Статья «Нравственное воспитание через физическую деятельность» (для МО учителей начальной школы)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 27.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В возрастном развитии человека очень важная роль принадлежит физическому воспитанию. Это касается не только содействия нормальному физическому развитию растущего организма и его совершенствованию, укреплению здоровья, но и формирования духовных качеств личности. Духовность образовательного пространства подразумевает открытую радостную творческую атмосферу. Начинать прежде всего надо с себя: терпение, самокритичность, старание поставить себя на место ребенка, проявление доброжелательности, чувства юмора, меры и такта, и, конечно, сознательный отказ от любыхВ возрастном развитии человека очень важная роль принадлежит физическому воспитанию. Это касается не только содействия нормальному физическому развитию растущего организма и его совершенствованию, укреплению здоровья, но и формирования духовных качеств личности. Духовность образовательного пространства подразумевает открытую радостную творческую атмосферу. Начинать прежде всего надо с себя: терпение, самокритичность, старание поставить себя на место ребенка, проявление доброжелательности, чувства юмора, меры и такта, и, конечно, сознательный отказ от любых
Иконка файла материала Nravstvennoe_vospitanie_cherez_fizicheskuyu_deyatelnost.doc
Статья «Нравственное воспитание через физическую деятельность»  (для МО учителей начальной школы)                                В возрастном развитии человека очень важная роль принадлежит физическому  воспитанию. Это касается не только содействия нормальному физическому развитию  растущего организма и его совершенствованию, укреплению здоровья, но и формирования  духовных качеств личности.         Духовность образовательного пространства подразумевает открытую радостную творческую атмосферу.                                                                                                                    1Начинать прежде всего надо с себя: терпение, самокритичность, старание  поставить себя на место ребенка, проявление доброжелательности, чувства юмора, меры и  такта, и, конечно, сознательный отказ от любых форм насилия. Дети осознанно или  неосознанно подстраиваются под ритм работы учителя, фактически копируя его  поведение, и тем самым формируют устойчивые нормы своего поведения на уроках.        Как свидетельствует преподавательский опыт, умение детей различать хорошее  и плохое, сформированность их убеждений зависит от:            1.   авторитетности, личности и силы аргументов учителя;           2.   количества аргументированных доводов, их повторений;           3.   длительности интервалов между повторениями;           4.   эмоциональной окраски учителя;           5. самостоятельного воспроизведения ребенком аргументов «за» и «против» в пользу того или иного поведения с объяснением причин своего выбора;           6.   уровня профилактики нарушений порядка в школе.                     Все это становится возможным и реальным при правильной постановке  физического воспитания, осуществлении его в органической связи с другим видом  воспитания ­ нравственным. Взаимосвязь физического воспитания с нравственным.             С одной стороны, правильно организованное физическое воспитание способствует  формированию положительных черт морального облика человека. В процессе сложной и  напряженной учебно­тренировочно­соревновательной деятельности проверяются и  формируются моральные качества школьников, крепнет и закаляется воля, приобретается  опыт нравственного поведения. Во время проведения внеклассных мероприятий  (туристический поход, семейные спортивные праздники и др.) развивается чувство  гордости за свою Родину, умение ценить красоту и богатство природы, укрепляется  стремление вести здоровый образ жизни. Например: при проведении однодневных или многодневных туристических походов  руководителем заостряется внимание детей на красоте природы, дети учатся как  любоваться цветком не срывая его, бабочкой – не трогая её; как, при необходимости,  развести костёр, чтобы не навредить лесу и его обитателям; как можно провести это время  с пользой для здоровья – использовать подвижные игры, водные процедуры, принимать  солнечные ванны.             С другой стороны, от уровня воспитанности занимающихся, их организованности,  дисциплинированности, настойчивости, воли и других черт характера зависит  эффективность занятий по физическому воспитанию (например, результативность уроков  физической культуры в школе, уровень спортивных достижений при занятии в спортивных  школах и секциях).             На нравственной основе осуществляется воспитание спортивного трудолюбия,  способности к преодолению трудностей, сильной воли и других личностных качеств. Нравственное воспитание в процессе физического воспитания. Нравственное воспитание представляет собой целенаправленное формирование моральных  убеждений, развитие нравственных чувств и выработку навыков и привычек поведения  человека в обществе. В общей системе воспитания нравственное воспитание имеет ведущее значение. Задачами нравственного воспитания в процессе физического воспитания являются: 2формирование нравственных чувств (чувства гордости за успехи спортсменов своей  формирование нравственных качеств, привычек соблюдения этических норм,  формирование нравственного сознания (т.е. нравственных понятий, взглядов,  • суждений, оценок), идейной убежденности и мотивов деятельности (в частности,  физкультурной), согласующихся с нормами высокой морали;  • страны или учеников своего класса, чувства коллективизма, дружбы, чувства  непримиримости к нарушениям нравственных и поведенческих норм и др.);  • навыков общественно оправданного поведения (уважения к результатам своих товарищей,  уважения к родителям и старшим, честности, скромности, добросовестности,  ответственности и др.);  • воли к победе, самообладания и др.).  