Статья "Использование краеведческого материала на уроках математики в начальных классах"
Оценка 5

Статья "Использование краеведческого материала на уроках математики в начальных классах"

Оценка 5
Лекции
docx
математика
1 кл—4 кл
15.02.2019
Статья  "Использование краеведческого материала на уроках математики в начальных классах"
В данной статье автор делится опытом использования на уроках математики в начальной школе краеведческого материала. Элементы краеведения на уроках математики положительно влияют на мотивацию, результативность, носят воспитательный характер, способствует расширению кругозора, связывает математику с окружающей действительностью. Материал содержит примеры задач краеведческого характера и структуру урока, основанного на краеведческом материале.
использование краеведческого материала на уроках математики.docx
Использование краеведческого материала на уроках математики в  начальных классах На первый взгляд, у математики с краеведением нет ничего общего, но  только на первый! Опыт показывает, что многие ученики с большим  интересом решают задачи, в которых говорится об их родном крае. Элементы краеведения на уроках математики положительно влияют на  мотивацию, результативность, носят воспитательный характер, способствует  расширению кругозора, связывает математику с окружающей  действительностью. Использовать задачи с краеведческим содержанием можно на всех типах  урока, на любом этапе, но Нужно помнить, что  1. Содержание заданий должно быть кратким, но понятным учащимся.  Математическая сторона задания не должна заслоняться излишними  комментариями,  2. Числовой материал необходимо подбирать в строгом соответствии с  программой данного класса по математике. Самая благодатная тема для использования краеведческого материала – так  называемая «работа с большими числами». Например 1. Запишите числа цифрами. Симбирск был основан в  1648 году.  Расстояние от Ульяновска до Москвы 890 км, площадь города составляет 621 кв.км., население 621514 человек, русское население составляет  456415 ч 2. Новый мост через реку Волга в Ульяновске  длиной  5 825 метров, общая  длина мостового перехода ­ 12 970 метров вместе с подъездными путями. 3. Автомобильный завод УАЗ в 2015 году выпустил 28000 штук, в 2016 году 27 793 автомобилей. На сколько штук больше выпустил в 2015 году? На таких уроках  не ставится цель обязательного запоминания  учащимися дат и событий.  Следующая тема, где чаще всего используется краеведческий материал – это  решение задач. Первая группа задач географической направленности – о протяженность  территориальных границ, площади территорий, протяженность местных рек   Задача №1. Протяженность Ульяновской области составляет 250 километров  с севера на юг  и 290 километров с запада на восток. На сколько больше  составляет протяженность области с запада на восток? По своим размерам территория области превышает площадь некоторых  европейских государств, например таких, как Албания, Бельгия, Нидерланды.  Задача 2. Общая длина границы Ульяновской области 1250 км. Туристы идут  со скоростью 5 км/ч,  в день проходят 8 часов. За сколько дней пройдут  туристы это расстояние? Задача 3. Длина реки Волга (самая большая река в Европе) 3530 км, а реки  Большой Иргиз(самая извилистая река в Европе)  – 675 км. Во сколько раз    река Волга длиннее реки Большой Иргиз? Какую часть Волги составляет  Большой Иргиз? Задача 4.р.п. Радищево ( Дворянская Терешка)   был основан в 1800 г  Сколько лет районному поселку   в этом году.     Вторая группа задач эколого­биологической направленности .     Задача 1. В Ульяновской  области насчитывается более 280 видов птиц. Среди них встречаются ласточки, воробьи,  жаворонки, сороки, скворцы, и др.  птицы. Ласточка живет – 16 лет, жаворонок ­  9 лет, скворец – 20 лет,  воробей ­13 лет, а сорока  ­ 45 лет. Вычислите среднюю продолжительность  жизни этих птиц.  Задача 2 Сова уничтожает за год 1000 полевых мышей. Сколько килограмм  хлеба сохраняет в год одна сова, если одна полевая мышь в год запасает 1  килограмм зерна? Дополнительный познавательный материал к задаче. «А знаете ли  вы?» Совы ­ хищные птицы. Охотятся в ночное время, днем стараются сидеть  неподвижно. Видят как днем так и ночью. Сова может поворачивать голову на 180 градусов в горизонтальной и 270 градусов в вертикальной плоскости.  Сова съедает за ночь 7­8 мышей. Одна совиная семья уничтожает за год до  10000 мышей­полевок, спасая этим до 20 тонн зерна, которые могли бы  уничтожить мыши. 3.                           Используя данные, составьте и решите задачи: Кукушка съедает в день в среднем до 40 гусениц, 5 личинок майского жука,  50 личинок щелкунов. Семья больших синиц обслуживает за день 40 берез, поедая опасных для  деревьев насекомых. Дятел, избавляя деревья от насекомых­короедов за день съедает до 750 ­ 900  короедов. Задачи о деревьях, которые произрастают в Ульяновской области 1. высота можжевельника 10 метров, а сосны 40 метров. Во сколько раз можжевельник ниже, чем сосна? Дополнительный познавательный материал к задаче, «А знаете ли вы?» Можжевельник ­ кустарник или почтенные мощные деревья с толстыми  перекрученными стволами. Можжевельники ­ доживают до 1000 лет.  Сосны ­ настоящие живые ископаемые. Леса с преобладанием сосновым  деревьев на многих языках называют тайгой. Сосны достигают высоты 80  метров. Такие сосны растут в лесах нашей области. 2.        