Статья "Новые подходы в обучении математике"

  • Повышение квалификации
  • docx
  • 02.09.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

«В основу Программы внедрения теоретических основ Кембриджского похода в систему обучения Казахстана, несмотря на множество рассматриваемых в ней научных подходов, заложена конструктивистская теория обучения. Данная теория базируется на утверждении, что развитие мышления учащихся происходит в условиях взаимодействия имеющихся знаний с новыми, либо со знаниями, полученными в классе из различных источников: от учителя, сверстников, из учебников. Большинство сторонников конструктивистской теории считают, что подходы в преподавании, основанные на передаче готовых знаний, не способствуют ни успешному их усвоению, ни развитию глубокого их понимания, ни взаимодействию с уже имеющимися».
Иконка файла материала Новые подходы в обучении математике.docx
Новые подходы в обучении математике.                                                                                                            Учитель математики Аршалынской сш№ 1 Аршалынского района Акмолинской области                                                                          Черепанова Н.В.                           «В   основу   Программы   внедрения   теоретических   основ Кембриджского   похода   в   систему   обучения   Казахстана,   несмотря   на множество   рассматриваемых   в   ней   научных   подходов,   заложена конструктивистская   теория   обучения.   Данная   теория   базируется   на утверждении,   что   развитие   мышления   учащихся   происходит   в   условиях взаимодействия   имеющихся   знаний   с   новыми,     либо   со   знаниями, полученными  в классе из различных источников: от учителя, сверстников, из учебников. Большинство сторонников  конструктивистской  теории считают, что   подходы   в   преподавании,   основанные   на   передаче   готовых   знаний,   не способствуют   ни   успешному   их   усвоению,   ни     развитию   глубокого   их понимания, ни взаимодействию с уже имеющимися».                   Начать  работу в классе можно  с создания  коллаборативной среды.   Мы   с   ребятами   расставили   парты   вместе   по   две   и   полукругом.   В центре класса тем самым освободив много места для проведения разминок и тренингов.      Чтобы   организовать   активную   работу   класса,   настроить   на положительные эмоции, можно применить  позитивный видеоролик. Ребятам эта   обстановка   очень   нравится,   они   каждый   раз   ждут     новых   тренингов, разминок и это действительно помогает в работе, уроки проходят интересно.      «Обучение   и   преподавание   на   основе   диалога»  предполагают подход, при котором диалог между учениками, между учеником и учителем помогает учащимся самостоятельно формировать и развивать   собственное мышление.  «Обучение   тому,   как   учиться»,   или   процесс   формирования метасознания   согласуется с вопросами, касающимися того, как  учащимся можно   помочь   понять   и   взять   на   себя     ответственность   за   собственное обучение   таким   образом,   чтобы   они   могли   продолжить   обучение самостоятельно».   Но не сразу удается учащимся добывать знания самостоятельно, этому предстоит   большая   длительная   работа.   Слабоуспевающим   учащимся     не всегда  получается сразу самим разобраться в новой теме, решить задачу, что может снизить интерес к процессу обучения. При анкетировании учащиеся писали такие высказывания: «я лучше понимаю когда объясняет учитель», «я лучше   узнаю   материал,   когда   слушаю   учителя   и   мне   нравится   работать   в группе». В таких случаях необходимо предусмотреть помощь более успешных учащихся.   Наблюдая   за   своими   учениками   с   высоким   и   средним   уровнемкоторые   владеют   приемами   метопознания,   в   некоторых успеваемости,   случаях они могут помогать и обучать слабоуспевающих учащихся.              «Модель обучения Л. Выготского предполагает, что знания приобре­ таются   в   результате   вовлечения   ученика   в   диалог.   Таким   образом,   роль учителя   в   поддержке   социальной   вовлеченности   в     процессе   обучения является   решающей   для   развития   обучения   ученика.   Ученики   легче обучаются в случае, когда имеется возможность диалога с другими».                       Диалоговое обучение применяла на уроках математики с целью развития   мыслительной   деятельности,   усвоения   теоретического   и практического   материала,   грамотности   математической   речи,   повышению саморегуляции.   