Продолжая разговор о современном уроке, я остановлюсь на уроке математики, так как преподаю этот предмет. В статье рассмотрены требования к уроку математики, прописаны цели и задачи, заявлены различные формы и методы работы, обращено внимание на самостоятельную работу обучающихся, приведены примеры из практики
Несколько слов об уроке математики.docx
Основные методические принципы преподавания математики
Принцип 1.
Правильная последовательность изложения материала. Движение от
простого, частного, к общему, более сложному
Принцип 2.
Необходимо уметь разбивать новую информацию на минимально возможные
порции (кванты) информации и дидактически прорабатывать каждый такой
квант
Принцип 3.
Умение выделять стратегически важный материал и необходимые для
дальнейшего обучения навыки
Принцип 4.
Непрерывный контроль усвоения полученного материала – обратная связь
Принцип 5.
Не приступай к новому, не вспомнив старое
Принцип 6.
Готовься к каждому уроку
Принцип 7.
Элементы дифференцированного обучения – повседневная необходимость
Принцип 8.
Собственные ошибки и неточности нельзя пытаться скрыть или замолчать,
необходимо их публично проанализировать
Принцип 9.
Отметка – не карающий меч правосудия, а один из методических
инструментов повышения эффективности процесса обучения
Принцип 10.
Любой серьезный рубежный контроль (зачет, экзамен, итоговая контрольная
работа) должен быть тщательно подготовлен
Принцип 11.
Выбор методических приемов должен соответствовать личным качествам
учителя Цели урока математики
1. Обучающая – это тот новый материал, который будет изложен на
уроке
2. Развивающая – это то, какие свойства личности получат свое
логическое развитие на этом уроке, какие конкретные навыки и
умения продолжат на нем свое развитие
3. Воспитательная – это развитие внимания, терпения, развитие
критичного мышления, логического подхода к решению проблемы,
алгоритмизация при решении любой жизненной задачи,
коммуникативные способности
Пропедевтическая – введение нового понятия сначала на
интуитивнонаглядном уровне, затем четкое определение
4. Виды деятельности на уроке математики
1. Устная фронтальная работа (начинать опрос следует с сильных
хорошо подготовленных учащихся, чтобы в начале прозвучали четкие
грамотные ответы). Используется в начале урока для актуализации
опорных знаний, необходимых для данного урока
2. Письменная фронтальная работа (вопросы готовятся заранее на
отдельных листах). Занимает на уроке от 10 до 30 минут
3. Устная контрольная работа (листы с задачами готовятся заранее).
Вслух проговариваются алгоритмы решения заданий
4. Письменная контрольная работа (не менее 80% ее заданий должны
быть аналогичным тем, которые решались на уроках при изучении
данной темы). Перед ней следует провести устную контрольную
работу, самостоятельную работу на 30 минут, анализ этой работы
5. Опрос у доски (должен происходить диалог учителя и ученика для
лучшего восприятия материала)
6. Групповая работа (следует тщательно продумать состав группы, у
каждого участника должны быть свои функции)
7. Индивидуальная работа
(для сильных учащихся задания
повышенной сложности, для слабых задания, дублирующие уже
пройденное)
8. Самостоятельная работа с учебником
9.
Краткий тест по текущему материалу
10. Развернутый тест по теме
11.
Устный математический диктант (учит понимать вопросы
учителя с голоса, учит восприятию устной речи и запоминанию слов)
12. Устный и письменный зачеты по теме (содержит две части –
письменную и устную и позволяет ставить две оценки)
При планировании урока следует учесть, что
Для 5ого класса необходимо минимум 4 вида деятельности
Для 67ого классов 3 вида деятельности
Для 89ого классов 2 вида деятельности В 1011ых классах возможны уроки с одним видом деятельности
Структура классического урока
1. Проверка домашнего задания
Занимает не более 35 минут. Проверяется не вся домашняя работа, а
ключевые примеры и задачи, материал которых необходимо будет
использовать на данном уроке.
Цель этого этапа: проверить, насколько хорошо усвоены основные
моменты предыдущего урока, начать подготовку к изучению нового
материала.
2. Актуализация опорных знаний, необходимых для усвоения нового
материала
Занимает 57 минут. Проходит в виде устного опроса по
теоретическому материалу и решении устных упражнений.
Необходим для перехода к изучению нового материала
Цель этого этапа: подготовить учащихся к восприятию новой темы
3. Изучение нового материала
Занимает до 20 минут урока. С помощью системы заданий и четко
поставленных вопросов учитель должен подвести учащихся к
итоговым выводам. Желательно, чтобы ребята сами поняли основную
мысль изучаемой темы
Цель этого этапа: дальнейшее расширение знаний и умений учащихся
4. Первичный контроль
Занимает до 10 минут урока. Учащимся предлагается ряд
одношаговых устных задач без громоздких вычислений.
Цель этого этапа: проверить, насколько учащимся понятен новый
материал и могут ли они его воспроизводить на простых примерах и
задачах
5. Подведение итогов урока, если это необходимо на данном уроке
6. Домашнее задание
Занимает 5 7 минут
Статья "Несколько слов об уроке математики"
Статья "Несколько слов об уроке математики"
Статья "Несколько слов об уроке математики"
Статья "Несколько слов об уроке математики"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.