Статья на тему: РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ХАРАКТЕРИСТИКЕ ПОНЯТИЯ «ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ»
Оценка 4.8

Статья на тему: РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ХАРАКТЕРИСТИКЕ ПОНЯТИЯ «ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ»

Оценка 4.8
Научные работы
docx
психологическая работа +1
Взрослым
20.06.2017
Статья на тему:  РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ХАРАКТЕРИСТИКЕ ПОНЯТИЯ «ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ»
В данной статье мы остановимся на рассмотрении понятия «девиантное поведение», представив различные подходы к характеристике девиантного поведения. Проблема девиантного поведения – одна из актуальных психолого-педагогических проблем. Деструктивные процессы, затронувшие различные общественные сферы, повлекли за собой рост преступности не только среди взрослого населения, но и среди молодежи.
СТАТЬЯ .docx
РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ХАРАКТЕРИСТИКЕ ПОНЯТИЯ «ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ» Аннотация:  В данной статье мы остановимся на рассмотрении понятия «девиантное   поведение»,   представив   различные   подходы   к   характеристике девиантного поведения.   Ключевые   слова:  девиантное   поведение,   отклоняющееся   поведение, концептуальный подход. Проблема   девиантного   поведения   –   одна   из   актуальных   психолого­ педагогических   проблем.   Деструктивные   процессы,   затронувшие   различные общественные сферы, повлекли за собой рост преступности не только среди взрослого населения, но и среди молодежи. Исследованиями девиантного поведения занимались Я.И. Гилинский, А. Лепс,   Э.   Раска,   Ю.   Саар,   А.Г.   Амбрумова,   Г.Г.   Заиграев,   Б.М.   Левин,   И.М. Карпец, Б.С. Братусь, Б.М. Гузиков, В.В. Лунеев, В.М. Зобнев, А.А. Габиани, К.К. Горяинов, А.А.9 Коровин, С.И. Голод, А.Н. Игнатов, Я.М. Яковлев, Г.Ф. Хохряков, А.А. Тайбаков и др.  Девиантное   поведение,   понимаемое   как   нарушение   социальных   норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр   внимания   социологов,   социальных   психологов,   педагогов,   медиков, работников правоохранительных органов. Динамизм общественных процессов, быстрое возникновение и смена кризисных ситуаций, обострение противоречий и конфликтов   –   все   это   детерминирует   интерес   теоретиков   и   практиков   к вопросам   изучения   девиантного   поведения.   Требует   уяснения   и   понятие «девиантное поведение». За   четверть   века   становления   и   развития   современной   отечественной социологии   девиантного   поведения   был   освоен   и   переосмыслен   зарубежный 1 опыт; сформированы собственные представления о девиатном поведении, – как негативном,   так   и   позитивном;   в   результате   многочисленных   эмпирических исследований   накоплены   сведения   о   состоянии,   структуре,   динамике социальной девиации в России и различных ее регионах; выявлены некоторые закономерности   взаимосвязей   различных   форм   девиантного   поведения   и зависимостей   от   экономических,   социальных,   культурологических   и   иных факторов. В становлении социологии девиантного поведения в России выделяют два основных   этапа:   дореволюционный   и   современный.   С   середины   XIX   века социологическое   осмысление   социальных   реалий   вызревало   в   недрах традиционных наук: социологическая школа уголовного права, социологическая направленность в изучении алкоголизма и наркомании, суицидального поведения и   проституции.   Интенсивно   проводились   эмпирические   исследования   с использованием разнообразных методов. Можно назвать работы таких ученых, как К. Герман, П.Г. Розанов, Ф.К. Тереховко, И.О. Зубов, В.М. Бехтерев, А.Ф. Кони, Н.М. Михайловский, Н.П. Бруханский, М.П. Чубинский и др.  В конце 60­х – начале 70­х гг. XX века появились первые отечественные труды, положившие начало формированию социологии девиантного поведения и социального контроля как специальной социологической теории. В 80­е годы на территории   бывшего   СССР   сложилось   несколько   центров   социологических исследований девиантного поведения: в Санкт­ Петербурге и Москве, в Эстонии и Грузии. В начале ХХ века наряду с термином «трудновоспитуемость» стало употребляться выражение «уклонение от нормы».  В   настоящее   время   ученые   применительно   к   несовершеннолетним   с отклонениями в развитии и поведении, используют термины: «трудные дети», «трудный   подросток»,   «аномальные   дети»,   «дезадаптированные   дети,   дети «группы   риска»,   «ребенок   с   нарушениями   в   аффективной   сфере.   Однако 2 названные   термины   часто   несут   одностороннюю   информацию:   бытовую, клиническую, юридическую [1]. Е.С.   Иванов,   Л.М.   Шипицина,   Г.В.   Сафина   считают   правомерным   ненормативное, употребление   терминов:   отклоняющееся,   асоциальное, противоправное, преступное  поведение. Я.И. Гилинский  ввел   в  употребление термин   «девиантное   поведение»,   который   в   настоящее   время   употребляется наравне   с   термином   «отклоняющееся   поведение».   Зарубежные   ученые   (Э. Дюркгейм,   Р.   Мертон,   Н.   Смелзер,   Т.   Шибутани,   и   др.)   определяют девиантность   соответствием   или   несоответствием   социальным   нормам   ­   не ожиданиям.   