СТАТЬЯ НА ТЕМУ: "ОТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА – К СОДЕРЖАНИЮ И ТЕХНОЛОГИЯМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
Оценка 4.8

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: "ОТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА – К СОДЕРЖАНИЮ И ТЕХНОЛОГИЯМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
docx
администрации
Взрослым
05.05.2017
СТАТЬЯ НА ТЕМУ: "ОТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА – К СОДЕРЖАНИЮ И ТЕХНОЛОГИЯМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
В данной статье представлена работа по проектированию содержания и подбора технологий образования в соответствии с ФГОС СПО и профессиональным стандартом (ПС) по профессии «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства», она описана как поэтапный процесс:целеполагание,разработка содержания образования , проектирование образовательных технологий, проектирование форм и методов оценки качества подготовки специалистов.
Статья Александрова Н.В по профстандартам.docx
Н.В. Александрова, методист БПОУ УР «Увинский профессиональный колледж» ОТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА – К СОДЕРЖАНИЮ И ТЕХНОЛОГИЯМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В   Концепции   долгосрочного   социально­экономического   развития Российской   Федерации   до   2020   года   отмечается,   что   одним   из   направлений повышения   качества   рабочей   силы   является   «разработка   системы   согласно   Концепции профессиональных   стандартов». предполагается   «…модернизация   программ   обучения   всех   уровней   на   базе   Кроме   того, квалификационных требований…».1 В сложившихся условиях перед средним профессиональным образованием (СПО) стоят весьма непростые задачи. С одной стороны, необходимо сохранить сильные   стороны   российской   системы   образования,   а   с   другой   ­   систему образования необходимо сделать гибкой и адаптивной  с тем, чтобы в новых условиях, отвечая как на потребности и интересы личности, так и на запросы изменяющейся экономики и складывающегося рынка труда, она сохранила свою роль   как   одного   из   ведущих   факторов   общественного   развития.   Этим продиктовано   декларируемое   в   последние   годы   тесное   взаимодействие образовательных   организаций   и   работодателей   в   разработке   стратегии опережающей подготовки обучающихся путем сопряжения профессиональных и образовательных стандартов. В   настоящее   время   разработка   федеральных   государственных образовательных   стандартов     СПО   опережает   разработку профессиональных   стандартов   (ПС).   Это   возлагает   на   образовательные (ФГОС) организации   дополнительные   обязанности   по   взаимодействию   с профессиональными   сообществами   по   совместному   проектированию   ПС   и сопряжению их с ФГОС СПО. Профессиональные стандарты ­ это минимально необходимые требования к профессиональному   уровню   работников   с   учетом   обеспечения производительности   и   качества   выполняемых   работ   в   определенной   отрасли экономики.   Они   включают   в   себя   наряду   с   другими   данными   наименование должностей   и   соответствующие   им   квалификационные   и   образовательные уровни, перечень конкретных должностных обязанностей, выполнение которых позволит работнику реализовать трудовые функции в границах его компетенции (Машукова Н.Д., Зеер Э.Ф.). В   отличие   от   ПС,   которые   связаны   с   характеристикой   конкретной деятельности   (что   должен   делать   специалист,   как   он   должен   это   делать   и насколько   хорошо),   ФГОС   описывают   знания   и   умения,   являются   предполагающей   определенный   уровень педагогической   категорией, образовательных   достижений   личности   и   технологии   оценки   содержания   и качества обучения. Основной целью совместного проектирования структуры и содержания ПС и   ФГОС   выступает   достижение   взаимопонимания   в   определении   цели, содержания,   результатов   профессиональной   подготовки   специалиста   в соответствии   со   спецификой   и   содержанием   конкретной   профессиональной деятельности. По сути, ПС выступает, с одной стороны, как компетентностная модель культуры профессиональной деятельности, максимально приближенная к   региональным   реалиям,   а   с   другой,   ­   как   модель   конкурентоспособного выпускника. При этом нельзя не отметить, что ПС нужны, т.