Статья "Новые подходы к формированию профессиональной компетентности учителя"
Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
русский язык
Взрослым
23.02.2017
В статье излагается размышления после обучения на курсах повышения квалификации уровневого обучения преподавателей. Методы и технологии по внедрению и апробированию идей 7 модуля Программы обучения детей по конструктивисткой технологии обучения детей. Даны описания каждому модулю программы, методы использования на уроках, которые смогут способствовать росту профессиональной компетентности учителя.Статья предназначена для широкой публики, учителям, окончившим курсы уровневого значения.
новые подходы к формированию профессиональной компетентности учителя.docx
НОВЫЕ ПОДХОДЫ К
ФОРМИРОВАНИЮ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ
Школа – это тот социальный институт, где каждый
ребёнок должен раскрыться как уникальная неповторимая
индивидуальность. (М. С. Якиманская ) .
Меняется мир, меняется школьник, меняется, и учитель. И каждый
педагог должен применять новые методы в своей работе, быть творчески
ищущим человеком. Я думаю, что среднее образование должно быть на уровне
мировых стандартов. С такими мыслями я пришла на трехуровневые курсы
повышения квалификации. На курсах я познакомилась с конструктивистской
теорией обучения, которая требует от учителя организовывать занятия в
согласии с задачами, способствующими формированию познаний, идей навыков
у воспитанников. Эта теория меняет манеру общения педагога и учащихся в
сторону сотрудничества, повышает мотивацию учащихся и культуру общения.
Я знаю, что уроки, проводимые, по новым технологиям, повышают интерес
учащихся к предметам. Даже для того, чтобы подготовить и провести урок,
нужно не только хорошо знать свой предмет и владеть методикой его
проведения. Чтобы уроки прошли успешно, необходимо было правильно
выбрать форму и методы с учетом решаемой учебной задачи, знать возрастные
особенности школьников, уметь поддерживать их познавательную активность в
течение урока, владеть методами анализа, сравнения, оценки результатов и
многое другое.
Как
улучшить качество освоения русского языка? Как
совершенствовать орфографическую грамотность учеников? Развивать
устную речь школьника? Как достичь высокого уровня самостоятельной
творческой активности учащихся?
1 На все эти вопросы я получила ответы, когда познакомилась с новой
программой «Новые подходы в преподавании и обучении» и применила их на
практике.
На практике в школе проведя серию уроков по русскому языку, я
постаралась применить 7 модулей Кембриджской Программы обучения.
Изменения в практику внесла с самого начала. Провела анкетирование с
детьми, проанализировала ситуацию и начала свою работу с рассадки
учащихся.
Активное включение ученика в учебный процесс строится таким
образом, чтобы обеспечить оптимальные условия для продуктивной
осознанной активности ученика. Для этого учащимся передается ряд функ
ции учителя. Дети самостоятельно определяют и формируют тему урока,
выявляют и озвучивают тему, формулируют правило. Учитель направляет и
координирует ход урока.
Если раньше тему урока я называла сама, то сейчас с помощью игр и
упражнений дети догадались о теме, которую мы будем, изучать на данном
уроке, озвучивают тему урока.
Для организации процесса обучения использовала такие типы уроков как:
изучение, словарноорфографической работы изучение нового материала.
Этапы: 1 вызов, 2 осмысление, 3 рефлексия.
Первый этап «вызов» проводится сразу после организационного
момента, где повышается интерес ученика к уроку, его мотивация.
На этом этапе для развития критического мышления я использовала
такие методы, как «мозговой штурм», «верите ли вы, что…», таблица «знаю
хочу знать».
Учащиеся определяют тему урока после таких заданий, как например: «Дать
характеристику себе» (Я красивый, умный, добрый и т. д.)
Что это за слова?
2 Кто догадался, о чём будем говорить на уроке?
(Слово называет признак)
Или: на доске запись
Вшколеговорилиопоходенаозеро.
Прочитайте. Кому было сложно прочитать? Почему?
Где здесь ошибка?
Что это? ( предложение)
Кто догадался, о чем будем говорить на уроке? (о предложении).
Ученики начинают мыслить и высказывать свое мнение.
По теме: «Подлежащее» начали критически мыслить уже при делении групп,
через стратегии критического мышления и формы работ на уроке.
На доске: Б В Г Д Ж З Й…
Какая следующая буква? Почему?
Ребята быстро догадались, какая это буква. (буква к). Были затруднения в
пояснении. С помощью наводящих вопросов учителя ученики дополняют свои
ответы. Затем должны были составить предложение, в котором подлежащее,
было существительным с начальной буквой «к».
Критическое мышление подразумевает развитие мышления, как учащегося,
так и обучающего, способного видеть и решать проблемы для роста
собственного достоинства. Критическое мышление – это дисциплинированный
подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации. Критическое
мышление развивается уже с самого раннего возраста, стимулированием детей
реагировать на доказательство на основе собственного опыта. Оно включает
развитие таких навыков, как приобретение доказательств посредством
наблюдения и слушания. Для развития критического мышления применила
проблемно – поисковый метод. Таким образом, дети наблюдают, активизируется
мыслительная деятельность, и сами называют тему урока.
3 Оценивание является постоянным процессом. Оно может быть как
обучения, так и для обучения, только критериальным. Оцениваться с помощью
отметки
могут только результаты деятельности ученика и процесс их
формирования, но не личные качества.
Система выстраивается таким образом, что бы учащиеся включались в
контрольно–оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к
самооценке и взаимооценке. Оценивание, направленное на определение
возможностей улучшения обучения является формативным. Если целью
оценивания является подведение итогов обучения для выставления оценок, то
оно является суммативным, то есть оценивание обучения.
