Статья "Место химического эксперимента в современном уроке"
Оценка 5
Повышение квалификации
docx
химия
7 кл—11 кл
31.03.2017
Должное внимание химическому эксперименту на уроках и во внеурочной деятельности позволяет: стимулировать интерес обучающихся к предмету, увеличить мотивацию, успешность в освоении науки; отработать навыки и способы безопасной работы с реактивами и оборудованием; выработать у ребят потребность в получении и успешной обработки результатов исследования; показать уникальность и взаимосвязь процессов и явлений в природе, быту, теле человека; сделать упор на здоровьесберегающие и экологические проблемы; повысить интеллектуальный уровень учеников, укрепить позицию личности в социуме.
Химический эксперимент в современной школе.docx
Место химического эксперимента в современном уроке.
Муниципальное общеобразовательное учреждение Лицей №15
Заводского района г. Саратова
Сафарова М.А.
“Красивый эксперимент сам по себе часто гораздо ценнее, чем двадцать
формул, добытых в реторте отвлеченной мысли” А.Эйнштейн
Современная тенденция гуманизации образования предполагает
развитие личностной природы индивидуума,
инсталляцию
образовательного материала в соответствии с интересами и
потребностями ученика, создание условий для самоопределения,
самореализации личности ребенка, снабжения его разума не готовыми
знаниями и фактами, а инструментами для обучения. Ведущим
фактором такой формы обучения становится проблемнопоисковая,
проектноисследовательская ориентация.
Успешность сегодняшних образовательных технологий
определяется системой совместных целенаправленных действий
обучающего и обучаемого для достижения запланированных
результатов обучения, воспитания и образования. Если говорить о
месте эксперимента в современном школьном естественнонаучном
образовании, то, несомненно, стоит отметить его недостаточное
использование вследствие некоторых причин: сокращение часов
предмета химии, ограничении используемых реактивов и материалов.
Однако
и
экспериментальных данных на всех этапов урока и внеклассного
мероприятия служит инструментом активизации познавательной
активности обучающихся, развитию исследовательских умений,
аналитических и рефлексивных возможностей, социализации и
адаптации индивидуума в социуме. Считается, что в данном случае
задействована эмоциональная память обучающегося, что позволяет
улучшить запоминание и понимание знания, а также соединить воедино
теоретический и практический аспект науки.
использование
эффективное
эксперимента
Использование эксперимента возможно в виде нескольких форм
организации, как иллюстрационный (демонстрационный) эксперимент,
лабораторные опыты и работы, практические работы и опыты,
внеклассный (исследовательский) и домашний эксперимент. Для
эффективной реализации экспериментальной составляющей урока
необходима детальная проработка всех этапов эксперимента.
Преподавателю необходимо учитывать наглядность данного
эксперимента, его безопасность для учителя и учеников (необходимо соблюдать все меры предосторожности),
целесообразность
применения для освещения конкретной проблемы. Полученные данные
и результаты исследования должны быть трактованы, снабжены
логичными и верными комментариями и выводами.
Если рассмотреть структуру урока, то экспериментальной
составляющей на любой фазе урока найдется соответствующая ниша.
Так, на этапе инициации, при сообщении целей урока и планирования
его результатов использование проблемного эксперимента с
нестандартным содержанием или неожиданным результатом способно
побудить учеников включиться в активнопознавательную
деятельность на уроке, заинтересовать обучающихся. Как правило,
такой демонстрационный эксперимент может быть проведен учителем
либо специально подготовленным обучающимся, незаменимо так же
использование материалов виртуальной лаборатории, моделированных
на компьютере процессов.
В процессе актуализации материала на уроке, включающей
интеракции всех участников образовательного процесса,
демонстрационноисследовательский эксперимент и лабораторные
опыты и работы позволяют визуализировать химические процессы и
реакции, закрепить полученные знания и навыки, получить
подтверждение гипотезе, сформированной учеником при просмотре
проблемного эксперимента в начале урока (или опровергнуть ее). В
данном случае преподаватель предлагает учащимся провести
несложные опыты по определенному алгоритму, наверняка приводящим
к искомому результату. Немаловажно, когда учитель призывает ребят к
дискуссии, комментируя и резюмируя выводы обучающихся, а у ребенка
складывается четкая позиция правильности и последовательности
полученных результатов. Мировоззренческая и образовательная
функция проблемного и исследовательского эксперимента позволяет
обучающимся формировать и корректировать собственные
представления о различных процессах и явлениях, связывать
лабораторный опыт и бытовое или промышленное явление,
использовать полученные навыки на следующих этапах изучения и для
объяснения похожих явлений и процессов.