к. они являются основой для формирования   и   корректировки   ФГОС   и   программ   всех   уровней профессионального образования, а также для разработки учебно­методических материалов к этим программам, установления квалификационных уровней. В Российской Федерации в сельскохозяйственной отрасли уже разработаны, утверждены   и   введены   в   действие   более   14   ПС.   Министерством   труда   и социальной защиты Российской Федерации от 04 июня 2014 г. № 362н утвержден профессиональный   стандарт   «Тракторист­машинист   сельскохозяйственного производства». Работа по проектированию содержания и подбора технологий образования в   соответствии   с   ФГОС   СПО   и   ПС   по   профессии   «Тракторист­машинист сельскохозяйственного   производства»   может   быть   описана   как   поэтапный процесс. 1 этап ­ целеполагание  ­  включает сопоставительный анализ содержания ПС и ФГОС СПО по профессии «Тракторист­машинист сельскохозяйственного производства»,   выявление   «белых   пятен»   ­   компетенций   и   опыта, предусмотренных   ПС,   но   не   учтенным   в   ФГОС   СПО,   уточнение   ожидаемых результатов   образовательного   процесса,   рефлексивную   оценку   потенциала дисциплин   и   модулей   обязательной   и   вариативной   части   образовательной программы СПО по профессии «Тракторист­машинист сельскохозяйственного   творческой, производства»,   всех   видов   практики,   внеаудиторной, исследовательской   деятельности   студентов   в   обеспечении   желаемого   уровня освоения   компетенции,   характера   социального   и   профессионального   опыта выпускника.  Результатом   работы   на   этом   этапе   является   разработка гибкой   и   прозрачной   теоретической   модели   компетентности   выпускника,   ключевые, включающей   следующие   компетенции: формируемые в ходе целостного учебно­воспитательного процесса, отражающие   общекультурные, культуру   личности,   культуру   деятельности   специалиста   и   соответствующие уровню его квалификации; специальные, отражающие отраслевые требования, обусловленные   основными   видами   профессиональной   деятельности   (ВПД)   по профессии;   дополнительные,   обусловленные   региональными   особенностями профессиональной деятельности и целями саморазвития специалиста. Для   детального   отражения   единства   требований   ПС   и   ФГОС   СПО необходимо провести сравнительный анализ их требований к ВПД по данной профессии. Такой сравнительный анализ необходим для: ­ определения трудоемкости, освоения каждого ВПД; ­   определения   достаточности   дидактических   единиц   в   ФГОС   СПО   и необходимости введения новых дидактических единиц в соответствии с ПС. Сравнительный анализ ВПД и соотношение требований ФГОС СПО и ПС по сельскохозяйственного Тракторист­машинист   профессии производства представлен в таблицах. 110800.02 Виды профессиональной деятельности ФГОС СПО ВПД 1. Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования ВПД 2. Выполнение слесарных работ по ремонту и  техническому обслуживанию  сельскохозяйственных машин и оборудования ВПД 3.Транспортировка грузов Профессиональный стандарт Выполнение механизированных работ в  сельскохозяйственном производстве с  поддержанием технического состояния средств  механизации ­ ­ Соотношение требований ФГОС СПО и профессионального стандарта ФГОС СПО Профессиональный стандарт ПМ.01 Эксплуатация и техническое  обслуживание сельскохозяйственных  машин и оборудования: ПК 1.1. Управлять тракторами и  самоходными сельскохозяйственными  машинами всех видов в организациях  сельского хозяйства ПК 1.2. Выполнять работы по  возделыванию и уборке  сельскохозяйственных культур в  растениеводстве ПК 1.3. Выполнять работы по  ­ ­ Выполнение основной обработки почвы с  заданными агротехническими требованиями; ­ Внесение удобрений с заданными  агротехническими требованиями; Внесение  удобрений с заданными агротехническими требованиями ­ Выполнение предпосевной подготовки почвы с  заданными агротехническими требованиями; ­ Посев и посадка сельскохозяйственных культур с заданными агротехническими требованиями; ­ Выполнение механизированных работ по уходу  за сельскохозяйственными культурами; ­ Выполнение уборочных работ с заданными  агротехническими требованиями; требованиями ­ Погрузочно­разгрузочные, транспортные и  стационарные работы на тракторах; ­ Выполнение мелиоративных работ ­ Выполнение механизированных работ по обслуживанию технологического  оборудования животноводческих  комплексов и механизированных ферм ПК 1.4. Выполнять работы по  техническому обслуживанию тракторов,  сельскохозяйственных