Используя данные, составьте и решите задачи: а) о продолжительности жизни отдельных пород деревьев: Ель­до 500 лет, Дуб ­ до 2000 лет, Береза ­ до150 лет, Сосна ­ до 350 л                                    б)        о высоте отдельных пород деревьев: Ель    ­ до 30­40 м.,  Дуб ­ до 40 м, Береза ­ до 20м, Сосна ­ до 45 м. Осина ­ до 26 метров   учащихся. Это способствует развитию не только математических  способностей, но и формированию гражданских качеств личности,  воспитанию любви к родному городу. Ведь ребятам необходимо собрать  материал, обработать данные. Таким образом, изучение краеведения с помощью математических задач  становится основой для гармоничного всестороннего развития личности  школьника. К работе по составлению подобных задач можно привлекать самих  Как спланировать урок с использованием краеведческого  материала, я покажу на примере открытого урока математики 2 класс Это был урок закрепления изученного материала, состоял из 6 этапов.  На каждый этап открывалась часть карты Радищевского района. 1 часть. На северо­западе нашего района находится самая высокая точка  Ульяновской области. Это место называется Зимина гора. На этом  месте стоит ТВ вышка. Высота этой точки – 365 м (запись числа) 2 часть На юго­востоке нашего района протекает самая большая река в  Европе – Волга и проходит железная дорога, соединяющая близлежащие  города Сызрань и Саратов (работа в группах, устный счет, составление поезда из вагонов) 3 часть. На северо­востоке района, как мы уже успели заметить,  протекает река Волга. В реке водится много рыбы: щука, окунь, сом,  налим, карась, карп, сазан, и др. Решим задачу: Рыбак на Волге поймал 7 щук, окуней на 5 штук больше, а  карасей столько, сколько щук и карасей вместе. Сколько карасей поймал  рыбак? 4 часть карты. В центральной части нашего района находится памятник природы –  комплекс меловых холмов Малая атмала. Меловые горы, которые  образовались очень давно, когда вся эта территория была дном огромного  океана. На таких холмах облюбовал себе жилище живой символ нашего  района Сурок байбак. Живут байбаки большими  колониями, устраивая для  жилья норы разного назначения и сложности. Защитные (временные) норы —  небольшие, короткие, с одним входом,  в них сурки прячутся от опасности,  изредка ночуют. Таких нор у сурка бывает до 10. Постоянные норы сложнее,  бывают зимними и летними. Они глубокие, многоэтажные с несколькими  выходами. Общая протяженность  норы достигает 60 м. Занесены в Красную  книгу Ульяновской области.  Такие умные трудолюбивые зверьки сами приготовили нам задания (Выпиши уравнения и реши, Работаем в парах. Взаимопроверка) 5 часть карты. Юго­западная часть нашей карты богата населенными  пунктами, здесь находится районный центр Радищево, старинное село  Адоевщина и рядом с селом Соловчиха располагается долина Солнечных  орлов. Солнечный орел или орел могильник – природный символ нашей  области, он изображен на гербе нашего района. Длина тела орла 80­85 см, Размах крыльев: 190­210 см., размер пера крыла  орла (показ пера) вы узнаете сами, измерив его копию  линейкой. Запишите  полученный результат в мм Самопроверка, самооценка 6 часть карты   Последняя часть карты – это место, где мы с вами находимся,  наш поселок Октябрьский. Мы не раз говорили о красоте и уникальности  нашего поселка. У нас есть старинный парк, краснокнижный сказочный цветок – лазорька, голубые ели и каштаны. Сегодня мы представим наш поселок с  высоты птичьего полета. Что мы увидим? (Работа с геометрическими  фигурами, нахождение периметра школы).  В итоге мы достигли цели: закрепили материал по математике, узнали  много нового, при этом на протяжении всего урока сохранялся интерес и  внимание (всем было интересно, а что дальше) и так ненавязчиво воспитывали любовь к родному краю. Применение краеведческих материалов при изучении математики имеет  целый ряд положительных эффектов:  обеспечивает рост интереса к предмету;  способствует снятию психологических проблем и трудностей,  возникающих при изучении математики, боязни не понять материал,  быть неуспешным;  способствует духовно­нравственному, патриотическому, гражданскому  воспитанию учащихся;  даёт возможность интеграции математических и исторических знаний;  у учащихся формируются ключевые компетенции – универсальная  целостная система знаний, умений, навыков, опыт самостоятельной  деятельности и личной ответственности;  повышается результативность уроков, а следовательно, растёт качество  знаний.

Статья "Использование краеведческого материала на уроках математики в начальных классах"

Статья  "Использование краеведческого материала на уроках математики в начальных классах"

Статья "Использование краеведческого материала на уроках математики в начальных классах"

Статья  "Использование краеведческого материала на уроках математики в начальных классах"

Статья "Использование краеведческого материала на уроках математики в начальных классах"

Статья  "Использование краеведческого материала на уроках математики в начальных классах"

Статья "Использование краеведческого материала на уроках математики в начальных классах"

Статья  "Использование краеведческого материала на уроках математики в начальных классах"

Статья "Использование краеведческого материала на уроках математики в начальных классах"

Статья  "Использование краеведческого материала на уроках математики в начальных классах"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2019