Статья. Интеллектуальные игры по математике - познавательная активность школьников
Оценка 4.8

Статья. Интеллектуальные игры по математике - познавательная активность школьников

Оценка 4.8
Повышение квалификации
docx
математика
Взрослым
11.08.2018
Статья. Интеллектуальные игры по математике - познавательная активность школьников
Проблема формирования интеллекта и познавательного интереса к математике представляет собой особую значимость для методики преподавания математики. Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. В статье описывается как интеллектуальные игры способствуют активности мыслительной деятельности, повышают концентрированность внимания, настойчивость, работоспособность, интерес, создают условия для появления радости успеха, удовлетворенности, чувства коллективизма. Приведены примеры групп, классификации интеллектуальных игр.Данная статья нацелена на познавательную активность детей с применением интеллектуальных игр на занятиях по математике
СТАТЬЯ по математике Интеллектуальные игры.docx
Интеллектуальные игры по математике ­ познавательная активность школьников  Предмет математики настолько Серьёзен, что полезно не упускать Случая сделать его занимательным                                        Блез Паскаль                            Проблема   формирования   интеллекта   и   познавательного   интереса   к   математике представляет собой особую значимость для методики преподавания математики. Вся жизнь человека   постоянно   ставит   перед   ним   острые   и   неотложные   задачи   и   проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно всё более глубокое   познавание   мира,   открытие   в   нем   всё   новых   и   новых   процессов,   свойств   и взаимоотношений людей и вещей. Поэтому, какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование культуры   интеллектуальной   деятельности   учащихся   всегда   было   и   остается   одной   из основных   общеобразовательных   и   воспитательных   задач.   Интеллектуальное   развитие   – важнейшая сторона подготовки подрастающих поколений.          Самое любимое занятие детей — это игра. В основе же интеллектуальной игры лежит применение участниками своей эрудиции и интеллекта. Данный вид учебной деятельности не только удовлетворяет интеллектуальные потребности ученика, но и развивает разные стороны его   личности   —   умение   работать   в   команде,   нестандартно   мыслить,   применять   знания, полученные на уроках и самостоятельно.          Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей.  «Математика приводит в порядок ум», то есть наилучшим образом формирует приёмы мыслительной деятельности и качества ума. Её изучение   способствует   развитию   памяти,   речи,   воображения,   эмоций;   формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.           Математическая игра как форма внеклассной работы играет огромную роль в развитии познавательного   интереса   учащихся.   Игра   оказывает   заметное   влияние   на   деятельность учащихся.   Игровой   мотив   является   для   них   подкреплением   познавательному   мотиву, способствует   активности   мыслительной   деятельности,   повышает   концентрированность внимания,   настойчивость,   работоспособность,   интерес,   создает   условия   для   появления радости   успеха,   удовлетворенности,   чувства   коллективизма.   В   процессе   игры,   увлекшись, дети   не   замечают,   что   учатся.   Игровой   мотив   одинаково   действен   для   всех   категорий учащихся, как сильных и средних, так и слабых. Дети с большой охотой принимают участие в различных   по   характеру   и   форме   математических   играх.   Математическая   игра   резко отличается от обычного урока, поэтому вызывает интерес большинства учащихся и желание поучаствовать в ней. Так же следует заметить, что многие формы внеклассной работы по математике   могут   содержать   в   себе   элементы   игры,   и   наоборот,   некоторые   формы внеклассной работы могут быть частью математической игры. Введение игровых элементов во внеклассное занятие разрушает интеллектуальную пассивность учащихся, которая возникает у учащихся после длительного умственного труда на уроках.             Опыт показывает, что игра, проведенная в дидактических целях, приносит не только хорошие   результаты,   но   и много   положительных   эмоций   как   учащимся,   так   и учителю. Интеллектуальная  игра — эффективная форма проведения уроков математики, поскольку наиболее прочны те знания, которые приобретались с заинтересованностью. Что   же   понимается   под   словом   игра?   