машин и  оборудования в мастерских и пунктах  технического обслуживания разгрузке и раздаче кормов животным; ­ Выполнение механизированных работ по уборке навоза и отходов животноводства ­ Техническое обслуживание при использовании  и при хранении трактора, комбайна и  сельскохозяйственной машины; ­ Заправка тракторов и самоходных  сельскохозяйственных машин горюче­ смазочными материалами Соотношение требований к результатам освоения ФГОС СПО и профессионального ФГОС СПО Профессиональный стандарт стандарта ПК 1.1. Управлять тракторами и  самоходными сельскохозяйственными  машинами всех видов в организациях  сельского хозяйства ПК 1.4. Выполнять работы по  техническому обслуживанию  тракторов, сельскохозяйственных  машин и оборудования в мастерских и  пунктах технического обслуживания Практический опыт: ПО 3. Техническое обслуживание  сельскохозяйственных машин и  оборудования Уметь: У 5. Выполнять работы средней  сложности по периодическому  техническому обслуживанию тракторов и агрегатируемых с ними  сельскохозяйственных машин с  применением современных средств  технического обслуживания У 6. Выявлять несложные  неисправности сельскохозяйственных  машин и самостоятельно выполнять  слесарные работы по их устранению У 7. Под руководством специалиста  более высокой квалификации  Трудовых функций: нет Трудовые функции: ­ Техническое обслуживание при использовании и  при хранении трактора, комбайна и  сельскохозяйственной машины; ­  Заправка тракторов и самоходных  сельскохозяйственных машин топливо­ смазочными материалами Трудовые действия: ­ Проверка технического состояния трактора,  комбайна перед началом работы; ­ Выполнение операции ежедневного технического  обслуживания трактора, комбайна,  сельскохозяйственной машины; ­ Выполнение всех видов периодического  технического обслуживания трактора, комбайна,  сельскохозяйственной машины Необходимые умения: ­ Выполнять мойку, чистку, проверку крепления  узлов и механизмов,   смазочно­заправочные  операции и регулировочные операции трактора,  комбайна и сельскохозяйственной машины;  нормативно­технической документации ­ Выполнять операции по подготовке к работе  навесного оборудования ­ Выполнять работы по подготовке, установке на  хранение и снятию с хранения машин в соответствии выполнять работы по подготовке,  установке на хранение и снятию с  хранения сельскохозяйственной  техники Знать: нет З 7. Средства и виды технического  обслуживания тракторов и  сельскохозяйственных машин и  оборудования З 8. Способы выявления и  устранения дефектов в работе  тракторов, сельскохозяйственных  машин и оборудования с требованиями Необходимые знания: ­   Порядок подготовки трактора, комбайна к  работе; ­   Правила и нормы охраны труда ­ Перечень операций технического обслуживания  трактора, комбайна, сельскохозяйственной машины; ­ Основные материалы, применяемые при постановке техники на хранение; ­ Технология технического обслуживания тракторов, сельскохозяйственных машин, оборудования для  выполнения операций технического обслуживания ­ Причины несложных неисправностей тракторов,  комбайнов и сельскохозяйственных машин Анализ содержание ПС и ФГОС СПО выявил «белые пятна» (в таблицах выделенный текст ­ компетенции, умения и знания, предусмотренные ПС, но не учтенные в ФГОС СПО, и наоборот). 2    этап   ­   разработка   содержания   образования  ­  предполагает декомпозицию содержания образования по дисциплинам и модулям в рамках обязательной и вариативной (дисциплины, профессиональные модули, практики, программы дополнительного образования) частей образовательной программы СПО,   определение   места   каждой   дисциплины   и   модуля   в   формировании желаемого   уровня   личностной   и   профессиональной   компетентности специалиста,   детализацию   взаимосвязей   внутри   и   между   дисциплинами   и модулями,   с   практиками   студентов,   прогнозирование   форм   предъявления результатов   освоения   компетенций.  Результатом   этого   этапа   является разработка   программно­методического   и   информационного   обеспечения целостного образовательного процесса. 3 этап ­ проектирование образовательных технологий ­ включает отбор, обоснование и апробацию интерактивных образовательных технологий, форм и методов   обучения   и   воспитания,   способствующих   формированию   опыта   и компетенций   будущего   специалиста   посредством   логики   усложняющихся учебных   и   социальных   задач,   система   которых   обеспечивает   достижение требуемого уровня компетентности. Результатом этого процесса выступает эффективное   обеспечение   образовательного   процесса.  