Российский Учитель XXI века только в том случае выполнит свою ответственную миссию, если его педагогическими приоритетами станут духовность, здоровье и творчество» В. И. Андреев.
Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры человечества, его здорового образа жизни, во многом определяет поведение человека в труде, учебе, быту, общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач. Уровень физической подготовленности учащихся не соответствует современным требованиям к развитию личности. У школьниковРоссийский Учитель XXI века только в том случае выполнит свою ответственную миссию, если его педагогическими приоритетами станут духовность, здоровье и творчество» В. И. Андреев.
Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры человечества, его здорового образа жизни, во многом определяет поведение человека в труде, учебе, быту, общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач. Уровень физической подготовленности учащихся не соответствует современным требованиям к развитию личности. У школьников
Статья из опыта работы на тему:
«Межпредметные связи физической культуры и необходимости
постоянной, целенаправленной работы учителя физической культуры и
необходимость по расширению своего кругозора, интеллектуальных
особенностей личности, с целью повышения интереса школьников к
предмету».
«Российский Учитель XXI века только в том случае выполнит свою
ответственную миссию, если его педагогическими приоритетами станут
духовность, здоровье и творчество» В. И. Андреев.
Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры
человечества, его здорового образа жизни, во многом определяет поведение
человека в труде, учебе, быту, общении, способствует решению социально-
экономических, воспитательных и оздоровительных задач. Уровень
физической подготовленности учащихся не соответствует современным
требованиям к развитию личности. У школьников наметилась тенденция
снижения интереса к физкультурно-оздоровительной деятельности, и в
частности к уроку.
Одной из форм развития познавательного интереса являются
межпредметные связи на уроке, этому способствует интеграция содержания
учебного материала урока физической культуры с содержанием других
предметов.
Согласно современным тенденциям развития содержания образования
одно из направлений его модернизации - интеграция ряда учебных дисциплин
и попытка поиска единства различных компонентов образования. Все отрасли
современной науки тесно связаны между собой, поэтому и школьные учебные
предметы не могут быть изолированы друг от друга. Связь между ними - это
отражение интеграции между соответствующими науками, каждая из
которых в своей области изучает единый объективно существующий
материальный мир. Взаимосвязь между школьными дисциплинами имеет
принципиальное значение и состоит в обеспечении многосторонних контактов
между ними с целью гармоничного развития мышления учащихся.
Реализация межпредметных связей обеспечивает формирование
целостного представления учащихся о явлениях природы, делает их знания
более глубокими и действенными.
В основу таких занятий должны быть положены межпредметные связи,
которые позволяют вычленять главные элементы содержания образования,
предусматривать развитие системообразующих идей, понятий, приёмов
учебной деятельности. Интеграция даёт возможность показать «мир в
целом».
Межпредметные связи – важнейший принцип обучения в современной
школе. Он обеспечивает взаимосвязь естественно - научного и общественно-
гуманитарного циклов и их связь с трудовым обучением школьников. С
помощью меж предметных связей учитель в сотрудничестве с учителями
других предметов осуществляет целенаправленное решение комплекса
учебно-воспитательных задач. Современный учитель должен уметь творчески
осуществлять меж предметные связи на уроках и во внеклассной работе, для
этого ему необходимо владеть теоретическими вопросами и осознанно
применять методические рекомендации, находя новые пути использования
межпредметных связей в обучении с учетом новых программ и требований
реформы школы.
Межпредметные связи активизируют познавательную деятельность
учащихся, побуждают мыслительную активность в процессе переноса,
синтеза и обобщения знаний из разных предметов. Использование
наглядности из смежных предметов, технических средств, компьютеров наобразовательную,
развивающую,
уроках повышает доступность усвоения связей между физическими,
химическими, биологическими, географическими и другими понятиями. Таким
образом, меж предметные связи выполняют в обучении ряд функций:
методологическую,
воспитывающую,
конструктивную.
Преимущества интегрированных занятий заключаются в том, что они:
-способствуют повышению мотивации учения, формированию учебной
деятельности, познавательного интереса учащихся, целостной научной
картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
-в большей степени способствуют развитию речи, формированию
умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы, интенсификации
учебно-воспитательного процесса, снимают перенапряжение, перегрузку;
-не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор,
но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и
интеллектуально развитой личности;
-интеграция является источником нахождения новых связей между
фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы,
наблюдения учащихся в различных предметах.
