Статья, методическая работа,программа
Оценка 4.8

Статья, методическая работа,программа

Оценка 4.8
Повышение квалификации
docx
искусство +1
Взрослым
20.11.2018
Статья, методическая работа,программа
Публикация является частью публикации:
программа по изобразительной грамотности.Художественным материалам и технологиям. Ереминой Ю.С..docx
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств» программа по учебному предмету «Изобразительная грамотность. Художественные материалы и технологии» ПО. 01.УП.02 дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области архитектурного искусства «АРХИТЕКТУРА» 2014 «Одобрено» Методическим советом образовательного учреждения дата рассмотрения «Утверждаю» Директор-Колповская Наталья Анатольевна ________________ (подпись) Дата утверждения Разработчик- Еремина, Юлия, Сергеевна, преподаватель Рецензент- Рецензент- 1. Пояснительная записка   требований Программа   учебного   предмета   «Изобразительная   грамотность.   Художественные   федеральных материалы   и   технологии»   разработана   предпрофессиональной государственных   общеобразовательной  программе  в области архитектурного искусства «АРХИТЕКТУРА». Этот учебный предмет  является базовым, темы выстраивается на основе авторской программы   «СТАРТ»   архитектурно­художественного   профиля   управления   культуры центрального   административного   округа   Москвы   (ранее   детской   студии   архитектурно­ художественного творчества «СТАРТ» при союзе архитекторов).   на   основе   и   с   учетом   дополнительной   к   Ученики  изучают законы изобразительной грамотности в работе с натуры в школе, в музеях, на природе, где черпается необходимый материал для будущей творческой работы. Кратковременные   точные   наброски,   необходимые   построения   являются   началом длительного  творческого процесса.    Обучение законам изобразительной грамотности проходит в школе параллельно естественному   развитию   ребенка.   Дети   изучают   аксонометрию,   осваивают   чертежные инструменты,   овладевают   макетом.   Практически   каждой   работе,   касается   она   формы природной или искусственной, предшествует работа с натуры. Развивается умение видеть, способность   точной   глазомерной   характеристики   предмета,   умение   верно   передать   это видение в изображаемом, не исказив пропорций. Развивается твердость руки, способность ясно и четко изобразить предмет или очертания предметов. Одновременно с изучением формы,   учащиеся   постигают   основы   цветоведения,   закономерности   и   выразительные возможности цвета. Особая роль в программе отводится обучению навыкам и умениям обращения с различными материалами во всевозможных техниках и поискам нетрадиционных методов их   использования     с   целью   воспитания   неординарно   мыслящего   художника.   Обучение построено   так,   чтобы   расширить   диапазон   художественных   средств   и   в   то   же   время раскрыть различные способы применения одного и того же материала.         Много   внимания   уделяется   работе   с   бумагой,   картоном   для   создания разнообразных макетов, что так же является особенностью данной программы.    Использование материалов вне правил неожиданно и остросовременно позволяет учащимся   проявить   свою   творческую   инициативу   в   изобретении   различных   способов использования   материалов,   в   школе   выполняются   так   называемые   палитры   на   все материалы,   которыми   пользуются   ученики.   Это   акварель,   тушь,   бумага   и   другие.   В дальнейшем для выражения своих замыслов ученик самостоятельно подбирает наиболее подходящую технику. 2.Срок реализации учебного предмета   Срок   реализации   учебного   предмета   «Изобразительная   грамотность. Художественные материалы и технологии» рассчитан на 5 лет для детей в возрасте с 10лет. Аудиторная нагрузка 495 часов из расчета 3 часа в неделю с 1­5 классы. 3.Объем учебного времени и виды учебной работы Затраты учебного времени, график промежуточной аттестации Всего часов 1 2 3 4 5 1 48 16 2 51 17 3 48 16 4 51 17 5 48 16 6 51 17 7 48 16 8 51 17 9 48 16 10 51 17 495 165 64 68 64 68 64 68 64 68 64 68 660 З. З. З. Вид учебной  работы,  аттестации,  учебной  нагрузки Классы Полугодия Аудиторные занятия (в часах) Самостоятельна я   работа   (в часах) Максимальная учебная нагрузка (в часах) Вид промежуточной аттестации З. – зачет Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом ДШИ на реализацию  учебного предмета «Изобразительная грамотность. Художественные материалы и  технологии» предусматривает  максимальную учебную  нагрузку­660 часов,  самостоятельную работу обучающихся­165 часов и  аудиторные занятия­495 часов.             