Статья "Конфликтные ситуации в школе и пути выхода из них"
Оценка 4.9

Статья "Конфликтные ситуации в школе и пути выхода из них"

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
docx
английский язык
6 кл
31.12.2018
Статья "Конфликтные ситуации в школе и пути выхода из них"
В статье рассмотрены конфликтные ситуации в школе, которые могут возникать между учениками, учениками и учителями, родителями и учителями. Автор дает определение понятию "конфликт", приводит причины возникновения данных конфликтов, этапы развития, пути их разрешения. В заключение приводится единый алгоритм решения любого школьного конфликта.
конфликты текст.docx
Педсовет «Конфликт и пути выхода из конфликтных ситуаций».  ^ Конфликт – это столкновение противоположных взглядов, интересов, стремлений.  Решение конфликтных ситуаций может быть различным. Так, одни конфликты могут решаться  конструктивно, не принося вреда «противоборствующим сторонам» и, содействуя укреплению  взаимопонимания между ними. Другие конфликты могут превращаться в «затяжную войну» между  субъектами конфликта, в которой не может быть победителя. Слайд 3 Процесс обучения и воспитания, как и всякое развитие, также очень противоречив. В школьной среде  наиболее распространены несколько видов конфликтов:  М\Ф ( учитель –ученик ) Слайд 4 Одна из распространенных жалоб, с которыми обращаются подростки – трудности и конфликты во  взаимоотношениях с учителем. «Она нарочно ко мне придирается, занижает оценки», «Все время  делает мне замечания, выгоняет с уроков». Педагоги тоже растерянны и раздражены: «Он ведет себя  на уроке отвратительно – все время опаздывает, не выполняет заданий, грубит», «Я уже не знаю, что с  ним делать, никаких сил нет»… Самые распространенные конфликты между учителем и учеником 1. Конфликт неповиновения. Когда ученик  наотрез отказывается выполнять те или прочие требования учителя. Этот  отказ может быть заявлен словесно или поступками. Связано это, в первую очередь, с  желанием ребенка защищать личное мнение – порой даже таким нелепым методом. 2. Конфликт лидерства. Ребенок видит в учителе своего соперника в классе. Он просто пытается не потерять свой  авторитет в классе. 3. Конфликт единства. Учащийся  просто поступает так, как делают его одноклассники. Сам бы ребенок так себя  никогда даже и не вел, если бы не страх казаться «слабаком», «маменькиным сыночком»  или «белой вороной» и т.д. 4. Конфликт нелюбви. Происходит это тогда, когда ученики хорошо знают, что учителя можно легко вывести из  себя. Ученики в этом случае специально устраивают такие ситуации, чтобы учитель  “вышел из себя”. Решение конфликта учителя и ученика Лучше разрядить напряженную ситуацию, не доводя ее до конфликта. Для этого можно  воспользоваться некоторыми психологическими приемами. Естественной реакцией на раздражительность и повышение голоса являются  аналогичные действия. Следствием разговора на повышенных тонах станет обострение конфликта. Поэтому правильным действием со стороны учителя будет спокойный,  доброжелательный, уверенный тон в ответ на бурную реакцию ученика. Скоро и ребенок  «заразится» спокойствием педагога. Недовольство и раздражительность чаще всего исходят от отстающих учеников,  недобросовестно выполняющих школьные обязанности. Вдохновить ученика на успехи в  учебе и помочь забыть о своих недовольствах можно, доверив ему ответственное задание и  выразив уверенность в том, что он выполнит его хорошо. Доброжелательное и справедливое отношение к ученикам станет залогом здоровой  атмосферы в классе, сделает нетрудным выполнение предложенных рекомендаций. Стоит отметить, что при диалоге между учителем и учеником важно учитывать  определенные вещи. Стоит подготовиться к нему заранее, чтобы знать, что сказать ребенку. Как сказать — составляющее не менее важное. Спокойный тон и отсутствие негативных  эмоций — то, что нужно для получения хорошего результата. А командный тон, который  часто используют учителя, упреки и угрозы — лучше забыть. Нужно уметь слушать и  слышать ребенка.  Ученик — ученик Разногласия между детьми — обычное явление, в том числе и в школьной жизни. В данном  случае учитель не является конфликтующей стороной, однако принять участие в споре  между учениками порой необходимо. Способы решения конфликтов между учениками Как же конструктивно решить подобные разногласия? Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого. Если  вмешательство со стороны учителя все же необходимо, важно сделать это в спокойной  форме. Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой. Лучше, если ученик сам найдет алгоритм решения этой задачи.   Конструктивный конфликт добавит в копилку опыта ребенка социальные навыки, которые  помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и  во взрослой жизни. После разрешения конфликтной ситуации, важен диалог учителя с ребенком. Ученика  хорошо называть по имени, важно, чтобы он почувствовал атмосферу доверия,  доброжелательности. Можно сказать что­то вроде: «Дима, конфликт — не повод  переживать. В твоей жизни будет еще много подобных разногласий, и это неплохо. Важно  решить его правильно, без взаимных упреков и оскорблений, сделать выводы,  определенную работу над ошибками. Такой конфликт станет полезным». Ребенок часто ссорится и показывает агрессию, если у него нет друзей и увлечений. В этом  случае учитель может попробовать исправить ситуацию, поговорив с родителями ученика,  порекомендовав записать ребенка в кружок или спортивную секцию, согласно его  интересам. Новое занятие не оставит времени на интриги и сплетни, подарит интересное и  полезное времяпровождение, новые знакомства.  Примеры ошибочных мыслей, взглядов, восприятий со стороны учителя по  отношению к своей работе:   Меня должны уважать и ценить ВСЕ родители ВСЕХ моих учеников.   я как учитель должен быть компетентным и высоко профессиональным в любой  сфере педагогической деятельности, иначе я — никудышний работник.   ВСЕ родители ВСЕХ моих учеников должны быть хорошими, милыми людьми и они обязаны соглашаться со мной по всем вопросам.   В моей учительской жизни просто не может и не должно быть "трудных" учеников и "трудных»" родителей. Иначе я — неудачник, неумеха в своей профессии и  несчастный человек в целом.   ВСЕ родители ВСЕХ моих учеников должны слушать меня, раскрыв рот, разделять  мои мнения, взгляды, суждения, всегда и во всём делая то, что я говорю.   У ВСЕХ родителей моих ВСЕХ учеников должны быть такие же ценности и  приоритеты в жизни, как у меня. Ведь я — учитель их детей.  Некоторые родители моих учеников — плохие люди и они должны быть за это  наказаны. Хороших же родителей надо поощрять.   Всё в моей производственной жизни должно протекать ровно и спокойно, без  конфликтов, трудностей и каких­либо эксцессов, т.к. я всего этого не хочу. Просто  не хочу и всё.   Это ужасно, если на работе у меня что­то идёт не так, как я хочу. Это делает меня  несчастным человеком, принося мне моральные страдания. Потому что на работе  всё должно быть так, как я этого хочу. Просто потому, что я так хочу.   Трудности в работе с родителями учеников возникают, потому что они — такие  "трудные" люди и не понимают, какими я хочу, чтобы они были. И это — ужасно. Я  от этого переживаю и страдаю. А они — дураки — не понимают, что я так не хочу.   Я как педагог должен найти подход к любым ученикам и их родителям, а если это  не получается, то я — никудышный педагог и несчастный человек.   Если родители моих учеников имеют ко мне какие­то претензии, недовольны моей  работой с их детьми, жалуются на меня, то это потому, что они хотят помотать мне  нервы, выставить меня перед всей школой в дурном свете и подорвать мой  учительский авторитет.   Как педагог я всегда должен работать с родителями своих учеников идеально. Я  должен угождать ВСЕМ родителям и иметь со ВСЕМИ родителями учеников  отличные и хорошие отношения.   Уж я­то знаю, как надо работать и с учениками, и тем более, с их родителями. У  меня — высшее педагогическое образование, и этим всё сказано.   Я как человек порядочный должен быть эмоционально вовлечён в свою работу  вообще и в работу с родителями учеников, в частности. "Сердце отдаю детям и их  родителям!" — таков мой лозунг, мой девиз, моё профессиональное кредо. Если я  не переживаю за свою работу, то я — чёрствый, бессердечный человек.   Я всегда должен быть идеальным педагогом. Конфликты с родителями учеников —  недопустимы. Недовольства родителей — это результат моего непрофессионализма.  Я – всегда прав, потому что я — учитель. Я знаю лучше других, что надо детям и  как их учить.  Предлагаю вам, уважаемые коллеги, обдумать и осознать свои ошибочные мысли, взгляды,  восприятия и незамедлительно заменить их на другие — БЕЗОШИБОЧНЫЕ. Я бы даже  сказала: БЕСПРОИГРЫШНЫЕ. Вот мои беспроигрышные взгляды, мысли, восприятия. Хотя вы, разумеется, вполне  можете разработать свои собственные   Я не могу нравиться всем ученикам и родителям. И мне тоже все вокруг нравиться  не могут. Все люди разные и невозможно со всеми всегда иметь хорошие отношения. И это — нормально.   