Статья "Место химического эксперимента в современном уроке"
Оценка 5

Статья "Место химического эксперимента в современном уроке"

Оценка 5
Повышение квалификации
docx
химия
7 кл—11 кл
31.03.2017
Статья "Место химического эксперимента в современном уроке"
Должное внимание химическому эксперименту на уроках и во внеурочной деятельности позволяет: стимулировать интерес обучающихся к предмету, увеличить мотивацию, успешность в освоении науки; отработать навыки и способы безопасной работы с реактивами и оборудованием; выработать у ребят потребность в получении и успешной обработки результатов исследования; показать уникальность и взаимосвязь процессов и явлений в природе, быту, теле человека; сделать упор на здоровьесберегающие и экологические проблемы; повысить интеллектуальный уровень учеников, укрепить позицию личности в социуме.
Химический эксперимент в современной школе.docx
Место химического эксперимента в современном уроке. Муниципальное общеобразовательное учреждение Лицей №15 Заводского района г. Саратова Сафарова М.А. “Красивый эксперимент сам по себе часто гораздо ценнее, чем двадцать формул, добытых в реторте отвлеченной мысли” А.Эйнштейн Современная тенденция гуманизации образования предполагает развитие   личностной   природы   индивидуума,   инсталляцию образовательного   материала   в   соответствии   с   интересами   и потребностями   ученика,   создание   условий   для   самоопределения, самореализации личности ребенка, снабжения его разума не готовыми знаниями   и   фактами,   а   инструментами   для   обучения.   Ведущим фактором   такой   формы   обучения   становится   проблемно­поисковая, проектно­исследовательская ориентация.  Успешность   сегодняшних   образовательных   технологий определяется   системой   совместных   целенаправленных   действий обучающего   и   обучаемого   для   достижения   запланированных результатов   обучения,   воспитания   и   образования.   Если   говорить   о месте   эксперимента   в   современном   школьном   естественнонаучном образовании,   то,   несомненно,   стоит   отметить   его   недостаточное использование   вследствие   некоторых   причин:   сокращение   часов предмета химии, ограничении используемых реактивов и материалов. Однако   и экспериментальных   данных   на   всех   этапов   урока   и   внеклассного мероприятия   служит   инструментом   активизации   познавательной активности   обучающихся,   развитию   исследовательских   умений, аналитических   и   рефлексивных   возможностей,   социализации   и адаптации   индивидуума   в   социуме.   Считается,   что   в   данном   случае задействована   эмоциональная   память   обучающегося,   что   позволяет улучшить запоминание и понимание знания, а также соединить воедино теоретический и практический аспект науки.    использование эффективное     эксперимента Использование эксперимента возможно в виде нескольких форм организации, как иллюстрационный (демонстрационный) эксперимент, лабораторные   опыты   и   работы,   практические   работы   и   опыты, внеклассный   (исследовательский)   и   домашний   эксперимент.   Для эффективной   реализации   экспериментальной   составляющей   урока необходима   детальная   проработка   всех   этапов   эксперимента. Преподавателю   необходимо   учитывать   наглядность   данного эксперимента, его безопасность для учителя и учеников (необходимо соблюдать   все   меры   предосторожности),   целесообразность применения для освещения конкретной проблемы. Полученные данные и   результаты   исследования   должны   быть   трактованы,   снабжены логичными и верными комментариями и выводами. Если   рассмотреть   структуру   урока,   то   экспериментальной составляющей на любой фазе урока найдется соответствующая ниша. Так, на этапе инициации, при сообщении целей урока и планирования его   результатов   использование   проблемного   эксперимента   с нестандартным содержанием или неожиданным результатом способно побудить   учеников   включиться   в   активно­познавательную деятельность   на   уроке,   заинтересовать   обучающихся.   Как   правило, такой демонстрационный эксперимент может быть проведен учителем либо   специально   подготовленным   обучающимся,   незаменимо   так   же использование материалов виртуальной лаборатории, моделированных на компьютере процессов. В   процессе   актуализации   материала   на   уроке,   включающей интеракции   всех   участников   образовательного   процесса, демонстрационно­исследовательский   эксперимент   и   лабораторные опыты   и   работы   позволяют   визуализировать   химические   процессы   и реакции,   закрепить   полученные   знания   и   навыки,   получить подтверждение   гипотезе,   сформированной   учеником   при   просмотре проблемного   эксперимента   в   начале   урока   (или   опровергнуть   ее).   В данном   случае   преподаватель   предлагает   учащимся   провести несложные опыты по определенному алгоритму, наверняка приводящим к искомому результату. Немаловажно, когда учитель призывает ребят к дискуссии, комментируя и резюмируя выводы обучающихся, а у ребенка складывается   четкая   позиция   правильности   и   последовательности полученных   результатов.   Мировоззренческая   и   образовательная функция проблемного и исследовательского  эксперимента  позволяет обучающимся   формировать   и   корректировать   собственные представления   о   различных   процессах   и   явлениях,   связывать лабораторный   опыт   и   бытовое   или   промышленное   явление, использовать полученные навыки на следующих этапах изучения и для объяснения похожих явлений и процессов.  