К средствам нравственного воспитания относят:  содержание и организацию проведения уроков физической культуры, содержание и  организацию учебно­тренировочных занятий, спортивный режим, соревнования (строгое  выполнение их правил); проведение внеклассных мероприятий, направленных на  пропаганду здорового образа жизни, на укрепление семейных связей; деятельность  преподавателя (тренера) и др. воспитание волевых черт и качеств личности (смелости, решительности, мужества,  Например: Недавно мной был проведен спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная  семья!» с очень яркой нравственной окраской. В ходе совсем несложных конкурсов и  эстафет дети действовали вместе с родителями, причём именно дети задавали темп  соревнования. Это показало родителям, что дети могут стоять с ними на одной ступеньке,  а иногда и выше. В тоже время этот праздник подчеркнул связь внутри семьи. убеждение в форме разъяснения установленных норм поведения во время уроков  Методы нравственного воспитания включают в себя: • физкультуры, во время проведения соревнований или простых физкультминуток на  переменах и уроках, сложившихся спортивных традиций в учебном заведении;  Например:  Для  целенаправленного  формирования  позитивных   норм  поведения  детей  я сначала определяю требуемые нормы поведения, а затем систематически довожу их до сознания   учащихся.   Например,   перед   работой   детей   в   парах   или   группах   я   знакомлю учеников с правилами (своеобразным алгоритмом действий): ­ Внимательно выслушайте задание. ­ Помогайте друг другу тактично, и доброжелательно исправляйте ошибки. ­ Обращайтесь друг к другу за помощью, объясняйте непонятное. Работа в парах помогает лучше почувствовать состояние друг друга и учит приходить на выручку, когда это необходимо. беседы при совершении занимающимися учениками какого­либо проступка с  • мотивированным объяснением «почему этого нельзя делать» или «к чему этот поступок  может привести»; это приводит к актуализации их знаний о моральных нормах: дети  задумываются о нравственных и безнравственных поступках, учатся отличать хорошее от  плохого. • диспуты на нравственные темы: «а как бы поступил ты?», « как правильно себя вести» и т.д.; (Ребенка следует предупредить о позитивных и негативных последствиях того или иного поступка еще до момента его совершения. Ученик должен приучаться нести ответственность   за   свои   действия,   зная,   что   он   уже   достаточно   «взрослый»,   чтобы понимать, к чему они приведут.) 3наглядный пример (прежде всего, достойный пример самого педагога, тренера);  практические приучения (суть этого метода: постоянно, настойчиво упражнять  • • занимающихся в дисциплинированном, культурном поведении, в точном соблюдении  спортивных правил, спортивного режима, традиций,  пока эти нормы не станут  привычными; в перенесении значительных и длительных усилий, каких требуют зачастую  тренировочные нагрузки и соревнования);  • и др.;  • оказание доверия в выполнении обязанностей помощника преподавателя,  начисление команде поощрительного очка при подведении итогов соревнований,  возможность ученикам самим участвовать в подготовке соревнования или спортивного  праздника и др.;  поощрение: одобрение, похвала, объявление благодарности, награждение грамотой  Например:  На   уроке   физкультуры   я   практикую   дежурство   учеников.   В   обязанности дежурного   входит   –   построение   класса,   сдача   рапорта   учителю.   Во   время   подвижной разминки именно дежурный задает темп движения всего класса. Дежурный помогает мне в проведении разминки­зарядки на месте и в выставлении оценки. При оценке работы своих товарищей   ученики   приобретают   первый   опыт   «цивилизованной   критики».   Поскольку ребенок понимает , что его так же будут оценивать, как и он сам, то недоброжелательность исключается. Ребята заранее знают, кто будет дежурить на уроке и готовятся к этому. Часто подходят и спрашивают можно ли ввести в зарядку то или иное упражнение наказание за совершенный проступок: замечание, выговор, обсуждение на собрании  • коллектива (спортивной команды, класса), временное исключение из состава команды,  начисление команде штрафного очка во время соревнования и др.  Например: Во время подготовки и проведения Олимпиады по школьному многоборью,  ребята выбирали в команду не только наиболее физически развитых учеников, но и тех, кто не опозорит класс своим поведением. Естественно, во время соревнований, за  несоблюдение правил поведения командам начислялись штрафные очки. ВЫВОД:  Ребенок может знать нравственную норму, но в своем поведении   не уметь ее реализовать.   Задача   физического   воспитания   заключается   в   формировании   такого поведения,   которое   подразумевает   способность   делать   выбор   в   пользу   нравственного поведения   по   отношению   к   окружающим,   умение   согласовывать   свои   интересы   с интересами других , способность замечать затруднения сверстника и готовность оказать ему словесную и практическую помощь. В   итоге   моего   выступления   можно   сделать   вывод:   для   целенаправленного воспитания нравственных качеств младших школьников через физическую деятельность следует сначала определить требуемые нормы поведения, а затем систематически доводить их  до сознания учащихся. Использованные материалы. 4Примерная программа по физической культуре для начальной школы. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. – М., 1991. Чаленко И.А. Современные уроки физкультуры в начальной школе. – Ростов  н/Д., 2003. Авторская разработка. 5