Статья «ОБЩИЙ ПРИНЦИП ДЕЛЕНИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ И ИХ СОЧЕТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ»
Оценка 4.8

Статья «ОБЩИЙ ПРИНЦИП ДЕЛЕНИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ И ИХ СОЧЕТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ»

Оценка 4.8
Повышение квалификации +1
docx
математика
5 кл—11 кл
19.03.2017
Статья «ОБЩИЙ ПРИНЦИП ДЕЛЕНИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ И ИХ СОЧЕТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ»
Статья «ОБЩИЙ ПРИНЦИП ДЕЛЕНИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ И ИХ СОЧЕТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ» содержит описание пяти методов обучения: 1. Объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный. 2. Репродуктивный. 3. Проблемное изложение. 4. Частично-поисковый, или эвристический. 5. Исследовательский. Они отличаются друг от друга по характеру познавательной деятельности, осуществляемой учащимися при усвоении различных видов содержания, и характером деятельности учителя, организующего эту разнообразную деятельность учеников.Статья «ОБЩИЙ ПРИНЦИП ДЕЛЕНИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ И ИХ СОЧЕТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ» содержит описание пяти методов обучения: 1. Объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный. 2. Репродуктивный. 3. Проблемное изложение. 4. Частично-поисковый, или эвристический. 5. Исследовательский.
ОБЩИЙ ПРИНЦИП ДЕЛЕНИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ И ИХ СОЧЕТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ.docx
Автор:  учитель математики       высшей квалификационной категории                            муниципального общеобразовательного учреждения                            «Средняя школа № 99      имени дважды Героя Советского Союза               А.Г. Кравченко Тракторозаводского района                            Волгограда»                            Гундер Татьяна Ивановна «ОБЩИЙ ПРИНЦИП ДЕЛЕНИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ И ИХ  СОЧЕТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ»                            Намечаются пять методов обучения: Объяснительно­иллюстративный, или информационно­рецептивный. Репродуктивный. Проблемное изложение. Частично­поисковый, или эвристический. Исследовательский. 1. 2. 3. 4. 5. Они отличаются друг от друга по характеру познавательной деятельности,  осуществляемой учащимися при усвоении различных видов содержания, и характером  деятельности учителя, организующего эту разнообразную деятельность учеников. Такой принцип деления методов обучения принят потому, что учение — это, прежде всего, познавательная деятельность, имеющая место и тогда, когда ученик выполняет  практическую, трудовую, моторную деятельность. Все его действия проходят через  сознание и обусловливают познавательную деятельность. Перечисленные методы могут быть разделены на две группы: 1. 2. репродуктивную (1­й и 2­й метод), при которой ученик усваивает готовые знания и  репродуцирует (воспроизводит) уже известные ему способы деятельности; продуктивные (4­й и 5­й), отличающиеся тем, что ученик добывает субъективно  новые знания в результате творческой деятельности. Проблемное изложение относится  к промежуточной группе, ибо оно в равной мере предполагает как усвоение готовой  информации, так и элементы творческой деятельности. Необходимо, однако, иметь в виду, что различение отдельных методов, важное для  понимания и организации различных видов познавательной деятельности, не означает, что в реальном процессе обучения эти методы отделены друг от друга. Напротив, методы  обучения реализуются в сочетании и параллельно друг другу. Более того, само деление  методов на продуктивные и репродуктивные достаточно относительно. Ведь любой акт творческой деятельности невозможен без репродуктивной. Решая любую проблему,  человек актуализует и мысленно воспроизводит уже известные ему знания. Вместе с тем и  акт воспроизведения знаний при изменении его цели содержит элемент творчества в  области построения логики изложения. Но если не учесть особенностей видов  познавательной деятельности, можно построить учебный процесс таким образом, что он  будет ограничен воспроизводящей деятельностью учащихся. К сожалению, часто так и  бывает. Выделенные и охарактеризованные методы позволяют оценить ход урока, всей логики  учебного процесса с точки зрения охвата ими всех видов деятельности. Так, если учитель произвел опрос по прежде изученным материалам, рассказал новый, дал  упражнения, а затем предъявил творческую задачу, то тем самым он последовательно  применил методы 2—1—2—5. Если он поставил проблему и провел по ней эвристическую  беседу, показал кинокартину, а затем по ней дал творческую работу, то он применил  методы 4—1—5 и т. д. Методы могут меняться в течение урока часто и чередоваться по  нескольку раз — все зависит от содержания темы, целей ее изучения, уровня развития и  подготовленности учащихся. В педагогической науке и практике существует понятие приема как части метода. Прием  обучения — это элементарное