4.Форма проведения учебных аудиторных занятий Форма занятий ­ мелкогрупповая. Данная  форма занятий позволяет преподавателю построить   процесс   обучения   в   соответствии   с   принципами   дифференцированного   и индивидуального подходов.                            5.Цели и задачи учебного предмета  Обучение законам изобразительной грамотности и композиции;  Обучение навыкам и умениям обращения с разнообразными художественными  материалами как средствами художественной выразительности  Обучение законам цветоведения;  Обучение способам построения аксонометрии, обратной и прямой перспективы;  Обучение способам изображения объема на плоскости;  Обучение навыкам и умениям обращения с разными художественными и  чертежными инструментами;  Обучение созданию различных по сложности композиций;  Обучение точному определению габаритов , пропорций и масштаба изображаемого  предмета;  Обучение грамотно и последовательно применять художественные материалы с   учетом их свойств и особенностей;  Обучение применению различных техник при решении творческих задач;  Обучение навыкам создания объемных форм из различных материалов;  Обучение навыкам развития глазомера;   формирование осознанного научно­художественного видения  окружающего мира развитие образно­логического мышления; природы и использование его в творчестве; воспитание способности к самореализации и саморазвитию.   формирование основ проектного мышления.                                                         1 год обучения Учебно­тематический план № Наименование раздела, темы Вид учеб­ ногозан я­тия Общий объем времени в часах Максимальна я учебная нагрузка 660 Самостоятель ­ная работа Аудиторные занятия 165 495 1 полугодие                                   1.Раздел «Художественные материалы и технологии» 15 63 1 Упражнения простыми  карандашами разной твердости «Растяжка тона от светлого  твердым карандашом к  темному­мягким карандашом» Аудит. занят. 2 Упражнения простыми  карандашами разной твердости  «Растяжка от прямых штрихов  к штрихам по форме» 3 Упражнения на темы  графических композиций   В. Вазарели (простые или  Аудит. занят. Аудит. занят. 12 12 30 3 3 6 48 9 9 24 цветные карандаши) 4 Упражнение «палитра» на все  возможные способы работы  простым карандашом Аудит. занят. 9 2 полугодие 1.Раздел «Оксонометрия» 1 2 3  Свободная композиция из  прозрачных кубов разного  размера и в различных ракурсах (простой карандаш)  Композиция из геометрических объемов «Невозможная фигура» по  принципам голландского  архитектора и художника  М. Эшера Аудит. занят. Аудит. занят. Аудит. занят. 69 21 21 27 3 18 6 6 6 6 51 15 15 21 № Наименование раздела, темы 2 год обучения Вид учеб­ ногозан я­тия Общий объем времени в часах Максимальна я учебная нагрузка 660 Самостоятель ­ная работа Аудиторные занятия 165 495 1 полугодие                                   1.Раздел «Художественные материалы и технологии» 15 63 1 2 3 Упражнение «палитра»  (акварель) Упражнение «палитра»  (тушь, перо) Знакомство с приемами  изображения человека  Древнего Египта 4 Декоративный натюрморт с  симметричным и  асимметричным  членением  плоскости. 5 Декоративный натюрморт.      Тушь, перо. Аудит. занят. Аудит. занят. Аудит. занят. Аудит. занят. Аудит. занят. 6 6 18 12 21 3 3 3 3 3 48 3 3 15 9 18 2 полугодие 1.Раздел «Натюрморт из нескольких предметов» 18 2 69 5 Аудит. занят. Аудит. занят. Аудит. занят. Аудит. занят. Аудит. занят. 1 Упражнение на изображение  общего силуэта предметов 2 Упражнение с акцентом на  падающие тени 3 Упражнение с акцентом на  собственные тени 4. Упражнение на изобретение  5 различных способов штриховки  предметов Графический натюрморт из  нескольких предметов на  примере работ итальянского  художника Д.Моранди. № Наименование раздела, темы 5 5 5 49 2 2 2 10 51 3 3 3 3 39 3  год обучения Вид учеб­ ногозан я­тия Общий объем времени в часах Максимальна я учебная нагрузка 660 Самостоятель ­ная работа Аудиторные занятия 165 495 1 полугодие                                   1.