Статья на тему: "Влияние речевого развития на успеваемость ребенка в школе"
Оценка 4.6
Научные работы
docx
русский язык +1
2 кл
30.10.2017
В статье описаны основные проблемы, которые возникают у детей с речевыми нарушении при обучении в школе, в частности, при обучении чтению и русскому языку. А так же, пути минимизации (коррекции) данных проблем путем преемственности между специалистами образовательного учреждения, что способствует повышению эффективности всего образовательного процесса.Статья на тему: "Влияние речевого развития на успеваемость ребенка в школе"
Документ Microsoft Office Word (3).docx
Тема: «Влияние речевого развития на успеваемость ребенка в школе»
Подготовила: учитель начальных классов Хорьякова Е. В.
В последние годы в школу приходят дети, имеющие массу физиологических,
психологических и речевых проблем. Самую многочисленную группу детей
школьного возраста сегодня составляют дети с отклонениями в речевом развитии.
На момент поступления в школу около трети всех детей имеют нарушения речи
разной этиологии, характера и степени выраженности, которые обусловливают
ограничения в их социализации. Патология речи оказывает негативное влияние на
познавательную деятельность в целом, и на формирование личности в том числе.
Все случаи речевых расстройств, когда ребёнок с нормальными умственными
способностями и нормальным слухом страдает патологиями речевой организации
(не может правильно организовывать звуковую и/или смысловую структуру своей
речи), называются речевыми нарушениями.
Как правило, ребёнок с речевыми нарушениями весьма критичен к своей
патологии, но одна из главных опасностей, которую представляют речевые
нарушения это торможение интеллектуального развития, ведь речь является
одним из главных интеллектуальных инструментов. Нормализация развития
интеллекта происходит по мере того, как устраняется речевая затрудненность и
формируется нормальное словопроизношение; от того так важно вовремя
диагностировать патологии речи и начинать их коррекцию.
В тяжелых случаях речевых нарушений, ребенок не только не может ясно и
четко говорить сам, он плохо воспринимает и усваивает чужую звучащую речь, с
трудом строит фразы и предложения, имеет ограниченный словарный запас. Это
касается как активного словаря (осмысленно употребляемые в речи слова), так и
пассивного (слова речи других людей, воспринимаемые на слух). Если
своевременно не принять должные меры к коррекции речи, у ребенка возникают
1 серьезные проблемы общения со сверстниками и взрослыми, и, как следствие
развитие всевозможных комплексов, препятствующих обучению, раскрытию
умственного и творческого потенциала.
Во избежание вышеперечисленных проблем, помощь детям с речевыми
нарушениями должна оказываться не только на занятиях с логопедом, но и на
уроках учителем.
В первый класс приходят дети с различными нарушениями устной речи:
лексико
фонематических процессов,
нарушением звукопроизношения,
грамматического строя и связной речи. А поскольку нарушения и недоразвития
устной речи влияют на формировании письменной речи, то следствием является
неуспеваемость обучающихся по русскому языку и чтению. Если в начале учебного
года у первоклассников диагностируются нарушения устной речи, то уже к концу
первого полугодия, как правило, у многих из них наблюдаются выраженные
трудности в овладении процессом письма и чтения, которые могут перерасти в
дальнейшем в стойкие нарушения данных процессов. В результате у данной
категории детей на письме появляются многочисленные дисграфические и
орфографические ошибки: пропуски, вставки, перестановки букв или слогов,
нарушения структуры слов и границ предложений, неверное написание предлогов и
приставок и т. д. Кроме того, к нарушению письменной речи приводит
недоразвитие зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных
представлений. Это проявляется в замене графически сходных рукописных букв
или в неправильном расположении элементов букв.
Нарушения чтения и письма оказывает отрицательное влияние на весь процесс
обучения, на школьную адаптацию детей, на формирование личности и характер
всего психического развития ребенка.
