Статья на тему "Виды и типы программ дополнительного образования."
Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
воспитательная работа
Взрослым
06.04.2017
Статья на тему "Виды и типы программ дополнительного образования
Введение
Система дополнительного образования детей возникла в Иркутске в 1992 году. Она явилась преемником внеклассной и внешкольной работы, внешкольного воспитания. Это тот базис,на котором выстраивается система, получившая в законодательстве название —дополнительное образование детей. Главное принципиальное отличие его от своего предшественника в том, что это образование ведется так же, как другие типы и виды образования, — по конкретным образовательным программам.
Несмотря на то, что сегодня дополнительное образование детей несет на себе отпечаток прошлого отношения к нему, в нем можно увидеть совершенно новые черты. Во-первых, развернулась целая сеть учреждений дополнительного образования и появилось бесчисленное множество дополнительных образовательных услуг. Во-вторых, дополнительное образование детей приобрело гибкость, невероятную для такой консервативной сферы, как образование и педагогика. В-третьих, отмечается явная тенденция к дальнейшему интенсивному развитию и экстенсивному росту сферы действия дополнительного образования детей. Дополнительное образование детей как педагогическое явление обладает целым рядом качеств, которых нет (или они слабо выражены) у основного:
• личностная ориентация образования;
• профильность;
• практическая направленность;
• мобильность;
• многофункциональность;
• разноуровневость;
• разнообразие содержания, форм, методов образования как следствие свободы педагога, работающего в такой системе;
• индивидуализация методик образования как необходимое условие спроса;
• реализация воспитательной функции обучения через активизацию деятельности учащихся;
• реализация ориентационной функции через содержание учебного материала.
Образовательная программа учебной группы или детского коллектива — это документ, отражающий педагогическую концепцию в соответствии с заявленными целями деятельности, содержащий условия, методы и технологию достижения целей, а также предполагаемый конечный результат; документ, раскрывающий структуру организации, последовательность осуществления, информационное, технологическое и ресурсное обеспечение образовательного процесса в соответствии с обоснованными целями и содержанием образования.
Программа должна обладать такими качествами, как:
• актуальность (ориентация на решение наиболее серьезных проблем);
• прогностичность (соответствие требованиям завтрашнего дня, а также изменяющимся условиям);
• рационалистичность (определение целей и способов их достижения для получения максимально полезного результата);
• реалистичность (наличие четкого финансового, кадрового, временного обоснований);
• контролируемость (наличие способа проверки полученных результатов для достижения определенных целей);
• чувствительность к сбоям (свойство программы своевременно обнаруживать отклонения реального положения дел от предусмотренных ранее). Программы дополнительного образования детей должны соответствовать Закону Российской Федерации “Об образовании” и Типовому положению об образовательном учреждении дополнительного образования детей. Посредством содержания образовательных программ решаются следующие задачи:
1. Компенсация в основном образовании тех или иных интересующих детей видов и направлений деятельности. Программы должны преследовать следующие цели:
• развитие мотивации личности к познанию и творчеству как основы развития образовательных запросов и потребностей детей;
• развитие индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей ребенка, детской одаренности;
• коррекция психофизического и умственного развития детей;
• профилактика асоциального поведения детей и подростков
2. Обеспечение ребенку комфортной эмоциональной среды — “ситуации успеха” и развивающего общения.
3. Содействие выбору индивидуального образовательного маршрута (траектории продвижения по образовательным областям) и темпа его освоения.
В программах должны соблюдаться светский и гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития личности.
Содержание программ должно:
• базироваться на достижениях общемировой культуры и российских культурных традициях, отвечать задачам становления гражданского общества и правового государства, культурно-национальным особенностям регионов;
• учитывать уровень развития детей;
• отражать методы оценки результатов обучения по той или иной программе;
• включать концептуальные основания образовательного процесса, планирование с изложением последовательности и тематики материала;
• раскрывать условия организации образовательного процесса, а также материально-техническое, информационное, методическое обеспечение образовательного процесса.
Виды программ дополнительного образования детей
Типовая (примерная) программа
— утвержденная Министерством образования Российской Федерации и рекомендованная Управлением дополнительного образования в качестве примерной по конкретной образовательной области или направлению деятельности.
