В данной статье сделана попытка проанализировать современный урок, его отличия от традиционного, уточнить цели и задачи, стоящие перед современным учителем при подготовке к учебному занятию. Обращается внимание на изменение системы оценивания на уроке, обращается внимание на увеличение доли самостоятельности ребенка на уроке
Современный урок как главное условие реализации ФГОС второго поколения
По отношению к традиционной системе образовательного процесса прежде всего в
современном уроке меняются роли учителя и ученика. Учитель от трансляции
информации переходит к организации деятельности ученика по работе с информацией на
основе созданной им модели урока. Ученик от получения готовой информации переходит
к поиску, выбору, анализу и систематизации нужной информации.
Это приводит к новому образовательному результату, к формированию у учащихся
навыков самостоятельной деятельности по усвоению знаний и умений. Планируемые
результаты формируются из трех основных групп: личностные (самоопределение,
смыслообразование, моральноэтическая ориентация), метапредметные (регулятивные,
коммуникативные, познавательные), предметные (основы системы научных знаний).
Ход познания на современном уроке идет от учеников. Коллективный поиск,
направляемый учителем, создает атмосферу заинтересованности каждого в работе класса.
Использование учителем разнообразных форм и методов организации учебной
деятельности позволяет раскрыть субъективный опыт каждого ученика. Самореализация
обучающегося происходит через разнообразие и возможность выбора заданий и видов
работ (проективная деятельность, исследовательская деятельность, дискуссионная
технология).
К традиционным типам уроков добавляются нетрадиционные. Учителю следует
тщательно планировать количество уроков различных типов при изучении конкретных
тем. Не следует перегружать учебный процесс большим объемом нетрадиционных типов
уроков. Наряду с уроками соревнованиями, урокамипутешествиями, уроками
сказками, уроками взаимообучения обязательно должны использоваться и уроки
первичного предъявления новых знаний, и уроки обобщения и систематизации, и уроки
комбинированные, и уроки контрольные и коррекционные.
На современном уроке меняются и организационные формы обучения. Использование
групповой и парной видов деятельности, сочетание их с индивидуальной и коллективной
позволяет формировать основные компетентности обучающихся.
К плюсам современного урока следует отнести и четкое следование замыслу урока, но в
то же время готовность педагога гибко перестраивать его ход при изменении учебной
ситуации. На современном уроке происходит регулярный анализ
полученных
результатов, появляются новые формы и методы оценивания деятельности ученика.
Большую роль играет формирование навыков самооценки и самоанализа своей учебной
деятельности у обучающихся.
Дифференциация учебного материала на уроке и домашнего задания, применение
здоровьесберегающих технологий позволяет обеспечивать благоприятные условия для
сохранения здоровья ребенка, для создания благоприятной эмоциональной атмосферы на
уроках.