Раздел «Художественные материалы и технологии» 15 63 1 «Коллективная композиция на  тему творчества А. Гауди»  (бумага ,ткань, острые  предметы, ножницы, картон  разных видов, клей ПВА) 2 Упражнение «форточки»  (любая природная форма­ бабочка, рыба, птица)  Материалы : бумага, резак,  доска, карандаш, ножницы Аудит. занят. Аудит. занят. 45 18 2 полугодие 1.Раздел «Пропорции через века» 1 Изучение пропорций фигуры  Аудит. 69 15 12 3 18 6 48 33 15 51 9 2 человека Зарисовка с натуры набросков  людей 3 Автопортрет в стиле  «Ренессанс» занят. Аудит. занят. Аудит. занят. 15 39 6 6 9 33 № Наименование раздела, темы 4  год обучения Вид учеб­ ногозан ятия Общий объем времени в часах Максималь­ ная учебная нагрузка 660 Самостоятель ­ная работа Аудиторные занятия 165 495 1 полугодие                                   1.Раздел «Художественные материалы и технологии» 15 63 1 Пейзаж.Упражнение на  отработку линий . (Знакомство с рейсфедером) Аудит. занят. 2 Натюрморт. (Рейсфедер, тушь) Аудит. занят. 3 Натюрморт. (Рейсфедер, тушь, перо) Аудит. занят. 21 21 21 5 5 5                                                  2 полугодие 1.Раздел «Натюрморт в разных техниках» 1 Натюрморт: капитель  дорическая или ионическая,  гитара,сложные  по форме кувшины  Аудит. занят. 69 39 18 9 48 16 16 16 51 30 (рейсфедер, циркуль, тушь) 2 Макет натюрморта : капитель  дорическая или ионическая,  гитара, сложные  по форме кувшины  (бумага, барельеф, клей ПВА,  ножницы, карандаш) № Наименование раздела, темы Аудит. занят. 30 9 21 5  год обучения Вид учеб­ ногозан ятия Общий объем времени в часах Максимальна я учебная нагрузка 660 Самостоятель ­ная работа Аудиторные занятия 165 495 1 полугодие                                             1.Раздел «Работа над дипломным проектом» 1 Дипломный проект 63 63 Аудит. занят. 1 Дипломный проект 2 полугодие 1.Раздел «Работа над дипломным проектом» 69 69 Аудит. занят. 15 15 18 18 48 48 51 51 Содержание учебного предмета Первый год обучения 1 Раздел «Художественные материалы и технологии» 1 полугодие 1.В первом классе такой важный для будущей профессиональной деятельности инструмент как   карандаш   приобретает   особое   значение.   Теперь     это   не   просто   инструмент   для выполнения   эскизов,   набросков,   зарисовок   с   натуры­простым   карандашом   разной твердости выполняются упражнения с обязательной растяжкой тона от светлого твердым карандашом к темному­мягким, от прямых штрихов к штрихам  по форме. Таким образом, карандаш становится инструментом, которым можно выполнить самоценную, завершенную работу. Постоянная  тренировка  руки на коротких упражнениях облегчит  впоследствии освоение академического рисунка. Следующее упражнение – использование полученных навыков в творческой работе на темы графических композиций В. Вазарелли, которые могут выполняться простыми или цветными карандашами. В заключение блока, как обычно, прорабатывается палитра, т.е. все возможные способы работы простым карандашом. Использование  бумаги формата А3, простые, цветные карандаши .Самостоятельная работа: упражнения по тому же принципу. Использование  бумаги формата А3, простые, цветные карандаши 2 полугодие 1.Раздел «Изобразительная грамотность»         Блок «Изобразительная грамотность» основное внимание уделяет освоению  аксонометрии, как всегда, через серию коротких упражнений.          Первое короткое упражнение ­свободная композиция из прозрачных кубов разного  размера в разных ракурсах, выполняется карандашом.          Второе задание­композиция из геометрических объемов, закрепляет знания и умения  в изображении трехмерного пространства с помощью аксонометрии.          Следующее задание­опять необычное, после того, как учащиеся научились правильно  строить аксонометрию, им предлагается сделать «невозможную фигуру» по принципам  голландского архитектора и художника М. Эшера. Использование  бумаги формата А3,  простые, цветные карандаши .Самостоятельная работа: упражнения по тому же принципу.  Использование  бумаги формата А3, простые, цветные карандаши.                                                          Второй год обучения                                                              1полугодие                           1.Раздел «Художественные материалы и технологии»      Отличительные свойства и возможности нового художественного материала акварели  ученики демонстрируют на ставшей уже привычной «палитре», где отражаются способы  использования его. Использование  бумаги формата А3,акварель, кисти .       