Статья "Обучение дискуссионной речи на уроках русского языка"
Оценка 4.7

Статья "Обучение дискуссионной речи на уроках русского языка"

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
русский язык
5 кл—9 кл
29.01.2017
Статья "Обучение дискуссионной речи на уроках русского языка"
В статье рассматриваются вопросы обучения дискуссионной речи, приводится примерная программа работы, система заданий на усвоение знаний и отработку умений дискуссионной речи. Создание системы обучения дискуссии и дискуссионной речи на уроках русского языка во многом будет способствовать решению задач социального плана - повышению речевой культуры человека.
Обучение дискуссионной речи.docx
Обучение дискуссионной речи на уроках русского языка Барсукова Т.А., проеподаватель русского языка и литературы   гибкого   и   многостороннего,                    Современное общество с особой остротой требует нового мышления   –   гибкого,   многостороннего   –   и   новых   коммуникативно­ речевых   умений,   в   частности   умения   вести   дискуссию,   диспут, полемику, ставить вопросы и подходить к их решению диалектически.           Обучение дискуссионной речи ­ одна из главных частей уроков развития   речи   учащихся.   Действительность   требует   от   учащихся нового,   мышления   и   новых коммуникативно­речевых умений, а именно: умения вести дискуссию, диспут, полемику, ставить вопросы (волнующие, актуальные) остро и подходить к их решению диалектически.                    Вместе с тем, как показывают исследования, общий уровень владения   дискуссионной   речью  у   выпускников   школы   недостаточно высок.                    Объяснение этому мы видим в сложности самого явления; в недостаточной   разработанности   лингвистического   и   методического аспектов   дискуссионной   речи;   в   неполноте   представленных   в учебниках   по   русскому   языку   сведений   и   упражнений   по дискуссионной речи.             Основные свойства дискуссионной речи обусловлены ее целями (найти   истину,   убедить,   переубедить)   и   спецификой   употребления (публичный   спор).   Цели   ее   обусловливают   необходимость доказательности, демократичности и эмоциональности.           Обслуживание публичного спора обуславливает такие качества речи, как полилогичность, публичность, посвященность общественно значимой или научной тематике.                    Для обучения дискуссионному рассуждению учитель должен уметь:  вычленять   объем   и   содержание   определяемого   понятия,   т.е. предмет рассуждений;  определять диалектически противоположные его свойства, воз­ можные   варианты   отношений   к   нему   для   постановки дискуссионного вопроса и конкретизации объекта обсуждений;  формулировать   тезисы   –   возможные   ответы   на   поставленный дискуссионный вопрос; 1  строить   монолог­вступление,   монолог­утверждение,   монолог­ заключение;  подбирать системы аргументов для доказательства выдвинутых тезисов;  сопоставлять системы доказательств с целью выявления степени доказанности каждого из них;  делать выводы по проведенной дискуссии.           Кроме того учитель должен еще владеть способами управления полилогом,   т.е.   вовремя   «включать»   в   дискуссию   дополнительных коммуникаторов,   разные   виды   монологических   высказываний, реагировать   на   реплики,   видеть   и   принимать   во   внимание   реакцию слушателей, чтобы привести спор к логически правильному выводу.                    Обучение дискуссионной речи должно охватывать все годы обучения в школе. Вот возможная программа работы. Этап формирования умений I этап (V – VII кл.) II этап (VIII – IX кл.) Понятийная основа Изучаемый материал, параллельно с которым вводятся сведения Понятие о споре. Спор и ссора. Правила вежливости Прямая речь Диалог     Монолог­вступление,   монолог­ утверждение, монолог­ опровержение, монолог­ заключение. Понятие   о   дискуссии,   диспуте, полемике. Дискуссионное   рассужде­ние.   Тезисы дискуссионного рассуждения. Сравнение   зательств. Вывод систем   дока­ Повторение за VII класс именное   Составное сказуемое Сложноподчиненное предложение                     Система заданий на усвоение знаний и отработку умений дискуссионной речи должна включать анализ текстов рассуждений и их   частей,   а   также   самостоятельное   создание   элементов дискуссионного   рассуждения:   формулировку   проблемного   вопроса, тезисов;   сочинение   монологов­вступлений   (­убеждений,   ­опро­ вержений, ­заключений). После этого можно переходить к созданию 2 полных   рассуждений   дискуссионного   типа:   переводу   диалога   и полилога   в   монолог,   объединению   нескольких   элементарных рассуждений в одно дискуссионное и др.           Упражнения аналитического и систематического планов должны сочетаться   и   идти   параллельно   при   организации   каждого   этапа обучения. I этап                  Упражнение 1. Может ли предложение быть одновременно вопросительным и восклицательным?  