диалоги   «ученик­ученик»,   «ученик­класс», «учитель­ученик», «учитель­класс»  играют   очень   важную   роль   в  обучении. Например, на   уроке   был проведен диалог с учащимися, который позволил определить    насколько   учащиеся   усвоили   учебный   материал,   умеют анализировать и делать выводы при решении задач по данной   теме. Диалог начался   с   «тонких»   вопросов   и   закончился   «толстыми».   Очень   важно поставить вопрос  разумно , чтобы он стимулировал ученика к размышлению, анализу, выбору вариантов. Важно дать 5­7 секунд для обдумывания, тогда будет гораздо больше ответов  учащихся и участвующих в диалоге.  На     уроке   Организуя работу в группах,  прикладываю все усилия для вовлечения всех учащихся в работу. Поэтому групповая работа   относится к одной из активных   и   эффективных   форм   обучения   в   школе.   Особенность коллективного взаимодействия – построение обучения на основе активного взаимодействия,   сотрудничества   всех   участников   учебного   процесса   с привлечением   всевозможных   источников   информации.   Мы   с   ребятами разработали   правила   работы   в   группе   (говорить   по   очереди,   помогать   и просить о помощи,  задавать вопросы и т.д.). На уроках применяла групповую работу:   выполнение   практического   задания   с   объёмными   фигурами, обработка   нового   материала   и   оформление   кластера,   по   мозаичному   типу ЖИГСО. Все работы проведены удачно, своей цели достигли. Ребята активно принимали участие, выделились лидеры в группах .                              Одним   из   главных   направлений   является    «Критическое мышление», которое тесно связано с диалоговым обучением.  «Критическое мышление – дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям. Критическое   мышление   зачастую   предполагает   готовность   к   воображению или принятию во внимание альтернативных решений, внедрению новых или модифицированных   способов   мышления   и   действий;   приверженность   к организованным   общественным   действиям   и   развитию   критического мышления у других»Применяя критическое мышление урок делился на три фазы: вызов – осмысление­рефлексия.            На стадии вызова идет побуждение познавательного интереса к теме, актуализация  имеющихся  знаний,  учащиеся     сами  определяют   направление своей работы по изучению темы.             На   стадии   осмысления   учащиеся   активно   воспринимают   изучаемый материал и соотносят имеющиеся знания с новыми.   самостоятельно определяются направления в дальнейшем  изучении темы.              На  уроках применяю такие стратегии, как «ЖИКСО»,   составление кластера, «тонкие» и «толстые» вопросы, составление «Синквейна»,  решение практических   задач   в   группах,   «Мозговой   штурм»,   задания   с   пропусками, таблицы ЗХУ, «Блиц­опрос».           При   рефлексии   происходит   обобщение   изученного   материала   и «Ученики   должны   развивать   критическое   мышление   и   навыки исследования,   которые   позволят   им   эффективно   и   успешно   участвовать   в более   широких   коммуникативных   процессах,   к   которым   у   них   имеется увеличивающийся доступ ».    Обучение напрямую связано  с оцениванием, любой вид деятельности учащегося   на   уроке   должен   быть   оценён.   Оценивание   эффективно сказывается на преподавании и обучении. Оценивание в процессе обучения подразделяется   на   два   вида:  оценивание   для   обучения   (формативное оценивание)   и   оценивание   обучения   (суммативное   оценивание) «Оценивание   в   классе   не   является   лишь   техническим   приемом.   Учителя оценивают, выставляя оценки в письменной или в устной форме. За любой используемой ими формой оценивания значатся не только объективные или недостаточно   объективные   нормы   и   стандарты,   но   и   понятия   о   развитии, обучении   и   мотивации   ученика,   а   также   ценности,   касающиеся     таких категорий, как самооценка, способности и усилия…»   На   своих   уроках   я   использовала   следующий   прием   формативного оценивания:  оценочные листы, на которых оцениваются знания учащихся по разработанным   учителем   критериям,   касающихся   решения   задач. Критериальное   оценивание   –   это   оценивание   по   критериям,   т.   е.   оценка складывается из составляющих (критериев), которые отражают достижения учащихся по разным направлениям развития. Так, при составлении кластера и его защите, вместе с детьми были составлены четыре критерия, по которым учащиеся   выполнили   взаимооценивание   на   стикерах.   Применяла самооценивание   и   устные   формы   оценивания.   Дети   с   удовольствием оценивают сами себя и выступают в роли оценщиков.   