Статья "Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста".
Оценка 4.8

Статья "Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста".

Оценка 4.8
Занимательные материалы
docx
психологическая работа +1
Детсад
16.12.2018
Статья "Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста".
В данной статье я рассказываю о применении детского фольклора на занятиях с детьми дошкольного возраста.Раскрываю его ценность Привожу примеры различных потешек,песенок,пестушек,закличек где,когда и как их можно применять.Данная статья будет полезна не только педагогам-психологам детского сада.но и воспитателям и родителям дошкольников.
фольклор.docx
Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста.                                                     МОУ «Адоевщинская НШ»                                                                 с.Адоевщина Ульяновской области Педагог­психолог: Артамонова И.А. Ребенок приходит в мир... Взрослые (родители, бабушка, дедушка, а позднее и воспитатели,педагоги) должны окружить малыша любовью, заботой,  вниманием, лаской, научить его радоваться жизни, доброжелательному  отношению со сверстниками, со взрослыми .Взрослые ведут ребенка по пути  познания мира во всем его разнообразии и осознание себя в этом мире, играя   с ребенком, а позднее и создавая все условия для его самостоятельной игры. Игра для ребенка – это комфортное проживание детства, важнейшего периода в жизни человека. Без игры нет детства вообще. Ребенок должен играть! Вот тут ­ то мне на помощь и приходит детский  фольклор. Фольклор ­ одно из действенных и ярких средств , таящий огромные  дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями  обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему  миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. организовать режимные моменты, провести игру. образовательную  деятельность, встретить новичка, успокоить не в меру расплаковшегося  малыша и  мне педагогу­психологу помогают потешки, прибаутки,  колыбельные, создававшиеся русским народом в течение веков и вобравшие в  себя всю мудрость, доброту, нежность и любовь к детям. Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью  взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт,  эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие  художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему  радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие.  Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного  поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые,  смысловые, звуковые. Дошкольный возраст обладает особой благодатной восприимчивостью, т.к. у  ребенка интенсивно формируется наглядно­образное мышление и  воображение, развивается речь, возникает способность воспринимать мир и  действовать по представлению. Появление некоторых знаний о предметах и  явлениях является важным этапом в ознакомлении детей с окружающим  миром через народные произведения. . в период адаптации к новой обстановке ребенок скучает по дому, маме, еще  не может общаться с другими детьми, взрослыми. Поэтому я подбирала  потешки, которые помогали установить контакт с ребенком, вызвали у него  положительные эмоции, симпатию к пока ещё малознакомому человеку –  педагогу­психологу. Ведь многие потешки позволяют вставить любое имя, не  изменяя содержание, например: Кто у нас хороший?                             Кто у нас пригожий?                               Ванечка хороший,                                            Ванечка пригожий. Возрастные особенности дошкольников  требуют опоры на наглядность,  поэтому во всех словесных методах я  применяю или наглядные приемы  обучения (показ предмета, игрушки, рассматривание иллюстраций), или  демонстрацию наглядного объекта в целях отдыха, разрядки детей (чтение  стихов кукле, появление разгадки предмета и т.д.) Например, на занятие «Кукла Таня у нас в гостях» дети не только наблюдают  действия с куклой, но и сами накрывают к чаю стол, учатся поддерживать  общий разговор во время еды, проявлять внимание к гостю и друг другу,  воспитывать культуру еды за столом. Умница Танечка, Ешь кашку сладеньку, Вкусную, пушистую, Мягкую, душистую! Я считаю, что использование потешек, песенки помогает детям усвоить  содержание занятия, создает эмоциональный настрой.  Использование малых форм фольклора имеет огромное значение при  проведении продуктивных видов деятельности. Например, на занятиях лепка  на тему «Зернышки», рассказав детям о птичках, которым зимой очень  холодно!* голодно, спела песенку «Птичка»: Маленькая птичка Прилетела к нам Маленькой птичке Зернышки я дам. Маленькая птичка Зернышки клюет, Маленькая птичка Песенки поет. На изодеятельности на тему «Дождик» использовала потешку, читала: Дождик, дождик, веселей, Капай, капай, не жалей! Только нас не замочи, Зря в окошко не стучи! Под ритм потешки воспитанники кончиком кисти рисовали капельки дождя.  Большой восторг у моих детей произвела потешка при рисовании «Лесенки» Я полоску проведу, А потом другую.  Ровно кисточку веду,  Лесенку рисую!  Раз! Ступенька! Два! Ступенька! Отдохну­ка, я маленько!  