Статья на тему "Виды и типы программ дополнительного образования."
Оценка 4.7

Статья на тему "Виды и типы программ дополнительного образования."

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
воспитательная работа
Взрослым
06.04.2017
Статья на тему "Виды и типы программ дополнительного образования."
Статья на тему "Виды и типы программ дополнительного образования Введение Система дополнительного образования детей возникла в Иркутске в 1992 году. Она явилась преемником внеклассной и внешкольной работы, внешкольного воспитания. Это тот базис,на котором выстраивается система, получившая в законодательстве название —дополнительное образование детей. Главное принципиальное отличие его от своего предшественника в том, что это образование ведется так же, как другие типы и виды образования, — по конкретным образовательным программам. Несмотря на то, что сегодня дополнительное образование детей несет на себе отпечаток прошлого отношения к нему, в нем можно увидеть совершенно новые черты. Во-первых, развернулась целая сеть учреждений дополнительного образования и появилось бесчисленное множество дополнительных образовательных услуг. Во-вторых, дополнительное образование детей приобрело гибкость, невероятную для такой консервативной сферы, как образование и педагогика. В-третьих, отмечается явная тенденция к дальнейшему интенсивному развитию и экстенсивному росту сферы действия дополнительного образования детей. Дополнительное образование детей как педагогическое явление обладает целым рядом качеств, которых нет (или они слабо выражены) у основного: • личностная ориентация образования; • профильность; • практическая направленность; • мобильность; • многофункциональность; • разноуровневость; • разнообразие содержания, форм, методов образования как следствие свободы педагога, работающего в такой системе; • индивидуализация методик образования как необходимое условие спроса; • реализация воспитательной функции обучения через активизацию деятельности учащихся; • реализация ориентационной функции через содержание учебного материала. Образовательная программа учебной группы или детского коллектива — это документ, отражающий педагогическую концепцию в соответствии с заявленными целями деятельности, содержащий условия, методы и технологию достижения целей, а также предполагаемый конечный результат; документ, раскрывающий структуру организации, последовательность осуществления, информационное, технологическое и ресурсное обеспечение образовательного процесса в соответствии с обоснованными целями и содержанием образования. Программа должна обладать такими качествами, как: • актуальность (ориентация на решение наиболее серьезных проблем); • прогностичность (соответствие требованиям завтрашнего дня, а также изменяющимся условиям); • рационалистичность (определение целей и способов их достижения для получения максимально полезного результата); • реалистичность (наличие четкого финансового, кадрового, временного обоснований); • контролируемость (наличие способа проверки полученных результатов для достижения определенных целей); • чувствительность к сбоям (свойство программы своевременно обнаруживать отклонения реального положения дел от предусмотренных ранее). Программы дополнительного образования детей должны соответствовать Закону Российской Федерации “Об образовании” и Типовому положению об образовательном учреждении дополнительного образования детей. Посредством содержания образовательных программ решаются следующие задачи: 1. Компенсация в основном образовании тех или иных интересующих детей видов и направлений деятельности. Программы должны преследовать следующие цели: • развитие мотивации личности к познанию и творчеству как основы развития образовательных запросов и потребностей детей; • развитие индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей ребенка, детской одаренности; • коррекция психофизического и умственного развития детей; • профилактика асоциального поведения детей и подростков 2. Обеспечение ребенку комфортной эмоциональной среды — “ситуации успеха” и развивающего общения. 3. Содействие выбору индивидуального образовательного маршрута (траектории продвижения по образовательным областям) и темпа его освоения. В программах должны соблюдаться светский и гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития личности. Содержание программ должно: • базироваться на достижениях общемировой культуры и российских культурных традициях, отвечать задачам становления гражданского общества и правового государства, культурно-национальным особенностям регионов; • учитывать уровень развития детей; • отражать методы оценки результатов обучения по той или иной программе; • включать концептуальные основания образовательного процесса, планирование с изложением последовательности и тематики материала; • раскрывать условия организации образовательного процесса, а также материально-техническое, информационное, методическое обеспечение образовательного процесса. Виды программ дополнительного образования детей Типовая (примерная) программа — утвержденная Министерством образования Российской Федерации и рекомендованная Управлением дополнительного