Термин   «игра»   многозначен,   в   широком употреблении   границы   между   игрой   и   не   игрой   чрезвычайно   размыты.   Как   справедливо подчеркивал Д. Б. Эльконин и С. А. Шкаков, слова «игра» и «играть» употребляются в самых различных смыслах: развлечение, исполнение музыкального произведения или роли в пьесе. Ведущая функция игры – отдых, развлечение. Это свойство как раз и отличает игру от не игры.                     Игра, по мнению многих ученых­психологов, есть вид развивающей деятельности, форма освоения социального опыта, одна из сложных способностей человека.  Российский психолог А. Н. Леонтьев считает игру ведущим типом деятельности ребенка, с развитием которой происходят главные изменения психики детей, подготавливающие переход к новой, высшей степени их развития. Забавляясь и играя, ребенок обретает себя и осознает себя личностью.            Игра, в частности математическая, необычайно информативна и многое «рассказывает» самому ребенку о нем. Она помогает найти ребенком себя в коллективе сотоварищей, в целом обществе, человечестве, во вселенной.            В педагогике к играм относят самые разнообразные действия и формы занятий детей. Игра   –   это   занятие,   во­первых,   субъективно   значимое,   приятное,   самостоятельное   и добровольное, во­вторых, – имеющее аналог в реальной действительности, но отличающаяся своей   не   утилитарностью   и   буквальностью   воспроизведения,   в­третьих,   –   возникающая спонтанно   или   создаваемая   искусственно   для   развития   каких­либо   функций   или   качеств личности, закрепления достижений или снятия напряжения. Обязательная характерная черта всех игр – особое эмоциональное состояние, на фоне и при участии которого они проходят.                 Существует много классификаций и видов игры. Если классифицировать игру по предметным областям, то можно выделить математическую игру. Математическая игра по области   деятельности   это,   прежде   всего,   интеллектуальная   игра,   то   есть   игра,   где   успех достигается в основном за счет мыслительных способностей человека, его ума, имеющихся у него знаний по математике.                   Математическая игра помогает закреплять и расширять предусмотренные школьной программой   знания,   умения   и   навыки.   Ее   настоятельно   рекомендуется   использовать   на внеклассных занятиях и вечерах. Но эти игры не должны восприниматься детьми как процесс преднамеренного обучения, так как это разрушило бы саму сущность игры. Природа игры такова, что при отсутствии абсолютной добровольности, она перестает быть игрой [6  Математические игры призваны решать следующие задачи.  1. Образовательные:   способствовать прочному усвоению учащимися учебного материала;  способствовать расширению кругозора учащихся и др.  2. Развивающие:   развивать у учащихся творческое мышление;   способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на уроках   и   внеклассных   занятиях;  ­   способствовать   развитию   воображения, фантазии, творческих способностей и др.  3. Воспитательные:   способствовать   воспитанию   саморазвивающейся   и   самореализующейся личности;   воспитать нравственные взгляды и убеждения;  способствовать воспитанию самостоятельности и воли в работе и др.  Математические игры выполняют различные функции.  1. Во время математической игры происходит одновременно игровая, учебная и трудовая деятельность. Действительно, игра сближает то, что в жизни не сопоставимо и разводит то, что считается едино. 2. Математическая игра требует от школьника, то чтобы он знал предмет. Ведь не умея решать   задачи,   разгадывать,   расшифровывать   и   распутывать   ученик   не   сможет участвовать в игре.  3. В играх ученики учатся планировать свою работу, оценивать результаты не только чужой, но и своей деятельности, проявлять смекалку при решении задач, творчески подходить к любому заданию, использовать и подбирать нужный материал.  4. Результаты игр показывают школьникам их уровень подготовленности, тренированности. Математические   игры   помогают   в   самосовершенствовании   учащихся   и,   тем   самым побуждают их познавательную активность, повышается интерес к предмету.  5. Во   время   участия   в   математических   играх   учащиеся   не   только   получают   новую информацию,   но   и   приобретают   опыт   сбора   нужной   информации   и   правильного   ее применения.          Добровольно подчиняясь правилам интеллектуальной игры, дети учатся самодисциплине, настойчивости,   выдержке ­   всем   тем   волевым   качествам,   без   которых   нельзя   стать образованным человеком.                 Интеллект (от   лат.   