девиантным   является   поведение,   Следовательно, удовлетворяющее социальным ожиданиям данного общества.  В отечественной литературе под девиантным поведением (Я.И. Гилинский, И.С. Кон, В.Г. Степанов, Ю.И. Фролов и др.) понимается [1; 5]:  1.   Поступок,   действия   человека,   не   соответствующие   официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам, «будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали».  2.   Социальное   явление,   выраженное   в   массовых   формах   человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам.  3.   Поведение,   которое   рассматривается   как   отклонение   от   групповых норм и приводит к изоляции, лечению, исправлению или наказанию нарушителя. В   первом   значении   девиантное   поведение   является   преимущественно предметом общей и возрастной психологии, педагогики, психиатрии. Во втором и   третьем   значении   –   предметом   социологии,   социальной   психологии, криминологии, пенитенциарной педагогики. В   настоящее   время   выделено   четыре   концептуальных   подхода   к пониманию   сущности   и   природы   девиантного   поведения:   биологический, психологический, социологический и этнокультурологический [1; 3]. 3 ­ Биологический (Ч. Ломброзо, У. Шелдон). Суть этого подхода в том, что девиантное,   в   частности   преступное   поведение,   обусловлено   определенными физическими   особенностями   человека.   Например,   выступающая   нижняя челюсть,   пониженная   чувствительность   к   боли   и   т.д.   (Ч.   Ломброзо)   или мезоморфность, т. е. строение тела, которое отличается силой и стройностью (У. Шелдон)  ­  Психологический. Рассматривает   девиантное   поведение   в   связи   с внутриличностным   конфликтом,   деструкцией   и   саморазрушением   личности. Девиант   стремится   разрушить   собственную   самооценность,   лишить   себя уникальности, не позволить себе реализовать имеющиеся задатки. ­   Социологический   подход   к   исследованию   девиации   фокусирует внимание   на   следующих   моментах:   конструировании   социальных   связей; участии в формальных и неформальных видах активности внутри сообщества; выделении дезорганизующих факторов, ведущих к конфликтным ситуациям и социальной напряженности; проблеме их снятия или смягчения; разработке и организации государственной политики [4]. ­   Этнокультурный   подход   рассматривает   девиантное   поведение   через призму традиций определенного сообщества людей: девиантом, прежде всего, считается тот, чье поведение отличается от норм, принятых в его микросоциуме, а   также   тот,   кто   проявляет   поведенческую   ригидность,   не   способен адаптироваться   к   новым   этнокультурным   условиям.   Поскольку   критерии отклонений   заложены   в   культуре,   то   потребность   в   оперировании   понятием «девиация»   возникает   в   случае   сопоставления   сложившихся   традиций   с инновациями, их  разрушающими.  Возникает  возможность  столкновения  норм, которое происходит в виде асоциального явления, или начинает восприниматься новая,   прогрессивная   норма,   следование   которой   способствует   развитию общественных отношений [3]. 4 Таким образом, понятие «девиантное поведение» рассмотрено с разных позиций   и   разных   источников.   Нами   представлены   различные   подходы   к характеристике девиантного поведения.  Рассмотрев подходы к трактовке девиантного поведения стоит отметить, что абсолютно все теории несут в себе определенные несовершенства. Тем не менее,   социологический   подход   в   изучении   девиантного   поведения   является   являются центральным, главенствующими   при   междисциплинарном   подходе   к   изучению   девиантного   и   концепции   присущие   ему,   безусловно, поведения. К сожалению, единая теория отклоняющегося поведения личности еще не создана. Обзор   различных   теорий,   на   наш   взгляд,   дает   возможность   получить относительно   целостную   картину   изучаемого   явления.   Биологическое   и психологическое   объяснения   девиации   связаны   главным   образом   с   анализом природы девиантной личности. Социологическое и этнокультурное объяснение учитывает социальные и культурные факторы, на основе которых людей считают девиантами. В каждой из   выше   перечисленных   теорий   рассматриваются   те   или   иные   причины (аспекты), которые рано или поздно могут привести каждого из нас (особенно подростков) к девиантному поведению. Библиографический список 1.   Гилинский, Я.И.,   Афанасьев В.Г.   Социология   девиантного (отклоняющегося) поведения. ­ СПб.: Питер, 2012. ­ 272 с. 2.   Дианов, М.А.   Никитина С.Ю.   Здравоохранение   в   России   2013. Статистический   сборник   /   Под.   ред.   М.А. Дианова.   ­   М.:   Информационно­ издательский центр «Статистика России», 2013. — 380 с. 5 3.   Ковалёв, В.В.   Патологии   личности   и   девиантное   поведение: Руководство по психиатрии. ­ М.: Наука, 2009. ­ 462 с. 4.   Рожков, М.И.   Воспитание   трудного   ребенка:   дети   с   девиантным поведением:   Учеб.   метод.   пособие   /   под   ред.   М.И. Рожкова.   ­   М.:   Гуманит. издат. Центр ВЛАДОС, 2011. ­ 240 с. 5.   Холостова, Е.И.   Глоссарий   социальной   работы.   Учеб.   пособие   для студентов и преподавателей социального профиля. – М.: Издательско­торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. ­ 220 с. 6

