Статья «Использование элементов театрального искусства в обучении детей с ОВЗ на уроках биологии»
Оценка 4.6
Семинары
docx
биология
9 кл
21.02.2019
В современных социальных условиях проблема поиска новых методов помощи детям с ограниченными возможностями здоровья становится все более актуальной. В воспитании ребенка важным является обеспечение своевременной помощи в решении различного рода проблем, связанных со спецификой его заболевания. Наиболее эффективным в решении проблем развития детей с ограниченными возможностями здоровья является применение художественно-творческих технологий
Дети с ограниченными возможностями здоровья - особая категория детей, имеющих проблемы в физическом, умственном или психическом развитии. Для «особых» детей, инвалидов или имеющих хронические нарушения в здоровье, необходимо создавать и особые условия.
статья Театральные технологии на уроках биологии.docx
Бюджетное общеобразовательное учреждение Чувашской Республики
«Цивильская общеобразовательная школа интернат
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1»
Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики
Статья
«Использование элементов театрального искусства
в обучении детей с ОВЗ на уроках биологии »
Составитель: Кузьмина З.А.,
учитель биологии Использование элементов театрального искусства
п.Кугеси – 2019г.
в обучении детей с ОВЗ на уроках биологии.
В современных социальных условиях проблема поиска новых методов
помощи детям с ограниченными возможностями здоровья становится все более
актуальной. В воспитании ребенка важным является обеспечение своевременной помощи в
решении различного рода проблем, связанных со спецификой его заболевания. Наиболее
эффективным в решении проблем развития детей с ограниченными возможностями
здоровья является применение художественнотворческих технологий
Дети с ограниченными возможностями здоровья особая категория детей, имеющих
проблемы в физическом, умственном или психическом развитии. Для «особых» детей,
инвалидов или имеющих хронические нарушения в здоровье, необходимо создавать и
особые условия.
Эффективность помощи в должной мере зависит от использования продуктивных
видов деятельности ребенка. Одним из наиболее продуктивных видов деятельности для
таких детей является театрализованная деятельность
Театрализованная деятельность относится к педагогическим технологиям на основе
активизации и интенсификации деятельности учащихся, т.е.
игровые, культурно
воспитывающие технологии и технология коллективных творческих дел.
Проблема детей с особыми образовательными потребностями становится с каждым
днём всё более актуальной для специалистов, работающих в сфере образования,
психологии, медицины и других научных дисциплин, ориентированных на решение
вопросов развития человека.
Театральная деятельность способна разрешить массу проблем коррекционного,
воспитательного и образовательного значения:
учить детей при помощи средств театрализованной деятельности выражать
эмоциональное состояние, передавать особенности поведения героев литературного
произведения; развивать творческие способности;
расширять кругозор;
развивать сферу чувств, соучастие, сопереживание;
формировать навыки общения, совместного взаимодействия, коллективного
творчества.
приобщать детей к художественной культуре.
расширять активный и пассивный словарный запас детей, улучшать внятность речи;
развивать устную речь;
формировать речевую деятельность, как средство общения;
знакомить детей с содержанием художественных произведений;
Для успешного обучения и воспитания детей с особенностями в развитии
необходимо пробудить их интерес к учебным занятиям, активизировать их деятельность и
творческий потенциал личности. Одним из эффективных является средств и методов
пробуждение живого интереса как раз и является театральная деятельность
Театральная деятельность, как подчёркивает А.Н. Кожевникова, выполняет особые
функции: образовательную, воспитательную и развивающую. Через театральную
деятельность происходит развитие внимания, быстроты реакции, находчивости,
альтруистичности, пробуждается фантазия и воображение, креативность с положительным
вектором Театрализованная деятельность предполагает особый психологический климат,
построенный на сотворчестве взрослых и детей. Театральная деятельность интересна,
любима, наиболее близка и доступна ребёнку, поскольку в основе её лежит игра, которая,
по убеждению Л.С. Выготского, является корнем всякого детского творчества. В игре
происходит коррекция как отдельных психических функций, так и формирование личности
ребёнка в целом.
С помощью театрализованной деятельности игра, шутка, юмор, творчество
органично входят в жизнь каждого ребёнка. Сказки, игры, музыка формируют у детей
эстетический вкус, развивают эмоции. Театрализованная деятельность раскрепощает их,
учит полноценному общению, даёт веру в возможность собственного успеха.
