьютером должны стать необходимым компонентом современного урока

На экране могут появляться определения, которые учащиеся записывают в тетради

На экране могут появляться определения, которые учащиеся записывают в тетради

Ученику: самостоятельно изучать новый материал, без использования специальных приборов рассматривать и изучать биологические объекты, наблюдать за живыми существами в их естественной среде с помощью виртуальных…

Ученику: самостоятельно изучать новый материал, без использования специальных приборов рассматривать и изучать биологические объекты, наблюдать за живыми существами в их естественной среде с помощью виртуальных…

В перспективе информационные и коммуникативные компоненты системы образования будут доминировать, поскольку жить и работать выпускникам школ придется уже в информационном обществе

В перспективе информационные и коммуникативные компоненты системы образования будут доминировать, поскольку жить и работать выпускникам школ придется уже в информационном обществе

Список литературы: 1. Андреев

Список литературы: 1. Андреев
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2019