Статья "Использование проективных метафорических карт в работе психолога с учащимися начальной школой."
Оценка 4.9
Семинары
docx
психологическая работа +1
1 кл—5 кл
09.12.2018
В данной статье, представлен опыт работы педагога-психолога с учащимися начальной школы с использованием метафорических ассоциативных карт для развития эмоционального интеллекта и эмоционального языка детей. Также в статье описаны несколько игр с МАК, которых нет в инструкции к наборам, так как они разработаны автором этого материала.
Использование проективных метафорических карт в работе психолога с начальной школой.docx
Использование проективных метафорических карт в работе психолога с
учащимися начальной школой.
Метафорические карты – новое, но уже зарекомендовавшее себя
направление в психологии, относящееся к проективным методикам.
Что такое проективные карты?
На первый взгляд это просто набор картинок размером с игральную
карту или открытку. На самом же деле это инструмент арттерапии,
применяемый психологами различных терапевтических школ в
индивидуальной, семейной и групповой работе с людьми любого возраста,
любого уровня образования, без ограничений. Этот инструмент используется
для проективной психодиагностики, консультирования и психокоррекции.
Некоторые наборы карт совмещают картинку с надписью, другие
включают отдельно карты с картинками и карты со словами. Совмещение слов
и картин создает игру смыслов, обогащающуюся при помещении в тот или
иной контекст, изучения одной или другой темы, актуальной для человека в
настоящее время.
Изначально метафорические ассоциативные карты являются
ПРОЕКТИВНОЙ методикой: важен не заложенный изначально психологом в
эту картинку смысл, а душевный отклик каждого человека на попавшуюся
ему картинку.
ХОЗЯИН КАРТЫ ХОЗЯИН ИСТОРИИ, автор рассказа об этой картинке.
В одной и той же картинке разные люди увидят совершенно разные образы,
или феномены, и в ответ на этот стимул (визуальный образ) каждый вынесет
свое внутреннее содержание актуальных переживаний.
Цели работы с МАК (метафорические ассоциативные карты):
обход рационального мышления;
осуществление диалога «внутреннее – внешнее»;
реконструкция прошлых событий,
повлекших
за собой
возникновение страхов, невроза, психотравмы;
прояснение актуальных переживаний и потребностей;
завершение «неоконченных» событий, забирающих энергию;
моделирование линии времени от прошлого к будущему.
В данной статье на примере трёх наборов МАК показана работа с
учащимися начальной школы.
Первый набор называется «Семейка Гномс».
В набор игр для развития эмоциональной сферы входят карточки с
изображениями основных чувств и эмоций, и их оттенков (68 карточек), а
также инструкция и 6 картподсказок. Иллюстрирует эмоции симпатичная
семейка гномов: они и огорчаются, и радуются, и завидуют, и восхищаются.
Игру можно использовать в индивидуальной и групповой психологической
работе с детьми и взрослыми, а также в работе с семьей. В инструкции
приводятся основные идеи и правила игр, в ходе которых дети и взрослые
могут развивать умение выражать свои чувства словами и понимать
эмоциональное состояние других людей.
Я же хочу описать игру, которую придумала сама для установления
доверительных отношений между психологом и ребёнком.
Игра заключается в следующем, психолог перемешивает карты и
показывает их ребёнку перевёрнутыми, что бы он не видел картинку, затем
предлагает взять любую карту посмотреть, что за эмоция там нарисована и
рассказать историю из свой жизни, в которой он испытывал подобную эмоцию.
Затем психолог берёт карту и рассказывает свою историю. Игра продолжается
пока не закончатся карты. Количество карт можно варьировать, т.е. можно
брать всю колоду, можно только несколько эмоций, которые вы хотели бы
посмотреть у ребёнка.
Эти карты хороши тем, что здесь сам психолог может придумывать
различные игры и при этом не только диагностировать детей, но и развивать
эмоциональную сферу и эмоциональный язык учащихся.
Второй набор для знакомства «Мастер сказок». Этот набор карт был
разработан психологом сказкотерапевтом Т.Д. ЗинкевичЕвстигнеевой.
50 сюжетов в помощь размышлениям о жизни, людях и себе для взрослых и
детей. Архетипические карты «Мастер сказок» разработаны на основании
концепции Универсальных Архетипов,
принятой в Комплексной Сказкотерапии. Знание архетипов оказывает человеку большую помощь. Он
перестает быть в жизни «слепым котенком». Он знает закономерности
развития жизненных событий, все ловушки, возможные испытания. Он
предупрежден
вооружен
инструментами преодоления трудностей. Но главное — он понимает смысл
текущих жизненных обстоятельств. Он освобождается от пустых душевных
терзаний, причина которых кроется в ощущении бессмысленности
происходящего.