Межпредметные связи значительно оживляют преподавание,
стимулируют познавательную активность учащихся.
Межпредметность - это современный принцип обучения, который
влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов,
усиливая системность знаний учащихся, активизирует методы обучения,
ориентирует на применение комплексных форм организации обучения,
обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса.
Обучая учащихся прыжкам в высоту с разбега, помимо основных знаний
по предмету (значение прыжков в жизни человека, основные способы
преодоления высоких препятствий, способы развития скоростно - силовых
качеств и другие) опираемся на законы физики, определяющие наиболее
целесообразные углы отталкивания, на законы ускорения и приложения силы
действия. Помимо того, что эти знания дополняет теорию физической
культуры, они способствуют расширению кругозора учащихся.
С определёнными математическими понятиями на начальном этапе
обучения учащиеся знакомятся при построении в одну шеренгу ( это прямая),
в колонну по два, по три- (параллельные прямые), в круг -(окружность) и т.д.
Работа над общей физической подготовкой невозможна без осмысления таких
биологических понятий как дыхание, обмен веществ.
Это позволяет, с одной стороны, более глубоко изучить предмет, а с
другой, выработать устойчивую привычку к систематическим занятиям.
Жизненный опыт учащегося и приобретённые знания и умения по данным
дисциплинам позволяют осуществлять на уроках физической культуры
взаимосвязь содержания обучения с другими предметами, что способствует
формированию устойчивого интереса к физической культуре.
Связывая преподавание с историей, учитель реализует принцип
историзма. Для характеристики того или иного периода школьникам
напоминают исторические события этого периода, объясняют историческую
обусловленность научных событий, взглядов, идей.
Связь с литературой. При выполнении строевых упражнений можно
вспомнить басню : где щука, рак и лебедь действуют по своему.
Учитель на уроках проводит связь даже с религией. При выполнении
сложных или даже простейших упражнений:
«Не посылай проклятье другому…
Будешь дважды проклят сам…?
Без знаний информатики, учащиеся не могут создавать свои работы на
компьютере (презентации, проекты, буклеты).Полезно показать взаимосвязь биологии, анатомии и физиологии.
Важно раскрыть учащимся анатомические и физиологические основы
физической культуры, т.е. познакомить их с жизненными процессами
организма не только в состоянии покоя, но и во время мышечной
деятельности (физические упражнения, физическая работа). Не усложняя
материал учебного предмета, преподаватель биологии должен формировать
интерес к физической культуре, и наоборот, физическая культура должна
формировать интерес к физиологии.
Опыт учителей-энтузиастов позволяет привести такие примеры. Давая
характеристику мышц человека, учитель биологии показывает их топографию
сначала на учащемся, затем на таблице. Потом демонстрируются движения,
связанные с работой этих мышц, даются пояснения, говорится о значении их
развития. На уроке физкультуры закрепляются знания анатомии и
физиологии путем выполнения упражнений и последующего выяснения,
какие мышцы принимали в них участие.
На уроке по теме "Работа сердца" приводятся данные об изменении
деятельности сердечно - сосудистой системы при мышечной работе -
учащаются ритмы сердца, увеличивается скорость кровообращения,
повышается кровяное давление. Так, частота пульса после интенсивной
мышечной работы подростка может достигать 200-220 уд/мин, время полного
круга кровообращения крови - 8-10 с, кровяное давление 160/80 мм рт.ст.
После мышечной работы кровообращение восстанавливается, т.е. достигает
величины покоя (частота сердечных сокращений - 65-75 уд/мин, время
полного круга кровообращения крови 22-25 с, кровяное давление - 120/70 мм
рт. ст.) Еще лучше продемонстрировать пульс и кровяное давление на
конкретном ученике, потом дать нагрузку - 20 приседаний за 30 с, и снова
определить эти показатели.
