В возрастном развитии человека очень важная роль принадлежит физическому воспитанию. Это касается не только содействия нормальному физическому развитию растущего организма и его совершенствованию, укреплению здоровья, но и формирования духовных качеств личности.
Духовность образовательного пространства подразумевает открытую радостную творческую атмосферу.
Начинать прежде всего надо с себя: терпение, самокритичность, старание поставить себя на место ребенка, проявление доброжелательности, чувства юмора, меры и такта, и, конечно, сознательный отказ от любыхВ возрастном развитии человека очень важная роль принадлежит физическому воспитанию. Это касается не только содействия нормальному физическому развитию растущего организма и его совершенствованию, укреплению здоровья, но и формирования духовных качеств личности.
Духовность образовательного пространства подразумевает открытую радостную творческую атмосферу.
Начинать прежде всего надо с себя: терпение, самокритичность, старание поставить себя на место ребенка, проявление доброжелательности, чувства юмора, меры и такта, и, конечно, сознательный отказ от любых
Статья «Нравственное воспитание через физическую деятельность»
(для МО учителей начальной школы)
В возрастном развитии человека очень важная роль принадлежит физическому
воспитанию. Это касается не только содействия нормальному физическому развитию
растущего организма и его совершенствованию, укреплению здоровья, но и формирования
духовных качеств личности.
Духовность образовательного пространства подразумевает открытую радостную
творческую атмосферу.
1Начинать прежде всего надо с себя: терпение, самокритичность, старание
поставить себя на место ребенка, проявление доброжелательности, чувства юмора, меры и
такта, и, конечно, сознательный отказ от любых форм насилия. Дети осознанно или
неосознанно подстраиваются под ритм работы учителя, фактически копируя его
поведение, и тем самым формируют устойчивые нормы своего поведения на уроках.
Как свидетельствует преподавательский опыт, умение детей различать хорошее
и плохое, сформированность их убеждений зависит от:
1. авторитетности, личности и силы аргументов учителя;
2. количества аргументированных доводов, их повторений;
3. длительности интервалов между повторениями;
4. эмоциональной окраски учителя;
5. самостоятельного воспроизведения ребенком аргументов «за» и «против» в пользу
того или иного поведения с объяснением причин своего выбора;
6. уровня профилактики нарушений порядка в школе.
Все это становится возможным и реальным при правильной постановке
физического воспитания, осуществлении его в органической связи с другим видом
воспитания нравственным.
Взаимосвязь физического воспитания с нравственным.
С одной стороны, правильно организованное физическое воспитание способствует
формированию положительных черт морального облика человека. В процессе сложной и
напряженной учебнотренировочносоревновательной деятельности проверяются и
формируются моральные качества школьников, крепнет и закаляется воля, приобретается
опыт нравственного поведения. Во время проведения внеклассных мероприятий
(туристический поход, семейные спортивные праздники и др.) развивается чувство
гордости за свою Родину, умение ценить красоту и богатство природы, укрепляется
стремление вести здоровый образ жизни.
Например: при проведении однодневных или многодневных туристических походов
руководителем заостряется внимание детей на красоте природы, дети учатся как
любоваться цветком не срывая его, бабочкой – не трогая её; как, при необходимости,
развести костёр, чтобы не навредить лесу и его обитателям; как можно провести это время
с пользой для здоровья – использовать подвижные игры, водные процедуры, принимать
солнечные ванны.
С другой стороны, от уровня воспитанности занимающихся, их организованности,
дисциплинированности, настойчивости, воли и других черт характера зависит
эффективность занятий по физическому воспитанию (например, результативность уроков
физической культуры в школе, уровень спортивных достижений при занятии в спортивных
школах и секциях).
На нравственной основе осуществляется воспитание спортивного трудолюбия,
способности к преодолению трудностей, сильной воли и других личностных качеств.
Нравственное воспитание в процессе физического воспитания.
Нравственное воспитание представляет собой целенаправленное формирование моральных
убеждений, развитие нравственных чувств и выработку навыков и привычек поведения
человека в обществе. В общей системе воспитания нравственное воспитание имеет ведущее
значение.
Задачами нравственного воспитания в процессе физического воспитания являются:
2формирование нравственных чувств (чувства гордости за успехи спортсменов своей
формирование нравственных качеств, привычек соблюдения этических норм,
формирование нравственного сознания (т.е. нравственных понятий, взглядов,
•
суждений, оценок), идейной убежденности и мотивов деятельности (в частности,
физкультурной), согласующихся с нормами высокой морали;
•
страны или учеников своего класса, чувства коллективизма, дружбы, чувства
непримиримости к нарушениям нравственных и поведенческих норм и др.);
•
навыков общественно оправданного поведения (уважения к результатам своих товарищей,
уважения к родителям и старшим, честности, скромности, добросовестности,
ответственности и др.);
•
воли к победе, самообладания и др.).