образования в качестве примерной по конкретной образовательной области или направлению деятельности. Модифицированная (или адаптированная)программа — измененная с учетом особенностей организации и формирования групп детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания. Экспериментальная программа — ее целью является изменение содержания, организационно-педагогических основ и методов обучения, предложение новых областей знания, внедрение новых педагогических технологий. Авторская программа полностью написана педагогом или коллективом педагогов, ее содержание — это совокупность предлагаемых средств решения проблем в образовании, отличающихся новизной и актуальностью. Как правило, авторские программы имеют основной целью следующее: • удовлетворение постоянно изменяющихся потребностей и запросов детей; • создание возможностей для творческого развития детей; • приобщение детей к культурным ценностям. Конкретизация цели в тексте программы проходит через определение задач — путей достижения цели. В зависимости от моделей (способов)организации дополнительного образования детей используются различные виды образовательных программ дополнительного образования детей. Выделяют четыре таких модели: Первая модель характеризуется случайным набором кружков, секций, клубов, работа которых не всегда сочетается друг с другом. Вся внеклассная и внеурочная деятельность школы полностью зависит от имеющихся кадровых и материальных возможностей; стратегические линии развития дополнительного образования не прорабатывается. К сожалению, пока что это наиболее распространенная модель. Но даже и такой вариант дополнительного образования в школе имеет определенный смысл, поскольку способствует занятости детей и определению спектра их внеурочных интересов. На данном уровне используются, как правило, типовые, авторские программы. Вторая модель отличается внутренней организованностью каждой из имеющихся в школе структур дополнительного образования, хотя как единая система оно еще не функционирует. Тем не менее, в таких моделях встречаются оригинальные формы работы, объединяющие как детей, так и детей, и взрослых (ассоциации, творческие лаборатории, “экспедиции”, хобби-центры и т. п.). Нередко в таких школах сфера дополнительного образования становится открытой зоной поиска в процессе обновления содержания основного образования, своеобразным резервом и опытной лабораторией последнего. В результате те образовательные области, которые вначале изучались в рамках дополнительных образовательных программ, затем входят в базисный учебный план школ. Здесь возможно использованиеэкспериментальных, компилятивных программ. * Источник: Яковлев Д.Е Дополнительное образование детей: Словарь-справочник – М, 2002. Третья модель организации дополнительного образования строится на основе тесного взаимодействия общеобразовательной школы с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования детей или учреждением культуры — центром детского творчества, клубом по месту жительства, спортивной или музыкальной школой, библиотекой, театром, музеем и др. Такое сотрудничество осуществляется на регулярной основе. Школа и специализированное учреждение, как правило, разрабатывают совместную программу деятельности, которая во многом определяет содержание дополнительного образования в данной школе. При этом в практической реализации дополнительных образовательных программ Четвертая модель организации дополнительного образования детей в современной школе существует в учебно-воспитательных комплексах (УВК). На сегодняшний день модель является наиболее эффективной с точки зрения интеграции основного и дополнительного образования детей, поскольку в ней органично сочетаются возможности обоих видов образования. В УВК, как правило, создается солидная инфраструктура внешкольного дополнительного образования, на основе чего появляются условия для удовлетворения разнообразных потребностей ребенка и его реального самоутверждения. Чаще всего УВК существуют в виде стационарного соединения в единую организационную структуру учреждений основного и дополнительного образования. Например, в самой школе может функционировать профильное учреждение дополнительного образования — художественная, музыкальная, спортивная школа, центр технического творчества учащихся и т. п. Также в одно целое со школой может быть объединен многопрофильный центр детского творчества, включающий целую сеть кружков, студий, секций, клубов. Общеобразовательная школа может входить и в состав еще более сложных объединений, например: школа — учреждение дополнительного образования — вуз. Организация учебно-воспитательных комплексов особенно эффективна для удаленных от центра районов современных крупных мегаполисов, а также для небольших городов, где УВК играют роль культурных центров для значительной ча Виды и типы программ дополнительного образования."Статья на тему "Виды и типы программ дополнительного образования."
статья.docx