Прочитайте   высказывания   двух   учащихся.   Первый   утверждает,   что предложение   не   может   быть   одновременно   вопросительным   и восклицательным. Второй  доказывает, что  предложение  может  быть одновременно   и   восклицательным,   и   вопросительным.   Каждый приводит свои аргументы и примеры.   Определите, кто из них, по­ вашему,   прав.   Соедините   два   текста   в   один,   чтобы   размышления привели к правильному выводу.            Упражнение 2.  Прочитайте текст, в котором передается спор между героями Э. Успенского дядей Федором и котом Матроскиным. Скажите, о  чем они спорят.  Как Шарик  предложил  решить  данный вопрос? Сколько точек зрения было высказано? Какие доказательства приводились?           Упражнение 3. Прочитайте текст. Оцените спор ребят. Давай поспорим! Ваня.  Давай поспорим! Гена.  О чем же мы будем спорить? Ваня.   А хоть о чем. Хоть об этой розе. Я буду говорить, что она красивая, а ты – что некрасивая. Я буду свое доказывать, а ты свое. И получится спор. Гена.  Эта роза некрасивая. Ну а дальше что? Ваня. А дальше доказывай. Какие у нее лепестки, скажи. Про стебли скажи… про цвет… Все плохое… А я это же самое – только наоборот, все хорошее скажу. Кто лучше будет доказывать, тот и победил. Гена.  Ладно, давай! Попробуйте поспорить, ребята! О чем бы вы стали спорить?        Упражнение 4. Обсудите с соседом по парте вопрос, нужны ли правила орфографии. Начните свой разговор словами: – Я считаю, что правила орфографии не нужны, потому что … – Я считаю, что слова надо писать правильно, потому что…    Или 3 IIэтап   вопросу.   Сформулируйте           Упражнение 1. Определите место и роль  высказываний в споре: вступление, утверждение, опровержение (отрицание), заключение. Выскажите   свое   мнение   по   этому   заключение.                    Упражнение 2. Прочитайте заметку о том, что необходимо, чтобы добиться чего­нибудь в жизни.  Трудолюбие? Или  достаточно одних   способностей?   Определите   предмет   спора.   Озаглавьте   текст. Составьте вступление и заключение.           Упражнение 3. Сравните рассуждения о роли человека в жизни природы.   Человек   –  это   друг   природы   или   ее   враг?   Определите,  в каких   рассуждениях   один   тезис,   в   каких   несколько.   Как   построить дискуссионное   рассуждение,   т.е.   содержащее   противоположные тезисы?                     Упражнение   4.   Прочитайте   приведенные   ниже   слова   и противоположные характеристики к ним и выберете такие, которые могут вызвать дискуссию. Поставьте дискуссионный (спорный) вопрос, т.е.   вопрос,   позволяющий   дать   противоположные   ответы.   Составьте все   возможные   варианты   ответов,   т.е.   тезисы   дискуссионного рассуждения.           Цветок: красивый – некрасивый, украшение, предмет роскоши – необходимость.                    Дружба: настоящая – ненастоящая; мужская – немужская; взаимовыгодная – выгодная для одного – бескорыстная; равноправная – подчинение одного другому.   необходимость – естественная потребность.                    Упражнение 5. Прочитайте монолог­утверждение и монолог­ опровержение о том, что такое свободное время и как человек должен им   распоряжаться.   Найдите   в   каждом   из   них   тезисы,   систему аргументов.   Чем   отличается   монолог­утверждение   от   монолога­ опровержения? Составьте монолог­вступление.                    Упражнение 6. Прочитайте приведенные противоположные мнения.   Придумайте   ситуацию,   в   которой   они   могли   бы   быть высказаны. Составьте вступление к диспуту, подберите аргументы для подтверждения каждого тезиса, аргументы для опровержения каждого тезиса. Сделайте заключение.      Чтение – это пустое времяпрепровождение.                   Учеба:   принудительная   –   удовольствие;   печальная 4 Чтение – это важное, нужное дело.      Создание   системы   обучения   дискуссии   и   дискуссионной   речи   на уроках русского языка во многом будет способствовать решению задач социального плана  – повышению речевой культуры человека. 5

Статья "Обучение дискуссионной речи на уроках русского языка"

Статья "Обучение дискуссионной речи на уроках русского языка"

Статья "Обучение дискуссионной речи на уроках русского языка"

Статья "Обучение дискуссионной речи на уроках русского языка"

Статья "Обучение дискуссионной речи на уроках русского языка"

Статья "Обучение дискуссионной речи на уроках русского языка"

Статья "Обучение дискуссионной речи на уроках русского языка"

Статья "Обучение дискуссионной речи на уроках русского языка"

Статья "Обучение дискуссионной речи на уроках русского языка"

Статья "Обучение дискуссионной речи на уроках русского языка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2017