Совместная работа учителей физкультуры и биологии формирует
интерес учащихся к предметам, так как позволяет на собственном опыте
понять значение физкультуры, знание физиологии для здоровья. Известно,
что преподаватель физкультуры часто не дает учащимся даже элементарного
физиологического обоснования тех или иных движений, и тогда физическое
воспитание сводится к набору упражнений по принципу "чем больше, тем
лучше". При таком подходе к обучению упускается анатомо-физиологический
анализ движений учащихся. А ведь именно он раскрывает причины
допущенных ошибок при выполнении упражнений. Например, не пояснив, что
при прыжке через козла лучше отталкиваться не всей ступней, а носками, так
как толчок носками позволяет совершать пружинящие движения не только в
коленном, но и в голеностопном суставе, отчего сила толчка увеличивается и
результат улучшается, упражнение будет выполнено неверно.
На уроках физкультуры необходимо ссылаться на известные
школьникам анатомо-физиологические понятия, пользоваться общей с курсом
анатомии и физиологии терминологией. Практика выявляет недостаточное
понимание учащимися правил тренировки, усвоения навыка самоконтроля
нагрузок, отсюда чрезмерные тренировки с гантелями, езда на велосипеде
"до упаду". Такое обучение биологии и физической культуре ведет к
уменьшению оздоровительного содержания этих предметов.
Использование межпредметных связей на уроках физической культуры
дает возможность учащимся больше работать самостоятельно и на уроке, и во
внеурочное время, развивать их творческие способности, проверять и
проявлять себя в лидерстве.
У школьников появляется личная
ответственность за свои знания, умения включать их в реальную
деятельность. Школьники учатся самостоятельно добывать необходимую
информацию,
Повышается
результативность физической подготовленности при сдаче контрольных
нормативов. У старшеклассников проявляется интерес к сдаче экзамена по
пользоваться различными источниками.физической культуре. В своей работе я применяю межпредметные связи,
начиная с начальной школы. Я подбираю темы уроков, подвижные игры,
эстафеты, из реальной жизни детей и полученных знаний на других уроках.
Применяя на практике межпредметные связи, убеждаешься, что это
является востребованной необходимостью, так как предмет "физическая
культура" имеет многоаспектные связи с другими предметами. Основная идея
применения меж предметных заданий связана с использованием знаний и
умений различных учебных дисциплин при изучении конкретного учебного
элемента (понятия). Актуальность использования меж предметных связей
объясняется необходимостью разносторонней оценки явлений, формирования
целостного представления учащихся об окружающем мире; потребностью в
специалистах широкого профиля, умеющих ориентироваться в разнообразных
ситуациях;
престижностью определенных учебных предметов и
необходимостью формирования базового ядра знаний; перегруженностью
существующих базовых программ. Итак, решение меж предметных заданий
позволяет включить ученика в деятельность по установлению и усвоению
связей между структурными элементами учебного материала и умениями по
разным учебным предметам.
Основная идея применения меж предметных заданий связана с
использованием знаний и умений различных учебных дисциплин при изучении
конкретного учебного элемента (понятия). Актуальность использования меж
предметных связей объясняется необходимостью разносторонней оценки
явлений,
-формирования целостного представления учащихся об окружающем
мире;
-потребностью в специалистах широкого профиля,
умеющих
ориентироваться в разнообразных ситуациях;
-престижностью определенных учебных предметов и необходимостью
формирования базового ядра знаний; - перегруженностью существующих
базовых программ.
При конструировании таких уроков необходимо учитывать следующие
факторы:
— Объект, для познания которого создается межпредметный урок,
должен обладать многоаспектными характеристиками;
— Необходимо обеспечить разнообразие не только содержательной, но
и операционной стороны’
— Важно предусмотреть развитие логического мышления (анализ и
синтез, сравнение, обобщение и т. д.);
— Продумать возможность создания у учащихся целостной картины
объекта.
Решение меж предметных заданий позволяет включить ученика в
деятельность по установлению и усвоению связей между структурными
элементами учебного материала и умениями по разным учебным предметам.
учебных предметов;
обобщенных предметных знаний;
положений с помощью знаний из различных предметов.
