Статья на тему "Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход"
Оценка 5
Педсоветы
docx
психологическая работа +1
Взрослым
31.08.2019
В статье говорится о том, что именно педагог, изучая и применяя на практике все инновации, является основной фигурой для их введения и использования в своей практике. Для успешной реализации всех инноваций педагог должен обладать профессионализмом и профессиональной компетентностью. Между этими понятиями есть различия. Профессиональная компетентность включает в себя не только знание теории и внедрение её в педагогических ситуациях, но и систему ценностей педагога, его культуру. В статье выделяется несколько компонентов профессиональной компетентности педагога.
Статья.docx
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
И ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПЕДАГОГА: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
« Верно определите слова, и вы освободите
мир от половины недоразумений»
Рене Декарт
Система Российского образования на современном этапе развития общества
претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели
культурноисторического развития. Но какие бы реформы не проходили в
системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном
исполнителе – школьном учителе. Именно педагог является основной
фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для
успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых
условиях поставленных перед ним задач педагог должен обладать
необходимым уровнем и профессиональной компетентности и
профессионализма.
Вопросы профессионализма и профессиональной компетентности в последнее
десятилетие стали предметом пристального внимания психологической науки
(Е.А.Климов, А.К.Маркова, Л.М.Митина, Ю.П.Поваренков, Н.С.Пряжников
и др.). Но в большинстве случаев исследователи ограничиваются изучением
набора ПВК – профессиональноважных качеств, их формирования и оценки.
Остается не вполне ясным, что психологически означает человек как
профессионал, как субъект профессиональной деятельности, чем психически
отличается мастер своего дела от других людей. Зачастую отождествляются
понятия профессиональной компетентности и профессионализма, в том числе
и применительно к деятельности учителя.
Профессионализм и профессиональная компетентность.
Под профессионализмом нами понимается особое свойство людей
систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в
самых разнообразных условиях. В понятии «профессионализм» отражается
такая степень овладения человеком психологической структурой
профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в
обществе стандартам и объективным требованиям. Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и
характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство.
Понятие профессионализма не ограничивается характеристиками
высококвалифицированного труда; это и особое мировоззрение человека.
Наличие у человека диплома, сертификата, подтверждающего уровень его
квалификации (а чаще – некоторой совокупности знаний, осведомленности в
данной профессиональной сфере) – это необходимое (но не достаточное)
условие для последующего становления профессионализма. Человек может
приобрести это свойство в результате специальной подготовки и долгого
опыта работы, но может и не приобрести его, а лишь «числиться»
профессионалом. Необходимой составляющей профессионализма человека
является профессиональная компетентность. Чаще всего это понятие
употребляется интуитивно для выражения высокого уровня квалификации и
профессионализма. Если попытаться определить место компетентности в
системе уровней профессионального мастерства, то она находится между
исполнительностью и совершенством [Чошанов, 1996].
В качестве одной из важнейших составляющих профкомпетентности
А.К.Маркова называет способность самостоятельно приобретать новые
знания и умения, а также использовать их в практической деятельности.
Профессиональная компетентность педагога представляет собой
качественную характеристику личности специалиста, которая включает
систему научнотеоретических знаний как в предметной области, так и в
области педагогики и психологии. Профессиональная компетентность
педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему
теоретических знаний учителя и способов их применения в конкретных
педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также
интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к
себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.).
Выделим следующие компоненты профессиональной компетентности
педагога: мотивационно волевой, функциональный, коммуникативный и
рефлексивный.
Мотивационноволевой компонент включает в себя: мотивы, цели,
потребности, ценностные установки, стимулирует творческое проявление
личности в профессии; предполагает наличие интереса к профессиональной
деятельности.
Функциональный (от лат. functio – исполнение) компонент в общем случае проявляется в виде знаний о способах педагогической деятельности,
необходимых учителю для проектирования и реализации той или иной
педагогической технологии.
Коммуникативный (от лат. communico – связываю, общаюсь) компонент
компетентности включает умения ясно и четко излагать мысли, убеждать,
аргументировать, строить доказательства, анализировать, высказывать
суждения, передавать рациональную и эмоциональную информацию,
устанавливать межличностные связи, согласовывать свои действия с
действиями коллег, выбирать оптимальный стиль общения в различных
деловых ситуациях, организовывать и поддерживать диалог.
Рефлексивный (от позднелат. reflexio – обращение назад) компонент
проявляется в умении сознательно контролировать результаты своей
деятельности и уровень собственного развития, личностных достижений;
сформированность таких качеств и свойств, как креативность,
инициативность, нацеленность на сотрудничество, сотворчество, склонность к
самоанализу. Рефлексивный компонент является регулятором личностных
достижений, поиска личностных смыслов в общении с людьми,
самоуправления, а также побудителем самопознания, профессионального
роста, совершенствования мастерства, смыслотворческой деятельности и
формирования индивидуального стиля работы.
Указанные характеристики профессиональной компетентности педагога
нельзя рассматривать изолированно, поскольку они носят интегративный,
целостный характер, являются продуктом профессиональной подготовки в
целом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Батракова С.Н. Динамика профессиональных функций педагога как
представителя культуры // Ярославский психологический вестник. – Вып.2. –
М.; Ярославль: Российское психологическое общество, 2014. – С.7177.
2. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности: Учеб. пособие
для вузов. – М.: ПЕР СЭ, 2015. – 511 с.
3. Дружилов С.А., Хашина Д.В. Ценностные ориентации как ресурсная
составляющая, обеспечивающая успешность профессиональной адаптации //
Новокузнецк: Издво Института повышения квалификации, 2013. – С.117121. 4. Ландшеер В. Концепция минимальной компетентности // Перспективы:
вопросы образования. – 1988. – №1. – С.32.
5. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М.: Международный
гуманитарный фонд «Знание», 2006. – 312 с.
6. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального
становления человека. – М.: Издво УРАО, 2012. – 160 с.
7. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемномодульного обучения. – М.:
Народное образование, 1996. – 160 с.
8. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб.
пособие. – М.: Логос, 1998. – 320 с.
Статья на тему "Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход"
Статья на тему "Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход"
Статья на тему "Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход"
Статья на тему "Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.