сти населения. Виды и типы программ дополнительного образования Введение Система дополнительного образования детей возникла в Иркутске в 1992 году. Она  явилась преемником внеклассной и внешкольной работы, внешкольного воспитания. Это  тот базис,на котором выстраивается система, получившая в законодательстве название — дополнительное образование детей. Главное принципиальное отличие его от своего  предшественника в том, что это образование ведется так же, как другие типы и виды  образования, — по конкретным образовательным программам. Несмотря на то, что сегодня дополнительное образование детей несет на себе отпечаток  прошлого отношения к нему, в нем можно увидеть совершенно новые черты. Во­первых,  развернулась целая сеть учреждений дополнительного образования и появилось  бесчисленное множество дополнительных образовательных услуг. Во­вторых,  дополнительное образование детей приобрело гибкость, невероятную для такой  консервативной сферы, как образование и педагогика. В­третьих, отмечается явная  тенденция к дальнейшему интенсивному развитию и экстенсивному росту сферы действия  дополнительного образования детей. Дополнительное образование детей как  педагогическое явление обладает целым рядом качеств, которых нет (или они слабо  выражены) у основного:    личностная ориентация образования; профильность; практическая направленность;  мобильность;  многофункциональность;      разноуровневость; разнообразие содержания, форм, методов образования как следствие свободы  педагога, работающего в такой системе; индивидуализация методик образования как необходимое условие спроса; реализация воспитательной функции обучения через активизацию деятельности  учащихся; реализация ориентационной функции через содержание учебного материала. Образовательная программа учебной группы или детского коллектива — это документ,  отражающий педагогическую концепцию в соответствии с заявленными целями  деятельности, содержащий условия, методы и технологию достижения целей, а также  предполагаемый конечный результат; документ, раскрывающий структуру организации,  последовательность осуществления, информационное, технологическое и ресурсное обеспечение образовательного процесса в соответствии с обоснованными целями и  содержанием образования. Программа должна обладать такими качествами, как:       актуальность (ориентация на решение наиболее серьезных проблем); прогностичность (соответствие требованиям завтрашнего дня, а также  изменяющимся условиям); рационалистичность (определение целей и способов их достижения для получения  максимально полезного результата); реалистичность (наличие четкого финансового, кадрового, временного  обоснований); контролируемость (наличие способа проверки полученных результатов для  достижения определенных целей); чувствительность к сбоям (свойство программы своевременно обнаруживать  отклонения реального положения дел от предусмотренных ранее). Программы  дополнительного образования детей должны соответствовать Закону Российской  Федерации “Об образовании” и Типовому положению об образовательном  учреждении дополнительного образования детей. Посредством содержания  образовательных программ решаются следующие задачи: 1. Компенсация в основном образовании тех или иных интересующих детей видов и  направлений деятельности. Программы должны преследовать следующие цели:     развитие мотивации личности к познанию и творчеству как основы развития  образовательных запросов и потребностей детей; развитие индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей  ребенка, детской одаренности; коррекция психофизического и умственного развития детей; профилактика асоциального поведения детей и подростков 2. Обеспечение ребенку комфортной эмоциональной среды — “ситуации успеха” и  развивающего общения. 3. Содействие выбору индивидуального образовательного маршрута (траектории  продвижения по образовательным областям) и темпа его освоения. В программах должны соблюдаться светский и гуманистический характер образования,  приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития  личности. Содержание программ должно:      базироваться на достижениях общемировой культуры и российских культурных  традициях, отвечать задачам становления гражданского общества и правового  государства, культурно­национальным особенностям регионов; учитывать уровень развития детей; отражать методы оценки результатов обучения по той или иной программе; включать концептуальные основания образовательного процесса, планирование с  изложением последовательности и тематики материала; раскрывать условия организации образовательного процесса, а также материально­ техническое, информационное, методическое обеспечение образовательного  процесса. Виды программ дополнительного образования детей Типовая (примерная) программа — утвержденная Министерством образования Российской Федерации и рекомендованная  Управлением дополнительного образования в качестве примерной по конкретной  образовательной области или направлению деятельности. Модифицированная (или адаптированная)программа — измененная с учетом особенностей организации и  формирования групп детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания. Экспериментальная программа — ее целью является изменение содержания, организационно­педагогических  основ и методов обучения, предложение новых областей знания, внедрение