Опыт работы и длительные наблюдения педагогов позволили сделать вывод о том,
что театрализованные игры имеют очень важную роль для повышения мотивации, развития
творческого потенциала и коммуникативных способностей, всесторонней коррекции
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Элементы театрализации и драматические игры используются почти на каждом
уроке, это коррекционноразвивающие игры, упражнения на дикцию (артикуляционная
гимнастика), игротренинг для пальчиков, задания для развития речевой интонационной
выразительности и д.р., а также во внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность
очень интересно организованна в школе.
Школьный урок это труд, требующий усилий, напряжения, самоограничения.
Знания никогда не давались легко! Особенно детям с ОВЗ. Против этого трудно возразить.
Учащиеся 5х, 6х, 7х классов работают на уроках с увлечением и интересом при
использовании в обучении элементов театрализации и игровых технологий.
Театральные задания, упражнения, ритмические динамические паузы и т.п.
активизируют познавательную деятельность, помогают учащимся снять излишнее
эмоциональное напряжение, вызывают общий положительный психологический настрой,
развивают речевую интонационную выразительность, учат сочетать речь с движением,
развивают коммуникативные навыки
Применение элементов театрализованной деятельности на уроках биологии:
Пример 1.
Применение элементов театрального костюма. Корона осени из листьев.
Данный приём используется на уроке, как закрепление изученного материала активизирует
у учащихся правильные ответы. Например, назвать признаки осени, вспомнить
стихотворения об осени и т.д.
Пример 2.
Использование тематических динамических театральных пауз. Предложить
учащимся показать, как бы они выглядели, если бы на время превратились в овощи или в
какоголибо животного (в зависимости от темы урока).
Пример 3.
Проведение ритмических физминуток. Воспроизвести шум леса: первая группа
детей треск веток, вторая группа стук дятла, третья группа шум листвы.
Пример 4.
Урокпревращение (учёныеисследователи, защитники природы и т.д.) Например:
«Ребята, я горжусь вами! Вы самостоятельно, как настоящие учёныеисследователи,
определили все свойства почвы». «Сегодня на уроке вы попробуете стать защитниками
природы, наша задача…». Итог данного урока: создание миникниги, природоохранного
буклета, знака и т.д. При работе с учебным материалом выразительное чтение текста,
чтение по ролям. Чтение учебного текста разным по звучанию голосом: тишегромче. Чем
более эмоционально насыщенным является материал, тем легче учащимся использовать
средства выразительности при его воспроизведении (стихотворения о временах года). С детьми 89 классов играем в более серьёзные игры: урокаукцион, урок
путешествие, уроквикторина, сюжетноролевые игры (пункт оказания первой помощи,
станция переливания крови и др.). На таких уроках происходит обогащение знаний и
личностного опыта обучающихся, формируются навыки общения и взаимодействия,
которые так необходимы детям в дальнейшей взрослой жизни.
Театрализованная деятельность учащихся, безусловно, не появится сама собой.
В этом огромную роль играет педагог, владеющий основами актёрского мастерства, умело
направляющий данный процесс и создающий атмосферу творчества в классе.
Анализируя работу в данном направлении можно сделать
вывод, что
театрализованная деятельность, особенно с детьми с ограниченными возможностями
здоровья, необходима и важна и является эффективным средством повышения
мотивации детей с ОВЗ на уроках биологии.
Библиографический список.
1. Дульнев Г. М. Учебновоспитательная работа во вспомогательной школе.–М.:
Просвещение, 1981.
2. Кожевникова А.Н. Ресурсы театральной педагогики в области личностного
развития и социализации обучающихся // Педагогика искусства: I Всероссийская
конференция школьной театральной педагогики памяти Л.А. Сулержицкого; Москва 2630
ноября 2012г.: Сборник материалов /Кафедра эстетического образования и культурологии
МИОО; Сост.: Никитина А.Б., Климова Т.А.; редактор Рыбакова Ю.Н. –М.:МАКС Пресс,
2013, с. 341343
3. Кононова С.А. Игровые технологии в работе учителялогопеда как способ
развития творческой личности учащихся // Проблемы творческого развития личности в
системе образования. Сборник статьей по материал III Всероссийского научно
практического семинара 31 марта 2016 г., /Сост. Криницина А.В. – М.:ИХОиК РАО,
2016.с. 9195.
4. Лифанова Т. М. Дидактические игры на уроках естествознания. – М.:МГОПУ,
2001.
Статья «Использование элементов театрального искусства в обучении детей с ОВЗ на уроках биологии»
Статья «Использование элементов театрального искусства в обучении детей с ОВЗ на уроках биологии»
Статья «Использование элементов театрального искусства в обучении детей с ОВЗ на уроках биологии»
Статья «Использование элементов театрального искусства в обучении детей с ОВЗ на уроках биологии»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.