Я работаю добросовестно, но бывают в моей работе и ошибки, и трудности, и  неудачи; не всегда всё получается, как мне этого хотелось бы. Я — не совершенство и не идеал, и ничто человеческое мне не чуждо.   Конечно, хорошо, когда родители учеников милы, добры и соглашаются со мной во  всём, но так в реальной жизни получается не всегда.   Конечно, хорошо, если бы не было на моём учительском пути "трудных" учеников и  "трудных" родителей, но в реальной жизни всё­таки встречаются и те, и другие. Но  это вовсе не означает, что я плохо работаю, и уж тем более, никакие "трудные"  люди не сделают меня несчастным человеком, так как я выбираю профессиональный успех и счастье.   Учитель может быть прав, а может быть и нет, лишь бы он не был глуп и туп.   ВСЕ родители моих ВСЕХ учеников не могут разделять мои взгляды и суждения.  Кроме того, они не обязаны слушать меня, открыв рот, повинуясь мне во всё. У них  — свои ценности и приоритеты в жизни, а также свои заботы и проблемы.   Родители моих учеников — все люди разные. Я никого не сужу, не критикую и не  осуждаю, но стараюсь каждого из них понять.   Конечно, хотелось бы, чтобы в моей профессиональной жизни всё протекало ровно  и спокойно, без конфликтов, трудностей и эксцессов, но такое не всегда получается в реальной жизни. Такова жизнь, и я не борюсь с жизнью не на жизнь, а на смерть.  Вместо этого я ценю и праздную свою жизнь.  На работе порой случается, что что­то идёт не так, как мне этого хотелось бы. Но,  это ни в коем случае не делает меня несчастным страдальцем. Ничего страшного!  Работа есть работа.   Разумеется, хорошо, если у учителя получается найти подход ко всем ученикам и  их родителям, но так в реальной жизни бывает не всегда. Но, жизнь есть жизнь, и я  её принимаю такой, какая она есть.  Если родители моих учеников имеют ко мне какие­либо претензии, недовольны  моей работой с их детьми, жалуются на меня, то это вовсе не означает, что они что­ то имеют против лично меня. Это лишь означает, что родители заботятся о своих  детях, обеспокоены какими­то их проблемами и мучительно ищут решения. А я  могу и должна им в этом помогать.   Как педагог я должна постоянно работать с родителями своих учеников, общаясь с  ними спокойно, профессионально, грамотно, но при этом, не стремясь им угождать  и нравиться.   Конечно, замечательно, если у учителя хорошие отношения со всеми родителями  учеников. Но люди все разные и отношения с ними складываются по­разному. И это  — вполне естественно.   У меня высшее педагогическое образование. Но надо постоянно учиться и  переучиваться, т.к. знания быстро устаревают. Образование — это не дипломные  корочки, а процесс длиною в жизнь.   У каждой профессии, у каждой работы есть свои сложности. Работа с "трудными"  родителями — одна из сложностей моей профессии.   Почему мне, учителю, так сложно с "трудными" родителями моих учеников?  Потому что нести людям просвещение, а ещё разумное, доброе, вечное — очень  нелёгкое дело. Но трудность эта — часть учительской жизни.  По сути, уважаемые коллеги, я вам предлагаю на выбор стать приверженцем одной из  кратко обозначенных здесь философий. Философий жизни учителя. Выбор, разумеется, за  вами.  А от того, какой именно вы выбор сделаете, и будет и зависеть ваша производственная  жизнь.  Единый алгоритм решения любого школьного конфликта Изучив приведенные рекомендации к каждому из конфликтов в школе, можно проследить  схожесть их конструктивного  разрешения. Обозначим его еще раз.  Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие.  Второй момент — анализ ситуации без превратности.  Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими  сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на  проблему конфликта.  Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу — выявление  общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели придти.  Последним, пятым пунктом станут выводы, которые помогут избежать ошибок  общения и взаимодействия в будущем.  Итак, что же такое конфликт? Добро или зло? Ответы на эти вопросы кроются в способе  решения напряженных ситуаций. Отсутствие конфликтов в школе — явление  практически невозможное. И решать их все равно придется. Конструктивное решение  тянет за собой доверительные отношения и мир в классе, деструктивное — копит обиды и раздражение. Остановиться и подумать в тот момент, когда нахлынуло раздражение и  гнев — важный момент в выборе своего пути разрешения конфликтных ситуаций. Когда­то, уже довольно давно, один умный мужчина сказал мне, что любой  конфликт похож на хлопок в ладоши! Для того, чтобы он состоялся нужно две  руки, желание хлопать и сила для удара. Две руки он тогда сравнил с двумя  партнерами, которые усердно выясняют отношения, причем вклад каждого в  развитие конфликта 50 %. Не 40 и 60, не 20 и 80, а именно 50 %+50%.