Модифицированная
(или адаптированная)программа — измененная с учетом особенностей организации и формирования групп детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания.
Экспериментальная
программа — ее целью является изменение содержания, организационно-педагогических основ и методов обучения, предложение новых областей знания, внедрение новых педагогических технологий.
Авторская
программа полностью написана педагогом или коллективом педагогов, ее содержание — это совокупность предлагаемых средств решения проблем в образовании, отличающихся новизной и актуальностью.
Как правило, авторские программы имеют основной целью следующее:
• удовлетворение постоянно изменяющихся потребностей и запросов детей; • создание возможностей для творческого развития детей;
• приобщение детей к культурным ценностям. Конкретизация цели в тексте программы проходит через определение задач — путей достижения цели.
В зависимости от моделей (способов)организации дополнительного образования детей используются различные виды образовательных программ дополнительного образования детей.
Выделяют четыре таких модели:
Первая модель
характеризуется случайным набором кружков, секций, клубов, работа которых не всегда сочетается друг с другом. Вся внеклассная и внеурочная деятельность школы полностью зависит от имеющихся кадровых и материальных возможностей; стратегические линии развития дополнительного образования не прорабатывается. К сожалению, пока что это наиболее распространенная модель. Но даже и такой вариант дополнительного образования в школе имеет определенный смысл, поскольку способствует занятости детей и определению спектра их внеурочных интересов. На данном уровне используются, как правило, типовые, авторские программы.
Вторая модель
отличается внутренней организованностью каждой из имеющихся в школе структур дополнительного образования, хотя как единая система оно еще не функционирует. Тем не менее, в таких моделях встречаются оригинальные формы работы, объединяющие как детей, так и детей, и взрослых (ассоциации, творческие лаборатории, “экспедиции”, хобби-центры и т. п.). Нередко в таких школах сфера дополнительного образования становится открытой зоной поиска в процессе обновления содержания основного образования, своеобразным резервом и опытной лабораторией последнего. В результате те образовательные области, которые вначале изучались в рамках дополнительных образовательных программ, затем входят в базисный учебный план школ. Здесь возможно использованиеэкспериментальных, компилятивных программ.
* Источник: Яковлев Д.Е Дополнительное образование детей: Словарь-справочник – М, 2002.
Третья модель
организации дополнительного образования строится на основе тесного взаимодействия общеобразовательной школы с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования детей или учреждением культуры — центром детского творчества, клубом по месту жительства, спортивной или музыкальной школой, библиотекой, театром, музеем и др. Такое сотрудничество осуществляется на регулярной основе. Школа и специализированное учреждение, как правило, разрабатывают совместную программу деятельности, которая во многом определяет содержание дополнительного образования в данной школе. При этом в практической реализации дополнительных образовательных программ
Четвертая модель
организации дополнительного образования детей в современной школе существует в учебно-воспитательных комплексах (УВК). На сегодняшний день модель является наиболее эффективной с точки зрения интеграции основного и дополнительного образования детей, поскольку в ней органично сочетаются возможности обоих видов образования. В УВК, как правило, создается солидная инфраструктура внешкольного дополнительного образования, на основе чего появляются условия для удовлетворения разнообразных потребностей ребенка и его реального самоутверждения.
Чаще всего УВК существуют в виде стационарного соединения в единую организационную структуру учреждений основного и дополнительного образования. Например, в самой школе может функционировать профильное учреждение дополнительного образования — художественная, музыкальная, спортивная школа, центр технического творчества учащихся и т. п. Также в одно целое со школой может быть объединен многопрофильный центр детского творчества, включающий целую сеть кружков, студий, секций, клубов. Общеобразовательная школа может входить и в состав еще более сложных объединений, например: школа — учреждение дополнительного образования — вуз.
Организация учебно-воспитательных комплексов особенно эффективна для удаленных от центра районов современных крупных мегаполисов, а также для небольших городов, где УВК играют роль культурных центров для значительной ча
Виды и типы программ дополнительного образования."Статья на тему "Виды и типы программ дополнительного образования."
