Статья "обучение критическому мышлению через чтение и письмо на уроках математики"
Оценка 4.8
Повышение квалификации
docx
математика +1
Взрослым
21.01.2018
данная статья описывает применение мной технологий и стратегий технологии критического мышления, а так же их эффектитвность на всех этапах урока матемеатики. а так же поиск новых путей для повышения качества знаний учащихся и активизации познавательной деятельности при изучении предмета математики.
обучение критическому мышлению через чтение и письмо на уроках матемтаики.docx
ОБУЧЕНИЕ КРИТИЧЕСКОМУ МЫШЛЕНИЮ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО НА
УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Кравченко Людмила Викторовна
Учитель математики ГУ «Приозерная средняя школа»
Сандыктауского района
Важнейшая задача цивилизации –
научить человека мыслить
Эдисон
Научные знания, состоящие из теоретического и фактического материала, быстро
устаревают. Наиболее высоко в обществе сегодня ценятся умения и навыки, применяемые
в самых разнообразных ситуациях практической деятельности. Такими мобильными
умениями являются: умение предоставить информацию в оптимальной форме; правильно
подойти к рассмотрению вопросов в логической и наглядной форме; грамотно раскрыть
сущность и задачи проводимого исследования, видеть и соотносить с ней фактический
материал. Н.А.Назарбаев в своем ежегодном послании народу Казахстана отметил что «…
Учебные программы необходимо нацелить на развитие способностей критического
мышления и навыков самостоятельного поиска информации.»[6]
Технология критического мышления, интересна и эффективна тем, что в ней
синтезированы многие из известных технологий. Это коллективный и групповой способ
обучения, технологии развивающего и проблемноориентированного обучения.
Многие приемы технологии представляют собой совокупность заданий, в процессе
выполнения которых появляются работы творческого характера. В основе технологии
критического мышления лежит принцип: «Как можно больше ученика и как можно
меньше учителя», который и служит формированию мотивации познания у обучающихся и
развития самостоятельности. Даже в таком «сухом» предмете как математика можно и
нужно развивать навыки критического мышления.
В основе технологии РКМЧП лежит базовая модель, состоящая из трех фаз:
Фаза вызова .
Фаза реализации смысла .
Фаза рефлексии .
Основной задачей стадии вызова является побуждение интереса к получению новой
информации. На этой стадии происходит озвучивание цели урока, принятие ее учащимися,
мотивация их дальнейшей деятельности.
На стадии осмысления происходит получение новой информации учеником, а
также корректировка поставленных учеником целей обучения. Стадия размышления корректировка взглядов учащихся на основании полученной
ими новой информации, происходит рождение нового знания, а также постановка учеником
новых целей обучения.[4]
К сожалению не все технологии и приемы применимы в математике. Я хотела бы
рассказать о некоторых – которые я применяю на своих уроках
Таблицу ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал)применяю при изучении многих тем.
Первые две графы заполняются на стадии вызова. Вначале учащиеся работают
индивидуально в своей тетради. Затем обсуждают что получилось в парах или группах и
озвучивают вопросы которые хотели бы узнать. Третья графа заполняется на стадии
рефлексии.[2] Данный прием удобен своей простотой. Не отнимает много времени у
учащихся. Самое главное в изучаемом материале систематизируется в таблице.
Приём «Словарь» заключается в том, что за определенный промежуток времени
нужно написать как больше слов по теме. Затем каждым в группе озвучиваются слова и
термины, объясняется их смыл (теорема или определение). Этот прием удобно
использовать на стадии вызова. Когда я попробовала применить этот прием впервые – то
эта работа заняла несколько больше времени, чем планировалось, так как эта работа была
для учащихся новой. Но впоследствии учащимся стала нравиться такой вид работы, так
как он будет у каждого оценен, следовательно и домашняя подготовка стала качественнее.
Концептуальная таблица. (Сравнительный анализ).
Можно попросить учащихся заполнить таблицу, работая в группах. Затем провести
обсуждение и сравнение результатов.
Вид функции
Область
определения
Область
значений
Возрастание
убывание
1. Линейная
2.Квадратичная
3. Степенная и
т.д.
У>
0
Y<
0
Четност
ь
Нули
функции Такой вид работы позволил учащимся еще раз переработать материал, наглядно увидеть
все различия и схожие моменты, т.е проанализировать все изученное по теме функция и
заключит в таблицу.
Прием "Кубик"
Этот прием я использовала на уроке геометрии в 8 классе при изучении темы
четырехугольники.
Суть данного приема. Из плотной бумаги склеивается кубик. На каждой стороне пишется
одно из следующих заданий:
1. Опиши это... (Опиши цвет, форму, размеры или другие характеристики)
2. Сравни это... (На что это похоже? Чем отличается?)
3. Проассоциируй это... (Что это напоминает?)
4. Проанализируй это... (Как это сделано? Из чего состоит?)
5. Примени это... (Что с этим можно делать? Как это применяется?)
6. Приведи "за" и "против" (Поддержи или опровергни это)
Ученики делятся на пары. При работе с текстом учащимся были розданы эти же вопросы.
После изучения материала учитель бросает кубик над каждым столом и таким образом
определяется, в каком ракурсе будет группа осмыслять ту или иную тему занятия.
Данный вид работы заинтересовал учащихся, хотя и вызвал некоторые разногласия в двух
последних вопросах.
Я считаю, что данный прием
– позволяет ученикам реализовать различные фокусы рассмотрения проблемы, темы,
задания;
– создает на уроке целостное (многогранное) представление об изучаемом материале;
– создает условия для конструктивной интерпретации полученной информации.