К средствам нравственного воспитания относят:
содержание и организацию проведения уроков физической культуры, содержание и
организацию учебнотренировочных занятий, спортивный режим, соревнования (строгое
выполнение их правил); проведение внеклассных мероприятий, направленных на
пропаганду здорового образа жизни, на укрепление семейных связей; деятельность
преподавателя (тренера) и др.
воспитание волевых черт и качеств личности (смелости, решительности, мужества,
Например: Недавно мной был проведен спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная
семья!» с очень яркой нравственной окраской. В ходе совсем несложных конкурсов и
эстафет дети действовали вместе с родителями, причём именно дети задавали темп
соревнования. Это показало родителям, что дети могут стоять с ними на одной ступеньке,
а иногда и выше. В тоже время этот праздник подчеркнул связь внутри семьи.
убеждение в форме разъяснения установленных норм поведения во время уроков
Методы нравственного воспитания включают в себя:
•
физкультуры, во время проведения соревнований или простых физкультминуток на
переменах и уроках, сложившихся спортивных традиций в учебном заведении;
Например: Для целенаправленного формирования позитивных норм поведения детей я
сначала определяю требуемые нормы поведения, а затем систематически довожу их до
сознания учащихся. Например, перед работой детей в парах или группах я знакомлю
учеников с правилами (своеобразным алгоритмом действий):
Внимательно выслушайте задание.
Помогайте друг другу тактично, и доброжелательно исправляйте ошибки.
Обращайтесь друг к другу за помощью, объясняйте непонятное.
Работа в парах помогает лучше почувствовать состояние друг друга и учит приходить на
выручку, когда это необходимо.
беседы при совершении занимающимися учениками какоголибо проступка с
•
мотивированным объяснением «почему этого нельзя делать» или «к чему этот поступок
может привести»; это приводит к актуализации их знаний о моральных нормах: дети
задумываются о нравственных и безнравственных поступках, учатся отличать хорошее от
плохого.
•
диспуты на нравственные темы: «а как бы поступил ты?», « как правильно себя
вести» и т.д.; (Ребенка следует предупредить о позитивных и негативных последствиях
того или иного поступка еще до момента его совершения. Ученик должен приучаться нести
ответственность за свои действия, зная, что он уже достаточно «взрослый», чтобы
понимать, к чему они приведут.)
3наглядный пример (прежде всего, достойный пример самого педагога, тренера);
практические приучения (суть этого метода: постоянно, настойчиво упражнять
•
•
занимающихся в дисциплинированном, культурном поведении, в точном соблюдении
спортивных правил, спортивного режима, традиций, пока эти нормы не станут
привычными; в перенесении значительных и длительных усилий, каких требуют зачастую
тренировочные нагрузки и соревнования);
•
и др.;
•
оказание доверия в выполнении обязанностей помощника преподавателя,
начисление команде поощрительного очка при подведении итогов соревнований,
возможность ученикам самим участвовать в подготовке соревнования или спортивного
праздника и др.;
поощрение: одобрение, похвала, объявление благодарности, награждение грамотой
Например: На уроке физкультуры я практикую дежурство учеников. В обязанности
дежурного входит – построение класса, сдача рапорта учителю. Во время подвижной
разминки именно дежурный задает темп движения всего класса. Дежурный помогает мне в
проведении разминкизарядки на месте и в выставлении оценки. При оценке работы своих
товарищей ученики приобретают первый опыт «цивилизованной критики». Поскольку
ребенок понимает , что его так же будут оценивать, как и он сам, то недоброжелательность
исключается. Ребята заранее знают, кто будет дежурить на уроке и готовятся к этому.
Часто подходят и спрашивают можно ли ввести в зарядку то или иное упражнение
наказание за совершенный проступок: замечание, выговор, обсуждение на собрании
•
коллектива (спортивной команды, класса), временное исключение из состава команды,
начисление команде штрафного очка во время соревнования и др.
Например: Во время подготовки и проведения Олимпиады по школьному многоборью,
ребята выбирали в команду не только наиболее физически развитых учеников, но и тех, кто
не опозорит класс своим поведением. Естественно, во время соревнований, за
несоблюдение правил поведения командам начислялись штрафные очки.
ВЫВОД: Ребенок может знать нравственную норму, но в своем поведении не уметь ее
реализовать. Задача физического воспитания заключается в формировании такого
поведения, которое подразумевает способность делать выбор в пользу нравственного
поведения по отношению к окружающим, умение согласовывать свои интересы с
интересами других , способность замечать затруднения сверстника и готовность оказать
ему словесную и практическую помощь.
В итоге моего выступления можно сделать вывод: для целенаправленного
воспитания нравственных качеств младших школьников через физическую деятельность
следует сначала определить требуемые нормы поведения, а затем систематически доводить
их до сознания учащихся.
Использованные материалы.
4Примерная программа по физической культуре для начальной школы.
Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. – М., 1991.
Чаленко И.А. Современные уроки физкультуры в начальной школе. – Ростов
н/Д., 2003.
Авторская разработка.
5