действие учителя, вызывающее ответную реакцию ученика,  достигающую цель этого действия. Элементарным же действие является в том случае, если оно может быть осуществлено сразу без его разложения на элементы. Поэтому в каждом  классе элементарность приема может быть различной. Мы рассмотрели общедидактические методы обучения, т. е. такие, которые охватывают  все без исключения акты обучающего взаимодействия учителя и учащихся, и именно эти  акты разделены по методам. Вместе с тем могут быть методы обучения отдельным  учебным предметам, методы достижения частных дидактических целей. Они не выходят за  рамки указанных методов, все они без исключения вписываются в них, но могут иметь свои обозначения, соответствующие конкретной цели. Например, обучение чтению методом  отдельных слогов или методом целых слов, обучение арифметике методом параллельных и контрастных действий (сложение и вычитание, умножение и деление), комментированное  чтение — это все детализация общедидактических методов применительно к частным  целям отдельных учебных предметов, предполагающих необходимость осознания того  общедидактического метода, к которому они относятся в зависимости от способа их  осуществления. Точно так же, когда речь идет о методах проверки успешности обучения,  то какие бы способы ни применялись, все они прежде всего являются способами обучения,  ибо проверка знаний тоже обучает. И все эти способы вписываются в указанные методы  обучения. Опрос — это репродуцирование знаний и умений. Способы закрепления знаний  (повторение, обобщение, их систематизация) точно так же воплощают репродуктивный,  частично­поисковый и исследовательский методы. Теперь ясно, какое место в изложенной системе методов занимают традиционные методы  обучения. Они выступают, в большинстве своем, в качестве средств, иногда приемов, с  помощью которых учитель осуществляет тот или иной метод. Ведь книгу можно  использовать для объяснительно­иллюстративного метода, но можно и для  репродуктивного и для исследовательского. Иллюстрация может служить средством  реализации всех методов. То же относится и к устному слову, письменным и графическим  работам. Лабораторные работы можно проводить репродуктивным методом, частично­ поисковым (когда дается неполная инструкция), исследовательским. Иными словами, все эти средства не обозначают сами по себе способа их использования и  могут быть применены в рамках разных методов обучения. Но, естественно, учитель  должен быть хорошо знаком со всеми этими средствами, подробно описанными во всех  учебниках педагогики и в методических пособиях. В разделе о содержании образования вы познакомились с воспитательной ролью  содержания. Но воспитательные функции выполняют и методы обучения. Они  воспитывают своими элементами и в целостном виде. Так, воспитывает качество  деятельности учителя, эстетический облик средств, появление цели у ученика,  напряженность деятельности его, умение пользоваться учебными средствами,  результативность работы. В то же время каждый метод как целостное явление способен воспитывать положительно  или отрицательно в зависимости от степени однообразия его форм, от его роли в  развертывании разносторонних сил ученика. Огромную роль играет характер мотивов учения, возбуждаемых методами. Одно дело, если они будят честолюбие, другое—если он­и вызывают интерес к познанию, процессу его, к  самостоятельному осуществлению поиска. В этом отношении методы влияют различно.  Первый и третий методы преимущественно рождают любознательность, второй —  стремление к усвоению, приобретению навыка и умения, к получению конечного  результата, последние два — потребность к познанию нового собственными силами и к  процессу поиска. Методы воспитывают эстетически совершенством их применения, эстетичностью средств,  красотой способа решения проблемы и т. д. Они воспитывают нравственно, приучая к точности аргументов, добросовестности  фиксации фактов, честности отношения к своей точке зрения и мнению товарищей. Вместе с тем нельзя отрывать воспитательную роль методов от того содержания, усвоению  которого она служит. Содержание, идейно­политически, нравственно и эстетически  насыщенное, является определяющей силой в воспитательной роли методов.

Статья «ОБЩИЙ ПРИНЦИП ДЕЛЕНИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ И ИХ СОЧЕТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ»

Статья «ОБЩИЙ ПРИНЦИП ДЕЛЕНИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ И ИХ СОЧЕТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ»

Статья «ОБЩИЙ ПРИНЦИП ДЕЛЕНИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ И ИХ СОЧЕТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ»

Статья «ОБЩИЙ ПРИНЦИП ДЕЛЕНИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ И ИХ СОЧЕТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ»

Статья «ОБЩИЙ ПРИНЦИП ДЕЛЕНИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ И ИХ СОЧЕТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ»

Статья «ОБЩИЙ ПРИНЦИП ДЕЛЕНИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ И ИХ СОЧЕТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.03.2017