Iпtellectus ­ познание,   понимание,   рассудок) ­   способность мышления, рационального познания, ум. Данные игры, прежде всего, обращены к интеллекту, к активизации ресурсов детской психики, к развитию всех свойств ума, к совершенствованию мыслительных операций.          Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка. Рассмотрим их кратко.          Первая группа: предметные игры детей­дошкольников как манипуляция с игрушками и предметами. Через игрушки ­ предметы дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п.                  Вторая группа: Игры   творческие,   сюжетно­ролевые,   в   которых   сюжет   ­  форма интеллектуальной деятельности.           Более показательны в этом плане игры­путешествия. Они особенно популярны среди младших   подростков.   Игры­путешествия   носят   характер   географических,   исторических, краеведческих, следопытских, «экспедиций», совершаемых по книгам, картам, документам. «Экспедиции»,   «походы»,   «поездки»,   «путешествия»   совершаются   школьниками   в воображаемых условиях, где все действия и переживания определяются игровыми ролями: геолога,   зоолога,   экономиста,   спецкора,   метеоролога,   топографа   и   т.п.   Учащиеся   ведут дневники,   пишут   письма   «с   мест»,   собирают   разнообразный   материал   познавательного характера.   В   этих   письменных   документах   деловое   изложение   материала   сопровождается домыслом. Отличительная   черта   этих   игр   ­   активность   воображения,   создающая своеобразие этой формы деятельности воображения, поскольку в них оно осуществляется во внешнем действии и непосредственно включается в действие. Стало быть, в результате игры у детей рождается теоретическая деятельность творческого воображения, создающая проект чего­либо и реализующая этот проект путем внешних действий.                  Третья группа игр, которые используются как средство развития познавательной активности   детей   и   подростков,   ­  это игры   с   готовыми   правилами,   обычно   и   называемые дидактическими.              У каждой науки, учебного предмета есть своя занимательная сторона, есть большое количество игр и игровых форм. Есть игры литературные, лингвистические, математические. Есть игры по истории, зоологии, физике, химии, ботанике, географии. Есть игры, включающие познавательные   элементы   нескольких   учебных   предметов.   Как   правило,   они   требуют   от школьников умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное знать сам предмет. Лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения, т.е. так, что они сами направляют ученика на овладение знаниями и умениями. Не   секрет,   что   самыми   прочными   являются   те   знания,   которые   получены   человеком самостоятельно,   после   определенных   усилий.   Всевозможные   «почему»   и   «как»   ставят увлекательную задачу поиска ответов, заставляют размышлять, обращаться к дополнительной литературе, а это значит, что идет процесс интеллектуального развития и совершенствования.                  Четвертая группа игр ­ строительные, трудовые; технические, конструкторские (развивающие, предметные). Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В строительных,   технических   играх   школьники   осваивают   процесс   созидания.   Часто   объект игры ­ труда (крепость, дом, ракета, подъемный кран и т.п.) необходим детям для ролевой или иной игры как обязательный ее аксессуар.   воздействующие на психическую сферу.                Игра, называемая интеллектуальной, представляет собой индивидуальное или (чаще) коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления для познания предметной и социальной действительности в условиях ограниченного времени и соревнования.   Пятая   группа интеллектуальных   игр   ­   игры­упражнения,   игры­тренинги,               Примерная классификация интеллектуальных игр Викторины Текстовая викторина «О, счастлив­ чик», «Что?  Где? Когда?» «Брейн–ринг» Сюжет­ ная викторина «Полундра» «Колесо истории» Стратегии Ролевая стратегия Импровиза­ ционная «Экспромт – театр» Сценарная «Яхта», «Путешествие» в страну Геометрию», Кафе МИФ Экономичес ­кая стратегия «Менеджер», Математичес ­кий аукцион Боевая стратеги я Шашки Шахматы Викторина –   форма   интеллектуальной   игры,   где   успех   достигается   за   счет   наибольшего количества правильных ответов. Викторины делятся на две группы – тестовые и сюжетные. Тестовые   викторины являются   простейшей   формой   интеллектуальных   игр.   Участники отвечают   на   вопрос   и   получают   оценку.   