Аннотация: Современный ускоренный ритм жизни, постоянное нахождение в состоянии напряжения, оказывают отрицательное воздействие на организм человека. Человек, регулярно испытывающий стрессовое и негативное эмоциональное состояние подвержен к риску развития ряда заболеваний. В статье представлены положительные результаты экспериментального исследования терапевтического воздействия декоративно-прикладного искусства на психологическое здоровье и состояние человека. Описаны условия и методы проводимых экспериментов.
Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, арт-терапия, психологическое здоровье.
Княжева В.В., преподаватель общественных дисциплин
ГАПОУ ТО «Тобольский многопрофильный техникум»
Виноградова Н.А., студентка II курса
ГАПОУ ТО «Тобольский многопрофильный техникум»
Терапевтическое воздействие декоративноприкладного искусства
на психологическое здоровье и состояние человека
Современный ускоренный ритм жизни, постоянное нахождение в состоянии
напряжения, оказывают отрицательное воздействие на организм человека. Человек,
регулярно испытывающий стрессовое и негативное эмоциональное состояние подвержен к
риску развития ряда заболеваний.
В своей работе, мы решили выявить возможный положительный терапевтический
эффект от воздействия любимого вида творчества, в частности декоративноприкладного
искусства, на психологическое здоровье и состояние человека.
Для достижения цели, мы использовали следующие методы исследования: анализ и
обобщение литературных источников, социальные, психологопедагогические, которые
позволили нам получить определенные результаты и сделать выводы.
На первом этапе исследования (2015 – 2016 гг.) мы изучили и проанализировали
литературу по теме и выяснили, что творчество испокон веков использовалось как
средство против болезней и недугов. Например, коренные народы югозападной Америки
рисовали на песке все, что их беспокоит, а затем стирали, освобождаясь таким образом от
негативной энергии. С той же целью аборигены, индейцы делали тотемных животных,
которые хранили их жизни. Опыт использования художественного творчества в
преодолении недугов и ускорении процессов восстановления и реабилитации описан в
книге Андриана Хилла «Изобразительное искусство против болезней» (1945). В 1938 г. он
ввел в европейскую науку и практику термин «арттерапия» (art (англ.) – искусство,
therapeia (греч.) – забота, лечение по отношению к изобразительному искусству как
средству лечебного воздействия на психологическое здоровье человека [3].
Методологическую основу арттерапевтического направления в психологии
заложили такие известие зарубежные психологи и психотерапевты, как О. Постальчук, М.
Мауро, К. Тисдейла, К. Кейз, Т. Боронска, М. Либманн, К. Дрюкер, С. Льюис, Д. Байере,
П. Луззатто, Д. Калманович, Б. Ллойд, Д. Мерфи, Э. Крамер, К. Кейз и Т. Дэлли, Д. Вудз,
Д. Энли.
Отечественная школа использования искусства в лечении и коррекции в последние
годы достигла огромных успехов и показывает, что разные средства искусства, оказываютлечебное и коррекционное воздействие, как на физиологические процессы организма, так и
на психоэмоциональное состояние человека.
Ряд ученых (Баркова Е.А., 2013; Гнатюк Р., 2003; Лысых Н.В., 2013) считают, что
арттерапия может быть использована в коррекционных целях для людей с ограниченными
возможностями. А также применима и в деятельности социального педагога в
диагностических целях, посредством творческого самовыражения внутренних проблем
ребенка [4, с. 177]. Мирясова Н.А. в своей работе отмечает о процессах интеграции арт
терапевтического метода в медицинскую сферу и необходимости проведении
дополнительных исследований в данной области [6, с. 15]. Комарова Г.Н. считает, что
использование средств искусства для передачи чувств и иных проявлений, ведет к
изменению структуры мироощущения [7, с. 145]. Психологический механизм катарсиса был
раскрыт Л.С. Выготским в работе «Психология искусства» (1968): «переработка чувств в
искусстве заключается в превращении их в свою противоположность, т.е. в положительную
эмоцию, которую несет в себе искусство [1].