На этапе закрепления материала возможно включение
эксперимента в виде практической работы, а возможно использование
задач и заданий, основанных на полученных ранее экспериментальных
данных или составление их для ситуаций, требующих практического
решения (метод кейсов). В данном случае можно говорить о реализации
компетентностного подхода в обучении, межпредметных связях и применении знаний и умений обучающихся в конкретных жизненных
ситуациях. Так, определение хлоридов с применением нитрата серебра
можно испробовать не только на лабораторном растворе, но и на
обычной водопроводной и минеральной воде, определение молочной
кислоты с помощью соли железа можно провести для сравнения в
смыве с кожи и т.д. Обучающимся можно предложить составить
алгоритм решения подобного задания для другого набора реактивов,
другого набора объектов и условий. Как правило, такие задания
заставляют обучающихся применить полученные знания на решении
здоровьесберегающих, экологических и производственнобытовых
проблем.
Следующий этап урока – рефлексия полученных знаний и
навыков, критический анализ полученной информации и собственных
достижений на этапах урока. На этом этапе ученик осмысляет ход и
результаты всего занятия, информация, полученная на уроке из
различных источников, формирует устойчивые и отчетливые образы
новых умений и навыков. Все использованные факты и данные
необходимо четко связать с полученными результатами, все
проблемные и исследовательские вопросы урока должны быть решены.
В настоящее время широко реализуется практика внедрения
домашнего эксперимента, что несомненно служит не только
расширению и углублению знаний и навыков обучающихся,
способствует удовлетворению исследовательских и познавательных
интересов учеников, но и способствует развитию творческой
деятельности, осуществление связи наукажизнь.
Особую ценность несет научнопроблемный,
проектно
исследовательский эксперимент. Как правило, его осуществление
возможно за рамками урока на внеурочных или кружковых занятиях.
Такая деятельность может включать три различных степени свободы:
1) реализация исследовательской работы индивидуально или в малой
группе по уже известной схеме, но с непредсказуемым результатом.
Обобщение результатов такого экспериментального задания
происходит, как правило, в форме дискуссии или диалога. Так,
качественное определение хлорид и нитратионов можно провести в
пробах природных и минеральных вод, вытяжках из мякоти овощей и
фруктов.
2) реализация обучающимися исследовательской работы по
изучению конкретного объекта с помощью выбранных ими в
сотворчестве с учителем методами и методиками. В качестве примера можно предложить выделение и исследование поведения природных
индикаторах в растворах различной кислотности; синтез органических
и неорганических веществ;
количественное и качественное
определение различных компонентов в природных объектах.
3) в данном случае обучающийся сам формирует проблему,
выбирает цели и пути проведения исследования. Роль учителя
заключается в компетентном направлении и консультировании
обучающегося. Ученик со всех сторон анализирует возможный объект
исследования, рассматривая возможные методы, проводит возможный
эксперимент и обрабатывает полученные результаты исследования,
предоставляя конкретный результат на обсуждение, защищает
собственную позицию, руководствуясь полученными знаниями и
навыками.
Должное внимание химическому эксперименту на уроках и во
внеурочной деятельности позволяет:
стимулировать интерес
обучающихся к предмету, увеличить мотивацию, успешность в освоении
науки; отработать навыки и способы безопасной работы с реактивами и
оборудованием; выработать у ребят потребность в получении и
успешной обработки результатов исследования; показать уникальность
и взаимосвязь процессов и явлений в природе, быту, теле человека;
сделать упор на здоровьесберегающие и экологические проблемы;
повысить интеллектуальный уровень учеников, укрепить позицию
личности в социуме.
Литература.
1. Тяглова Е.В. Исследовательская деятельность учащихся по химии:
метод.пособие. М.: Глобус, 2007. 224с
2. И.В.Ширшина Химия. Проектная деятельность обучающихся.
Волгоград: Учитель, 2006. – 184 с.
3. И.В.Маркина Современный урок химии. Ярославль: Академия
развития. 2008. 288с.
4. Еременко Е.Б. Ведение домашнего эксперимента в процессе
обучения химии семиклассников // Фестиваль творческих идей
«Открытый урок», http://festival.1september.ru/articles/565314/
5. О.С. Габриелян, Л. П. Ватлина «Химический эксперимент в
школе». М.: «Дрофа», 2005. – 224 с.
6. Химический эксперимент как специфический метод обучения
Э.Г.Злотников// Журнал «Первое сентября», методический лекторий.
http://him.1september.ru/articlef.php?ID=200702404 Габриелян О.С.,
7.
обучении химии. // Химия в школе. – 2007.– №2
Краснова В.Г. Компетентностный подход в
Статья "Место химического эксперимента в современном уроке"
Статья "Место химического эксперимента в современном уроке"
Статья "Место химического эксперимента в современном уроке"
Статья "Место химического эксперимента в современном уроке"
Статья "Место химического эксперимента в современном уроке"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.