Некоторые родители не обращают особого внимания на недоразвитие устной
речи ребенка. И считают эту проблему не такой уж серьезной. Не понимая, что
2 именно дети с различными отклонениями в развитии речи становятся
неуспевающими школьниками.
Часто родители учеников 23 классов отказываются от дальнейших
логопедических занятий, видя улучшения в процессе письма и снижение
дисграфических ошибок у своих детей. Хотя практика показывает, что дети –
логопаты нуждаются в логопедическом сопровождении во время всего учебного
процесса.
Такое решение родителей приводит в период перехода ребенка в среднее
звено школы, к тому, что дисграфические ошибки возобновляются и с этой
проблемой сталкиваются учителя русского языка в 5х классах.
Так как дисграфия полностью не устраняется, и её последствия могут
проявиться в среднем звене школы, а некоторые дисграфические ошибки могут
сопровождать ребенка на протяжении всей жизни, учителям начальных классов и
педагогам русского языка и литературы необходимо уделять таким детям особое
внимание и осуществлять преемственность в своей работе.
У многих могут возникнуть вопросы:
Может ли учитель русского языка помочь такому ребенку? Несомненно,
если вооружится теми же методиками, которыми владеет логопед, а также
добавит к ним собственные находки в области обучения грамотному письму.
С чего начать? С диагностики особенностей нарушения письменной речи у
каждого конкретного ребенка. До анализа письменной речи желательно
познакомиться с документами на каждого ученика: успеваемость по предметам,
педагогическая и психологическая характеристика, социальная характеристика
семьи, медицинская карта.
Можно ли эффективно помочь детям с дислексией и дисграфией? Да,
таким ребятам вполне по силам овладеть чтением и письмом, если они будут
настойчиво и систематически заниматься. Комуто понадобятся годы занятий,
комуто – месяцы. Суть занятий – тренировка речевого слуха и буквенного зрения.
3 Чтобы предупредить негативные последствия в образовательном процессе и
преемственность в работе не терялась, учителям начальных классов и среднего
звена необходимо:
Обращать особое внимание на детей с трудностями в обучении, с
нарушениями устной и письменной речи. Возможно, делать в журнале пометку.
Осуществлять индивидуальный подход к ребенку – логопату на фоне
коллективной деятельности. Использовать индивидуальные карточки, тесты,
выборочные и
зрительные и слуховые предупредительные диктанты,
объяснительные диктанты, творческие диктанты, метаграммы (загаданное слово
узнается с помощью замены одного звука другим), анаграммы (слова
разгадываются путем перестановки звуков или букв) и логогрифы (загаданное
слово узнается путем прибавления или отбрасывания звука или
слога), корректурную правку и т.д.
Развивать умение видеть ошибки у других детей. Опираясь на такое
сравнение, ученик постепенно учится самостоятельно находить свои ошибки и
исправлять их. По возможности как можно чаще давать такие задания на уроках.
Внимательно и осторожно оценивать работу ученика с нарушением
речевого развития. Эти обучающиеся не в состоянии выполнять задания, особенно
письменные, в соответствии с нормами, принятыми в школе. Ребенок может
хорошо знать орфографические правила и в устной речи умеет их употреблять, но
в письменной – нет.
Учитывать речевые возможности ученика при устных ответах.
Тщательно продумывать задание ребёнку данной категории.
Подводя итоги можно сказать, что школьная успеваемость тесно связана с
развитием речи ребенка и совместная деятельность всех специалистов
образовательного учреждения, способствуют повышению эффективности работы и
дает возможность формировать личность современного школьника.
4
Статья на тему: "Влияние речевого развития на успеваемость ребенка в школе"
Статья на тему: "Влияние речевого развития на успеваемость ребенка в школе"
Статья на тему: "Влияние речевого развития на успеваемость ребенка в школе"
Статья на тему: "Влияние речевого развития на успеваемость ребенка в школе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.