На   этапе   закрепления   материала   возможно   включение эксперимента в виде практической работы, а возможно использование задач и заданий, основанных на полученных ранее экспериментальных данных   или   составление   их   для   ситуаций,   требующих   практического решения (метод кейсов). В данном случае можно говорить о реализации компетентностного   подхода   в   обучении,   межпредметных   связях   и применении   знаний   и   умений   обучающихся   в   конкретных   жизненных ситуациях. Так, определение хлоридов с применением нитрата серебра можно   испробовать   не   только   на   лабораторном   растворе,   но   и   на обычной  водопроводной   и минеральной   воде, определение  молочной кислоты   с   помощью   соли   железа   можно   провести   для   сравнения   в смыве   с   кожи   и   т.д.   Обучающимся   можно   предложить   составить алгоритм решения подобного задания для другого набора реактивов, другого   набора   объектов   и   условий.   Как   правило,   такие   задания заставляют   обучающихся   применить   полученные   знания   на   решении здоровьесберегающих,   экологических   и   производственно­бытовых проблем.  Следующий   этап   урока   –   рефлексия     полученных   знаний   и навыков, критический анализ полученной информации и собственных достижений на этапах урока. На этом этапе ученик осмысляет ход и результаты   всего   занятия,   информация,   полученная   на   уроке   из различных   источников,   формирует   устойчивые   и   отчетливые   образы новых   умений   и   навыков.   Все   использованные   факты   и   данные необходимо   четко   связать   с   полученными   результатами,   все проблемные и исследовательские вопросы урока должны быть решены. В   настоящее   время   широко   реализуется   практика   внедрения домашнего   эксперимента,   что   несомненно   служит   не   только расширению   и   углублению   знаний   и   навыков   обучающихся, способствует   удовлетворению   исследовательских   и   познавательных интересов   учеников,   но   и   способствует   развитию   творческой деятельности, осуществление связи наука­жизнь. Особую   ценность   несет   научно­проблемный,   проектно­ исследовательский   эксперимент.   Как   правило,   его   осуществление возможно за рамками урока на внеурочных или кружковых занятиях. Такая деятельность может включать три различных степени свободы: 1) реализация исследовательской работы индивидуально или в малой группе по уже известной схеме, но с непредсказуемым  результатом. Обобщение   результатов   такого   экспериментального   задания происходит,   как   правило,   в   форме   дискуссии   или   диалога.   Так, качественное определение хлорид­ и нитрат­ионов можно провести в пробах природных и минеральных вод, вытяжках из мякоти овощей и фруктов. 2)   реализация   обучающимися   исследовательской   работы   по изучению   конкретного   объекта   с   помощью   выбранных   ими   в сотворчестве с учителем методами и методиками. В качестве примера можно предложить выделение и исследование поведения природных индикаторах в растворах различной кислотности; синтез органических и   неорганических   веществ;   количественное   и   качественное определение различных компонентов в природных объектах. 3)   в   данном   случае   обучающийся   сам   формирует   проблему, выбирает   цели   и   пути   проведения   исследования.   Роль   учителя заключается   в   компетентном   направлении   и   консультировании обучающегося. Ученик со всех сторон анализирует возможный объект исследования, рассматривая возможные методы, проводит возможный эксперимент   и   обрабатывает   полученные   результаты   исследования, предоставляя   конкретный   результат   на   обсуждение,   защищает собственную   позицию,   руководствуясь   полученными   знаниями   и навыками. Должное   внимание   химическому   эксперименту   на   уроках   и   во внеурочной   деятельности   позволяет:   стимулировать   интерес обучающихся к предмету, увеличить мотивацию, успешность в освоении науки; отработать навыки и способы безопасной работы с реактивами и оборудованием;   выработать   у   ребят   потребность   в   получении   и успешной обработки результатов исследования; показать уникальность и взаимосвязь процессов и явлений в природе, быту, теле человека; сделать   упор   на   здоровьесберегающие   и   экологические   проблемы; повысить   интеллектуальный   уровень   учеников,   укрепить   позицию личности в социуме. Литература. 1. Тяглова Е.В. Исследовательская деятельность учащихся по химии: метод.пособие.­ М.: Глобус, 2007.­ 224с 2. И.В.Ширшина   Химия.   Проектная   деятельность   обучающихся.­ Волгоград: Учитель, 2006. – 184 с. 3. И.В.Маркина   Современный   урок   химии.­   Ярославль:   Академия развития.­ 2008.­ 288с. 4. Еременко   Е.Б.   Ведение   домашнего   эксперимента   в   процессе обучения   химии   семиклассников   //   Фестиваль   творческих   идей «Открытый урок», http://festival.1september.ru/articles/565314/  5. О.С.   Габриелян,   Л.   П.   Ватлина  «Химический   эксперимент   в школе».­ М.: «Дрофа», 2005. – 224 с.  6. Химический   эксперимент   как   специфический   метод   обучения Э.Г.Злотников//   Журнал   «Первое   сентября»,   методический   лекторий. http://him.1september.ru/articlef.php?ID=200702404 Габриелян О.С., 7. обучении химии. // Химия в школе. – 2007.– №2    Краснова В.Г. Компетентностный   подход   в

Статья "Место химического эксперимента в современном уроке"

Статья "Место химического эксперимента в современном уроке"

Статья "Место химического эксперимента в современном уроке"

Статья "Место химического эксперимента в современном уроке"

Статья "Место химического эксперимента в современном уроке"

Статья "Место химического эксперимента в современном уроке"

Статья "Место химического эксперимента в современном уроке"

Статья "Место химического эксперимента в современном уроке"

Статья "Место химического эксперимента в современном уроке"

Статья "Место химического эксперимента в современном уроке"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017