Статья на тему "ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ФАКТОР ИХ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ АДАПТАЦИИ"
Оценка 4.7
Семинары
doc
психологическая работа +1
Взрослым
21.01.2018
Экономическое образование - необходимое условие формирования социальных компетенций, вооружение обучающихся навыками адаптации к социальным ролям в изменяющейся экономической среде, воспитания ценностных установок в поведении. Лучшей проверкой подготовленности к труду в новых экономических условиях будет трудоустройство выпускника колледжа с учётом его желания, возможностей и его социально-трудовая адаптация.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ.doc
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ФАКТОР
ИХ СОЦИАЛЬНОТРУДОВОЙ АДАПТАЦИИ.
"Социальная адаптация это многофакторный и многомерный процесс вхождения
личности в новое социальное окружение с целью совместной деятельности в направлении
прогрессивного изменения, как личности, так и среды" (А.Г.Мороз).
Социальнотрудовая адаптация, являясь одной из наиболее значимых составляющих
социальной адаптации, представляет собой процесс вхождения личности в профессию, поиск
работы, процесс привыкания к профессиональным условиям и требованиям, к структуре и
содержанию профессиональной деятельности, к определенной профессиональной группе.
Для более глубокой проработки вопроса адаптации обучающихся в условиях рыночной
экономики были разработаны критерии адаптации, включающие в себя:
1.
Подготовленность к труду. Сущность критерия в том, что выпускник училища
готов трудиться дальше. Он или продолжает учёбу в высшем учебном заведении, что тоже
является трудом, или сразу начинает самостоятельно зарабатывать на жизнь, имея
достаточный объём знаний, умений и навыков. Основным преимуществом выпускников
профессиональных училищ является хороший уровень практической подготовки.
2.
Психологическая устойчивость для включения в систему социальных
отношений. Критерий включает в себя умение общаться, работать в команде, находить общий
язык с самыми разными людьми, противостоять трудным жизненным обстоятельствам.
Обучающиеся профессиональных училищ не всегда исполнительны и дисциплинированны,
часто не умеют собирать и систематизировать информацию, не умеют планировать свою
работу, перспективно мыслить. Выпускники коррекционных групп зачастую не обладают
быстрой реакцией и хорошей памятью, не могут четко выполнить полученные инструкции.
Психологическая устойчивость обеспечивается преодолением психологических барьеров,
слабых сторон подростков в процессе обучения.
Самостоятельность в суждениях и действиях. Обучающийся самостоятельно
принимает важные для себя решения и действует согласно со своими жизненными планами.
Излишняя опека со стороны педагогов и мастеров негативно сказывается на
самостоятельности подростков, умении принимать решения, инициативности.
Социальная активность. Критерий проявляется в том, что подросток активно
участвует в жизни общества, интересуется событиями, происходящими в стране и за рубежом,
думает о будущем, предпринимает попытки для повышения своего жизненного уровня.
Включение подростка в исследовательскую и творческую жизнь училища, города, района
повышает его социальную активность.
3.
4.
5.
Стремление к учёбе, самообразованию. Выпускник училища должен постоянно
повышать свой образовательный и культурный уровень, стремиться продолжить образование,
читать художественную литературу, периодическую печать, знакомиться с материалами
Интернета.
Большую роль в процессе адаптации обучающихся к современным условиям рыночной
экономики, к трудовой деятельности, играет экономическое образование. От широты и
качества экономических знаний и умений зависит не только уровень общей культуры
современного человека, но и уровень его жизни и благосостояния. Воспитание делового
человека, личности с развитым экономическим мышлением, готовой к жизни и хозяйственной
деятельности в условиях рыночных отношений, одна из важнейших задач современного
образования.
Наиболее значимыми темами, изучаемыми в курсе «Экономика», в процессе
социальнотрудовой адаптации обучающихся являются темы «Человек на рынке труда» и
«Экономические проблемы безработицы». В процессе изучения тем, ребята не только
осваивают теоретические знания, но и приобретают практические навыки. По завершении
изучения этой темы подростки умеют: • самостоятельно осуществлять поиск информации о вакансиях на рынке
труда;
• составлять резюме для получения работы;
• эффективно вести себя на собеседовании;
• грамотно вести телефонные переговоры по поводу трудоустройства;
• разрабатывать бизнесплан в рамках программы самозанятости;
• использовать знания по оформлению основной документации в сфере
трудовых правоотношений;
• правильно вести себя с коллегами в первые рабочие дни.
Большую роль в экономическом образовании играет социальное взаимодействие,
сотрудничество с предприятиями и организациями города. При изучении темы «Человек на
рынке труда» я тесно сотрудничаю с Центром занятости населения города, где я получаю всю
необходимую информацию. В своей работе активно использую печатный материал, брошюры
ЦЗН. Например, «Пособие по самостоятельному поиску работы», «Это нужно знать
молодым», «Помоги себе сам…», «Памятка гражданину при трудоустройстве на работу»,
«Вопросы для подготовки к собеседованию», «Как составить резюме?», «Служба занятости
поможет начать собственное дело», «Мои первые трудовые будни», «Первая работа», «Путь к
успеху». Эти печатные издания в доступной форме рассказывают подросткам о том, как
самостоятельно трудоустроится по окончании учебы, куда обратиться в случае неудачного
опыта поиска работы. Эти брошюры ксерокопируются и раздаются ребятам. Ими можно
воспользоваться не только на уроке, но и при непосредственном поиске работы.
Психологические аспекты адаптации выпускников к трудовой деятельности освещает
психолог Центра занятости населения, которую я регулярно приглашаю на свои уроки в
выпускные группы. Большим интересом у обучающихся пользуются лекции специалистов
ЦЗН на тему «Технология поиска работы». На этих беседах ребята узнают экспресс
информацию основных показателей рынка труда города и области, заработную плату молодых
специалистов, перечень профессий, смежных с той, которую получают ребята в стенах
училища. В своей работе я практикую урокиэкскурсии в Центр занятости населения и на
предприятия города для непосредственного общения с работодателями.
На уроках экономики тема формулируется в виде проблемного вопроса, который
должен побуждать обучающихся к размышлению, а не только к логическому выстраиванию
ответа из отдельных понятий и определений. Например, по теме урока, связанной с изучением
безработицы, вопрос для обсуждения или для эссе может быть сформулирован следующим
образом: «Что такое для вас «работа»?».
Широко используются на уроках активные формы обучения и особенно деловые игры.
Они позволяют обучающимся за короткий промежуток времени прожить экономическую
ситуацию, пропустить ее через себя, сделать выводы и тем самым получить прочные знания.
Таким образом, экономическое образование необходимое условие формирования
социальных компетенций, вооружение обучающихся навыками адаптации к социальным ролям
в изменяющейся экономической среде, воспитания ценностных установок в поведении.
Лучшей проверкой подготовленности к труду в новых экономических условиях будет
трудоустройство выпускника колледжа с учётом его желания, возможностей и его социально
трудовая адаптация.
Литература:
1. Мороз А.Г. Профессиональная адаптация выпускника педагогического вуза: Автореф. дис..
дра пед. наук. Киев: КТУ, 1983.
2. Печатные издания и брошюры Центра занятости населения города Полярные Зори
(Мурманская область).
Статья на тему "ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ФАКТОР ИХ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ АДАПТАЦИИ"
Статья на тему "ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ФАКТОР ИХ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ АДАПТАЦИИ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.