Статья на тему: РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ХАРАКТЕРИСТИКЕ ПОНЯТИЯ «ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ»

Статья на тему:  РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ХАРАКТЕРИСТИКЕ ПОНЯТИЯ «ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ»

Статья на тему: РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ХАРАКТЕРИСТИКЕ ПОНЯТИЯ «ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ»

Статья на тему:  РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ХАРАКТЕРИСТИКЕ ПОНЯТИЯ «ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ»

Статья на тему: РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ХАРАКТЕРИСТИКЕ ПОНЯТИЯ «ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ»

Статья на тему:  РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ХАРАКТЕРИСТИКЕ ПОНЯТИЯ «ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ»

Статья на тему: РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ХАРАКТЕРИСТИКЕ ПОНЯТИЯ «ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ»

Статья на тему:  РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ХАРАКТЕРИСТИКЕ ПОНЯТИЯ «ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ»

Статья на тему: РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ХАРАКТЕРИСТИКЕ ПОНЯТИЯ «ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ»

Статья на тему:  РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ХАРАКТЕРИСТИКЕ ПОНЯТИЯ «ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ»

Статья на тему: РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ХАРАКТЕРИСТИКЕ ПОНЯТИЯ «ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ»

Статья на тему:  РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ХАРАКТЕРИСТИКЕ ПОНЯТИЯ «ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.06.2017