Примеры   игр   этого   типа:   «Кто   хочет   стать миллионером», «Что? Где? Когда?», «Своя игра», «Умники», «Брейн – ринг» и др. Сюжетные викторины – более интересное, с точки зрения внешних атрибутов, занятие. Организаторы   придумывают   какой   –   либо   игровой   сюжет.   Применяются   элементы театрализации, игра смотрится более живо, ярко и эмоционально. Примеры игр этого типа: «Полундра», «Колесо истории». Стратегия – форма интеллектуальной игры, где успех достигается за счет наиболее верного планирования участниками своих действий и поступков. В основе классификации стратегий лежит принцип доминирующего пути к успеху. В боевой стратегии доминирующий  путь к успеху лежит через  правильное планирование уничтожения противника (шашки, шахматы). В экономической – через успешные приобретения и продажи («Менеджер»). А   в ролевой –   через   наилучшее   достижение   целей,   определяемых   заданной   игроку   ролью («Театр – экспромт», «Яхта», кафе МИФ). Классификация вопросов и заданий для интеллектуальных игр.           Редкая интеллектуальная игра обходится без вопросов, поэтому качественный подбор и составление вопросов – серьезная проблема для организаторов подобной деятельности.           Рассмотрим классификацию вопросов и заданий для интеллектуальных игр. Продуктивные Условно допустимые Недопусти мые На «уда чу» На «прибли жение» Воспроизв одящие Воспроизв одящие «с уловкой» Перечис ление Вопр осы ­ лекц ии Вопрос ы – розыгр ыши Неэти чные вопрос ы «Изве стное об извест ном» На логичес кое и ассоциа тивное мышлен ие На сообразительность «Отв ет в вопр осе» Вопр осы – шутк и «Ориги нально о банальн ом» Вопр ос – подск азка                 При   организации   и   проведении   любой   интеллектуально   –   познавательной   игры необходимо учитывать не только тип, форму игры, содержание вопросов, но и весь ход игры, подготовку к мероприятию.  Какие бы формы игры ни были избраны, они должны отвечать следующим требованиям: 1. Игра должна содействовать сплочению коллектива. 2. Иметь познавательное значение. 3. Активизировать общественную деятельность учащихся. 4. Обеспечивать мыслительную активность участников игры. 5. Создавать условия для детского творчества. 6. Соответствовать   принципу:   «Kaк   можно   меньше   зрителей,   как   можно   больше действующих лиц».         При проведении игры педагогу необходимо помнить, что игра должна исключать даже малейшую возможность риска, угрожающего здоровью детей. Однако нельзя и выбрасывать из нее трудные правила, выполнить которые нелегко.                 Некоторые   игры   требуют   наличия   инвентаря,   различных   предметов   и  атрибутов. Необходимо следить за их пригодностью. Вещи и предметы, используемые в игре, должны быть безопасны, удобны для детей и гигиеничны.          Игра не должна быть излишне азартной, унижать достоинства играющих.          Ребята должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила и операции, знать точный перевод терминов и понятий, усвоить идею каждой игровой роли. Кроме того, игра по своему   содержанию   должна   быть   педагогична,   ее   выбор   зависит   также   и   от   возраста играющих, их физического развития, кругозора.          Конец игры ярким, эмоциональным, содержать анализ.          Нарушение, невыполнение правил учитываются системой штрафных очков, баллов или оценкой.                  Игра требует столь же внимательного отношения  к себе, как и другие средства воздействия на ребят, например, труд. Игра важное средство развития и воспитания, средство живое, яркое, радостное.   должен быть результативным ­ победа, поражение, ничья. Он должен быть Помните: вся воспитательная сущность игр отражается в их правилах.         Любая интеллектуально – познавательная игра развивает интеллектуальные способности и творческую активность детей, расширяет кругозор. Интересные игры, остроумные, сложные и   необычные   вопросы   заставляют   детей   задуматься,   проверить   уровень   своих   знаний, стимулируют   желание   развивать   свой   интеллект   с   помощью   самостоятельно   изученной литературы.               Таким образом, математическая игра как форма внеклассной работы по математике имеет   свои   цели,   задачи   и   функции.   Соблюдение   же   всех   требований   предъявляемых   к математическим играм позволит добиться хороших результатов по привлечению большего числа учащихся к внеклассной работе по математике, возникновению у них познавательного интереса к ней. Не только сильные учащиеся будут больше проявлять заинтересованность к предмету, но и слабые учащиеся начнут проявлять свою активность в учении.                  