По мнению врачапсихотерапевта, Роксоланы Гнатюк, «творчество помогает снять
эмоциональное напряжение, гармонизировать внутренний мир и достичь взаимопонимания
с внешним» [2].
В работах российских и зарубежных ученых мы видим, проявлен интерес к изучению
терапевтического воздействия творческого процесса и отмечен ряд положительных
факторов его влияния на организм человека.
Следующая часть нашего исследования заключалась в составлении анкеты на
предмет выявления мнений респондентов о положительном воздействии творческого
процесса на человека. В анкетировании приняли участие 50 респондентов разных
социальных слоев общества в возрасте от 16 до 60 лет, из них 42 человека (84%) женщин и
8 человек (16%) опрашиваемых являлись представителями мужского пола.
На первый вопрос анкеты «Назовите любимый вид творческого увлечения»,
положительно ответили 39 человек (78%) женщин и 2 человека (4%) мужчин. 9
респондентов (18%) не ответили на данный вопрос, что позволяет нам предположить об
отсутствии любимого увлечения, 14 опрашиваемых (28%) указали несколько видов
любимого творчества, что говорит о их широком спектре увлечений.
В результате анализа анкет, мы выявили, что у респондентов любимыми видами
творчества являются такие увлечения, как, декоративноприкладное искусство (14 чел. –
28%), живопись (13 чел. – 26%), литературное творчество (9 чел. – 18%), музыкальноетворчество (8 чел. – 16%), хореография (4 чел. – 8%), театральное творчество (2 чел. –
4%), ландшафтный дизайн (2 чел. – 4%), кулинария (2 чел. – 4%).
Второй вопрос предлагал выразить свою точку зрения на значение и роль творчества
для человека. Из 50 опрашиваемых, 34 человека (68%) ответили, что творчество для них
является источником вдохновения; 23 респондента (46%) считают, что занятие
творчеством можно рассматривать, как способ занятия свободного времени; 17 (34%)
считают творчество, как способ самовыражения, 16 (32%) – получают от творческой
деятельности релаксационный эффект, 15 (30%) видят в творчестве способ развития
художественной компетенции; всего 6 человек (12%) рассматривают творчество как
источник дополнительного материального дохода и 1 респондент (2%) рассматривает
творчество, как источник смысла жизни в этом мире.
На вопрос «Согласны ли вы с утверждением: «Творчество помогает снять
эмоциональное напряжение, гармонизировать внутренний мир, достичь взаимопонимания с
внешним, преодолеть препятствия и разрешить конфликты» все 50 опрашиваемых
респондентов (100%) ответили положительно.
С 1 июля 2015 г. по 31 августа 2015 г. нами был проведен психологопедагогический
эксперимент в естественных условиях над участником П. При беседе с испытуемым П.
было выяснено, что течение ряда лет участник эксперимента испытывал негативное
эмоциональное состояние и прибывал в состоянии стресса. Для проведения
экспериментальной деятельности и выявления положительного влияния декоративно
прикладного творчества на организм и психоэмоциональный фон испытуемого нами были
созданы специальные условия, которые заключались в следующем:
1. Выбор экспериментируемым вида декоративноприкладного искусства, который,
по мнению участника, принесет ему удовольствие от процесса.
2. Обеспечение необходимыми инструментами и материалами для осуществления
творческой деятельности.
3.Создание
комфортной обстановки и предоставление
выбора
экспериментируемому промежутка времени, в течение времени, достаточного для
выполнения творческой работы.
4. Ведение дневника учета психического состояния испытуемого на протяжении
времени проведения эксперимента.
В результате эксперимента, участник в течение двух месяцев занимался любимым
видом творчества – живописью, которую выполнял в свободное от работы время. Данныйвид творчества участником эксперимента был выбран самостоятельно, по его желанию и
склонностям.
Результаты психического состояния организма испытуемого во время выполнения
творческой работы фиксировались в дневнике наблюдений по следующим признакам:
эмоциональное, интеллектуальное, праксическое, творческое и релаксационное.