Самостоятельная работа: упражнения по тому же принципу.        Еще одно задание в этом блоке развивает творческое отношение к привычному  материалу: туши и перу. Ученики опять изобретают свою «палитру», но теперь уже из  самых разнообразных штрихов, дающих ту или иную тональность изображения. Это  изображение потом будет широко применяться в графических работах. Использование   бумаги формата А3, тушь, перо.       Затем рассматриваются приемы изображения человека Древнего Египта . Материалы: ½  ватмана, простой карандаш, ластик, акварель, гуашь, кисти.   Самостоятельная работа: упражнения по тому же принципу. Использование  бумаги  формата А3 и А2, тушь, перо, акварель, гуашь, кисти.                                                          2полугодие 1.Раздел «Изобразительная грамотности»      Задания этого блока полностью соответствуют основным методическим принципам  программы: исполнение длительной работы­натюрморта из нескольких предметов через  постановку коротких, доступных задач. Первое упражнение в этой серии­ изображение  общего силуэта предметов, затем акцент внимания перемещается на падающие тени, потом  только на собственные, затем изобретаются различные способы штриховки предметов и,  наконец, все эти короткие упражнения объединяются в одной длительной работе. В  качестве примера для исполнения графического натюрморта служат работы итальянского  художника Д. Маранди. Использование  бумаги формата А3, акварель, кисти Самостоятельная работа: упражнения по тому же принципу. Использование  бумаги формата А3, акварель, кисти.                                                         Третий год обучения                                                       1полугодие  1.Раздел «Художественные материалы и технологии»      В третьем классе изучаются свойства бумаги опять же с помощью так называемой  «палитры». Это коллективная работа, в которой квадраты заполняются пластически  измененной бумагой. Каждый ученик придумывает свой способ пластической обработки  бумаги ­ ее мнут, складывают, протыкают острыми предметами, прорезают, приклеивают  полосу на торец и т.д. Материалы : картон, бумага разных видов, ножницы, острые  предметы, клей ПВА. Самостоятельная работа: упражнение по тому же принципу Материалы : картон, бумага разных видов, ножницы, острые предметы, клей ПВА.        Затем, уже знакомые со всеми возможными способами работы с бумагой, ученики  приступают к заданию «птицы», самостоятельно набирая образ из мятой и сложенной  бумаги. Материалы: картон, бумага разных видов, ножницы, острые предметы, клей ПВА.         Следующее упражнение ­ «форточки». Тема свободная, но прием работы с бумагой  один для всех. Любая природная форма ­ бабочка, рыба, птица и т. Д. – образуется  благодаря прорезям в бумаге в виде треугольника, квадрата, прямоугольника и открывания их перпендикулярно сгибу бумаги.  Материалы: ватман, карандаш, резак, доска.  Самостоятельная работа: упражнение по тому же принципу.               Нетрадиционный способ работы с новыми материалами: тканями, нитями, тесьмой ­наклеивание их на жесткую основу клеем ПВА­используется в коллективной композиции на тему творчества испанского архитектора А. Гауди. Этот способ дает эффект тканого материала,   но   работа   исполняется   быстрее   и   проще.   Использование   картона   любого размера, ткани, нити, тесьма, клей ПВА, ножницы. Самостоятельная работа: упражнения по тому же принципу. Использование , бумаги, картона любого размера, ткани, нити, тесьма, клей ПВА,резак, ножницы.                                                                   2полугодие 1.Раздел «Изобразительная грамотность»          Задания раздела ­ основы композиции и изобразительной грамотности, посвященного  теме задания «Пропорции через века». В основе каждой композиции­ высказывание  Протагора­ «Человек – мера всех вещей». Испокон веков человек в своих творениях  изобретал системы пропорционирования сообразно пропорциям своей фигуры. Изучаются  пропорции фигуры человека, зарисовываются с натуры наброски  с людей. Использование бумаги формата А3, карандаш, акварель, кисти. Самостоятельная работа: упражнения по  тому же принципу. Использование  бумаги формата А3, карандаш,  акварель, кисти.  Следующее задание : «Автопортрет в стиле ренессанс». Работа выполняется на листе А3,  графическими материалами : гелевыми  ручками, фломастерами. Четвертый год обучения 1полугодие 1.