Статья «ОБЩИЙ ПРИНЦИП ДЕЛЕНИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ И ИХ СОЧЕТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ»
Оценка 4.8
Повышение квалификации +1
docx
математика
5 кл—11 кл
19.03.2017
Статья «ОБЩИЙ ПРИНЦИП ДЕЛЕНИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ И ИХ СОЧЕТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ» содержит описание пяти методов обучения:
1. Объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный.
2. Репродуктивный.
3. Проблемное изложение.
4. Частично-поисковый, или эвристический.
5. Исследовательский.
Они отличаются друг от друга по характеру познавательной деятельности, осуществляемой учащимися при усвоении различных видов содержания, и характером деятельности учителя, организующего эту разнообразную деятельность учеников.Статья «ОБЩИЙ ПРИНЦИП ДЕЛЕНИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ И ИХ СОЧЕТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ» содержит описание пяти методов обучения:
1. Объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный.
2. Репродуктивный.
3. Проблемное изложение.
4. Частично-поисковый, или эвристический.
5. Исследовательский.
ОБЩИЙ ПРИНЦИП ДЕЛЕНИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ И ИХ СОЧЕТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ.docx
Автор: учитель математики
высшей квалификационной категории
муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя школа № 99
имени дважды Героя Советского Союза
А.Г. Кравченко Тракторозаводского района
Волгограда»
Гундер Татьяна Ивановна
«ОБЩИЙ ПРИНЦИП ДЕЛЕНИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ И ИХ
СОЧЕТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ»
Намечаются пять методов обучения:
Объяснительноиллюстративный, или информационнорецептивный.
Репродуктивный.
Проблемное изложение.
Частичнопоисковый, или эвристический.
Исследовательский.
1.
2.
3.
4.
5.
Они отличаются друг от друга по характеру познавательной деятельности,
осуществляемой учащимися при усвоении различных видов содержания, и характером
деятельности учителя, организующего эту разнообразную деятельность учеников.
Такой принцип деления методов обучения принят потому, что учение — это, прежде всего,
познавательная деятельность, имеющая место и тогда, когда ученик выполняет
практическую, трудовую, моторную деятельность. Все его действия проходят через
сознание и обусловливают познавательную деятельность.
Перечисленные методы могут быть разделены на две группы:
1.
2.
репродуктивную (1й и 2й метод), при которой ученик усваивает готовые знания и
репродуцирует (воспроизводит) уже известные ему способы деятельности;
продуктивные (4й и 5й), отличающиеся тем, что ученик добывает субъективно
новые знания в результате творческой деятельности. Проблемное изложение относится
к промежуточной группе, ибо оно в равной мере предполагает как усвоение готовой
информации, так и элементы творческой деятельности.
Необходимо, однако, иметь в виду, что различение отдельных методов, важное для
понимания и организации различных видов познавательной деятельности, не означает, что в
реальном процессе обучения эти методы отделены друг от друга. Напротив, методы
обучения реализуются в сочетании и параллельно друг другу. Более того, само деление
методов на продуктивные и репродуктивные достаточно относительно. Ведь любой акт творческой деятельности невозможен без репродуктивной. Решая любую проблему,
человек актуализует и мысленно воспроизводит уже известные ему знания. Вместе с тем и
акт воспроизведения знаний при изменении его цели содержит элемент творчества в
области построения логики изложения. Но если не учесть особенностей видов
познавательной деятельности, можно построить учебный процесс таким образом, что он
будет ограничен воспроизводящей деятельностью учащихся. К сожалению, часто так и
бывает.
Выделенные и охарактеризованные методы позволяют оценить ход урока, всей логики
учебного процесса с точки зрения охвата ими всех видов деятельности.
Так, если учитель произвел опрос по прежде изученным материалам, рассказал новый, дал
упражнения, а затем предъявил творческую задачу, то тем самым он последовательно
применил методы 2—1—2—5. Если он поставил проблему и провел по ней эвристическую
беседу, показал кинокартину, а затем по ней дал творческую работу, то он применил
методы 4—1—5 и т. д. Методы могут меняться в течение урока часто и чередоваться по
нескольку раз — все зависит от содержания темы, целей ее изучения, уровня развития и
подготовленности учащихся.