А потом опять Буду рисовать! Вызвать интерес при работе с кубиками у детей мне помогла потешка: Строим, строим, Строим дом. По кирпичику кладем, С каждым днем все выше дом, Вот такой уж вырос он. Для того, чтобы у дошкольников появилось чувство гордости за свой труд,  умение, использую такую потешку: Это чей, это чей, Домик, чей из кирпичей? Это дети строят дом, Чтобы куклы жили в нем! Прежде всего занятия с использованием русского фольклора следует  рассматривать не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с  малышами. Ведь на глазах у детей разыгрывается красочное действие: звери  разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют ит.д. Привнесение настроения затейливости, шаловливого веселья, и иногда  некоторого баловства ­ вот в чем приоритет фольклорных занятий. Следует подчеркнуть: что  на фольклорные занятия распространяются общие  дидактические принципы, разработанные для детей дошкольного возраста. Для соучастия ребенка в действии, для его  активное вхождение Детям  предлагаю позвать петушка, напоить цыплят и др. Он помогает ребенку стать  как бы соучастником событий, о которых идет речь. Очень важен  динамический акцент на фрагментах текста, сочетающихся с показом  игрушки, ее перемещением и т.п. Например, говоря о петушке ­ «масляна  головушка», привожу в движение именно эту часть игрушки, при чтении  строки «Что ты рано встаешь, голосисто поешь?», привожу в движение  (петушок как бы встрепенулся). Этот прием помогает понять смысл  прочитанной строчки. Находясь в группе целый день, дети устают, бывает ссорятся, у них, как и у  взрослых, бывает плохое настроение, хочется поплакать. А другие  расшалились и никак не могут успокоится. В этих случаях я старалась ласковой потешкой успокоить тех, кто плачет или  шумит:                                           Придет киска неспеша,                                             И погладит малыша.                                           Мяу­мяу скажет киска,                                               Наша детка хороша! Фольклорные произведения оказывают благоприятное влияние на общение с  ребенком в разные режимные моменты. Именно  здесь я со своим опытом  применения фольклора, помагаю воспитателям, нашей дошкольной группы.  Укладывая детей спать в тихий час, что бы с создать ощущение домашнего  тепла и уюта. Если кто­то из малышей беспокоится, рекомендую  воспитателям успокоить  его тихой ласковой колыбельной песенкой или  потешкой. Люли, люли, люли, Прилетели гули. Сели гули ворковать, Нашу Машу усыплять. Спи, малютка, почивай, Глаз своих не открывай. Используя этот прием укладывания воспитатели заметели, что дети стали  намного спокойнее, быстрее засыпать, не тревожатся во сне.  для подъема детей после сна, так как не все дети с охотой сразу встают.  Поочередно поднимают  детей, приветствуют их пробуждение ласковой  пестушкой. На кисоньку потягушечки, На деточку порастушечки. Проведя руками по ручкам, ножкам, стараюсь разбудить их. Какой радостной  улыбкой встречает нас малыш!  Малые формы фольклора я также использую и при формировании навыков  самообслуживания, стараюсь сделать процесс одевания и раздевания  приятным для них. Поощряю их стремление к самостоятельности, называю  предметы одежды, обуви и читаю соответствующую потешку. Вот они сапожки, Это ­ с правой ножки, Этот ­ с левой ножки На прогулке можно обратить внимание детей на природные явления,  например, через закличики познакомить их с могучей силой природы, учу  радоваться и солнцу, и дождю, и радуге: А ты радуга­дуга, Ты высока и туга! Не давай дождя. Давай нам солнышка ­ колоколнышка! Закличики очень веселят детей, создают ощущение радости, единения с  природой. Очень важно научить детей наблюдать за природными явлениями,  любоваться их красотой. Это понимали и наши предки, оставившие нам в  наследство потешки и песенки о растениях, временах года, солнце, небе: Сосна, сосна Отчего ты красна? Оттого я красна, Что под солнышком росла! Показ трудового действия сопровождаю потешкой, песенкой. Например,  обучая мыть руки показывала, как надо заворачивать рукава, намыливать  руки, смывать мыло, вытирать насухо полотенцем, побуждая малышей повторять действия. Чтобы вызвать радостное настроение, сопровождала  процесс умывания такими потешками как: Водичка, водичка, Умой, мое личико... Чистая водичка, Моет Саше личико, Анечке ­ ладошки, А пальчики ­ Антошке. Аи, лады, лады, лады, Не боимся мы воды, Чисто умываемся, Деткам улыбаемся. Все это помогает малышам запомнить последовательность процедуры,  веселую потешку и положительное отношение к формированию навыков  гигиены. Удачно подобранная потешка помогает и во время кормления. Мы  использовала такие потешки: Это ­ ложка, это­ ­чашка. В чашке ­ гречневая кашка. Ложка в чашке побывала ­Кашки гречневой не стало! На материале детского фольклора учу детей разнообразным выразительным  движениям. Например, дети показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется  лиса, топает бычок, скачет и бодается козлик, осторожно ходит котик, как  музыканты работают на разных музыкальных инструментах (балалайке,  дудочке, гармошке) и т.