Статья на тему "Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход"
Оценка 5

Статья на тему "Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход"

Оценка 5
Педсоветы
docx
психологическая работа +1
Взрослым
31.08.2019
Статья на тему "Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход"
В статье говорится о том, что именно педагог, изучая и применяя на практике все инновации, является основной фигурой для их введения и использования в своей практике. Для успешной реализации всех инноваций педагог должен обладать профессионализмом и профессиональной компетентностью. Между этими понятиями есть различия. Профессиональная компетентность включает в себя не только знание теории и внедрение её в педагогических ситуациях, но и систему ценностей педагога, его культуру. В статье выделяется несколько компонентов профессиональной компетентности педагога.
Статья.docx
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ  И ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПЕДАГОГА: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД  « Верно определите слова, и вы освободите  мир от половины недоразумений» Рене Декарт   Система Российского образования на современном этапе развития общества  претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели  культурно­исторического развития. Но какие бы реформы не проходили в  системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном  исполнителе – школьном учителе. Именно педагог является основной  фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для  успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях поставленных перед ним задач педагог должен обладать  необходимым уровнем и профессиональной компетентности и  профессионализма.  Вопросы профессионализма и профессиональной компетентности в последнее десятилетие стали предметом пристального внимания психологической науки (Е.А.Климов, А.К.Маркова, Л.М.Митина, Ю.П.Поваренков,  Н.С.Пряжников  и др.). Но в большинстве случаев исследователи ограничиваются изучением  набора ПВК – профессионально­важных качеств, их формирования и оценки.  Остается не вполне ясным, что психологически означает человек как  профессионал, как субъект профессиональной деятельности, чем психически  отличается мастер своего дела от других людей. Зачастую отождествляются  понятия профессиональной компетентности и профессионализма, в том числе  и применительно к деятельности учителя.  Профессионализм и профессиональная компетентность. Под профессионализмом нами понимается особое свойство людей  систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в  самых разнообразных условиях. В понятии «профессионализм» отражается  такая степень овладения человеком психологической структурой  профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в  обществе стандартам и объективным требованиям. Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и  характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство. Понятие профессионализма не ограничивается характеристиками  высококвалифицированного труда; это и особое мировоззрение человека. Наличие у человека диплома, сертификата, подтверждающего уровень его  квалификации (а чаще – некоторой совокупности знаний, осведомленности в  данной профессиональной сфере) – это необходимое (но не достаточное)  условие для последующего становления профессионализма. Человек может  приобрести это свойство в результате специальной подготовки и долгого  опыта работы, но может и не приобрести его, а лишь «числиться»  профессионалом. Необходимой составляющей профессионализма человека  является профессиональная компетентность. Чаще всего это понятие  употребляется интуитивно для выражения высокого уровня квалификации и  профессионализма. Если попытаться определить место компетентности в  системе уровней профессионального мастерства, то она находится между  исполнительностью и совершенством [Чошанов, 1996]. В качестве одной из важнейших составляющих профкомпетентности  А.К.Маркова называет способность самостоятельно приобретать новые  знания и умения, а также использовать их в практической деятельности.  Профессиональная компетентность педагога представляет собой  качественную характеристику личности специалиста, которая включает  систему научно­теоретических знаний как в предметной области, так и в  области педагогики и психологии. Профессиональная компетентность  педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему  теоретических знаний учителя и способов их применения в конкретных  педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также  интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к  себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.).                  Выделим следующие компоненты профессиональной компетентности  педагога: мотивационно ­ волевой, функциональный, коммуникативный и  рефлексивный. Мотивационно­волевой компонент включает в себя: мотивы, цели,  потребности, ценностные установки, стимулирует творческое проявление  личности в профессии; предполагает наличие интереса к профессиональной  деятельности.                                                                                   Функциональный (от лат. functio – исполнение) компонент в общем случае проявляется в виде знаний о способах педагогической деятельности,  необходимых учителю для проектирования и реализации той или иной  педагогической технологии.                                                                Коммуникативный (от лат. communico – связываю, общаюсь) компонент  компетентности включает умения ясно и четко излагать мысли, убеждать,  аргументировать, строить доказательства, анализировать, высказывать  суждения, передавать рациональную и эмоциональную информацию,  устанавливать межличностные связи, согласовывать свои действия с  действиями коллег, выбирать оптимальный стиль общения в различных  деловых ситуациях, организовывать и поддерживать диалог.             Рефлексивный (от позднелат. reflexio – обращение назад) компонент  проявляется в умении сознательно контролировать результаты своей  деятельности и уровень собственного развития, личностных достижений;  сформированность таких качеств и свойств, как креативность,  инициативность, нацеленность на сотрудничество, сотворчество, склонность к самоанализу. Рефлексивный компонент является регулятором личностных  достижений, поиска личностных смыслов в общении с людьми,  самоуправления, а также побудителем самопознания, профессионального  роста, совершенствования мастерства, смыслотворческой деятельности и  формирования индивидуального стиля работы. Указанные характеристики профессиональной компетентности педагога  нельзя рассматривать изолированно, поскольку они носят интегративный,  целостный характер, являются продуктом профессиональной подготовки в  целом. ЛИТЕРАТУРА 1.      Батракова С.Н. Динамика профессиональных функций педагога как  представителя культуры // Ярославский психологический вестник. – Вып.2. –  М.; Ярославль: Российское психологическое общество, 2014. – С.71­77. 2.      Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности: Учеб. пособие для вузов. – М.: ПЕР СЭ, 2015. – 511 с. 3.    Дружилов С.А., Хашина Д.В. Ценностные ориентации как ресурсная  составляющая, обеспечивающая успешность профессиональной адаптации //  Новокузнецк: Изд­во Института повышения квалификации, 2013. – С.117­121. 4.    Ландшеер В. Концепция минимальной компетентности // Перспективы:  вопросы образования. – 1988. – №1. – С.32. 5.    Маркова А.К. Психология профессионализма. – М.: Международный  гуманитарный фонд «Знание», 2006. – 312 с. 6.    Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального  становления человека. – М.: Изд­во УРАО, 2012. – 160 с. 7.    Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно­модульного обучения. – М.: Народное образование, 1996. – 160 с.  8.    Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб.  пособие. – М.: Логос, 1998. – 320 с.

Статья на тему "Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход"

Статья на тему "Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход"

Статья на тему "Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход"

Статья на тему "Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход"

Статья на тему "Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход"

Статья на тему "Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход"

Статья на тему "Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход"

Статья на тему "Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.08.2019