Рекомендованы   к   технологии   систематизации   и применению   следующие   технологии: визуализированной презентации знаний, информационные и коммуникационные технологии,   технологии   развивающего   обучения,   технологии   контекстного обучения, саморегулируемое учение, технологии социально­профессионального воспитания и др. 4 этап ­ проектирование форм и методов оценки качества подготовки специалистов  диагностического инструментария для оценки эффективности образовательного  предполагает   обоснование   и   разработку   адекватного ­ процесса (портфолио, экспертная оценка, кейс­измерители, квалификационные тесты), профессиональных и личностных достижений обучающихся.2 Результаты проектирования содержания и технологий профессионального образования   на   основе   ПС   и   ФГОС   СПО   должны   найти   отражение   в образовательной программе СПО по профессии, регламентирующей ожидаемые результаты,   содержание,   условия   и   технологии   реализации   образовательного процесса, а также оценку качества подготовки обучающихся и выпускников. Используемая литература: 1. Концепция   долгосрочного   социально­экономического   развития Российской Федерации на период до 2020 года. ­ http://www.economi.gov.ru. 2. От   профессионального   стандарта   ­   к   содержанию   и   технологиям профессионального образования / Н.А. Сергеева  и др.. ­ ФГОУ СПО «ОГК», 2010. 3. Профессиональный «Тракторист­машинист сельскохозяйственного   производства»,   утвержден   приказом   Министерства труда и социальной защиты РФ от 04 июня 2014 г. № 362.     стандарт 4. Рекомендации по формированию вариативной составляющей ФГОС СПО в соответствии с требованиями работодателей к качеству профессионального образования: методические рекомендации / Сост. Ж.В. Морозова, А.С. Килин, Т.Н. Бабкина. ­ Ижевск: Изд­во ИПК и ПРО УР, 2013. ­ 108 с. 5. Федеральный государственный образовательный стандарт по профессии 110800.02   «Тракторист­машинист   сельскохозяйственного   производства», утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 02 августа 2013 г. № 740.

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: "ОТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА – К СОДЕРЖАНИЮ И ТЕХНОЛОГИЯМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: "ОТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА – К СОДЕРЖАНИЮ И ТЕХНОЛОГИЯМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: "ОТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА – К СОДЕРЖАНИЮ И ТЕХНОЛОГИЯМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: "ОТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА – К СОДЕРЖАНИЮ И ТЕХНОЛОГИЯМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: "ОТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА – К СОДЕРЖАНИЮ И ТЕХНОЛОГИЯМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: "ОТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА – К СОДЕРЖАНИЮ И ТЕХНОЛОГИЯМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: "ОТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА – К СОДЕРЖАНИЮ И ТЕХНОЛОГИЯМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: "ОТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА – К СОДЕРЖАНИЮ И ТЕХНОЛОГИЯМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: "ОТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА – К СОДЕРЖАНИЮ И ТЕХНОЛОГИЯМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: "ОТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА – К СОДЕРЖАНИЮ И ТЕХНОЛОГИЯМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: "ОТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА – К СОДЕРЖАНИЮ И ТЕХНОЛОГИЯМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: "ОТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА – К СОДЕРЖАНИЮ И ТЕХНОЛОГИЯМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: "ОТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА – К СОДЕРЖАНИЮ И ТЕХНОЛОГИЯМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: "ОТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА – К СОДЕРЖАНИЮ И ТЕХНОЛОГИЯМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: "ОТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА – К СОДЕРЖАНИЮ И ТЕХНОЛОГИЯМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: "ОТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА – К СОДЕРЖАНИЮ И ТЕХНОЛОГИЯМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.05.2017