В результате наших наблюдений и опроса участника мы получили следующие
показатели, которые представим в таблице «Результаты психического состояния участника
эксперимента П.».
эмоциональное
интеллектуальное
праксическое
творческое
релаксационное
Психические состояния организма
Время
выполнения
творческой
работы
01.07
15.07.2015
20.07.
30.07.2015
10.08.
20.08.2015
21.08.
31.08.2015
–
–
–
–
удовольствие
заинтересованност
ь
радость
счастье
эйфория
удивление
недоумение
повышенный
интерес
к познанию,
самосовершенство
ванию
готовность к
работе
переживание
успеха
вдохновение
состояние
мечтательности
творческий
подъем
вдохновение
успокоение
расслабление
отдых
вдохновение
желание творить
восстановление
сил
Таблица 1. Результаты психического состояния участника эксперимента П.
По итогам эксперимента над испытуемым П. нами было установлено, что
творческий процесс оказывает благотворное влияние на организм человека, способствует
развитию творческого мышления, освобождает мысли от негативных эмоций, способствует
более легкому преодолению жизненных проблем. Именно декоративноприкладное
творчество, по мнению и ощущениям, испытуемого П. побудило поновому посмотреть на
обычные вещи, преодолеть препятствия, ранее казавшиеся непреодолимыми и не
разрешимыми. Участником эксперимента также отмечено получение релаксационного
эффекта и ощущения состояния отдыха организма в процессе занятия творческим
процессом.
Второй эксперимент проводился 4 февраля 2016 г. в естественных условиях над
участником Г., любимым видом творческого увлечения которого является вязание.
Организация эксперимента заключалась в подготовке домашнего задания – написании
сочинения о своем творческом увлечении, таким образом, мы хотели подготовить
участника к предстоящему интервью. Также мы предложили принести принадлежности для
вязания, предупредив, что хотим провести эксперимент. В ходе интервьюирования нами
было выяснено, что для мастера вязание является одним из видов отдыха, способомотвлечения от повседневной работы. Мастер отмечает, что работа на заказ, не доставляет
удовольствия и не оказывает на организм положительного эффекта, а рассматривается как
насилие над личностью, в отличие от работы, которую участник выполняет для
собственного удовлетворения, совершенствования или в качестве создания подарка для
друзей. В творческом рукоделии мастера важен процесс и результат вязания, а также
качество исполнения работы, которая является показателем мастерства. Для участника
большую роль в совершенствовании своего таланта играют мастерклассы, где приходиться
применять креативный подход и осваивать новые техники, например, вязание ирландского
кружева. Во время интервью, мастеру было предложено выполнить творческое задание –
связать изделие в виде цветка. Во время эксперимента, участник рассказывал о вязании,
задавал вопросы, было заметно, что предложенное занятие его увлекло. Из интервью
участника Г.: «Было здорово, все проблемы ушли, спокойно было во время работы.
Настроение замечательное, располагающее. Вспомнила, какие вещи хотела связать. Сейчас
бы села и вязала чтонибудь под легонький фильм по телевизору. Отдохнула. Рада, что
была возможность заняться любимым видом творчества, осталась довольна, что доставила
радость себе и другим, но еще нужно поработать над качеством, которое для меня важно и
является показателем мастерства».
В ходе проведения данных экспериментов, мы выявили, что участники
эксперимента делятся похожими ощущениями и впечатлениями от влияния творческого
процесса. По мнению испытуемых, улучшается настроение, появляется вдохновение,
наступает ощущение отдыха, забываются негативные события, появляется радость от
занятия любимым видом творчества, а также возникают новые идеи.
Вопрос о том, каким видом декоративноприкладного искусства лучше заниматься,
чтобы получить релаксационный эффект, зависит от индивидуальных предпочтений и
вкусов мастера. В этом процессе важнее всего услышать себя и проникнуться какимлибо
видом творчества.
На заключительном этапе исследования мы выяснили возможности жителей г.