д. Для малоподвижных,   детей использую потешки,  которые побуждают их двигаться, например: Большие ноги шли по дороге, Маленькие ножки бежали по дорожке. Отгадывание и придумывание загадок также оказывают влияние на  разностороннее развитие речи детей. Разгадывание загадок развивает  способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение чётко выделить наиболее характерные,  выразительные признаки предмета или явления. Например при занятиях с  эмоциями,работая с зеркалом,вначале загадываю детям загадку: Висит Окошко. В Окошке ­ Антошка. Отошел Антошка. Пустое Окошко. Практикую я и упражнение с использованием словесных игр по мотивам  народного творчества, , сказка колобок. На роль колобка выбираю самого  активного ребенка. Читая сказку, предлагала детям отобразить ее содержание в действиях. В ходе разыгрывания моего сюжета высказывания детей звучали  непосредственно, эмоционально. В результате сказка превращалась в игру и  очень увлекала малышей. В таких играх принимали участие даже самые  малоактивные и застенчивые дети. Уборка игрушек ­ процесс скучный, но если из уст педагога слышны  зазывалочки, потешки, способствующие формированию аккуратности,  порядка, такие как: Ну, теперь за дело дружно. Убирать игрушки нужно, Убирать и не ломать, Завтра будем вновь играть. Тогда уборка игрушек из скучного занятия превратится в привлекательное.  В своей практике я широко использую пальчиковый игры, которые, как  правило, сопровождаются текстом. Игры с пальчиками создают  благоприятный эмоциональный фон, развивает умение подражать взрослому,  учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают активность  дошкольников. Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой! Этот пальчик для того, чтоб показывать его! Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине! Этот пальчик безымянный, он избалованный самый! А мизинчик хоть и мал, зато ловок и удал! Дети всегда рады приходу ряженых взрослых. Когда я появляюсь,не просто  как педагог­психолог,а например в роли бабушки­забавушки в русском  сарафане, они с интересом рассматривают его, корзиночку, которую держу в  руках, с восторгом встречают игру « Коза рогатая» и уже знакомую  «Ладушки», приподнятое настроение детей вызывает желание общаться с о  мной ,играть. В моем кабинете психолога есть мягкие игрушки из ткани, самодельные  куклы,, различные виды театров. В группе отведено место для театральной деятельности. Имеется «Уголок  ряженья» с элементами костюмов, предметов одежды (как для мальчиков, так и для девочек), в этом принимали активное участие родители С ними я работаю в тесном сотрудничестве.Используя  разнообразные формы  работы  Я провела родительское собрание « Роль малых фольклорных жанров в  воспитании детей»,  Оформила постоянно действующий стенд, который систематически  обновляю.изготавливаю буклеты,например­Фольклор в жизни детей. С помощью консультаций, наглядной информации я знакомлю родителей с  малыми жанрами фольклора, рекомендованными программой и непрограммными  произведениями, соответствующими возрастным особенностям воспитанников. Рекомендую  литературу, предлагаю ознакомиться с играми, песнями,  отвечаю на вопросы родителей. В беседе подчеркиваю  значимость    благоприятной эмоциональной   семейной   атмосферы   для ребенка. Благодаря такой работе родители знают  потешки, песенки, сказки. Мы учим  их  с детьми в группе, родители  повторяют с ними дома. Отрадно слышать,  когда родители, одевая ребенка вечером домой, повторяют эти произведения  с ребенком, используют потешки при одевании.  По итогам работы своим достижением считаю создание в группе атмосферы  доброжелательности, сочувствия и взаимопонимания. В результате  приобщения малышей к фольклору на практике убедилась, что устное  народное творчество является богатейшим источником познавательного,  речевого, нравственного развития детей, прививает любовь к истории и  культуре нашей Родины.  .Грамотная, эмоционально насыщенная речь позволит быстро и легко  находить общий язык с любыми людьми, органично вписываться в любой  коллектив. Это, в свою очередь, приводит к формированию адекватной самооценки, к  ощущению того, что ребенок нашёл своё место в этом мире, к уверенности в  себе.всё это очень важно для меня как для педагога­психолога дошкольной  группы.

Статья "Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста".

Статья "Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста".

Статья "Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста".

Статья "Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста".

Статья "Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста".

Статья "Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста".

Статья "Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста".

Статья "Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста".

Статья "Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста".

Статья "Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста".

Статья "Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста".

Статья "Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста".

Статья "Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста".

Статья "Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста".

Статья "Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста".

Статья "Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.12.2018