новых  педагогических технологий. Авторская программа полностью написана педагогом или коллективом педагогов, ее содержание —  это совокупность предлагаемых средств решения проблем в образовании, отличающихся  новизной и актуальностью. Как правило, авторские программы имеют основной целью следующее:   удовлетворение постоянно изменяющихся потребностей и запросов детей; •  создание возможностей для творческого развития детей; приобщение детей к культурным ценностям. Конкретизация цели в тексте  программы проходит через определение задач — путей достижения цели. В зависимости от моделей (способов)организации дополнительного образования детей  используются различные виды образовательных программ дополнительного образования  детей. Выделяют четыре таких модели: Первая модель характеризуется случайным набором кружков, секций, клубов, работа которых не всегда  сочетается друг с другом. Вся внеклассная и внеурочная деятельность школы полностью  зависит от имеющихся кадровых и материальных возможностей; стратегические линии  развития дополнительного образования не прорабатывается. К сожалению, пока что это  наиболее распространенная модель. Но даже и такой вариант дополнительного  образования в школе имеет определенный смысл, поскольку способствует занятости детей  и определению спектра их внеурочных интересов. На данном уровне используются, как  правило, типовые, авторские программы. Вторая модель отличается внутренней организованностью каждой из имеющихся в школе структур  дополнительного образования, хотя как единая система оно еще не функционирует. Тем не  менее, в таких моделях встречаются оригинальные формы работы, объединяющие как  детей, так и детей, и взрослых (ассоциации, творческие лаборатории, “экспедиции”, хобби­ центры и т. п.). Нередко в таких школах сфера дополнительного образования становится  открытой зоной поиска в процессе обновления содержания основного образования,  своеобразным резервом и опытной лабораторией последнего. В результате те  образовательные области, которые вначале изучались в рамках дополнительных  образовательных программ, затем входят в базисный учебный план школ. Здесь возможно  использованиеэкспериментальных, компилятивных программ. * Источник: Яковлев Д.Е Дополнительное образование детей: Словарь­справочник –  М, 2002. Третья модель организации дополнительного образования строится на основе тесного взаимодействия  общеобразовательной школы с одним или несколькими учреждениями дополнительного  образования детей или учреждением культуры — центром детского творчества, клубом по  месту жительства, спортивной или музыкальной школой, библиотекой, театром, музеем и  др. Такое сотрудничество осуществляется на регулярной основе. Школа и  специализированное учреждение, как правило, разрабатывают совместную программу  деятельности, которая во многом определяет содержание дополнительного образования в  данной школе. При этом в практической реализации дополнительных образовательных  программ Четвертая модель организации дополнительного образования детей в современной школе существует в  учебно­воспитательных комплексах (УВК). На сегодняшний день модель является наиболее эффективной с точки зрения интеграции основного и дополнительного  образования детей, поскольку в ней органично сочетаются возможности обоих видов  образования. В УВК, как правило, создается солидная инфраструктура внешкольного  дополнительного образования, на основе чего появляются условия для удовлетворения  разнообразных потребностей ребенка и его реального самоутверждения. Чаще всего УВК существуют в виде стационарного соединения в единую организационную  структуру учреждений основного и дополнительного образования. Например, в самой  школе может функционировать профильное учреждение дополнительного образования —  художественная, музыкальная, спортивная школа, центр технического творчества  учащихся и т. п. Также в одно целое со школой может быть объединен многопрофильный  центр детского творчества, включающий целую сеть кружков, студий, секций, клубов.  Общеобразовательная школа может входить и в состав еще более сложных объединений,  например: школа — учреждение дополнительного образования — вуз. Организация учебно­воспитательных комплексов особенно эффективна для удаленных от  центра районов современных крупных мегаполисов, а также для небольших городов, где  УВК играют роль культурных центров для значительной ча

Статья на тему "Виды и типы программ дополнительного образования."

Статья на тему "Виды и типы программ дополнительного образования."

Статья на тему "Виды и типы программ дополнительного образования."

Статья на тему "Виды и типы программ дополнительного образования."

Статья на тему "Виды и типы программ дополнительного образования."

Статья на тему "Виды и типы программ дополнительного образования."

Статья на тему "Виды и типы программ дополнительного образования."

Статья на тему "Виды и типы программ дополнительного образования."

Статья на тему "Виды и типы программ дополнительного образования."

Статья на тему "Виды и типы программ дополнительного образования."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.04.2017