Типизация   математических   игр   может   быть   следующей:   настольные   игры; математические мини­игры; викторины; игры по станциям; математические конкурсы; КВНы; игры­путешествия; математические лабиринты; «Математическая карусель»; бои. Некоторые из   выше   перечисленных   видов   игр   могут   быть   включены   в   другие,   более   большие математические игры, как один из их этапов. Теперь же рассмотрим несколько примеров.            Математический биатлон – это соревнование по решению задач (может быть личным или командным). Побеждает в нём тот, кто показал лучшее время. Задачи решаются на трёх огневых рубежах («Лёжка», «С колена», «Стойка»). Иногда добавляют четвёртый рубеж – «На   бегу»,   чтобы   решить   спорные   вопросы;   на   этом   рубеже   дополнительные   патроны   не выдаются. В начале игры все участники располагаются на первом огневом рубеже. После сигнала ведущего участники получают 5 задач­патронов и начинают их решать. Если участник считает, что все задачи решены, то он предъявляет их решения судье. Если какие­то из задач решены неверно, участник получает дополнительные задачи патроны (не более трех на каждом рубеже). Очередной огневой рубеж считается пройденным успешно (без штрафного времени), если участнику удалось закрыть все пять мишеней (каждая верно решённая задача данного рубежа закрывает одну его мишень), быть может, с помощью дополнительных задач патронов. В противном случае каждая незакрытая мишень очередного огневого рубежа наказывается 10 минутами штрафного времени. Участник переходит на следующий огневой рубеж (получает очередную серию из пяти задач­патронов) сразу после закрытия пяти мишеней предыдущего рубежа либо после начисления штрафного времени.  Игра для участника оканчивается, если а) закончилось время, отведённое для соревнования, или б) участник покинул последний огневой рубеж.  Результат участника складывается из времени прохождения всех огневых рубежей (чистого времени) и начисленного штрафного времени. Чистое время участника фиксируется судьей в момент прохождения последнего рубежа.  1.Расставьте в записи 4×12+18:6+3 скобки так, чтобы получился наименьший возможный результат.   «Лежка» 2.15 одинаковых шариков можно сложить в виде треугольника, но нельзя сложить в виде квадрата – одного шарика не хватает. Из какого количества шариков, не превосходящего 50, можно сложить как треугольник, так и квадрат?   3.На сколько нулей оканчивается произведение 1∙2∙3∙4∙…∙105?   4.На окраску кубика 2×2×2 требуется 1 грамм краски. Сколько краски потребуется для того, чтобы окрасить кубик 6×6×6?   5.Какой угол образуют часовая и минутная стрелки в двадцать минут первого? «Стойка» 1.Средний возраст одиннадцати игроков футбольной команды – 22 года. Во время матча один из игроков был удален за грубость. Средний возраст оставшихся на поле игроков стал равен 21 году. Сколько лет удалённому футболисту?   2.Ровно в полдень 15­метровый столб отбрасывает 10­метровую тень. Какова высота дерева, отбрасывающего в этот же момент 15­метровую тень?  3.На сколько процентов пальцев на руках больше, чем рук (На каждой руке 5 пальцев).   4.Из 7 спичек выложено равенство X–I = I. Как переложить в нем одну спичку, чтобы оно стало верным?   5.Четыре шпиона съедают 4 секретных пакета за 4 минуты. Сколько надо пригласить шпионов, чтобы они за 8 минут съели 20 секретных пакета?  «На бегу» 1.Известно,   что   в   январе   4   понедельника   и   4   пятницы.   Каким   днём   недели   было   1 января?   2.Из чисел 21, 19, 30, 25, 3, 12, 9, 15, 6, 27 выберите три, сумма которых равна 50.   3.Винни­Пуху в день рождения подарили бочонок мёда массой 7 кг. Когда Винни­Пух съел   половину   мёда,   то   бочонок   с   оставшимся   мёдом   стал   иметь   массу   4   кг.   Сколько килограммов мёда было первоначально в бочонке?   4.На   расстоянии   5   м   друг   от   друга   посажены   в   один   ряд   15   деревьев.   Чему   равно расстояние между крайними деревьями?   5.На сколько процентов изменится площадь прямоугольника, если его длину увеличить на 20%, а ширину уменьшить на 10%? Математическая игра «Точки»                 «Точки» («Города») – игра на клетчатой бумаге для двух человек.   Соперники   по   очереди   ставят   по   одной   точке   на пересечении линий листа  (пункте) в клетку, каждый своим цветом           Первый ход каждого игрока происходит в центральной части поля. Последующие ходы могут быть в любой пункт, если только он не в окруженной области. Возможности пропускать ход нет.                  