статья.docx
сти населения. Виды и типы программ дополнительного образования
Введение
Система дополнительного образования детей возникла в Иркутске в 1992 году. Она
явилась преемником внеклассной и внешкольной работы, внешкольного воспитания. Это
тот базис,на котором выстраивается система, получившая в законодательстве название —
дополнительное образование детей. Главное принципиальное отличие его от своего
предшественника в том, что это образование ведется так же, как другие типы и виды
образования, — по конкретным образовательным программам.
Несмотря на то, что сегодня дополнительное образование детей несет на себе отпечаток
прошлого отношения к нему, в нем можно увидеть совершенно новые черты. Вопервых,
развернулась целая сеть учреждений дополнительного образования и появилось
бесчисленное множество дополнительных образовательных услуг. Вовторых,
дополнительное образование детей приобрело гибкость, невероятную для такой
консервативной сферы, как образование и педагогика. Втретьих, отмечается явная
тенденция к дальнейшему интенсивному развитию и экстенсивному росту сферы действия
дополнительного образования детей. Дополнительное образование детей как
педагогическое явление обладает целым рядом качеств, которых нет (или они слабо
выражены) у основного:
личностная ориентация образования;
профильность;
практическая направленность;
мобильность;
многофункциональность;
разноуровневость;
разнообразие содержания, форм, методов образования как следствие свободы
педагога, работающего в такой системе;
индивидуализация методик образования как необходимое условие спроса;
реализация воспитательной функции обучения через активизацию деятельности
учащихся;
реализация ориентационной функции через содержание учебного материала.
Образовательная программа учебной группы или детского коллектива — это документ,
отражающий педагогическую концепцию в соответствии с заявленными целями
деятельности, содержащий условия, методы и технологию достижения целей, а также
предполагаемый конечный результат; документ, раскрывающий структуру организации,
последовательность осуществления, информационное, технологическое и ресурсное обеспечение образовательного процесса в соответствии с обоснованными целями и
содержанием образования.
Программа должна обладать такими качествами, как:
актуальность (ориентация на решение наиболее серьезных проблем);
прогностичность (соответствие требованиям завтрашнего дня, а также
изменяющимся условиям);
рационалистичность (определение целей и способов их достижения для получения
максимально полезного результата);
реалистичность (наличие четкого финансового, кадрового, временного
обоснований);
контролируемость (наличие способа проверки полученных результатов для
достижения определенных целей);
чувствительность к сбоям (свойство программы своевременно обнаруживать
отклонения реального положения дел от предусмотренных ранее). Программы
дополнительного образования детей должны соответствовать Закону Российской
Федерации “Об образовании” и Типовому положению об образовательном
учреждении дополнительного образования детей. Посредством содержания
образовательных программ решаются следующие задачи:
1. Компенсация в основном образовании тех или иных интересующих детей видов и
направлений деятельности. Программы должны преследовать следующие цели:
развитие мотивации личности к познанию и творчеству как основы развития
образовательных запросов и потребностей детей;
развитие индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей
ребенка, детской одаренности;
коррекция психофизического и умственного развития детей;
профилактика асоциального поведения детей и подростков
2. Обеспечение ребенку комфортной эмоциональной среды — “ситуации успеха” и
развивающего общения.
3. Содействие выбору индивидуального образовательного маршрута (траектории
продвижения по образовательным областям) и темпа его освоения.
В программах должны соблюдаться светский и гуманистический характер образования,
приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития
личности.
Содержание программ должно:
базироваться на достижениях общемировой культуры и российских культурных
традициях, отвечать задачам становления гражданского общества и правового
государства, культурнонациональным особенностям регионов;
учитывать уровень развития детей;
отражать методы оценки результатов обучения по той или иной программе;
включать концептуальные основания образовательного процесса, планирование с
изложением последовательности и тематики материала;
раскрывать условия организации образовательного процесса, а также материально
техническое, информационное, методическое обеспечение образовательного
процесса.
Виды программ дополнительного образования детей
Типовая (примерная) программа
— утвержденная Министерством образования Российской Федерации и рекомендованная
Управлением дополнительного образования в качестве примерной по конкретной
образовательной области или направлению деятельности.
Модифицированная
(или адаптированная)программа — измененная с учетом особенностей организации и
формирования групп детей, режима и временных параметров осуществления деятельности,
нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания.