«Составление кластера»
Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те
мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер
является отражением нелинейной формы мышления.[5]
Последовательность действий проста и логична:
Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение,
которое является «сердцем» идеи, темы. Данный прием заинтересовал учащихся 8 класса при изучении темы «Решение полного
квадратного уравнения ». На этапе вызова я на доске написала термин «Уравнение» и
предложила учащимся составить кластер, опираясь на ранее изученный материал. То есть
учащиеся, вокруг написали все известные виды уравнений, способы их решений. Таким
образом, из всего записанного мы пришли к выводу что мы знаем что есть квадратное
уравнение которое бывает полное и неполное. И нам на уроке нужно узнать способы
решения полного квадратного уравнения. Результатом нашего урока стало завершение
кластера с чем учащиеся справились.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления,
определяет информационное поле данной темы.
Метод «Карусель» применяла при изучении ряда тем. Готовила задачи с применение
нескольких формул, действий (по количеству групп)).По сигналу листы передаются по
часовой стрелке. Учащиеся совместно выполняют решение на каждый проблемный вопрос.
В итоге лист возвращается в первоначальную группу, которая сверяет ее с ответом.
Трудность применения данного метода составляет то, что где то в середине решения одна
из групп может пойти по ложному решению, тогда все решение является не верным. С
одной стороны это хорошо – учащиеся учатся видеть свои ошибки, но с другой стороны –
это отнимает дополнительное время урока.
«Метод ИНСЕРТ»
Я вместе с учащимися на конкретных примерах рассматрели три вида неполных
квадратных уравнений: ax2 = 0, ax2 + bx = 0, ax2 + c = 0 и способы их решения. Во время
работы я попросила учащихся сделать на полях пометки:
+ я это знал,
– я этого не знал,
! это меня удивило
? хотел бы узнать подробнее. Полученные данные мы занесли в таблицу:
Решение
Наличие
корней
Количество
корней
Пометки
Неполные
квадратные
уравнения
5x2 = 0
2x2 + 6x=0
x2 = 0
x = 0
2x(x + 3) =0
x=0 или x = – 3
x2 = 4, x = ±√, x = ±2
x2 = – 6
Есть
Есть
1
2
+
+
2
!
?
x2 – 4 = 0
x2 + 6 = 0
Заполнив таблицу мы увидели на что нужно обратить внимание, и какой вид неполных
уравнений рассмотреть более подробно.
Есть
Нет
При изучении темы «Ромб, Квадрат»поделив класс на две группы дала каждой из
них задание изучить одну из фигур. После выступления каждой группы решили заполнить
диаграмму Венна. В середине предложила записать общее между двумя понятиями, а
двух других – отличительные особенности каждого
квадрат
прямоугольник
диагонали раны
углы равны
общее
стороны равны
диагонали
перпендикулярны и точкой
пересечения
делятся
пополам
ромб
параллелограмм
противоположные углы
равны
Таким образом заполнив таблицу учащиеся смогли увидеть общее между двумя фигурами,
а так же сформулировать признаки ромба и квадрата. И хотя применение этого приема
заняло большую часть урока, но учащиеся сами проанализировав материал сделали
правильные выводы.
Прием «Лови ошибку» формирует умение анализировать информацию, умение
применять знания в нестандартной ситуации, умение критически оценивать полученную
информацию. На своих уроках я предлагала учащимся решенные задания из пробных туров
ВОУД с наиболее часто встречающимися ошибками. Учащиеся посовещавшись в группе
(паре) выдают свой ответ. Тем самым заостряя внимание на конкретных ошибках и
повторяя изученный материал.
Прием «Перепутанные логические цепочки». Учащимся предлагаются
перепутанные цепочки решений, которые они должны расставить в правильной последовательности (например при выполнении задач на построение).[1]данный вид работы
хотя и занимает некоторое количество времени, позволяет учащимся осмыслить,
проанализировать материал, а в некоторых случаях самим прийти к совершенно новому, но
верному утверждению.
Прием «Тонкие и толстые вопросы» использую на любой стадии урока. На
стадии вызова – для изучения темы, на стадии осмысления – способ активной фиксации
вопросов по ходу чтения, при рефлексии демонстрация понимания пройденного.[]
Используя данную технологию развития критического мышления, мы решаем очень
важные задачи. Вопервых, делаем процесс обучения интересным. Вовторых, формируем
такие навыки работы с информацией, без которых современному человеку трудно достичь
социального успеха. И, втретьих, воспитываем качества критически мыслящей личности,
способной найти правильный путь решения любой проблемы.
Использованная литература:
1. Инновационные методы обучения. Алматы2013,А.К. Маныбаева,З.М. Садвокасова
2. http
:// infourok
. ru / statya
formirovanie
kriticheskogo
mishleniya
na urokah
matematiki
991464.
htm
3. http://nsportal.ru/shkola/algebra/library/2016/03/31/tehnologiiiformyrazvitiya
kriticheskogomyshleniyanaurokah
4. Руководство для учителя АОО «НИШ»2015
5. Приемы технологии развития критического мышления Алматы 2013
6. Послание Президента РК Н.А. Назарбаева народу Казахстана от 30 января 2017г.
Статья "обучение критическому мышлению через чтение и письмо на уроках математики"
Статья "обучение критическому мышлению через чтение и письмо на уроках математики"
Статья "обучение критическому мышлению через чтение и письмо на уроках математики"
Статья "обучение критическому мышлению через чтение и письмо на уроках математики"
Статья "обучение критическому мышлению через чтение и письмо на уроках математики"
Статья "обучение критическому мышлению через чтение и письмо на уроках математики"
Статья "обучение критическому мышлению через чтение и письмо на уроках математики"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.