Раздел «Художественные материалы и технологии» Знакомство с новым для учеников инструментом­рейсфедером. Первое упражнение на  отработку линий. Пейзаж «набирается» с помощью линий разной толщины и плотности,  меняется расстояние между линиями.         Второе задание ­ натюрморт, решается уже с помощью пересечения рейсфедерных  линий и заливки тушью складок скатерти, донышек сосудов, общего тона и т.д. Таким  образом, используется чертежный инструмент для изображения объема.         Следующее задание в этом ряду предполагает сочетание рейсфедерной линии (т.е. по  линейке) с линией, проведенной от руки­ пером. Сосуды, стоящие на столе, выполняются  штриховкой рейсфедером, фон за ними отрабатывается либо пером от руки, либо с  помощью инструмента, но с заливкой плоскостей. Использование  бумаги формата А3,  рейсфедер, тушь, перо. Самостоятельная работа: упражнения по тому же принципу. Использование  бумаги формата А3, рейсфедер, тушь, перо. 2полугодие 1.Раздел «Изобразительная грамотность»       Во втором полугодии ребята рисуют натюрморт, состоящий из дорической или  ионической капители, гитары и сложных по форме кувшинов. Работа выполняется только  рейсфедером и циркулем с штриховкой разной толщины линии и заливкой тушью.  Использование  бумаги формата А3, рейсфедер, тушь, перо. Самостоятельная работа:  упражнения по тому же принципу.          Затем тот же натюрморт выполняется в другой технике. Это бумага, барельеф, макет  позволяет лучше усвоить законы построения объема на плоскости. Бумага, клей, ножницы Самостоятельная работа: упражнения по тому же принципу. Бумага, клей, ножницы                                                         Пятый год обучения           Пятый год обучения посвящен работе  над дипломным проектом.                          Требования к уровню подготовки обучающихся Раздел   содержит   перечень   знаний,   умений   и   навыков,   приобретение   которых обеспечивает   программа  «Изобразительная   грамотность.   Художественные   материалы   и технологии»:          знание законов изобразительной грамотности и композиции; знание художественных материалов и средств; знание законов цветоведения; знание способов построения аксонометрии, обратной и прямой перспективы; знание способов изображения объема на плоскости; умение пользоваться художественными и чертежными инструментами; умение создавать различные по сложности композиции; умение точно определять габариты, пропорции и масштаб изображаемого предмета; умение   грамотно   и   последовательно   применять   художественные   материалы   с учетом их свойств и особенностей; умение применять различные техники при решении творческих задач; навыки создания объемных форм из различных материалов; навыки развития глазомера.     Умение планировать свою домашнюю работу  Осуществлять самостоятельный контроль за своей учебной деятельностью  Уметь давать объективную оценку своему труду, обладать навыками  взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе  Уважительно относиться к иному мнению и художественно­эстетическим взглядам,  понимать причины успеха/неуспеха собственной учебной деятельности  Определять наиболее эффективные способы достижения результата                      5.Формы и методы контроля, система оценок Программа предусматривает текущий контроль успеваемости и   промежуточную аттестацию.  Контроль   знаний,   умений   и   навыков   обучающихся   обеспечивает   оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Текущий контроль знаний учащихся осуществляется педагогом практически на всех занятиях.  В   качестве   средств  текущего   контроля  успеваемости   учащихся   программой предусмотрено введение трехкомпонентной оценки: за фантазию, композицию и технику исполнения, которая складывается из выразительности цветового и (или)   графического решения   каждой   работы.   Это   обеспечивает   стимул   к   творческой   деятельности   и объективную самооценку учащихся.        Промежуточная аттестация проводится в форме просмотров работ учащихся во 2­м,  4­м и 8­м полугодиях за счет аудиторного времени. На просмотрах работ учащихся  выставляется оценка за полугодие. В свидетельство выставляется оценка «отлично»,  «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». При промежуточной аттестации  используются и другие системы оценок обучающихся: зачет/незачет, или пятибальная ,  включающая «плюс и минус». Любые методы контроля должны носить обучающую  функцию (самооценка, оценка однокласников, комментарии преподавателя по оценке).  