Экспериментальная
программа — ее целью является изменение содержания, организационнопедагогических
основ и методов обучения, предложение новых областей знания, внедрение новых
педагогических технологий.
Авторская
программа полностью написана педагогом или коллективом педагогов, ее содержание —
это совокупность предлагаемых средств решения проблем в образовании, отличающихся
новизной и актуальностью.
Как правило, авторские программы имеют основной целью следующее:
удовлетворение постоянно изменяющихся потребностей и запросов детей; •
создание возможностей для творческого развития детей;
приобщение детей к культурным ценностям. Конкретизация цели в тексте
программы проходит через определение задач — путей достижения цели. В зависимости от моделей (способов)организации дополнительного образования детей
используются различные виды образовательных программ дополнительного образования
детей.
Выделяют четыре таких модели:
Первая модель
характеризуется случайным набором кружков, секций, клубов, работа которых не всегда
сочетается друг с другом. Вся внеклассная и внеурочная деятельность школы полностью
зависит от имеющихся кадровых и материальных возможностей; стратегические линии
развития дополнительного образования не прорабатывается. К сожалению, пока что это
наиболее распространенная модель. Но даже и такой вариант дополнительного
образования в школе имеет определенный смысл, поскольку способствует занятости детей
и определению спектра их внеурочных интересов. На данном уровне используются, как
правило, типовые, авторские программы.
Вторая модель
отличается внутренней организованностью каждой из имеющихся в школе структур
дополнительного образования, хотя как единая система оно еще не функционирует. Тем не
менее, в таких моделях встречаются оригинальные формы работы, объединяющие как
детей, так и детей, и взрослых (ассоциации, творческие лаборатории, “экспедиции”, хобби
центры и т. п.). Нередко в таких школах сфера дополнительного образования становится
открытой зоной поиска в процессе обновления содержания основного образования,
своеобразным резервом и опытной лабораторией последнего. В результате те
образовательные области, которые вначале изучались в рамках дополнительных
образовательных программ, затем входят в базисный учебный план школ. Здесь возможно
использованиеэкспериментальных, компилятивных программ.
* Источник: Яковлев Д.Е Дополнительное образование детей: Словарьсправочник –
М, 2002.
Третья модель
организации дополнительного образования строится на основе тесного взаимодействия
общеобразовательной школы с одним или несколькими учреждениями дополнительного
образования детей или учреждением культуры — центром детского творчества, клубом по
месту жительства, спортивной или музыкальной школой, библиотекой, театром, музеем и
др. Такое сотрудничество осуществляется на регулярной основе. Школа и
специализированное учреждение, как правило, разрабатывают совместную программу
деятельности, которая во многом определяет содержание дополнительного образования в
данной школе. При этом в практической реализации дополнительных образовательных
программ
Четвертая модель
организации дополнительного образования детей в современной школе существует в
учебновоспитательных комплексах (УВК). На сегодняшний день модель является наиболее эффективной с точки зрения интеграции основного и дополнительного
образования детей, поскольку в ней органично сочетаются возможности обоих видов
образования. В УВК, как правило, создается солидная инфраструктура внешкольного
дополнительного образования, на основе чего появляются условия для удовлетворения
разнообразных потребностей ребенка и его реального самоутверждения.
Чаще всего УВК существуют в виде стационарного соединения в единую организационную
структуру учреждений основного и дополнительного образования. Например, в самой
школе может функционировать профильное учреждение дополнительного образования —
художественная, музыкальная, спортивная школа, центр технического творчества
учащихся и т. п. Также в одно целое со школой может быть объединен многопрофильный
центр детского творчества, включающий целую сеть кружков, студий, секций, клубов.
Общеобразовательная школа может входить и в состав еще более сложных объединений,
например: школа — учреждение дополнительного образования — вуз.
Организация учебновоспитательных комплексов особенно эффективна для удаленных от
центра районов современных крупных мегаполисов, а также для небольших городов, где
УВК играют роль культурных центров для значительной ча
Статья на тему "Виды и типы программ дополнительного образования."
Статья на тему "Виды и типы программ дополнительного образования."
Статья на тему "Виды и типы программ дополнительного образования."
Статья на тему "Виды и типы программ дополнительного образования."
Статья на тему "Виды и типы программ дополнительного образования."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.