Суммативная оценка выставляется     итоговое   тестирование, индивидуальную работу  учащихся у доски.            Учитель должен идти « в ногу со временем» и применение ИКТ это одна из важных составляющих учебного процесса.  Содержание современных за   контрольную   работу,информационных   технологий   дает   возможность   для   успешной   реализации основной   цели   образования   –   воспитывать   интеллектуальных,   творческих, здоровых, гармонично развитых личностей.                      1.Использование презентации Power Point при объяснении и закреплении материала. Так, на   уроке геометрии с помощью презентации с учащимися повторили   элементы   призмы   (по   чертежу   на   слайде),   определения геометрических   фигур.   На   втором   уроке   использовалась   презентация   на ноутбуке   для   беседы   с   учащимися.   Например:   «Какое   слово   на   слайде лишнее?»,   «Как   вы   думаете,   что   означает   слово   «конус»   в   переводе     с латинского языка?» (на следующем слайде изображена шишка). 2.Работа с интерактивной доской.   Проводилась работа с применением интерактивной доски, где учащиеся показали умение работать с электронным маркером   и   указкой.   Ребята   умело   выбирали   вид   карандаша,   цвет   и записывали   правильные   ответы   на   доске   в   заданиях   с   пропусками   по элементам фигур. Например: «….­это грани, не являющиеся основаниями» (боковые). 3.   Консультирование   с   применением   ИКТ.   Во   внеурочное   время консультирование с учащимися по опережающим домашним заданиям, с применением компьютера, ноутбука, Интернета. Основными   трудностями   в   использовании   ИКТ   в   том,   что   не   все кабинеты математики оснащены интерактивной  доской и проектором, недостаточно   мультимедийных   обучающих   программ   по   математике, соответствующих школьной программе.                     Информационные   технологии     совместно   с   новыми   подходами обучения,   использованием   активных   форм   обучения   становятся   базой современного   образования,   гарантирующий   необходимый   уровень   качества, дифференциации   и   индивидуализации   обучения   и   воспитания   молодого поколения.                                   Особое внимание следует уделять одарённым и талантливым детям  на   каждом   уроке   и   во   внеурочное   время.  «Учителя,   как   правило, стремятся к созданию благоприятной среды для достижения максимального успеха в обучении учеников. В отношении талантливых и одаренных учеников эта   задача   значительно   сложнее   и   требует   продумывания,   обсуждения   и тщательного планирования».  В   начале   учебного   года   составляю   план   работы   с   учащимися, повышенной мотивацией в обучении  и занимаемся по нему.                      В своей практике применяю такие виды работ с талантливыми и одарёнными детьми, как: индивидуальный подход на уроках (дифференци­ рованные задания, индивидуальные задания, опережающее домашнее задание); дополнительные занятия во внеурочное время; консультирование учащихся покакой­либо   теме  (   с  применением   ИКТ,  Интернета);   участие   в   конкурсах, предметных олимпиадах.                   Существуют   различные   теории   обучения,   связанные   с   возрастными отличиями учащихся. Ученики, имеющие сложности в обучении , не могут самостоятельно планировать, не знают стратегий обучения, поэтому им нужна помощь для улучшения саморегуляции и оценивания своего обучения.                   Каждый учитель должен и в учениках воспитывать лидерские способности.   Так   на   уроках   лидеры   групп   защищали   свои   кластеры, талантливые и одарённые дети выступали с  презентациями по опережающему домашнему заданию перед учащимися класса.            Проведя рефлексию по всей работе можно   сделать следующий вывод: ребятам нравится работать в группах, парах; так им работать намного удобнее,   можно   в   любой   момент   попросить   помощи   одноклассников; понравилась оценивать друг друга. Обучение и познание­ сложные процессы, предполагающие деятельность учителя и деятельность учащегося. Поэтому   учитель     планирует,   организует,   контролирует   учебную деятельность   для   формирования   ученика,   способного   свободно ориентироваться,   самореализовываться,   саморазвиваться   и   самостоятельно   принимать решения. Закончить свою работу хочу словами  С.Пуассона: « Математика ­ моя жизнь.   Жизнь   украшается   двумя   вещами:   занятием   математикой   и   её преподаванием».   Познавая,   мы   стремимся   передать   новое   другим   –   это динамика жизни.