Также при аттестации учащихся учитывается его участие в конкурсах и выставках.                                                      Критерии оценки Для   развития   творческого   потенциала   учащихся,   а   также   стимулирования творческого роста программой предлагается введение поэтапного контроля, включающего в себя три составляющие: фантазию, композицию, технику исполнения (выразительность цветового или графического решения). «Фантазия».   На   первом   этапе   оценивается   оригинальность   мышления   ребенка, новизна идеи, отсутствие шаблонного представления задания.  5 (отлично)  ­ учащийся демонстрирует свое оригинальное решение задачи; 4 (хорошо) ­ решение поставленной задачи с помощью преподавателя; 3 (удовлетворительно)  ­ использование готового решения (срисовывание с образца). «Композиция».   Предполагает   грамотный   выбор   формата,   определение   величины предмета   (предметов),   пропорциональные   отношения   величин,   знание   элементарных законов композиции (равновесие, плановость, загораживание, статика, динамика и др.). 5 («отлично») ­ все параметры раздела соблюдены; в случае незначительных ошибок ребенку   предлагается   исправить   недочеты   самостоятельно.   При   самостоятельном исправлении ошибок оценка за работу не снижается; 4 («хорошо») ­ имеются незначительные ошибки; 3   («удовлетворительно»)   ­   грубые   ошибки,   учащийся   плохо   осваивает   формат, допускает искажения в передаче пропорций и формы предметов. «Техника исполнения» (выразительность цветового и (или) графического решения» предполагает   обобщение   знаний   по   изученным   разделам,   наличие   индивидуального цветового (графического решения), законченность работы. 5 («отлично») — учащийся способен самостоятельно применять полученные знания, умения,   навыки,   демонстрируя   индивидуальное   решение   поставленной   задачи   и законченность работы; 4   («хорошо»)   ­   работой   учащегося   руководит   преподаватель   (в   большей   части словесно); 3 («удовлетворительно») ­ работой учащегося руководит преподаватель, используя наглядный показ на работе учащегося.                   Методическое обеспечение учебного процесса        Программа построена так, чтобы приобщить учащихся к созидательности практически  с  первых дней обучения в школе. Интуитивное, спонтанное творчество становится  осмысленным, близким по характеру к архитектурно­дизайнерскому. Почти каждую  работу ученика, если это не короткое учебное задание, можно назвать маленьким  проектом. Ребенок продумывает не только художественный  образ, но и материал,  конструкцию и систему крепления и фиксирует это в своем проекте.  Основное время на занятиях отводится практической работе, которая проводится на   каждом   занятии   после   объяснения   теоретического   материала.   Создание   творческой атмосферы   на   занятии   способствует   появлению   и   укреплению   у   ребенка заинтересованности в собственной творческой деятельности. Необходимо стимулировать современность   исполнения   работ   посредством   использования   художественного   языка современных мастеров. Важной составляющей творческой заинтересованности учащихся является   приобщение   детей   к   конкурсно­выставочной   деятельности   (посещение художественных   выставок,   проведение   бесед   и   экскурсий,   участие   в   творческих конкурсах). Несмотря   на   направленность   программы   к   развитию   индивидуальных   качеств личности   каждого   ребенка   рекомендуется   проводить   внеклассные   мероприятия, позволяющие   объединить   детский   коллектив   (организация   выставок,   проведение праздников, тематических дней, посещение музеев и др.).  Самостоятельная работа учащихся Для   полноценного   усвоения   материала   учебной   программой   предусмотрено введение самостоятельной работы. На самостоятельную работу учащихся отводится 165 часов, которые выполняются в форме домашних заданий (упражнений к изученным темам, рисование   с   натуры,   применением   шаблонов),   а   также   в   виде   экскурсий,   участия обучающихся   в   творческих   мероприятиях   и   культурно­просветительской   деятельности образовательного учреждения.  ­   материальные:   учебные   аудитории,   специально   оборудованные   наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом; Средства обучения ­ наглядно – плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски); ­ демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели, натюрмортный фонд; ­ электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы; ­ аудиовизуальные: слайд­фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио­записи. Методическое обеспечение учебного процесса ­   материальные:   учебные   аудитории,   специально   оборудованные   наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом; ­ наглядно – плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски); ­ демонстрационные: демонстрационные модели, натюрмортный фонд; ­ электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы; ­ аудиовизуальные: слайд­фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио­записи. 1 Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог.школа: книга для  учителя. – М.: Просвещение, 1984  Список литературы Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.­ 3­е изд.­ М.:  Горяева   Н.А.   первые   шаги   в   мире   искусства:   Из   опыта   работы:   Книга   для Просвещение, 1991  2 3 учителя. М.: Просвещение, 1991  4 Давыдов   В.В.   Проблемы   развивающего   обучения.   Опыт   теоретического   и экспериментального психологического исследования. ­ М.: Педагогика,1989  Зеленина Е.Л. Играем, познаем, рисуем. – М.: Просвещение, 1996  5 6 Казакова   Т.С.   Изобразительная   деятельность   и   художественное   развитие дошкольника. М.: Педагогика, 1983  7 Кирилло А. Учителю об изобразительных материалах. – М.: Просвещение, 1971  8 Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. – М.: Столетие, 1998  9 Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.:  Просвещение, 1985  Просвещение, 1977  10 Курчевский В.В. А что там, за окном? – М.: Педагогика, 1985  11 Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. – М.:  12 Полунина В. Искусство и дети. Из опыта работы учителя. – М.: Просвещение,  1982  13 Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в  начальной школе. ­ М., Академия, 2008 14 Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – М.:  Просвещение, 1985 15 Щеблыкин И.К., Романина В.И., Когогкова И.И. Аппликационные работы в  начальных классах. – М.: Просвещение, 1990  Учебная литература 1 Акварельная живопись:  Учебное  пособие. Часть 1. Начальный  рисунок. – М.: Издательство школы акварели Сергея Андрияки, 2009 2 Бесчастнов М.П. Графика пейзажа.­ М.: Гуманитарное издание ВЛАДОС, 2008  3 Искусство   вокруг   нас.   Учебник   для   2   кл./Под   ред.   Б.М.Неменского.   –   М.: Просвещение, 1998  4 Искусство   и   ты.   Учебник   для   1   кл./Под   ред.   Б.М.   Неменского.   –   М.: Просвещение, 1998  5 Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Изобразительное искусство"– М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008 6 Ломоносова М.Т. Графика и живопись: учеб.пособие – М.: Астрель: АСТ, 2006 7 Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2009  8 Шалаева Т.П. Учимся рисовать.­ М.: АСТ Слово, 2010

Статья, методическая работа,программа

Статья, методическая работа,программа

Статья, методическая работа,программа

Статья, методическая работа,программа

Статья, методическая работа,программа

Статья, методическая работа,программа

Статья, методическая работа,программа

Статья, методическая работа,программа

Статья, методическая работа,программа

Статья, методическая работа,программа

Статья, методическая работа,программа

Статья, методическая работа,программа

Статья, методическая работа,программа

Статья, методическая работа,программа

Статья, методическая работа,программа

Статья, методическая работа,программа

Статья, методическая работа,программа

Статья, методическая работа,программа

Статья, методическая работа,программа

Статья, методическая работа,программа

Статья, методическая работа,программа

Статья, методическая работа,программа

Статья, методическая работа,программа

Статья, методическая работа,программа

Статья, методическая работа,программа

Статья, методическая работа,программа

Статья, методическая работа,программа

Статья, методическая работа,программа

Статья, методическая работа,программа

Статья, методическая работа,программа

Статья, методическая работа,программа

Статья, методическая работа,программа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.11.2018