Он говорил, что  есть люди, которые очень любят хлопать в ладоши ­ по поводу и без повода! Одни  любят очень сильные хлопки, такие, после которых руки, аж горят, другие ­ любят  хлопать для видимости еле­еле. Он предложил похлопать в ладоши ­ тихонько,  сильно, очень сильно, сильно­пресильно. И все это делалось для того, чтобы потом,  вступая в конфликт, наше тело вспоминало эти "овации".  Как известно, самая сильная память ­ это память тела. Теперь, когда я  становлюсь участницей конфликта, я все время вспоминаю эти ладоши и хлопки.  Иногда, я даже начинаю хлопать, чтобы вспомнить и показать родным, что  происходит. К сожалению, все мы так часто увлекаемся самим конфликтом,  желанием быть правым и сделать по­своему, что причиняем боль и себе, и родным­ близким­любимым.  Жизнь так коротка и быстротечна! Любви всем нам, Радости, Здоровья и Терпения.  Так давайте хлопать в ладоши на концерте, в цирке, на футболе, поздравляя и радуясь  друг за друга. Проект решения 1. Усилить взаимосвязь в работе педагога, психолога, социального педагога, по  профилактике конфликтов на основе межличностных диагностик. 2. Применять игровые методы для профилактики и разрешения конфликтов, тренинги, ролевые игры. 3. Организовать и провести цикл обучающих семинаров практической направленности  с целью повышения психолого­педагогической компетентности педагогов Желание понимать другого человека  порождает сотрудничество. Отсутствие конфликтов в школе — явление практически невозможное. И решать их все  равно придется. Конструктивное решение тянет за собой доверительные отношения и мир  в классе, деструктивное — копит обиды и раздражение. Остановиться и подумать в тот  момент, когда нахлынуло раздражение и гнев — важный момент в выборе своего пути  разрешения конфликтных ситуаций.  Исходя из этого, на уроках целесообразно применять формы совместной деятельности  учащихся, например, работа в группах, деятельность поискового и исследовательского  характера. Такие задания требуют от учащихся объединения усилий, а разделение  обязанностей на пути к цели будет рождать отношение взаимной ответственности.  Введение форм коллективной учебной деятельности способствует развитию  взаимопомощи, доброжелательности у учащихся, что ведет к налаживанию отношений  между конфликтующими сторонами. В общении педагога с учениками большую роль  играет стиль общения. Отношения сотрудничества, соучастия в делах, интерес друг  к другу, оптимизм, взаимное доверие являются профилактическим средством по  предупреждению конфликтов в школе. Порой педагогу для решения какого­либо вопроса  проще потребовать то, что нужно сделать, легче приказать, наказать виновного и т. п. Но  ведь для ученика прямое воздействие с раздражением со стороны учителя вызывает  ответное противодействие. В итоге возникают напряженные отношения. Более  эффективный способ — это воздействия на ученика через побуждение его интересов,  потребностей. Такой способ называется опосредованным способом воздействия, он дает,  как правило, положительный эффект. Учитель теряет авторитет, если полагается только на запреты, давление, приказ, авторитарный тон. Не бывает абсолютно плохих и абсолютно  хороших людей, в каждом есть что­то положительное, на это, порой, и нужно опереться  при разрешении конфликта.

Статья "Конфликтные ситуации в школе и пути выхода из них"

Статья "Конфликтные ситуации в школе и пути выхода из них"

Статья "Конфликтные ситуации в школе и пути выхода из них"

Статья "Конфликтные ситуации в школе и пути выхода из них"

Статья "Конфликтные ситуации в школе и пути выхода из них"

Статья "Конфликтные ситуации в школе и пути выхода из них"

Статья "Конфликтные ситуации в школе и пути выхода из них"

Статья "Конфликтные ситуации в школе и пути выхода из них"

Статья "Конфликтные ситуации в школе и пути выхода из них"

Статья "Конфликтные ситуации в школе и пути выхода из них"

Статья "Конфликтные ситуации в школе и пути выхода из них"

Статья "Конфликтные ситуации в школе и пути выхода из них"

Статья "Конфликтные ситуации в школе и пути выхода из них"

Статья "Конфликтные ситуации в школе и пути выхода из них"

Статья "Конфликтные ситуации в школе и пути выхода из них"

Статья "Конфликтные ситуации в школе и пути выхода из них"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.12.2018