Тобольска заниматься декоративноприкладном искусством, приобретать необходимые
материалы для творчества и реализовывать себя в творческом процессе нами был проведен
сбор информации, в ходе которого мы выявили несколько хоббицентров, творческих
студий, представленных в нашем городе. Результаты нашего обзора мы представили в
нижеприведенной таблице.
Наименование творческого
центра, студии
Местонахождение
Предлагаемый спектр услуг1. Белая стрекоза
Лавка модного хобби,
2.
магазин товаров для хобби и
творчества
3. Пуговкинитки, магазин
4. Светлана, творческая студия
Магазин товаров для
5.
творчества и хобби
6. Игма, магазин тканей и
пряжи
7. Багетная мастерская
8. Хоббицентр
9. Товары для хобби
9 микр., д. 5»г»
БЦ «Европа», 4
микр.
Товары для творчества и рукоделия
Товары для творчества и рукоделия
4 микр., д. 29»а»
4 микр., д. 53
9 микр., д. 25 «а»
Товары для творчества и рукоделия
Товары для творчества и рукоделия.
Курсы творчества и рукоделия
Товары для творчества и рукоделия
10 микр., д. 21 «а» Товары для творчества и рукоделия
4 микр.
БЦ «Жемчужина
Сибири», 7 микр.
Центральный
универмаг,
микр.
8
Товары для творчества и рукоделия.
Курсы творчества и рукоделия
Товары для творчества и рукоделия.
Курсы творчества и рукоделия для детей и
взрослых
Товары для творчества и рукоделия
Таблица 2. Творческие хоббицентры г. Тобольска
(данные по состояние на январь 2016 г.)
Проведенный обзор, показал нам, что в г. Тобольске представлен широкий спектр
творческих хоббицентров, которые готовы удовлетворить запросы населения в
приобретении творческих материалов. Помимо торговоэкономической деятельности,
некоторые хоббицентры, предлагают пройти для широкой аудитории обучающие мастер
классы по определенным видам творческой деятельности. Следует отметить, что данный
спектр деятельности не является ярковыраженным, так как для обучения населения
требуются специальные условия квалифицированные мастера, учебные программы,
аудитории, нормативные документы, дающие право на образовательную деятельность и т.д.
Кроме того, в г. Тобольске в книжных отделах торговых центров предлагается большой
ассортимент литературы по рукоделию, где каждый желающий может самостоятельно
овладеть желаемым видом декоративноприкладного искусства. По нашим наблюдениям и
в ходе проведенного анкетирования, в последнее время, заметен возврат к творческому
рукоделию среди горожан, особенно среди женщин среднего и старшего возраста.
Таким образом, в ходе наших экспериментальных исследований и опроса
респондентов мы пришли к заключению, что процесс занятия декоративноприкладным
творчеством приводит к психическому состоянию радости и нечувствительности к
усталости организма, происходит улучшение настроения, легче преодолеваются
препятствия и разрешаются внутренние и внешние конфликты. Творческий процесс
помогает обрести внутренний покой и умиротворение, достичь гармонии во внутреннем
мире человека, а значит, являться эффективным арттерапевтическим средством.Литература
1. Выготский, Л.С. Психология искусства. – Издво «Искусство». М., 1968.
2. Гнатюк, Р. Когда искусство лечит // Зеркало недели. – 2003. № 36 (461).
3. История использования искусства как терапии.
– Режим доступа:
http://www.psychogood.ru/cudids1491.html (дата обращения: 07.02.2016).
4. Лысых, Н.В., Баркова, Е.А. Арттерапия в работе социального педагога. // Успехи
современного естествознания. – 2013. № 10. – С. 176 – 177.
5. Слобожанин, А.В. Мастеркласс «Арттерапия: цвет, символ, сказка //
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. – июль 2013. № 12 (45). – С. 69 – 76.
6. Мирясова, Н.А. Анализ интегративных аспектов арттерапии // Среднерусский
вестник общественных наук. – 2013. № 1. – С. 1417.
7. Комарова, Т.Н. Арттерапия как здоровьесберегающая практика // Вестник
Казахстанского госуниверситета культуры и искусства. – 2006. № 3. – С. 143147.