При создании непрерывной (по вертикали, горизонтали, диагонали) замкнутой линии образуется область. Если внутри неё есть точки противника (при этом могут быть пункты, не занятые   чьими­либо   точками),   то   это   считается   областью   окружения,   в   которую   далее запрещено ставить точку любому из игроков. Если точек соперника нет, то область свободная и в неё можно ставить точки. При появлении в свободной области точки соперника свободная область   будет  считаться   областью   окружения  при   условии,  что  точка  соперника   не  была завершающей в его окружении. Точки, попавшие в область окружения, далее не участвуют в образовании линий для окружения. Точки, поставленные на краю поля, не окружаются.                Партия заканчивается, когда не осталось свободных мест, по взаимному согласию игроков, либо когда один из игроков отказывается делать ход, останавливая игру.                  Если игрок A останавливает игру, то его оппоненту дается фиксированное время, в течение которого он будет ставить точки один, доокружая свободные точки игрока А. По истечении этого времени игра заканчивается автомат чески.                 Победа определяется при подсчёте окружённых точек (побеждает игрок, который окружил большее число точек соперника) или по взаимному согласию игроков.  «Без игры нет, и не может быть  полноценного  умственного развития.  Игра –  это огромное светлое окно,через  которое в духовный мир ребенка  вливается  живительный поток представлений,  понятий. Игра – это искра,  зажигающая огонек пытливости и любознательности».                                                                                                  В.А. Сухомлинский. Используемая литература и интернет­ресурсы: 1. Ганичев Ю. Интеллектуальные игры: вопросы их классификации и разработки. / Журнал «Воспитание школьников», ­ № 2, 2002. 2. Горев П. М. Уроки развивающей математики в 5–6­х классах средней школы // Концепт. –  2012. – № 10 (октябрь): http://www.covenok.ru/koncept/2012/12132.htm  .    3. Игра в педагогическом процессе. – Новосибирск, 1989. 4. Кадралиева Н. В. Методические основы использования интеллектуальных игр на уроках математики   //   Молодой   ученый.   —   2014.   —   №18.   —   С.   566­569.   —   URL https://moluch.ru/archive/77/13316/. 5. Модель организации досуга и творчества детей. 5­11 классы: программа интеллектуального клуба, рекомендации / авт.­сост. Е.А. Ципляева. – Волгоград: Учитель, 2009. 6. Минский Е. М. От игры к знаниям. – М: Просвещение, 1979. – 192 с.  7. Сиденко А. Игровой подход в обучении // Народное образование. – 2000. – № 8. – С. 134– 8. Технология игровой деятельности / Л. А. Байкова, Л. К. Теренкина, О. В. Еремкина. – 136. Рязань: Издательство РГПУ, 1994. – 120 с. 9. Яковлева Т. Б., Фарафонова Н. В., Севастьянова Е. В., Голяшова Е. В., Гурилева Л. В., Демина   Т.   В.,   Мальцева   О.   В.,   Федина   С.   В.   Интеллектуальная   игра   как   мотиватор познавательной активности школьников (из опыта работы) // Образование и воспитание. — 2018. — №3. — С. 35­38. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/94/3397/ 10. Эльконин Д. Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978. – 304 с.

Статья. Интеллектуальные игры по математике - познавательная активность школьников

Статья. Интеллектуальные игры по математике - познавательная активность школьников

Статья. Интеллектуальные игры по математике - познавательная активность школьников

Статья. Интеллектуальные игры по математике - познавательная активность школьников

Статья. Интеллектуальные игры по математике - познавательная активность школьников

Статья. Интеллектуальные игры по математике - познавательная активность школьников

Статья. Интеллектуальные игры по математике - познавательная активность школьников

Статья. Интеллектуальные игры по математике - познавательная активность школьников

Статья. Интеллектуальные игры по математике - познавательная активность школьников

Статья. Интеллектуальные игры по математике - познавательная активность школьников

Статья. Интеллектуальные игры по математике - познавательная активность школьников

Статья. Интеллектуальные игры по математике - познавательная активность школьников

Статья. Интеллектуальные игры по математике - познавательная активность школьников

Статья. Интеллектуальные игры по математике - познавательная активность школьников

Статья. Интеллектуальные игры по математике - познавательная активность школьников

Статья. Интеллектуальные игры по математике - познавательная активность школьников

Статья. Интеллектуальные игры по математике - познавательная активность школьников

Статья. Интеллектуальные игры по математике - познавательная активность школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.08.2018