умения из учебных предметов:
нагрузках);
Возможны три типа меж предметных заданий:
— Индуктивные, когда обобщению подвергаются факты из различных
— Частично индуктивные, предусматривающие обобщение уже
— Дедуктивные, когда требуется доказательство определенных
Например, задание «Процесс дыхания» включает в себя знания и
— Физическая культура (ЖЕЛ, режим дыхания при различных
— Ботаника (дыхание растений, кислород);
— Зоология (дыхание животных);зала L.
зала.
— Химия (состав воздуха, химические свойства газов, в него входящих;
— Физика (физические свойства этих газов);
— Анатомия (процесс дыхания человека, органы дыхания, экология).
С целью развития познавательной деятельности учащихся посредством
межпредметных связей на уроках физической культуры мною разработаны и
применяются карточки задания с физикой, математикой.
Например:
Карточка № I
Задание: Определить среднюю длину шага.
1. Измерить число своих шагов п.укладывающихся в длину спортивного
2. Произвести вычисление длины шага по формуле 1 = L/n.
3. Измерить число шагов укладывающихся в две длины спортивного
4. Произвести вычисление длины шага по формуле 1 = 2L/n¦
5. Определить среднюю длину шага по формуле 1 = 1 + 1/2.
В меж предметных связях:
По хронологическому признаку различают (А. А. Ятайкина) связи
сопутствующие, предшествующие и перспективные по отношению к
изучаемому предмету;
понятийные,
теоретические;
по информативному признаку – фактические,
по способу организации интеграция имеет следующий вид:
конструирование и проведение занятия двумя и более учителями
конструирование и проведение занятия одним учителем, имеющим
создание на этой основе интегрированных тем, разделов, курсов.
разных дисциплин;
базовую подготовку по соответствующим дисциплинам;
Структура интегрированных занятий отличается четкостью,
компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного
материала на каждом этапе занятия, большой информативной емкостью.
Закономерности интегрированного занятия следующие:
-все занятие подчинено авторскому замыслу;
занятие объединяется основной мыслью (стержень занятия);
занятие составляет единое целое;
-этапы занятия – это фрагменты целого;
-этапы и компоненты занятия находятся в логико-структурной
зависимости;
-отображенный для занятия дидактический материал соответствует
замыслу;
-цепочка сведений организована как «данное» и «новое» и отражает не
только структурную, но и смысловую связанность;
-связанность структуры достигается последовательно, но не исключает
параллельную связь (в первом случае соблюдается очередность действий, во
втором – выполняются сопутствующие задания).
В процессе реализации государственной образовательной политики в
области обучения физической культуры, наиболее актуальными являются
принципы гуманизации и гуманитаризации, экологизации, внешней и
внутренней дифференциации, межпредметных связей, которые и положены в
основу опыта «Межпредметные связи урока физической культуры с другими
предметами».
Опыт имеет большое значение для совершенствования учебно-
воспитательного процесса, увеличения количества специальных знаний и их
углубление как по теории и методике физической культуры, так и из смежных
с ней областей. Позволяет учащимся более полно и глубоко осмыслить
изучаемый программный материал.Нетрадиционные формы занятий способствуют плодотворной и
эффективной деятельности учащихся, поддерживают интерес к предмету и
повышают мотивацию к учению. Использование межпредметных связей на
уроках физической культуры дает возможность учащимся больше работать
самостоятельно и на уроке и во внеурочное время, развивать их творческие
способности, проверять и проявлять себя в лидерстве. У школьников
появляется личная ответственность за свои знания, они учатся
самостоятельно добывать необходимую информацию,
пользоваться
различными источниками.
Научной и методической основами опыта в процессе обучения является
необходимость перестройки физического воспитания и его преобразования в
развивающую, открытую, гуманистическую систему в которой высшей
степенью является ученик с его индивидуальными особенностями.
Уровень новизны носит творческий характер. Обобщенный передовой
педагогической идеей опыта является не шаблонность и разнообразие урока,
а именно воспитание у школьников интереса к занятиям физической
культурой. Автор использует сюжетно-игровой (в начальной школе),
соревновательный (в среднем звене) и интегрированный способ в старшем
звене. Данный опыт очень прост и мобилен в использовании, так как доступен
и не требует специального оборудования. Таким образом, опыт может быть
использован в школе на разных этапах и уровнях в процессе обучения на
уроке, в группе продленного дня и занятиях во внеурочное время.