искушениях
и
об
В методическом пособии расписаны варианты игр с данными картами и
как можно объяснить сюжет картинок как взрослому, так и ребёнку. Это
очень помогает, когда только начинаешь с ним работать, но в дальнейшем
психолог так же может разнообразить работу дополнительными играми,
которые он придумает для ребёнка. Я предлагаю две игры, которые чаще
использую.
Первая направлена на развитие воображения ребёнка и диагностику его
эмоционального состояния.
Ребёнку предлагается выбрать из колоды несколько понравившихся ему
карт и на их основе придумать сказку. Когда ребёнок расскажет сказку,
психолог может задать вопросы по сюжету придуманной истории или для
расширения этого сюжета по выбранным картинкам и на основании
полученных от рассказчика ответов определить его эмоциональное состояние,
возможные проблемы. Продолжая разговор по сюжету истории (именно по
сюжету истории) провести коррекцию выявленной проблемы.
Вторая игра направлена на взаимодействие со сверстниками или
взрослыми, а также позволяет продиагностировать детскородительские
отношения, если в игре участвуют родители и ребёнок.
Каждому участнику игры предлагается выбрать по 34 понравившиеся
карты. Далее первый участник выкладывает свою карту и начинает сказку,
затем второй участник выкладывает свою карту и продолжает сказку и т.д.
пока у играющих не закончатся выбранные ими карты.
В данной игре можно хорошо увидеть умеют ли игроки слушать,
взаимодействовать друг с другом, контролировать свои эмоции и желания,
когда сюжет начинает разворачиваться не так как этого хочется. Третий набор, который мы рассмотрим называется «Спектрокарты.
Ассоциативные фотографические карты».
"Спектрокарты" новая проективная методика с использованием
фотографий. Она:
стимулирует воображение и творчество;
помогает выражать чувства;
способствует преодолению защит и сопротивления;
помогает в переработке информации и в решении проблем.
Психологи применяют "Спектрокарты" в консультировании, тренинге, при
проведении групповой и индивидуальной психотерапии, арттерапии, в
педагогической практике.
Данные карты разработаны были для работы со взрослыми или более
старшими детьми, но применять для начальной школы их тоже можно,
например, в игре «Ассоциации». Ребёнку или группе детей психолог
показывает одну из картфотографий и дети называют свои ассоциации на
увиденную фотографию.
Для создания ресурсного состояния после какойлибо стрессовой
ситуации, ребёнку предлагается выбрать несколько картфотографий,
которые ему нравятся и выложить из них на столе коллаж. После рассказа о
том, что у него получилось можно сфотографировать коллаж на телефон.
Ещё одна игра с этим набором похожа на игру из «Мастера сказок»,
когда ребёнку предлагается выбрать 34 понравившиеся фотографии и
сочинить рассказ по ним.
Но в основном именно этот набор я использую с детьми, чтобы помочь
им расслабиться или создать ресурсное состояние.
На этой встрече я представила свой опыт работы с метафорическими
ассоциативными картами именно с младшими школьниками для того чтобы
показать, что они очень хорошо работают не только подростками и взрослыми
людьми. Младшим школьникам они помогают выразить то, что они ещё не
осознали, проговорить это и тем самым вывести на осознанный уровень. Так
же они помогают развивать эмоциональную сферу детей и эмоциональный
интеллект. Педагогпсихолог высшей квалификационной категории Синийчук Т.В.
МБОУ «Лицей №12»
Список литературы:
1. ЗинкевичЕвстигнеева Т.Д. Мастер сказок. СанктПетербург, 2015г.
2. Кирюшина Е., Мухаматулина А. Семейка Гномс. Москва, 2014г.
3. Морозовская Е. Мир проективных карт. Москва, 2014г.
Статья "Использование проективных метафорических карт в работе психолога с учащимися начальной школой."
Статья "Использование проективных метафорических карт в работе психолога с учащимися начальной школой."
Статья "Использование проективных метафорических карт в работе психолога с учащимися начальной школой."
Статья "Использование проективных метафорических карт в работе психолога с учащимися начальной школой."
Статья "Использование проективных метафорических карт в работе психолога с учащимися начальной школой."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.