В педагогической науке и практике существует понятие приема как части метода. Прием
обучения — это элементарное действие учителя, вызывающее ответную реакцию ученика,
достигающую цель этого действия. Элементарным же действие является в том случае, если
оно может быть осуществлено сразу без его разложения на элементы. Поэтому в каждом
классе элементарность приема может быть различной.
Мы рассмотрели общедидактические методы обучения, т. е. такие, которые охватывают
все без исключения акты обучающего взаимодействия учителя и учащихся, и именно эти
акты разделены по методам. Вместе с тем могут быть методы обучения отдельным
учебным предметам, методы достижения частных дидактических целей. Они не выходят за
рамки указанных методов, все они без исключения вписываются в них, но могут иметь свои
обозначения, соответствующие конкретной цели. Например, обучение чтению методом
отдельных слогов или методом целых слов, обучение арифметике методом параллельных и
контрастных действий (сложение и вычитание, умножение и деление), комментированное
чтение — это все детализация общедидактических методов применительно к частным
целям отдельных учебных предметов, предполагающих необходимость осознания того
общедидактического метода, к которому они относятся в зависимости от способа их
осуществления. Точно так же, когда речь идет о методах проверки успешности обучения,
то какие бы способы ни применялись, все они прежде всего являются способами обучения,
ибо проверка знаний тоже обучает. И все эти способы вписываются в указанные методы
обучения. Опрос — это репродуцирование знаний и умений. Способы закрепления знаний
(повторение, обобщение, их систематизация) точно так же воплощают репродуктивный,
частичнопоисковый и исследовательский методы. Теперь ясно, какое место в изложенной системе методов занимают традиционные методы
обучения. Они выступают, в большинстве своем, в качестве средств, иногда приемов, с
помощью которых учитель осуществляет тот или иной метод. Ведь книгу можно
использовать для объяснительноиллюстративного метода, но можно и для
репродуктивного и для исследовательского. Иллюстрация может служить средством
реализации всех методов. То же относится и к устному слову, письменным и графическим
работам. Лабораторные работы можно проводить репродуктивным методом, частично
поисковым (когда дается неполная инструкция), исследовательским.
Иными словами, все эти средства не обозначают сами по себе способа их использования и
могут быть применены в рамках разных методов обучения. Но, естественно, учитель
должен быть хорошо знаком со всеми этими средствами, подробно описанными во всех
учебниках педагогики и в методических пособиях.
В разделе о содержании образования вы познакомились с воспитательной ролью
содержания. Но воспитательные функции выполняют и методы обучения. Они
воспитывают своими элементами и в целостном виде. Так, воспитывает качество
деятельности учителя, эстетический облик средств, появление цели у ученика,
напряженность деятельности его, умение пользоваться учебными средствами,
результативность работы.
В то же время каждый метод как целостное явление способен воспитывать положительно
или отрицательно в зависимости от степени однообразия его форм, от его роли в
развертывании разносторонних сил ученика.
Огромную роль играет характер мотивов учения, возбуждаемых методами. Одно дело, если
они будят честолюбие, другое—если они вызывают интерес к познанию, процессу его, к
самостоятельному осуществлению поиска. В этом отношении методы влияют различно.
Первый и третий методы преимущественно рождают любознательность, второй —
стремление к усвоению, приобретению навыка и умения, к получению конечного
результата, последние два — потребность к познанию нового собственными силами и к
процессу поиска.
Методы воспитывают эстетически совершенством их применения, эстетичностью средств,
красотой способа решения проблемы и т. д.
Они воспитывают нравственно, приучая к точности аргументов, добросовестности
фиксации фактов, честности отношения к своей точке зрения и мнению товарищей.
Вместе с тем нельзя отрывать воспитательную роль методов от того содержания, усвоению
которого она служит. Содержание, идейнополитически, нравственно и эстетически
насыщенное, является определяющей силой в воспитательной роли методов.
Статья «ОБЩИЙ ПРИНЦИП ДЕЛЕНИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ И ИХ СОЧЕТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ»
Статья «ОБЩИЙ ПРИНЦИП ДЕЛЕНИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ И ИХ СОЧЕТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ»
Статья «ОБЩИЙ ПРИНЦИП ДЕЛЕНИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ И ИХ СОЧЕТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.