Суть оценивания:
1.наблюдение
2. интерпретация
3. заключение.
Учащиеся могут оценивать себя только в том случае, если они достаточно
четко представляют цели, которых необходимо достичь в ходе обучения. Когда
учащиеся получают такое представление, они учатся с большей отдачей и
эффектом: их собственные оценки становятся предметом обсуждения с
учителем и друг с другом. А это означает, что анализ собственных соображений
совершенно необходим для качественного обучения. Через взаимооценивание и
самооценивание на уроках дети смогли объективно оценить уровень усвоения
теоретического материала и себя и одноклассника, данный процесс отражался
на оценочных листах, листы были розданы в начале каждого урока. И при этом
критерии оценивания составляли совместно с учениками. Правда, вначале было
трудно, прослеживался и тот факт, что дети оценивали не объективно. На
последующих уроках я повесила на доске «Зеркальный экран», где в прозрачной
форме были выведены формативные оценки детей, и некоторым моим ученикам
пришлось поменять свои оценки одноклассникам. В будущем уже в начале года
4 необходимо вместе с детьми вывести критерии оценивания. Это обязательно
сработает.
Использование ИКТ открывает для учителя новые возможности в
преподавании. Изучение любой дисциплины с использованием ИКТ дает
возможность для размышления. Уроки с использованием ИКТ становятся более
яркими и увлекательными, заинтересовать учащихся за счет привлечения
зрительных образов, повысить качество обучения. Задача учителя не только
научить читать, писать, но и развивать его лучшие качества. Хотя в нашей
школе нет интерактивной доски, на уроках для показа материалов я
использовала ноутбук, что позволило эффективно провести уроки. Например:
когда дети увидели ярко – красочную картину, где «находятся» предлоги, на
следующий урок ученики уже сами смогли правильно использовать предлоги в
речи и на письме, составлять двусоставные предложения. Использование ИКТ на
уроках не должно быть заменой в преподавании учителю, а ученики должны
уметь работать с ними, что должно способствовать развитию интеллекта
ребенка и повысить интерес к изучаемому предмету, повышая ответственности
за собственное обучение.
Одаренные дети выявляются уже с первого класса, на основе наблюдения. У
таких детей, как правило, хорошо развита речь, память и логическое
мышление. Такие дети имеют более высокие способности. Они отличаются от
других детей памятью и знанием, быстротой мышления, способность решения
проблем, гибкость, любовь к сложности. Как я определила талантливых
учеников в своем классе? Я дала дифференцированное задание для сильных и
слабых учеников. Ученица Н. быстрее всех и правильно справилась с заданием
для учащихся сильной успеваемостью, я решила дать ей задание по сложнее.
Она и с этим заданием справилась быстро. Я взяла себе на заметку, что бы
продолжать с этим учеником работу с одаренными и талантливыми детьми.
5 Управление и лидерство в обучении строится на понятии «Учитель как
лидер в совершенствовании работы». Учитель, обладающий такими
способностями должен взять инициативу на себя, принимать стратегические
решения, собирать и использовать факты в совместной деятельности, вносить
вклад в создание профессиональных знаний. В практике в школе внесла
изменения: Тему урока называю теперь не я, а сами дети, наблюдая и
анализируя. Учащиеся теперь работают в группах, развивая речь и
мыслительную деятельность, через диалог. Перед началом урока, для поднятия
мотивации, провожу игру, так как ученики уже с хорошим настроением лучше
мыслят и активнее работают на уроке.
В дальнейшем в своей работе я буду продолжать работать по программе:
«Новые подходы в преподавании и обучении». Потому, что я вижу изменения,
которые происходят со мной и моими детьми. Дети стали мотивированными,
стали работать совместно в группах, высказывать свою точку зрения. Не могу
сказать, что они уже критически мыслят, но уже начали мыслить логически,
креативно, начали оценивать друг друга, чувствовать себя свободнее, а самое
главное – повысилась мотивация к изучению русского языка. Все эти качества
необходимо развивать, поэтому я и буду продолжать работать по новой
технологии.
Я считаю, что по каким бы программам мы не работали, какую бы не осваивали
технологию, всегда должны помнить, что делаем это для того, чтобы помочь
ребенку осознать свое место в многообразном и взаимозависимом мире:
научить уважать права и свободу других людей, обеспечить наиболее полное
развитие индивидуальности, способностей каждого ребенка.
Надо верить, что любой из нас способен стать неповторимым, высочайшим
мастером собственного дела, и нужно, чтоб каждый из нас умел открывать свои
силы и способности. Я считаю, что от мастерства зависит все. А само дело –
результат длительного, упорного труда учителя над собой. Ктото успокаивает
себя: прослушивают, тихо сидят, успевают – и довольны. Такой учитель
никогда не оставит отпечатка в сердцах своих воспитанников. Если уж и быть
учителем, то быть мастером собственного дела. Основным ориентиром для
6 меня является идея формирования творческого педагога с инновационным
типом мышления, с высокой культурой, квалифицированным специалистом,
способным профессионально действовать в условиях обновления всех сфер
общественной жизни Казахстана.
Автор: учитель русского языка и литературы
Эменкулова Наргиза Исматуллаевна
7
Статья "Новые подходы к формированию профессиональной компетентности учителя"
Статья "Новые подходы к формированию профессиональной компетентности учителя"
Статья "Новые подходы к формированию профессиональной компетентности учителя"
Статья "Новые подходы к формированию профессиональной компетентности учителя"
Статья "Новые подходы к формированию профессиональной компетентности учителя"
Статья "Новые подходы к формированию профессиональной компетентности учителя"
Статья "Новые подходы к формированию профессиональной компетентности учителя"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.